Допущено Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлениям и специальностям
«Психология», «Биология»
Москва 2004
Козлов В.И.
К59 Анатомия нервной системы: Учебное пособие для студентов/ В.И.Козлов, Т.А. Цехмистренко. — М.: Мир: ООО «Издательство ACT», 2004. - 206, [2] с: ил.
ISBN 5-03-003567-2 (Издательство «Мир») ISBN 5-17-019777-2 (ООО «Издательство ACT»)
Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой «Анатомия центральной нервной системы». В нем рассматриваются вопросы общей анатомии, развития и строения спинного и головного мозга, периферической нервной системы, а также общие принципы и особенности структурной организации автономной нервной системы. При описании интегра-тивных систем мозга особое внимание уделено построению сенсорных и пирамидных проводящих путей, а также морфофункциональным особенностям экстрапирамидной и лимбической систем; кроме того рассматривается их роль в формировании психики человека. В учебное пособие включено анатомическое описание органов чувств, обеспечивающих дистантное взаимодействие с окружающей средой, рассмотрены вопросы кровоснабжения головного и спинного мозга, строение мозговых оболочек и ликворной системы в целом. Изложение материала сопровождается традиционными и оригинальными схемами и рисунками, существенно облегчающими восприятие текста. Анатомические термины в пособии даны с учетом рекомендаций Международной анатомической номенклатуры, принятой Международным комитетом по анатомической терминологии (FCAT, 1998). Книга апробирована при чтении лекций и проведении семинарских занятий в Институте психоанализа и на медицинском факультете Российского университета дружбы народов.
Предназначена для студентов психологических и медицинских факультетов университетов, педагогических вузов, а также специалистов, интересующихся анатомией нервной системы.
ОТ АВТОРОВ
Создание учебного пособия по анатомии нервной системы сопряжено с немалыми трудностями. Нейроанатомия как наука и как учебная дисциплина содержит огромный фактический материал. Именно поэтому потребность в небольшом по объему пособии, в котором кратко и доступно были бы изложены основы анатомии нервной системы с учетом современных достижений нейронаук, достаточно высока.
В системе подготовки специалистов с высшим образованием не только в области медицины, но и в таких областях как биология, педагогика, психология и физическое воспитание знание анатомии нервной системы занимает важное место. Это вполне понятно, так как изучение строения и функций нервной системы человека, и в первую очередь его головного мозга, является непременным условием не только для понимания процессов жизнедеятельности человека, но и для формирования адекватных способов воздействия на его организм, применяемых и в педагогической практике, и в целях психологической коррекции.
Анатомия традиционно и вполне заслуженно относится к числу фундаментальных дисциплин, в русле которых формируются материалистические представления о единстве человека с животным миром, о его связях с окружающей средой, о целостности организма и многообразии проявлений его жизнедеятельности, о развитии структурно-функциональных особенностей в онтогенезе и т. п. Чисто описательная анатомия с длиннейшим перечнем латинских названий многочисленных анатомических структур, как справедливо отмечал крупнейший русский анатом П. Ф. Лесгафт, «приносит мало пользы занимающемуся и только обременяет его, не давая ему никакого понятия о значении этих форм». Поэтому при изучении анатомии нервной системы, особенно на начальных этапах профессиональной подготовки, чрезвычайно важно уяснить, какова функциональная взаимосвязь различных анатомических структур. Это позволяет сформировать представление о целостности нервной системы и ее огромной роли в коммуникативных взаимоотношениях.
Знание анатомии нервной системы необходимо не только врачам. Это актуально и для биологов, и для учителей, и для психологов. В силу характера своей профессиональной деятельности учителя и психологи способны оказывать влияние на психику ребенка или взрослого, именно поэтому,
ознакомившись с основами анатомии нервной системы, они должны в дальнейшем самостоятельно углублять знания в этой области.
При изложении анатомического материала особое внимание уделено раскрытию принципов системной структурно-функциональной организации мозга, что играет важную роль в понимании становления функциональных возможностей центральной нервной системы в процессе роста и развития детей и подростков. Восприятие учебного материала существенно облегчается благодаря многочисленным рисункам и схемам, большая часть которых оригинальна. Анатомические термины в книге приведены в соответствии с новой Международной анатомической номенклатурой, принятой Международным комитетом по анатомической терминологии (FCAT, 1998). Авторы стремились к тому, чтобы в пособии анатомическое описание строения нервной системы рационально сочеталось с описанием психофизиологических особенностей ее функционирования. В какой мере это удалось — судить студентам и преподавателям.
