Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Трудности восстановления и дальнейшего развития страны после Великой Отечественной войны



Победоносно завершив войну, Советский Союз приступил к восстановлению разрушенного народного хозяйства, переводу экономики на мирные рельсы. Переход от войны к миру совершался в стране чрезвычайно трудно как вследствие огромных человеческих жертв, разрушений, так и по причине консервативной политики Сталина и его окружения, которая мешала эффективно использовать экономический потенциал, накопленный советским народом опыт, достижения ученых и благоприятные международные условия.

Главная объективная трудность состояла в крайнем истощении, обескровливании страны. СССР понес самые большие людские потери во Второй мировой войне. На полях сражений, в концентрационных лагерях и тюрьмах от болезней и голода погибло более 27 млн человек. Потери составляли шестую часть активного населения, в котором доля женщин после войны достигла 56 %. Стране понадобилось почти десять лет, чтобы население ее достигло своей довоенной численности.

Многие тысячи советских солдат, освобожденные из плена, по возвращении на родину были осуждены как предатели и отправлены на принудительные работы. Их труд, равно и как труд других заключенных, использовался с низкой отдачей. Опытные квалифицированные кадры, которых лишилась страна, по некоторым подсчетам составляли около одной трети трудовых ресурсов. Положение усугублялось еще и тем, что «холодная война» и опасение Сталина за судьбу западных границ социалистических стран вынуждали сохранять почти пятимиллионную армию. Резервы роста трудовых ресурсов и в последующие годы были ограничены вследствие потерь в естественном приросте населения в годы войны и падения рождаемости. Советское государство нуждалось во всесторонне продуманной экономической, социальной и демографической политике.

Следует также указать на ту тяжелейшую разруху, которую понесла страна в результате оккупации и военных действий. Было разрушено 1710 городов, более 70 тыс. сел и деревень, 25 млн человек остались без крова; выведено из строя около 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. км железнодорожных путей и других сооружений.

Варварскому разрушению подверглось сельское хозяйство. Фашисты разорили 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов и 2890 машинно-тракторных станций. Стоимость только прямого материального ущерба страны составила 679 млрд рублей, а общая сумма прямого и косвенного ущерба составила 2569 млрд рублей в ценах 1941 года. Надо заметить, что советский народ не получил полного возмещения даже тех репарационных платежей, которые были определены международным соглашением. В связи с образованием ГДР в народную собственность нового германского государства было передано 9281 предприятие, принадлежащее нацистским преступникам. По решению союзного контрольного совета эти предприятия являлись советской собственностью. Кроме того, 15 января 1950 года правительство, без обсуждения в Верховном Совете СССР, сократило оставшуюся часть репарационных платежей на 50 % и предоставило рассрочку на 15 лет с выплатой ее товарами.

Трудности восстановления промышленного потенциала были связаны с его конверсией. Промышленность не способна была быстро переключиться на выпуск Гражданской продукции. Это привело к общему снижению производства. Если в 1945 году валовая продукция промышленности составляла 92 % от уровня 1940 года, то в 1946 году этот показатель снизился до 77 %. Объем сельскохозяйственного производства в 1945 году упал до 60 % довоенного уровня, в районах же, которые были оккупированы врагом, до 51 %. Посевные площади сократились с 118 до 84 млн га.

В условиях наступившего трудного мира государство и коммунистическая партия взяли на себя все функции по руководству восстановлением разрушенного хозяйства и дальнейшим строительством общественного и политического строя, продолжив линию жесткого административно-партийного контроля над перераспределением трудовых, финансовых и материальных ресурсов.

Необходимо оценить все факторы и возможности, которыми располагала страна для решения основной задачи по восстановлению народного хозяйства. Прежде всего, важную роль играли политическое сознание и опыт, приобретенный советским народом за истекшие 10—15 лет и особенно за годы войны. Поколение советских людей, прошедших суровые испытания, стремилось в короткий срок восстановить и преумножить экономическую мощь страны, поднять материальное благосостояние и культурный уровень жизни. Победа в войне рождала решимость производительнее работать и эффективнее хозяйствовать.

Страна располагала, несмотря на потери, опытными кадрами специалистов, ученых, инженерно-техническим персоналом, доказавшими свою способность проектировать, создавать крупные современные предприятия в короткие сроки, налаживать серийное производство необходимой техники и товаров народного потребления.

Все трезвомыслящие люди пытались разобраться в международных и внутренних событиях, понять, какими путями должно развиваться послевоенное советское общество, чтобы с меньшими издержками и потерями достигать больших экономических и социальных результатов.

