Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Соотношение экономики, политики и права

Тема 8. СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ПРАВА

Вопросы

1. Понятие и сущность права

2. Понятие права в объективном и субъективном смыслах

3. Право как государственный регулятор общественных отношений

4. Естественно-правовая теория

5. Историческая школа права

6. Нормативистская теория права

7. Марксистская теория права

8. Психологическая теория права

9. Социологическая теория права

Соотношение экономики, политики и права

11. Принципы права: понятие и виды

12. Соотношение убеждения и принуждения в праве

13. Функции права: понятие и классификация

 

Ответы

1. Понятие и сущность права

Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое поня­тийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.); во-вторых, выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридический инстру­мент, связанный с государством.

Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, выража­ющих общественную, классовую волю (конкретные интересы общест­ва, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки права:

1) волевой характер;

2) общеобязательность;

3) нормативность;

4) связь с государством;

5) формальная определенность;

6) системность.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная сторона);

2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержатель­ная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности права:

классовый, в рамках которого право определяется как система гаран­тированных государством юридических норм, выражающих возведен­ную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обес­печения главным образом интересов класса);

общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как вы­ражение компромисса между классами, группами, различными соци­альными слоями общества (здесь право используется в более широ­ких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и на­циональный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые инте­ресы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

2. Понятие права в объективном и субъективном смыслах

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смыслах.

Объективное право (или собственно право) — это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, устанав­ливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегу­лирование общественных отношений. Объективное право — это зако­нодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нор­мативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему. *

Субъективное право — это мера юридически возможного поведе­ния, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъек­тивными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъек­тивны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право — это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право — это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

Вместе с тем не следует забывать, что не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения, и обязанность государства — признавать и защищать эти права.

Подразделение права на объективное и субъективное коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смыс­ле юридических норм или в смысле наличных прав участников обще­ственных отношений.

3. Право как государственный регулятор общественных отношений

Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, выража­ющих общественную, классовую волю (конкретные интересы общест­ва, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать опреде­ление понятия «право» и перечислить его основные признаки.

Наиболее существенным признаком права, включенным в опреде­ление данного понятия, выступает его тесная связь с государством; этот признак выражается в том, что:

1) государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пре­сечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания ви­новных и т.п.;

2) право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах. Согласно этому, право служит орудием прове­дения в жизнь политики государства, специфическим средством орга­низации его разносторонней управленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций;

3) право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему вы­ступать в качестве особого социального регулятора, в виде критерия правомерного и неправомерного поведения;

4) в отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм.

4. Естественно-правовая теория

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII—XVIII вв. Представители: Гоббс, Локк, Радищев и др.

Основные идеи:

1) в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, су­ществует высшее, подлинное, естественное право, свойственное чело­веку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав челове­ка и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);

2) отождествляются право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как спра­ведливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);

3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от Бога.

Достоинства:

— это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом кото­рой совершались буржуазные революции, приводившие на смену от­жившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

- в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравствен­ными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

- провозглашает источником прав человека природу либо Бога и тем самым предотвращает произвол чиновников и государственных структур.

Слабые стороны:

—такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) уменьшает его формально-юридические свойства, в ре­зультате чего теряется четкий критерий законного и противозакон­ного, поскольку весьма непросто определить это с позиций справед­ливости, представление о которой может быть разным у различных людей;

—такое понимание связано не столько с правом, сколько с право­сознанием, которое также может быть разным у различных людей.

5. Историческая школа права

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII — начале XIX в. Представители: Гуго, Савиньи, Пухта и др:

Основные идеи:

1) право — историческое явление, которое, как и язык, не устанав­ливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

2) право — это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр национального духа, глубин народного созна­ния и т.д.;

3) представители этой теории, которая возникла во времена феода­лизма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие естественные права человека.

Достоинства:

— впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необ­ходимость их учета в правотворческом процессе;

— справедливо подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по свое­му усмотрению;

— верно подмечены преимущества правовых обычаев, как прове­ренных временем и стабильных правил поведения.