Данное учебное пособие создавалось как специальный курс по анатомии нервной системы человека для студентов психологических и педагогических специальностей. Он был апробирован при занятиях со студентами Института психоанализа и на медицинском факультете Российского университета дружбы народов. Вместе с тем пособие может быть рекомендовано студентам высших медицинских учебных заведений, студентам биологических факультетов университетов и педагогических вузов.
ВВЕДЕНИЕ
Анатомия нервной системы является одним из разделов анатомии человека, в котором рассматриваются строение и развитие головного и спинного мозга, а также периферической нервной системы, включающей нервы, нервные узлы (ганглии), нервные сплетения и автономную нервную систему. Сама же анатомия, изучающая строение тела человека, его внешнюю форму, а также развитие и строение отдельных органов и систем органов, обеспечивающих все жизненные проявления организма, относится к числу базовых (фундаментальных) наук о человеке.
В анатомии нервной системы находит отражение важный принцип единства строения организма и его функций. Наряду с физиологией, антропологией, генетикой и другими медико-биологическими и психолого-педагогическими дисциплинами она закладывает фундаментальные знания о закономерностях жизнедеятельности организма человека, определяющих характер и особенности его поведения.
Известно, что в основе поведения человека, как и поведения всех других живых существ, лежит удовлетворение различных потребностей, которые в значительной степени определяются строением и функциональными возможностями их собственного организма. Удовлетворение потребностей живого существа, позволяющее ему выжить и оставить жизнеспособное потомство, означает его успешную адаптацию к условиям существования. Во взаимодействии с внешней средой каждый организм вырабатывает адаптационные формы поведения, которые у подавляющего большинства животных, и человека в том числе, осуществляются при самом непосредственном участии нервной системы.
В соответствии с принятой в отечественной науке концепцией нервизма, Нервная система играет основополагающую роль в регулировании всех проявлений жизнедеятельности организма и его поведения. У человека нервная система
• управляет деятельностью различных органов и их систем, составляю щих целостный организм;
• координирует процессы, протекающие в организме, с учетом состоя ния внутренней и внешней среды, анатомически и функционально связывая все части организма в единое целое;
• посредством органов чувств осуществляет связь организма с окружа ющей средой, обеспечивая взаимодействие с ней;
• способствует становлению межличностных контактов, необходимых для организации социума.
Поэтому для психолога так важно изучение анатомии нервной системы. Не располагая знаниями о ее строении и развитии, невозможно разобраться во всем многообразии функциональных проявлений организма человека, включая различные формы психической деятельности.
Анатомия нервной системы сложилась как аналитическая наука, так как в ее основе лежит анализ, т. е. расчленение сложноустроенного мозга на составляющие его элементы. Для этих целей используются различные методы исследования: рассечение (препарирование), изготовление тонких срезов и избирательное окрашивание их, заполнение кровеносных и лимфатических сосудов консервирующими жидкостями и окрашенными массами, рентгенография, компьютерная томография и другие современные методы исследования. Широко используются также микроскопические методы, с помощью световых и электронных микроскопов позволяющие изучить тонкое строение нервной ткани и структурные взаимоотношения нейронов.
Прежде чем перейти к конкретному изложению материала по анатомии нервной системы, необходимо сделать краткий обзор основополагающих представлений о строении человеческого тела.
Организм человека устроен удивительным образом. Он включает огромное число различных структур, начиная от клеток и кончая сложными системами органов, такими как нервная и кровеносная. Достаточно сказать, что число клеток в организме человека достигает астрономической величины — 1016, из которых ежедневно обновляется несколько миллионов. Вместе с тем все анатомические структуры человека тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой таким образом, чтобы обеспечить адекватное и целесообразное поведение организма в постоянно меняющихся условиях окружающей среды.
Положение человека в природе.Человек является представителем животного мира и продуктом эволюции жизни на Земле. В силу этого и строение тела человека, и его функции подчиняются общим биологическим закономерностям, которым подчиняются все остальные живые формы.
По своим биологическим характеристикам человек относится к типу хордовых и подтипу позвоночных (отличительной особенностью подтипа позвоночных является наличие метамерно устроенного позвоночного столба, составляющего осевой скелет туловища); классу млекопитающих и семейству гоминид. Современный человек (Homo sapiens — человек разумный) появился около 50-30 тысяч лет назад. По сравнению с продолжительностью общей эволюции жизни на Земле (около 5 млрд. лет) это очень небольшой срок. Между тем за это время человек сделал гигантский шаг в своем развитии.