Советские рабочие и колхозное крестьянство устали от жертвенности, они стремились к немедленному улучшению продовольственного снабжения, приобретению добротной, красивой одежды, к достойным бытовым условиям. Суровые реальности войны воспитали у трудящихся привычку к военно-административной мобилизационной дисциплине и жесткому порядку, обязательности в выполнении установленных норм и плановых заданий, что также являлось серьезным фактором в восстановлении разрушенного хозяйства страны.

В послевоенное время государство и партия опирались на преимущество плановой экономики, развитую военную промышленность, на приобретенный опыт индустриального строительства с использованием системы натурального учета и распределения средств производства, перераспределения средств производства, трудовых ресурсов и финансов в интересах сохранения высоких темпов развития народно-хозяйственного комплекса. Советские экономисты, работники Госплана слепо и неуклонно следовали известной доктрине К. Маркса о том, что «капиталистическое общество употребляет большую часть находящегося в его распоряжении годичного труда на производство средств производства».

Так как в Советском Союзе действовали жесткие системы государственной монополии, степень производительного накопления в форме готовых средств производства была выше, чем в капиталистических странах. Административно-командная система индустриальной эпохи, вооруженная доктриной К. Маркса, идеологией диктатуры пролетариата в экстремальных условиях давала, как видим, крупный производственный эффект. При этом она технократически относилась к личным потребностям трудящихся. До известной степени она способна была конкурировать с монополистической частной экономикой, в которой государственное регулирование и рынок не вышли на уровень информационного обслуживания.

Это доказала история экономического развития страны в 1930—1940-е годы. Но границы производительного эффекта административной системы чрезвычайно узки и ограничены. Они определяются наличием материальных, трудовых ресурсов, которые могут быть использованы для экстенсивного расширения общественного производства. Но как только наступает обстановка мира и достигается средний уровень благосостояния, удовлетворяющий сложившиеся потребности труда низкой и средней квалификации, административно-командные методы управления экономикой катастрофически теряют эффективность и прежде всего в качественных характеристиках общественного производства.

С лета 1945 года сталинское руководство, используя военно-административные, экономические, идеологические рычаги, приступило к переводу народного хозяйства с чрезвычайных условий военного времени на рельсы мирного производства, приспособленного к проведению планов дальнейшей индустриализации. В сентябре 1945 года был упразднен ГКО, его функции переданы СНК, ликвидированы наркоматы танковой промышленности и боеприпасов, на их базе созданы хозяйственные и специализированные наркоматы, сокращены военные расходы с 42,9 % в 1945 году до 23,9 % в 1946 году, увеличены капиталовложения в народное хозяйство; отменены сверхурочные работы, восстановлен восьмичасовой рабочий день в промышленности, вновь стали предоставляться рабочим и служащим очередные отпуска.

В августе 1945 года партия и правительство поручили Госплану СССР, который возглавлял Н.А. Вознесенский, разработать план первой послевоенной пятилетки на 1946—1950 годы. При обсуждении проекта плана некоторые отечественные руководители того времени (А.А. Жданов, Н.А. Вознесенский, М.И. Родионов и др.) высказывались за более уравновешенное, сбалансированное развитие различных секторов экономики и ее подразделений, за некоторое смягчение административно-командных методов. Однако дискуссия завершилась победой сторонников возврата к довоенной модели экономического развития, где приоритет оставался за индустриализацией. В марте 1946 года Верховный Совет СССР утвердил четвертый пятилетний план, основная задача которого состояла в том, чтобы «восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных размерах». В нем с предельной силой воплотилась политика преимущественного развития тяжелой индустрии, которая и в дальнейшем проводилась в течение более 40 лет. Она, с одной стороны, была продиктована необходимостью преодоления внешней угрозы, которой пугало народ сталинское руководство, путем ускоренного наращивания военно-промышленного комплекса. С другой стороны, эта экономическая политика социально была выгодна партийной и государственной бюрократии. Трудящиеся несли непомерное бремя прямых и косвенных налогов. За 12 послевоенных лет только принудительные займы составили общую сумму 128 млрд рублей.

Система приоритетов относила непосредственные жизненные интересы рабочих и колхозного крестьянства на второй и третий план. Советская экономика могла производительно функционировать только в атмосфере осадного положения, отчуждения от внешнего мира, которому идеология приписывала образ непримиримого врага. «Холодная война» в известных пределах была выгодна советским партийным верхам.

В послевоенные годы правящая партия использовала государственные органы, командный стиль руководства, которые давали эффект накопления средств общественного труда в натуральной форме в условиях жесткого контроля за творческой деятельностью, отсутствия свободы мысли. Люди науки и техники могли действовать с разрешения высшего начальства в рамках установленного плана и заданий. Материальной и финансовой поддержкой пользовались те направления, которые, по мнению сталинского окружения, могли обеспечить военное, индустриальное превосходство СССР.

