Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Композиция публичного выступления – не застывшая форма, она подчинена законам человеческой жизни и может быть свободной.



Когда текст выступления подготовлен, необходимо прочитать речь вслух, обращая внимание на дикцию, произношение темп речи, громкость голоса. При чтении вслух выявляются ранее не замеченные недочеты выступления и выступающего.

Любая речь должна быть произнесена. Перед оратором всегда стоит вопрос: читать лекцию или заучивать наизусть? Есть три спо­соба выступления:

чтение текста,

воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов,

импровизация.

Традиционно чи­тают речи дипломатические, юбилейные, официальные, доклады политического или экономического содержания. Другие виды речей произносят. Импровизация хороша там, где требуется немедленный отклик, живая реакция слушателей на слово оратора. Иногда оратор заучивает текст речи наизусть. Но при волнении, какой-либо нео­жиданности оратор может забыть текст. Предпочтительней ситуа­ция, когда оратор произносит текст на память, иногда заглядывая в него, чтобы не отойти от темы или чтобы зачитать цитату, важ­ную формулировку, статистику, цифровые данные.

Чтобы лучше запомнить текст выступления, необходимо по­мнить о некоторых правилах и техниках заучивания.

К числу приемов относятся прием зрительного запоминания, когда рисуются схемы, картинки, графики, слухового – когда текст многократно произносится вслух, моторного – разработка жестов для всех частей речи. Кроме того, существуют следующие приемы: ритмизация – информация подается в виде стихов или песни; созда­ние ярких картинок; метод Цицерона, заключающийся в том, что информация расставляется по ходу прогулки по комнате, со­здание ассоциаций.

Итак, чтобы речь прозвучала, имела успех, достигла нужного результата, оратор должен серьезно готовиться к выступлению. Только тогда возможен контакт со слушателями. О том, есть ли контакт, можно судить по задаваемым вопросам, оратор и слу­шатели обсуждают одни и те же проблемы, испытывают сходные чувства. Убежденность оратора, его взволнованность, заинтересо­ванность передаются и слушателям. Даже несведущий человек, заглянув в зал, поймет интересно ли слушателям, состоялось ли общение, наблюдается ли ответная реакция.

Кто-то помидор со смаком солит,

Кто-то карты сальные мусолит,

Кто-то сапогами пол мозолит,

Кто-то у гармошки рвет меха.

Но ведь сколько раз в любом кричало

И шептало это же начало:

«Граждане, послушайте меня...»

Страшно, если слушать не желают,

Страшно, если слушать начинают.

Вдруг вся песня, в целом-то, мелка...

Е. Евтушенко

Человек, стоящий перед залом, должен выглядеть безукориз­ненно. Поэтому рекомендуется одежда, подходящая к виду речи. Это, как правило, деловой костюм традиционного покроя, влия­ющий положительно на аудиторию. То же относится к прическе, украшениям, макияжу у женщин. Внешний вид оратора призван подчеркивать его профессионализм, деловые качества.

В момент выступления оратору необходимо следить за мими­кой и жестами. Его лицо должно быть серьезным, приветливым, дружелюбным.

Жесты подчеркивают речь, оживляют ее, уточняют и расшиф­ровывают. Есть жесты нужные, а есть жесты вредные, отвлекаю­щие. Раздражают суетливые, повторяющиеся жесты. Нельзя кру­тить пуговицу, украшение, дергать себя за нос или волосы, пере­бирать бумаги на столе и др.

Идеальная речь складывается из умения точно, четко и логич­но сформулировать свою мысль, представления о том, кому она предназначена, какова цель выступления, знания языка, его норм и правил, умения безошибочно выбрать стиль и языковые сред­ства в соответствии с целью, умения преодолеть барьеры, встаю­щие на пути оратора, виртуозного владения речевым аппаратом. Вот несколько советов:

§ Итак, выступайте только тогда, когда есть что сказать.

§ Не начинайте речь сразу, спустя 15-20 секунд посмотрите на аудиторию, улыбнитесь и скажите: «Здравствуйте».