Слабые стороны:

— данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализ­ма, уже отживающего строя;

— ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству (между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений).

6. Нормативистская теория права

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др. Основные идеи:

1) исходным, в частности для концепции Кельзена, является пред­ставление о праве как о системе (пирамиде), норм, где на самом верху находится основная (суверенная) норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более зна­чительной юридической силы;

2) по Кельзену, бытие права принадлежит сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности сис-

темы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в чистом виде, вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства:

— верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчи­нения правовых норм по степени их юридической силы;

— Нормативность в данном подходе органически связана с фор­мальной определенностью права, что существенно облегчает возмож­ность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с последними по нормативным актам;

— признаются широкие возможности государства влиять на обще­ственное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечи­вает основную норму.

Слабые стороны:

— слишком значителен «сдвиг» к формальной стороне права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.). Поэтому представители данной теории недооценивают связь права с социаль­но-экономическими, политическими и духовными факторами, т.е. из­лишне очищают от них право;

— признавая тот факт, что основную норму принимает законода­тель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эф­фективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и необоснованными.

 

7. Марксистская теория права

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XIX—XX вв. Представители: Маркс, Энгельс, Ленин и др. Основные идеи:

1) право понимается как возведенная в закон воля господствующе­го класса, т.е. как классовое явление;

2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных от­ношений, носителями которых выступают классы собственников ос­новных средств производства, держащие в своих руках государствен­ную власть;

3) право представляет собой социальное явление, в котором клас­совая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются го­сударством.

Достоинства:

— в связи с тем что представители данной теории право понимали как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;

— показали зависимость права от социально-экономических фак­торов, наиболее существенно влияющих на него;

— обратили внимание на тесную связь права с государством, кото­рое устанавливает и обеспечивает его.

Слабые стороны:

— преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества;

— слишком жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.

8. Психологическая теория права

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Петражицкий, Росс, Рейснер и др. Основные идеи:

1) психика людей — фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономернос­ти — правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутив­ный характер, т.е. представляют собой чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (импера­тивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида — переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (лично­го, автономного) права. Последнее может быть не связано с первым. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматриваться как дейст­вительное право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, пережива­ния детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют игорное право, детское право и т.д.

Достоинства:

— учтены психологические процессы, которые существуют наряду с процессами экономическими, политическими и пр. Поэтому нельзя из­давать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида;

— повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;

— источник прав человека здесь выводится не из законодательст­ва, а из психики самого человека.

Слабые стороны:

— придается слишком большое значение психологическим факто­рам в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т.п.), от которых тоже зависит природа права;

— в связи с тем что подлинное право (интуитивное) практически оторвано от государства и не имеет формально определенного харак­тера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

9. Социологическая теория права

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Эрлих, Жени, Муромцев и др. Основные идеи:

1) разделяют право и закон, хотя и делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естествен­ных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон нахо­дится в сфере должного, то право — в сфере сущего;

2) под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право — это реальное поведение субъектов правоотношений — физи­ческих и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктри­ны — теория живого права;

3) формулируют такое живое право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъекта­ми правотворчества.

Достоинства:

— такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление;

— совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;

— эта теория хорошо согласуется с ограничением государственно­го вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Слабые стороны:

— если под правом понимать реализацию законов, реальный пра­вопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомер­ного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

— в силу переноса «центра тяжести» правотворческой деятель­ности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

 

Соотношение экономики, политики и права

Экономика — это совокупность производственных отношений, спо­соб производства конкретного общества. Политика — это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями; между государством, с одной стороны, и народом — с другой. (Определение права давалось выше.)

Существует два основных подхода к соотношению данных по­нятий.