В первую очередь восстанавливались предприятия черной металлургии и топливно-энергетического комплекса. За короткий срок были восстановлены «Запорожсталь», «Азовсталь», форсированными темпами велись работы по возрождению угольных шахт Донбасса, обогатительных фабрик Криворожского железорудного и Никопольского марганцевого бассейнов. К концу четвертой пятилетки металлургия пострадавших от войны районов была восстановлена. Быстрыми темпами возрождалась энергетическая база страны.

Огромные средства были направлены на восстановление Днепрогэса, крупнейшей в Европе электростанции, первая турбина которой была пущена в 1947 году. Возрождались Московская, Ленинградская, Днепропетровская энергосистемы. Большое внимание уделялось восстановлению машиностроения и прежде всего предприятий Ленинграда, Украины и других районов. Успешно восстанавливались транспорт и заводы транспортного машиностроения, начиналось новое железнодорожное строительство, шло сооружение Южно-Сибирской магистрали.

Одновременно с восстановлением промышленности осуществлялась демилитаризация экономики. Вместе с сокращением выпуска боевой техники огромные средства вкладывались в модернизацию военно-промышленного комплекса, в разработку новых видов оружия. Это позволило СССР уже в 1949 году успешно испытать атомную бомбу, в 1953 году — водородную, а в 1956 году — межконтинентальную баллистическую ракету. Тем самым были ликвидированы временные военные преимущества США в области производства и доставки современного смертоносного оружия.

План четвертой пятилетки был успешно выполнен главным образом благодаря росту профессиональной выучки рабочих, внедрению новой техники и технологии серийного производства, изменения квалификационной структуры работников, массовой подготовки инженерно-технических кадров. Дополнительным источником повышения дисциплины, организованности производства, экономного хозяйствования явилась самоотверженность и добросовестность людей, которые прошли школу лишений и нужды. Официальная пропаганда стремилась представить дело так, что успехи индустриализации обусловлены социалистическим соревнованием. Действительно, передовые рабочие, соревнуясь между собой, брали высокие обязательства и перевыполняли установленные нормы. В стране широко были известны имена передовиков производства — П. Быкова, Г. Борткевича, П. Ангелиной, К. Борина и других. Однако в целом соревнование не играло той производственной роли, которую ему приписывали. Его идеологическое и организационное назначение объективно имели большие последствия, чем продуктивность труда в результате соревнования передовиков. Итоги пятилетки впечатляли: было восстановлено и построено вновь 6200 крупных промышленных предприятий, производительность труда в промышленности поднялась на 25 % по сравнению с 1940 годом. В целом по стране довоенный уровень промышленного производства был достигнут в 1948 году, а в 1950 году превзойден на 73 %. К этому времени в основном был восстановлен транспорт. Одновременно осуществлялось техническое перевооружение восстанавливаемых предприятий. Что касается легкой и пищевой промышленности, зависящих от сельского хозяйства, то они оставались отсталыми отраслями, и план пятилетки не выполнили.

Слабым звеном народного хозяйства оказались колхозы и совхозы. Трудности восстановления аграрного сектора экономики были связаны как с колоссальными разрушениями и потерями в годы войны, так и с вновь избранным курсом на ускоренное развитие промышленности за счет перекачки средств из сельского хозяйства в промышленность.

В 1945 году валовая продукция сельского хозяйства составляла всего 60 % от довоенной. Засуха 1946 года еще больше подорвала производительные силы колхозов и совхозов. Через государственные закупки колхозы возмещали лишь пятую часть расходов на производство молока, десятую часть — зерна, двадцатую часть — мяса. Следовательно, чем больше колхозы производили этой продукции, тем они становились беднее, хозяйства оказывались убыточными, а колхозники — нищими. В большинстве случаев крестьяне почти ничего не получали из колхозной кассы и жили главным образом за счет личного подсобного хозяйства. Как правило, колхозник и за год не зарабатывал столько, сколько рабочий за месяц.

Начиная с 1946 года, сталинское руководство развернуло кампанию по борьбе с нарушениями Устава сельскохозяйственной артели. Были в большинстве случаев обрезаны приусадебные участки, хозяйства колхозников обложены непомерными налогами. Каждый крестьянский двор обязан был поставлять государству75 кг мяса, 310 л молока, 75 шт. яиц, 3 кг шерсти. Налогом облагалось каждое фруктовое дерево. В 1947 году был вновь подтвержден обязательный минимум трудодней для каждого колхозника, установленный еще в 30-е годы. За его невыполнение грозило исключение из колхоза, лишение права пользования приусадебным участком, а в некоторых случаях и ссылка.

