1. Комплексность – согласованное взаимодействие на межведомственном, профессиональном, образовательном уровнях.
2. Дифференцированность – дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов с учётом возраста и вовлечённости в наркотическую у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ (имеющих привычку), но не обнаруживающих пока ситуацию.
3. Аксиологичность – ценностная ориентация, формирование мировоззренческих представлений о ценностях трезвого здорового образа жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде.
4. Многоаспектность – сочетание разных направлений профилактической деятельности: социальный аспект ориентирован на формирование положительных моральных и нравственных ценностей, выбор трезвого здорового образа жизни; психологический направлен на формирование стрессо-устойчивых личностных установок, формирование навыков положительных выборов, в том числе в ситуации предложения ПАВ.
5. Последовательность – этапность, разделение на общие стратегические и частные этапные задачи.
6. Легитимность – формирование необходимой правовой базы антинаркотической профилактической деятельности [15:42-46].
1.5.1.3. Этапы системы профилактики:
Первый этап – неотложных мероприятий:
создание единого организационно-методического центра в структуре системы образования с соответствующими тематическим отделами (организационно-методический, учебный, профилактический, реабилитационный, юридический, медицинский, мониторинга, отдел информационной службы и взаимодействия с общественностью);
разработка нормативно-правовой базы профилактической деятельности в образовательной среде;
создание центра реабилитации детей и молодёжи с наркозависимостью;
открытие профилактических кабинетов в средних и высших профессиональных учреждениях;
создание инструктивно-методологической базы для профилактики наркозависимости и реабилитации детей и молодёжи с проблемами зависимости от ПАВ в действующих профилактических центрах;
модификация действующих программ профилактики;
внедрение Интернет-информационной системы по вопросам профилактики употребления ПАВ среди детей и молодёжи;
разработка системы показателей и методического обеспечения проведения мониторинга наркотической ситуации в детско-молодёжной среде;
модификация системы профилактических осмотров;
создание пакета информационно-методической документации для начальной переподготовки кадров на местах.
Второй этап – организационных мероприятий:
создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации воспитателей, педагогов, психологов дошкольных образовательных учреждений и школ, социальных работников;
создание региональной сети учебно-методических центров профилактики;
создание специализированного издательства, включая издание газеты и журнала;
разработка альтернативных программ в системе концепции КАПР, адаптированных к различным регионам;
создание полномасштабной системы мониторинга в России, позволяющей оценить не только уровень распространения наркомании, но и степень эффективности профилактических мероприятий, в том числе и в отношении сопутствующих заболеваний и других осложнений;
разработка различных моделей положительных ценностных ориентаций в области социально-духовной деятельности;
организация спортивных соревнований и иных эффективных форм досуга.
Третий этап – этап полного развертывания программ (вводится дифференцированно по разным регионам):
внедрение в большинстве регионов;
мониторинг наркологической ситуации и эффективности внедрения профилактических мер;
разработка новейших методов и приёмов профилактики;
сравнительное обобщение российского и международного опыта.
Концепция КАПР предполагает создание следующих профилактических программ:
активная профилактическая деятельность в образовательных учреждениях;
активная профилактическая деятельность в семье;
активная профилактическая деятельность в организации внеучебной и досуговой деятельности детей и молодёжи.