Согласно первому подходу, среди этих понятий нет какого-либо одного приоритетного. Первичными факторами развития и функцио­нирования общественных отношений (в том числе производственных, политических, правовых) выступают интересы людей. В определен­ных случаях интересы получают реализацию, прежде всего в праве и лишь затем претворяются в других сферах социальных связей. Здесь можно говорить о приоритете права перед экономикой (например, в эпоху буржуазных революций в Западной Европе сначала принима­лись законы, а потом на их базе формировались новые экономические отношения).

Но бывает и наоборот, когда интересы сначала претворяются в новые производственные отношения, а затем закрепляются в праве. Здесь уже можно говорить о приоритете экономики над правом. По­литика же выступает посредником между данными явлениями и соот­ветственно понятиями.

Согласно второму подходу, экономика определяет политику и право. Последние являются надстроечными категориями и зависят от базиса (способа производства). Однако эта доминирующая роль про­является лишь в конечном счете, ибо политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и обратное воздействие на нее, стимули­руя либо сдерживая развитие производственных отношений.

Политика здесь тоже выступает в виде посредника между эконо­микой и правом.

Соотношение же между политикой и правом проявляется двояко:

1) когда определяющим фактором выступает политика и

2) когда определяющим фактором выступает право.

11. Принципы права: понятие и виды

Принципы права — это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправо­вые, межотраслевые и отраслевые принципы. К общеправовым принципам относят:

1) справедливость;

2) юридическое равенство граждан перед законом и судом;

3) гуманизм;

4) демократизм;

5) единство прав и обязанностей;

6) сочетание убеждения и принуждения и т.п.

Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты не­скольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принципы со­стязательности и гласности судопроизводства и т.д.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголов­ном процессе — презумпция невиновности и т.п.

Принципы права участвуют в регулировании общественных от­ношений, так как они не только определяют общие направления пра­вового воздействия, но и могут быть положены в обоснование реше­ния по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

12. Соотношение убеждения и принуждения в праве

Убеждение и принуждение — универсальные методы социального управления, которые присущи различным регуляторам, в особенности праву.

Убеждать — значит склонять субъектов к определенной дея­тельности, соответствующей их воле, без силового давления, рас­ширяя свободу выбора. Убеждение может осуществляться в право­вой сфере через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д. Государство и общество, прежде всего, должны максимально использовать методы убеждения в правовом регулировании как основные, главные. Убеж­дение основывается на заинтересованности, доказательствах закон­ности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.

К важным формам убеждения относятся правовоспитательная ра­бота, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое значение имеет обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия.

Принуждать — значит склонять людей к определенной деятель­ности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществлять­ся в правовой сфере через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д. Особенности принуж­дения:

1) представляет собой более жесткий метод воздействия права на субъектов;

2) является второстепенным, применяемым после убеждения ме­тодом;

3) осуществляется в особой процессуальной форме, установлен­ной в праве;

4) выступает не как самоцель, а как средство исправления и пере­воспитания, т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний.

Главная задача законодателя — установить оптимальное сочета­ние мер принуждения и убеждения в праве.

Во многом убеждение и принуждение воплощаются в праве в двух соответствующих методах — диспозитивном и императивном (см. ответ на вопрос 93).

 

 

13. Функции права: понятие и классификация

Функции права — это основные направления правового воздейст­вия, выражающие роль права в упорядочении общественных отноше­ний.

С помощью понятия функции права можно познать предназначе­ние права в обществе, его динамику, действие.

Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких). Если следовать ши­рокому смыслу функций права, то среди них можно выделить, напри­мер, такие, как экономическая (право упорядочивает производствен­ные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), политичес­кая (регламентирует политические отношения, регулирует деятель­ность субъектов политической системы и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педа­гогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения), коммуникативная (выступает спо­собом связи между субъектом и объектом управления).

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятив­ную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творчес­кий характер, ибо право с помощью ее призвано содействовать разви­тию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы — поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.

Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ог­раничений — обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений — и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функ­ции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают дейст­вовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препятствуют конкретные поме­хи. Для того чтобы убрать с пути данные препятствия, и используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.