Средством подъема сельского хозяйства и укрепления колхозов явилось их массовое укрупнение. Если на начало 1950 года в стране насчитывалось более 255 тыс. колхозов, то к концу года число их сократилось более чем в 2 раза, а в 1953 году уменьшилось до 93 тыс. Поскольку государственная сельскохозяйственная политика оставалась неизменной и порочной, то организационная перестройка не принесла хозяйствам заметных положительных результатов. В 1950 году продукция земледелия составила лишь 97 % от уровня довоенного 1940 года. Задача, поставленная в пятилетнем плане,— превзойти довоенный уровень по всем показателям на 27 % — осталась нерешенной. Очень сильно отставала организационная и материально-техническая база продовольственного комплекса. Не хватало перерабатывающих предприятий, хранилищ, холодильных установок. В производстве хлеба, в общественном питании, заготовках и хранении господствовал малопроизводительный труд. В колхозах и совхозах преобладала полунатуральная оплата труда, которая сохраняла самые отсталые, полупатриархальные формы социальной жизни.

В послевоенные годы произошло некоторое повышение уровня жизни городского населения. Заработная плата рабочих и служащих увеличивалась, примерно, на 8 % в год. В декабре 1947 года была отменена карточная система и проведена денежная реформа. Был произведен обмен старых денег на новые из расчета 10 старых рублей за 1 новый. Она изъяла у населения, в основном у крестьян, инфляционный массив бумажных денег. Оздоровление финансов способствовало росту интенсификации труда в промышленности, на транспорте, в городском хозяйстве. Однако оно сильно ударило по материальным интересам колхозников, других работников сельского хозяйства, что повлекло за собой большой отток крестьян в города. За 1946—1953 годы около 8 млн человек покинули свои деревни. После 1947 года происходило снижение розничных цен. В 1950 году они были на 43 % ниже, чем в 1947 году. Увеличивались общественные фонды потребления, в том числе на социальное страхование, пособия одиноким и многодетным матерям, стипендии учащимся. Но все это делалось в основном за счет выкачивания средств из деревни, население которой влачило жалкое существование.

Неприглядную картину тяжелой жизни колхозников тех лет обрисовала в своем письме Сталину, направленном летом 1952 года, известная писательница М.Н. Смирнова. В нем она сообщала, что только в трех из 22 посещенных писательницей колхозах Калужской области положение было более или менее сносное. Остальные 19 хозяйств считались рядовыми и отстающими, т. е. такими, где колхозники в лучшем случае получали за трудодень 200—300 граммов зерна, а в худшем — ни грамма, работали просто даром. Чем же они живут, что едят? Питаются они картошкой с приусадебного участка, ею же выкармливают и свиней, но их салом и мясом не пользуются. Деньги, вырученные от продажи поросят, идут на уплату государственного налога, займа и на насущные нужды. При этом о мыле даже и не помышляют, обходятся щелоком. Одежда на них исключительно ветхая, часто домотканая — рваные зипуны, лапти, опорки. Молоко от своих коров не только полностью сдают государству, но еще подкупают для сдачи. Хлеб едят такой, что один вид его вызывает неприятное чувство, на вкус же он противен, потому что печен с конским щавелем и прошлогодней, полусгнившей, высушенной, толченой картошкой, собранной весной в поле. М.Н. Смирнова просит Сталина помочь этим людям, т. к. они потеряли всякую надежду и не верят местному начальству. Факты, приведенные в письме, полностью подтвердились, что нашло свое отражение в докладной записке Г.М. Маленкову. Подобные примеры можно было найти в каждой области, в каждом районе и колхозе.

За годы пятой пятилетки (1951—1955) рост уровня промышленного производства был определен на 70 % выше, чем в 1950 году. Широко развертывалось новое крупное промышленное строительство, особенно на Востоке страны. Всего было построено 3200 крупных промышленных предприятий. Дала промышленный ток первая в мире атомная электростанция, был введен в строй Волго-Донской судоходный канал.

В соответствии с решениями сентябрьского (1953) пленума ЦК партии были приняты меры, направленные на ликвидацию отставания сельского хозяйства. Повышены заготовительные и закупочные цены на продукты сельского хозяйства, снижены объемы обязательных поставок колхозами зерна, овощей, картофеля, списаны недоимки по сельхозналогу за предшествующие годы, увеличены размеры приусадебных хозяйств колхозников, введены новые формы материального стимулирования тружеников села, значительно увеличены капитальные вложения в аграрный сектор.

Однако сельское хозяйство было настолько подорвано, что оно уже не в состоянии было выбраться из глубокого затяжного кризиса. В качестве попытки выхода из него и решения обострившейся зерновой проблемы было принято решение об освоении целинных и залежных земель в Казахстане, Сибири, Поволжье и других районах. За 1954—1956 годы было освоено около 36 млн га целинных земель.