Среди ныне живущих на Земле животных человек является социальным существом. Он живет в обществе и многими своими особенностями обязан
именно этому. Развитие человека шло не по пути изменения строения его тела и поведения, т. е. выработки прямохождения, значительного развития головного мозга, формирования руки и превращения ее в орган самообслуживания и орган труда, становления членораздельной речи и т. п. Для человечества в целом характерно развитие культуры и создание запаса знаний, которым оно пользуется сообща и который увеличивается из поколения в поколение. Таким образом, на физическое развитие человека оказывают влияние не только природно-биологические факторы, но и факторы социальной среды, в которой развивается каждый индивидуум.
Все признаки, присущие живой материи, свойственны и человеку. К числу основных таких признаков следует отнести:
• потребность в постоянном притоке веществ извне, обеспечивающем организм пластическими и энергетическими материалами;
• активное перемещение в пространстве;
• изменчивость, благодаря которой организм адаптируется к окружаю щей среде;
• наследование генетических признаков, т. е. способность родителей передавать потомству генетическую информацию, обеспечивающую развитие морфологических, физиологических и биохимических при знаков;
• рост и развитие;
• способность к воспроизведению себе подобных (репродукция).
Помимо этого человеку присущи:
• способность к защите своей внутренней среды от чужеродных агентов — иммунитет и
• способность к разумной психической деятельности.
Все перечисленные выше признаки имеют свое структурно-функциональное обеспечение, в том числе со стороны нервной системы.
Развитие организма человека.Индивидуальное развитие человека (онтогенез) начинается с момента оплодотворения, когда происходит слияние женской (яйцеклетка) и мужской (сперматозоид) половых клеток. Начальные этапы развития протекают в половых путях женщины, поэтому весь онтогенез принято делить на пренаталъный и постнатальный (от лат. natus — роды) периоды, т. е. дородовой и послеродовой.
В пренатальном (внутриутробном) периоде онтогенеза в свою очередь выделяют зародышевый (эмбриональный) и плодный (феталъный) периоды. Первый длится 2 месяца, второй — с 3-го по 9-й включительно (рис. 1).
В эмбриональном периоде происходит увеличение числа клеток, которые постепенно дифференцируются в зачатки всех типов тканей (гистогенез). В течение второго месяца внутриутробного развития образуются органы (органогенез); в основных чертах формируются части тела: голова, шея, туло-
Рис. 1. Пренатальный период развития человека.
Рис. 2. Изменение длины и пропорций тела в процессе постнатального роста и развития организма.
вище и конечности. С 3-го месяца начинается интенсивный рост и развитие тела плода, продолжающийся и после рождения ребенка.
С момента рождения начинается процесс самостоятельной жизни индивидуума и его адаптация к окружающей среде. Вновь приобретаемые признаки наслаиваются на переданные по наследству, в результате чего в организме происходят сложные преобразования. Физическое развитие индивидуума характеризуется весом, ростом и размерами отдельных частей тела (рис. 2). Эти показатели в течение жизни изменяются неравномерно. Ускоренный рост наблюдается в период раннего детства (от 1 года до 3 лет), в возрасте от 5 до 7 лет и в период полового созревания (от 11-12 до 15—16 лет), при этом изменяются и основные пропорции тела. Параллельно с ростом наблюдаются возрастные изменения во всех органах и системах. Примерно к 20-25 годам рост человека прекращается и наступает относительно стабильный период существования — зрелый возраст. После 55—60 лет человек начинает постепенно стареть, и в ряде органов возникают склеротические изменения. Это в свою очередь вызывает снижение различных функций организма.
В процессе развития и роста организма и формирования его нервной системы меняется характер и уровень потребностей человека. У новорожденного доминируют витальные потребности, связанные с осуществлением жизненно важных функций: питания, дыхания, сна и т. п. Постепенно формируются и интенсивно развиваются разнообразные физиологические потребности, связанные с перемещением в пространстве, с усвоением различных пищевых веществ, ростом и развитием, а также самостоятельным выполнением и про-
извольным регулированием физиологических функций. Сравнительно рано, уже на первом году жизни, начинают формироваться познавательные потребности, особенно в период раннего детства (1-3 года) и позднее на протяжении дошкольного и школьного периодов развития ребенка. Формирование социально-коммуникативных потребностей занимает довольно длительный период онтогенеза, включая зрелую жизнь индивидуума. В период полового созревания в развитии личности субъекта доминируют социально-коммуникативные потребности. Вершиной в развитии личности являются творческие потребности, связанные с накоплением новых знаний и культурных ценностей. Начало формирования этих потребностей следует отнести к концу раннего детства и переходу к дошкольному периоду развития. Однако доминирующей моти-вационной основой они могут стать позднее, когда личность человека уже сформирована, и наступает период зрелого существования.