§ Читая речь по бумажке, читайте так, будто говорите с собе­седником.

§ Не останавливайте взгляд на отдельных лицах. Долгий при­стальный взгляд вызывает неприятное чувство.

§ Говорите выразительно.

§ Используйте весь словарный состав, исключив канцеляриз­мы, вульгаризмы.

§ Возбуждайте внимание слушателей.

§ Держите паузу.

§ Соединяйте слово с жестом. Жесты должны быть строго дози­рованы, точны, мимика доброжелательна.

§ Меняйте темп речи и тон голоса. Это выделяет отдельные сло­ва, повышает уровень восприимчивости.

§ Избегайте менторского тона.

§ Имейте в запасе шутки, анекдоты.

§ Старайтесь, чтобы начало выступления было необычным, а ее конец – запоминающимся. При необходимости резюми­руйте.

§ Создавайте индивидуальный стиль. Делайте свою речь непохо­жей на другие выступления.

Публичная речь в различных ситуациях общения преследует разные цели, но, как правило, она прагматична, поэтому должна быть продуманной, логически выстроенной. В деловом обще­нии, профессиональной сфере традиционно используются опре­деленные виды речей.

1. Информационная речь. Ее цель обогатить слушателей новыми знаниями, пробудить любопытство. Способами создания ин­формационной речи являются описание, повествование, рас­суждение. Информационная речь должна пробуждать внима­ние к затронутой проблеме, в ней не должно быть спорных моментов, должен быть подобран современный материал с примерами и иллюстрациями. В практике вуза часто использу­ются информационные речи студентов на семинаре, при за­щите реферата, курсовой и дипломной работ. Они обычно включают: определение темы, предмета исследований, мето­дику работы, обзор имеющейся литературы по этой теме, но­визну и практическое применение.

Один из распространенных видов публичных выступлений в вузе – научный докладсообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Он содержит новые сведе­ния, во многом определяется наличием авторской точки зрения. С ним студент выступает на семинаре или, например, на научной конференции. Он готовится так же, как и другие устные выступ­ления, так же обязательно нужно прочитать текст вслух перед выступлением, составить план.

Таким же образом готовится зашита реферата. Выступление включает:

ª объявление темы и цели работы,

ª указание на источни­ки,

ª содержание работы, включающее цитаты, факты,

ª значимость,

ª имеющиеся точки зрения.

2. Речи, обращенные к чувствам (речи по специальному поводу), делятся, как правило, на протокольную речь (рамочную), тра­урную речь, торжественную речь, речь в дружеском кругу. Про­изнесение такого рода речей обычно вызывает трудности из-за того, что необходимо правильно выбрать момент, уметь уловить настроение слушателей именно в этот момент, уметь выразить чувства и ожидания слушающих. Необходимо гово­рить коротко и понятно, но при этом выразительно. Речь дол­жна быть оригинальной и запоминающейся.

3. Во всех областях деятельности распространена протокольная (рамочная) речь, она не является центром мероприятия, но как бы обрамляет событие. К протокольным речам относятся презен­тации, приветственные и благодарственные речи, всевозможные открытия (выставок, зданий, мемориалов и др.).

В начале приветственной речи необходимо открыть мероприя­тие, по поводу которого собрались зрители и слушатели, привет­ствовать всех собравшихся, приветствовать докладчика и предста­вить его слушателям.

В конце приветственной речи благодарят докладчика и высту­пающих, обосновывают благодарность и прощаются с аудитори­ей.

Цель торжественной речи – создать праздничное настроение. Как правило, она создается заранее и должна быть короткой, оригинальной, запоминающейся. Речь по поводу юбилея или дня рождения может содержать приветствие, повод, перечисление ответственных моментов, краткую характеристику деятельности, в ней могут приводиться примеры из жизни, выражаться благо­дарность и пожелания на будущее.