В первой половине 50-х годов несколько повысилось материальное благосостояние населения. Реальная заработная плата рабочих выросла примерно на 39 %, доходы колхозников в среднем на одного работающего — в 1,5 раза. Объем товаров народного потребления в целом соответствовал фонду заработной платы, рынок был сбалансирован.

Таким образом, в послевоенные годы, несмотря на определенные положительные результаты в развитии народного хозяйства, был осуществлен в известной мере возврат к модели экономического развития 30-х годов, что ухудшило экономические показатели в начале

50-х годов и создало напряженность в обществе.

2. Общественно-политическая жизнь страны. От реформаторских настроений к укреплению тоталитаризма.

Переход к мирному строительству потребовал реорганизации органов управления. В сентябре 1945 года был распущен Государственный Комитет Обороны — чрезвычайный орган партийного и государственного руководства. Его функции были распределены между СНК СССР, ЦК ВКП(б) и Верховным Советом СССР. В партии также восстанавливались уставные нормы, предусматривающие выборность партийных органов, регулярное проведение заседаний Политбюро, Оргбюро и Секретариата ЦК ВКП(б). Однако эти решения остались только на бумаге. Возврата к нормальным методам руководства страной не произошло. Переизбранный после окончания войны Верховный Совет существовал лишь номинально. Все законодательные акты, различные указы и постановления, прежде чем быть утвержденными в Верховном Совете, прорабатывались в ЦК партии. Порядок работы Верховного Совета, время созыва сессий, процедура подготовки и хода выборов, кандидатуры будущих депутатов — все это утверждалось Секретариатом ЦК. Здесь же принимались решения по всем представлениям на должности работников местных Советов.

Без утверждения Секретариатом ЦК не могли происходить перемещения в правительстве лиц, входящих в высший слой государственной номенклатуры. Управление государством осуществлялось с помощью указов и постановлений, издаваемых от имени партии и правительства.

Авторитарная административно-командная система, созданная партией, была не способна к трансформации и демократизации. Вся полнота власти, как и раньше, была сконцентрирована в руках стареющего вождя, который опирался на мощный репрессивный аппарат. Состав Политбюро был мало знаком народу, в партийных документах и печати его члены именовались соратниками Сталина. По собственному желанию Сталин был освобожден от обязанностей Народного комиссара Обороны, однако оставался Председателем Совнаркома, вел заседания Политбюро, входил в состав Оргбюро, подписывал все важные решения, принятые Секретариатом. Оставаясь фактически первым человеком в партии, Сталин определял все направления внутренней и внешней политики, контролировал перестановки и назначения в высших партийных органах и правительстве. Так как Сталин в основном работал по ночам, то и сотрудники всего партийного и государственного аппарата, как правило, находились в учреждениях до рассвета, ожидая указаний сверху.

Режим личной власти «вождя народов» достиг своего апогея. «Краткий курс истории ВКП(б)» и «Краткая биография И.В. Сталина», отредактированные им лично, превратились в набор непреложных истин, которые должны были изучаться всеми гражданами страны, не подвергая их сомнению. В этих книгах Сталину приписывались все заслуги в реальных и мнимых достижениях партии и народа в строительстве социализма.

В послевоенный период особую роль приобретает коммунистическая партия, которую Сталин рассматривал как военно-идеологический орден, как носителя власти в Советском государстве, «приводного ремня» для передачи принятых наверху решений в массы. Вся общественно-политическая жизнь в стране была полностью монополизирована партией. Ее ряды к 1946 году выросли с 1,6 млн до 6 млн человек. Разветвленная сеть партийных организаций, жесткий централизм, руководство государственными и общественными организациями, полное отсутствие всякой оппозиции было прочной гарантией сталинского режима.

Продолжают грубо нарушаться уставные нормы партийной жизни. Партийный съезд не собирался 13 лет, перестал фактически функционировать ЦК ВКП(б), который заседал всего два раза с 1945 по 1952 год. Утратило свое значение и Политбюро, превратившееся в собрание узкого круга приближенных Сталину лиц. Принятое самим Политбюро в конце 1945 года решение о том, чтобы собираться не реже одного раза в две недели, не выполнялось. В 1946 году оно созывалось 7 раз, в 1947—10, в 1949—16, в 1950 — 5, в 1952 — всего 4 раза. Как видим, регулярность работы этого высшего политического органа отсутствовала, содержание рассматриваемых на Политбюро вопросов носило случайный характер. Принцип выборности в высших органах партии был заменен кооптацией. Власть в партии фактически принадлежала номенклатурным освобожденным партийным работникам. Партийные комитеты всех уровней представляли жесткую иерархическую структуру, призванную исполнять директивы сверху. Никакой демократии в формировании партийных органов не было, всякие перестановки в кадровых вопросах согласовывались на вышестоящем уровне.