Основные структурные уровни построения организма.В теле человека различают четыре основных структурных уровня организации: клетки, ткани, органы и системы органов,
Рис. 3. Строение клетки.
Клетка (cellula, cytos) — элементарная единица организма, на уровне которой осуществляются процессы ассимиляции (усвоения веществ) и диссимиляции (разложения веществ), лежащие в основе жизнедеятельности.
Рис. 4. Основные типы тканей.
Развитие организма начинается с одной клетки (оплодотворенной яйцеклетки, или яйца); число клеток увеличивается путем деления до 1016 у взрослого человека, причем клетки всех органов и тканей постоянно обновляются.
Клетки тела человека различаются по своим размерам и форме, но имеют единый план строения. Каждая клетка снаружи окружена плазматической мембраной, или плазмалеммой, внутри которой заключена цитоплазма и ядро (рис. 3). В ядре сосредоточена ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота), играющая ключевую роль в хранении и передаче генетической информации. В цитоплазме находятся органеллы (митохондрии, лизосомы и др.) и различные включения, необходимые для жизнедеятельности клетки.
Ткань (hystos) — исторически сложившаяся совокупность клеток и внеклеточного вещества, обладающих общностью происхождения, строения и функции. Выделяют четыре основных типа тканей (рис. 4). Пограничные (эпителиальные) ткани образуют наружный покров тела и выстилают полости внутренних органов. Они выполняют защитную функцию, а также могут всасывать и выделять различные вещества, принимая участие в обмене веществ. Ткани внутренней среды включают кровь, лимфу и различные виды соединительных тканей, в том числе хрящевую и костную. Особенностью этих тканей является хорошо развитое межклеточное вещество. К мышечным тканям, выполняющим сократительную функцию, относятся поперечнополосатая, из которой состоит мускулатура скелетных мышц, мышечная ткань сердца и гладкая мышечная ткань, образующая мышечную оболочку внутренних органов. Из нервной ткани построена вся нервная система. Основная функция нервной ткани связана с восприятием, проведением и передачей нервного возбуждения.
Орган (organon) — анатомически обособленная часть тела, исторически возникшая как единое целое образование, специализировавшееся на выполнении определенных функций. Каждый орган имеет характерные для него форму и строение и занимает определенное положение в организме.
В зависимости от развития и строения в органах выделяют крупные части — доли, сегменты (при этом учитывается ветвление выводных протоков и кровеносных сосудов) и более мелкие и многочисленные — дольки. Самым мелким структурным подразделением является структурно-функциональная единица органа — наименьшая его часть, способная выполнять все присущие этому органу функции. На уровне структурно-функциональной единицы достигается необходимое структурное и функциональное согласование различных тканевых компонентов, принимающих участие в построении паренхимы органа. Пространственная организация паренхимы определяется кровеносными сосудами микроциркуляторного уровня, обеспечивающими обменные процессы в органе. Структурно-функциональной единицей нервной системы является нейрон.
Система органов представляет собой совокупность органов и других анатомических образований, имеющих общее происхождение, общий план строения и выполняющих единую функцию в организме (рис. 5). К таковым относятся: скелетная, мышечная, пищеварительная, дыхательная, мочевая, половая, сердечно-сосудистая, лимфоидная, общий покров тела и нервная системы.
Рис. 5. Органы дыхательной и пищеварительной систем.
Если органы объединены общностью выполняемой ими функции, но имеют различное происхождение и строение, то говорят об аппарате. Можно выделить аппарат движения (опорно-двигательный), объединяющий скелетную и мышечную системы; эндокринный аппарат — совокупность различных по развитию желез внутренней секреции.
Рис. 6. Части тела человека.
Части тела и полости тела. Тело человека подразделяют на голову (caput), шею (collum), туловище (truncus), верхние и нижние конечности (membra superiores et membra inferiores).
В составе туловища различают спину (dorsum), грудь (thorax), живот (abdomen) и таз (pelvis); в составе верхней конечности — плечо (brachium), предплечье (antebrachium) и кисть (manus); в составе нижней конечности — бедро (femur), голень (eras) и стопу (pes) (рис. 6).
Элементами скелета ограничены: а) полость черепа, которая сообщается с полостью позвоночного канала; в них располагаются головной и спинной мозг; б) грудная полость; в) брюшно-тазовая полость (рис. 7). Органы, расположенные в грудной и брюшно-тазовой полостях, покрыты специальными серозными оболочками. Эти оболочки выстилают и стенки полостей. В результате органы, находящиеся в этих полостях, могут свободно изменять
Рис. 7. Полости тела.