Речь в дружеском кругу, при деловом общении и личном об­щении имеет разные формы. Например, готовясь к выступлению перед коллегами, нужно предусмотреть следующие моменты:

| приветствие и указание на смысл мероприятия,

| обзор работы, проделанной коллегами, лучше с каким-либо рассказом или шутливым комментарием,

| выражение надежды на дальнейшее сотрудничество,

| пожелания.

Для подобных выступлений существуют следующие рекоменда­ции:

{ говорите с волнением в голосе, при этом выступление более сочувственно воспринимается аудиторией;

{ помните, что для слушателей важнее их цели, а не цели ора­тора;

{ не начинайте выступление со смешной истории, если она не несет никакой информации;

{ не следует говорить чересчур медленно;

{ в речи должны быть неожиданные переходы;

{ подводите итоги не только в конце, но и в продолжение речи;

{ разрешайте аудитории спорить с вами;

{ не забывайте о юморе.

Ораторская речь представляет собой монологический тип речи и имеет функционально-смысловые разновидности:

§ монологичес­кое повествование,

§ монологическое описание,

§ монологическое рассуждение.

Применение отдельного типа речи связано с желанием орато­ра яснее и глубже выразить свою мысль, доказать свою точку зре­ния.

Повествование – это динамический тип речи, выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях, имеющий специфические языковые средства.

Выделяют развернутое и неразвернутое повествование.

ª Развер­нутое повествование показывает последовательность действий или состояний.

ª Неразвернутое выражается репликой или является вве­дением к другим типам речи.

«Мы знаем о покойной, что это была миловидная мещаноч­ка, жившая своей тихой жизнью. Была она горничной, попала в любовницы к женатому буфетчику, родила ребенка, свезла его в воспитательный дом... Отлежала в больнице, жила на Пороховых заводах весьма бедно, вместе со своим маленьким братом, люби­ла свою мать...» (Из выступления адвоката С.А. Андреевского. «Дело Иванова»).

Описание – это констатирующая речь, которая дает пред­ставление о свойствах, характерных чертах, качествах объекта изучения путем перечисления его признаков в данный момент.

Описание, как правило, бывает статическое. Динамическое применяется чаше всего в научной речи, в рассказе об опытах.

«Вы видите его наружность. Хотя ему уже 27 лет, но он чрез­вычайно моложав и миниатюрен. Он смотрится красивым маль­чиком. Черты лица у него тонкие и правильные, но в его круглых глазах, большей частью серьезных, мелькает беспокойный ого­нек блуждающей мысли» (Из выступления С.А. Андреевского. «Дело Иванова»).

Рассуждение – тип речи, в котором исследуются предметы или явления, доказываются определенные положения. Рассужде­ние образует цепь умозаключений на какую-либо тему, логичес­ки связанных между собой, и характеризуется причинно-след­ственными отношениями.

Существуют собственно рассуждение, доказательство, объясне­ние. Цель собственно рассуждения – выведение нового знания.

Цель доказательства – обоснование ложности или истинности положений.

Цель объясненияконкретизация положений, ус­тановление их достоверности.

Одна из форм рассуждения - об­щие места, т.е. отвлеченные рассуждения, усиливающие аргумен­тацию.

Не следует забывать о применении речевых клише, при­нятых в ораторской практике и необходимых для установления контакта со слушателями. Оратор должен обязательно предста­виться, поблагодарить за внимание. В начале и в конце выступле­ния следуют речевые формулы приветствия и прощания: «Граждане, господа, коллеги», «Позвольте начать выступление», «За­кончить выступление», «Обратить ваше внимание».

Таким образом, каждое выступление, даже самое малое, рас­считанное на небольшую аудиторию, должно быть тщательно подготовлено, ведь как сказал великий поэт, ученый, оратор М.В. Ломоносов: «Блаженство рода человеческого, коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может».

Использованная литература

Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 127– 159).

ВОПРОСЫ для самопроверки.

? Какие качества необходимы человеку, собирающемуся стать человеком публичным?

? Какие качества речи , по вашему мнению, недостает вам?

? Каковы пути повышения качества речи?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.