Хотя поиска альтернативы абсолютной власти Сталина в послевоенные годы и не наблюдалось, однако в верхних эшелонах, как показывают документы, наметились колебания относительно целесообразности проведения исключительно «жесткой» линии. В 1946 году был подготовлен проект новой Конституции СССР. В нем содержался ряд новых положений о развитии свобод и прав личности, о демократических началах в общественной жизни.

Уделяя главное внимание государственной собственности, проект Конституции допускал существование мелкого частного хозяйства крестьян и кустарей. В предложениях тех лиц, которым был разослан этот документ, высказывались пожелания о децентрализации экономики, предоставлении больших хозяйственных прав на местах, ликвидации особых судов военного времени и т. д.

Такие же мысли высказывались и при обсуждении проекта третьей Программы ВКП(б), подготовленной в июле 1947 года. В частности, Л.А. Леонтьев и О.В. Куусинен выдвигали предложения, направленные на демократизацию партийной и общественной жизни: об ограничении срока пребывания в партийных и советских выборных органах всех уровней, о выдвижении нескольких кандидатов на выборах депутатов в Советы всех ступеней, освобождение партии от функций хозяйственного управления и др. Подобные предложения были не случайны, они отражали настроения части общественного мнения, но приняты они, естественно, не были. Обсуждение этих проектов велось в узком кругу лиц, они не были даже опубликованы в печати. Несмотря на это, даже в верхних эшелонах власти появились люди либеральных настроений, не согласных по некоторым вопросам со сталинскими установками. Эти люди были выдвинуты на руководящие посты в годы войны, они обладали высоким профессионализмом, самостоятельностью, инициативностью, способностью принимать ответственные решения. Но нельзя и переоценивать их радикализм, он сводился у них к улучшению существовавшей системы. Как ни печально, чаяния радикально настроенных людей остался нереализованным. Однако подобные критические настроения питали мысли и поступки послевоенной молодежи, они привели к инакомыслию. В 1946 году по стране прокатилась волна процессов по делам молодежных групп, деятельность которых квалифицировались следователями как «антисоветские». Как правило, это были небольшие группы старшеклассников, учащихся техникумов, студентов. Объединялись они не по политическим мотивам, а с целью более углубленного изучения философской и исторической литературы, однако постепенно с общих вопросов переключались на политические. Общим для них был вывод о том, что сталинский режим на деле вовсе не тот, за который себя выдает, отсюда следовала необходимость борьбы против «оборотня». В августе 1946 года группа молодежи г. Челябинска за «контрреволюционную деятельность» Верховным Судом РСФСР была осуждена по статье 58 Уголовного Кодекса на длительный срок заключения. Подобные кары были обрушены на молодежные группы Москвы, Воронежа и других городов.

На исходе 40-х годов складывается настоятельная необходимость комплексного подхода к экономике, государственной жизни, внешней политике. Многие прежние постулаты — «обострение классовой борьбы», «загнивание и стагнация капитализма», «строительство коммунизма путем уравнительного потребительства» и др.— уже не могли в полной мере служить идейными подпорками сталинского режима.

С начала «холодной войны» Сталин и его окружение усиливают террор в партии и в стране. Одновременно разворачивается идеологическое наступление на всех сторонников инакомыслия, сохранивших культурные связи с внешним миром.

Объективные перемены в мире и во внутренней жизни страны требовали основательного обобщения, теоретической проработки. Претензии на дальнейшее развитие теории марксизма-ленинизма на деле выплеснулись и сформировались в жалкие, реакционные потуги в виде идеологических решений по вопросам литературы, искусства, науки в 1946—1952 годы. Началом можно считать мартовское (1946) постановление ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"». На Оргбюро ЦК ВКП(б) Сталин заявил, что журналы в нашей стране — «не частное предприятие», они не имеют права приспосабливаться к вкусам людей, «которые не хотят признавать наш строй». Беспощадной критике были подвергнуты М. Зощенко и А. Ахматова.

А.А. Жданов, идеолог партии и доверенное лицо Сталина, выступая в Ленинграде с разъяснением постановления, высказывался о Зощенко как о «беспринципном и бессовестном литературном хулигане», а об Ахматовой — как о «блуднице и монахине, у которой блуд смешан с молитвой». Они были исключены из Союза писателей СССР, а вновь назначенному секретарю правления Союза писателей А. Фадееву было поручено навести порядок в этой организации. После разгрома ленинградских писателей были приняты постановления ЦК партии «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме "Большая жизнь"», «Об опере Мурадели "Большая дружба"» и др. Кинофильм «Большая жизнь», рассказывавший о жизни донецких шахтеров, был обвинен в том, что в нем «фальшиво изображены партийные работники», отсутствует показ «современного Донбасса с его передовой техникой и культурой, созданной за годы Сталинских пятилеток». Острой критике подвергались композиторы, «придерживающиеся формалистического, антинародного направлений» Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Мясковский и другие. Следствием постановления стала чистка Союза советских композиторов.

Постановления ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства, дискуссии по философии, биологии, языкознанию, кибернетике, физике, политической экономии, проведенные административным способом, привели не к расширению фронта культурной деятельности, а наоборот, к ее снижению, сокращению качественного многообразия творчества. Под флагом борьбы против буржуазной идеологии были крайне урезаны работы по переводу новейшей зарубежной литературы по генетике, кибернетике и другим направлениям науки. Никогда прежде в истории страны не наблюдалось такого реакционного отношения к новым идеям, научным достижениям. Официально признанные философы нападали на генетику, кибернетику, теорию относительности А. Эйнштейна. Все это тормозило прогресс в важнейших областях духовного творчества. С конца 1948 года борьба за «коммунистическую идейность» творчества деятелей культуры вылилась в широкую, организованную властями кампанию против «космополитизма» и «низкопоклонства перед Западом». Критика космополитизма все откровеннее приобретала антисемитский характер. Газеты того времени соревновались друг с другом в выявлении «безродных космополитов», раскрытии литературных псевдонимов. В стране нагнеталась атмосфера недоверия, страха и поиска внутренних врагов.

Идеологическое и политическое ужесточение в послевоенные годы сопровождалось физическим террором. Подтверждением этому служат спровоцированные и организованные Сталиным так называемые «ленинградское дело», «мингрельское дело», «дело Еврейского антифашистского комитета», «дело врачей-отравителей» и другие, которые нужны были Сталину для поддержания среди высших руководителей атмосферы подозрительности, зависти и недоверия друг к другу и на этой основе — для еще большего укрепления своей личной власти.

Фактическими исполнителями противозаконных действий по фальсификации обвинений и организации расправы с сотнями невинных людей были лица, близко стоявшие к Сталину,— Маленков, Берия, Шкирятов, Абакумов и другие. Была устранена часть молодых партийных и советских работников, выдвинутых на руководящие посты в годы войны и первые послевоенные годы. Жертвами так называемого «ленинградского дела» стали сотни партийных и советских работников, в том числе члены Политбюро, Оргбюро и Секретариата ЦК ВКП(б).

1 октября 1950 года военной коллегией Верховного Суда с ведома и одобрения Сталина были приговорены к расстрелу Н.А. Вознесенский — член Политбюро ЦК ВКП(б), заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель Госплана СССР; А.А. Кузнецов — член Оргбюро, секретарь ЦК ВКП(б); М.И. Родионов — член Оргбюро ЦК ВКП(б), Председатель Совета Министров РСФСР; С.П. Попков — кандидат в члены ЦК ВКП(б), первый секретарь Ленинградского обкома и горкома партии; П.Г. Лазутин — председатель Ленинградского горисполкома; Я.Ф. Капустин — второй секретарь Ленинградского горкома партии. Осужденные обвинялись в создании антипартийной группы, во вредительско-подрывной работе, направленной на отрыв и противопоставление ленинградской парторганизации Центральному Комитету ВКП(б), превращение ее в опору для борьбы с партией и Центральным Комитетом. Жертвами репрессий стали все руководители областной и городской партийных организаций, почти все советские и государственные деятели, выдвинутые после войны из Ленинграда и области на руководящую работу в партийный и советский аппарат, в другие партийные организации разных областей. Только в Ленинградской области были освобождены от партийной и советской работы более двух тысяч коммунистов. После расправы над «центральной группой» в разных регионах страны состоялись судебные процессы, вынесшие приговоры остальным лицам, проходившим по «ленинградскому делу». К расстрелу были приговорены Г.Ф. Бадаев — второй секретарь Ленинградского обкома ВКП(б), И.С. Харитонов — председатель исполкома Ленинградского областного Совета, П.И. Левин — секретарь Ленинградского горкома партии, сестра и брат Н.А. Вознесенского, М.В. Басов — председатель Госплана РСФСР, Н.В. Соколов — секретарь Крымского обкома партии, А.Д. Вербицкий — второй секретарь Мурманского обкома ВКП(б). Все они работали в партийных организациях Ленинграда.

Аресты и судебные процессы продолжались и в 1951—1952 годах. Были сфабрикованы «дело Смольнинского района», «дело Дзержинского района» и другие. Обстановка изменилась только после смерти Сталина и разоблачения Берии. Решением военной коллегии Верховного Суда СССР от 30 апреля 1954 года часть осужденных по «ленинградскому делу» была реабилитирована.

По такому же сценарию развивалось и «мингрельское дело», в связи с которым были сняты, арестованы и репрессированы многие руководящие партийные и советские работники грузинской партийной организации.

В январе 1953 года в «Правде» сообщалось о «террористической группе врачей», в составе которой назывались известные медики. Врачам было предъявлено обвинение в том, что они убили в 1948 году А.А. Жданова и покушались на жизнь крупных военачальников. «Разоблаченные» доктором Тимашук, которая была награждена орденом Ленина, соответствующим образом обработанные врачи, сознались во всех грехах. «Дело врачей», свернутое после смерти Сталина, свидетельствовало больше всего о приближении радикальной чистки партийных и хозяйственных кадров.

В обстановке неуверенности и страха, непрекращающихся репрессий 5 октября 1952 года начал свою работу XIX съезд ВКП(б). В повестке дня съезда стояли отчет ЦК партии, с которым выступил секретарь ЦК ВКП(б) Г.М. Маленков, утверждение директив нового пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1951—1955 года, изменения в Уставе ВКП(б) и другие вопросы. Теоретическим обоснованием перспектив дальнейшего развития страны явилась последняя брошюра Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», опубликованная накануне съезда. Многие положения этой работы оказались совершенно оторванными от реальной жизни. Признавая действие закона стоимости при социализме в силу наличия товарного производства «особого рода», Сталин полагал, что сфера его действия была крайне ограничена и затрагивала, главным образом, только область производства и обмена предметов потребления. Поэтому деньги, цена и другие категории товарно-денежных отношений могли функционировать, по Сталину, лишь формально, без экономического содержания. Он утверждал, что «товарное обращение несовместимо с перспективой перехода от социализма к коммунизму». Все то, что говорилось в брошюре о советском сельском хозяйстве, на самом деле ничего общего с тем, что происходило в действительности в разоренных деревнях и селах, не имело. Все с трибуны говорили об этой работе как о «гениальном труде», о целостной программе «перехода к коммунизму».

XIX съезд внес изменения в Устав партии, принял решение о переименовании ВКП(б) в КПСС. На съезде была избрана специальная комиссия, которой поручалось выработать новую Программу КПСС. Были внесены структурные изменения в высших органах. Вместо Политбюро утверждался Президиум ЦК. Упразднялось Оргбюро ЦК, а вся текущая организационная работа сосредоточивалась в Секретариате ЦК. Пленум ЦК, состоявшийся после съезда 16 октября 1952 года, утвердил состав Президиума ЦК из 25 членов и 11 кандидатов в члены Президиума, а также — Бюро Президиума из 9 человек: Сталина, Маленкова, Берии, Хрущева, Ворошилова, Кагановича, Сабурова, Первухина, Булганина. В составе этого Бюро уже не было ни Молотова, ни Микояна, попавших в опалу у Сталина. Вместе с тем к руководству были привлечены новые люди: Сабуров, Первухин и другие. Все эти перестановки говорили о том, что Сталиным, видимо, готовился новый «верхушечный переворот».

Вскоре после XIX съезда КПСС, 5 марта 1953 года, умер И.В. Сталин. На другой день на совместном заседании высших органов власти — ЦК КПСС, Совета Министров и Президиума Верховного Совета СССР — было утверждено новое распределение руководящих постов в стране. Был сокращен состав Президиума до 10 членов и 4 кандидатов, а Бюро Президиума ликвидировано. Первое место в новой иерархии занял Г.М. Маленков, он возглавил Совет Министров и встал во главе Секретариата ЦК КПСС. Заместителями главы правительства были назначены Берия, Молотов, Булганин и Каганович. К.Е. Ворошилов стал Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Л.П. Берия получил пост министра внутренних дел, В.М. Молотов вернулся к руководству министерством иностранных дел, Н.А. Булганин остался министром обороны. 14 марта 1953 года Г.М. Маленков покинул пост секретаря ЦК КПСС, сосредоточившись на руководстве правительством. Во главе Секретариата ЦК был поставлен Н.С. Хрущев. Этот ключевой пост в партии позволял ему контролировать деятельность всех обкомов партии в стране. В результате всех этих перестановок в верхних эшелонах власти к руководству страной пришли три человека: Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев и Л.П. Берия. Именно между ними и началась открытая борьба за власть в стране.

Таким образом, после смерти Сталина не изменился характер советской политической системы. Бюрократический авторитаризм «вождя» трансформировался в авторитарную бюрократию партаппарата, тоталитаризм личности — в тоталитаризм партократии. Командные методы управления, затратная неэффективная экономика, отчуждение производителей от собственности — все это оставалось. Длительное время правления Сталина закончилось, начинался новый период в истории страны, сущность которого предвидеть тогда было невозможно.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.