свою форму и размеры в различные фазы функционирования независимо от работы опорно-двигательного аппарата.
Для описания положения частей тела и органов, а также их внутреннего строения в анатомии используются специальные плоскости или сечения (рис. 8). Сагиттальная плоскостьразделяет тело и органы на правую и левую части или отделы. Если сагиттальная плоскость проходит через середину тела, ее называют срединной плоскостью; она делит тело на зеркальные правую и левую половины. Горизонтальная плоскость пересекает тело и органы поперек, разделяя его на головной (краниальный) и хвостовой (каудальный) отделы. Множественная симметрия участков тела относительно горизонтальных плоскостей называется метамерией. Фронтальная плоскостьделит тело и органы на передний (вентральный) и задний (дорсальный) отделы. Указанные плоскости располагаются взаимно перпендикулярно.
Половой диморфизм.Явление полового диморфизма у человека, как и у других животных, связано с половым способом размножения и образованием двух типов гамет (половых клеток): яйцеклеток, развивающихся в женском организме, и сперматозоидов — в мужском организме. Помимо различий в строении органов половой (репродуктивной) системы у мужчин и женщин имеются характерные различия в телосложении, а также в степени развития
Рис. 8. Анатомические плоскости (сечения) мозга.
отдельных органов (вторичные половые признаки). Половой диморфизм в строении нервной системы выражен незначительно и связан в основном с различиями массы головного мозга (у мужчин в среднем на 150 г больше, чем у женщин). Эти различия обусловлены различиями в общих росто-весовых параметрах, поскольку в среднем мужчины крупнее женщин.
Конституция человека.Это понятие отражает комплекс индивидуальных морфологических и физиологических особенностей организма, складывающихся в определенных социальных и природных условиях. Конституциональные особенности проявляются также в реакциях организма на разные воздействия (температурные, болевые, различные нагрузки и пр.). Внешнему строению тела соответствует определенное расположение органов и их внутреннее строение. В анатомии принято различать три типа конституции (телосложения) человека (рис. 9).
Долихоморфный {астенический) — высокий или выше среднего рост, относительно короткое туловище, малая окружность груди, средние или узкие плечи, длинные нижние конечности, малый угол наклона таза. Внутренности обычно лежат ниже, как бы опущены, и по размерам они меньше, чем у индивидуумов других типов. Кроме того, улиц астенического телосложения относительно велик объем органов нервной системы.
Рис. 9. Типы конституции человека.
Брахиморфный (гиперстенический) — средний или ниже среднего рост, относительно длинное туловище, значительный объем груди и живота, относительно широкие плечи, короткие конечности, большой угол наклона таза. Внутренние органы относительно большего размера и лежат выше, чем у представителей других типов конституции.
Мезоморфный {нормостенический) — средний тип, занимающий промежуточное положение. Особенностью представителей данного типа является, как правило, пропорциональное строение тела и достаточно хорошо развитая мускулатура.
Анатомическая терминология.Анатомические термины служат для обозначения и описания отдельных анатомических образований. Они играют существенную роль не только в медицинской практике, но и в психологии, так как являются терминообразующими понятиями. Существует специальная анатомическая номенклатура, в которой приводится систематический перечень всех анатомических терминов, в том числе и по нервной системе. В данном учебном пособии анатомические термины даются по международной анатомической номенклатуре, принятой Федеративным комитетом по анатомической терминологии (FCAT, 1998).
Ниже приводится перечень некоторых наиболее часто употребляемых анатомических терминов.
Латеральный (боковой; lateralis) медиальный (ближе к середине; medialis) Срединный (medianus)
Наружный (extemus) внутренний (intemus)
Соматический (телесный; somaticus) внутренностный (visceralis) Правый (dexter) левый (sinister)
Глава 1
ОБЩАЯ АНАТОМИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Все органы и части тела человека тесно взаимодействуют между собой, обеспечивая естественные акты жизнедеятельности: пищеварение, дыхание, размножение, перемещение в пространстве, а также различные коммуникации с членами социума. Для того чтобы организм функционировал как единое целое, необходима согласованная работа всех составляющих его элементов. Очевидно, что в сложно устроенном многоклеточном организме это может быть достигнуто следующими путями: а) при иерархической организации связей между клетками, тканями и органами, основанной на соподчинении одних уровней организации другим; б) при наличии специальных систем внутренних коммуникаций, обеспечивающих согласованную работу одновременно огромного числа клеток и органов. В согласовании всех функционирующих в организме многочисленных анатомических структур в точном соответствии с реальной ситуацией и обстановкой в окружающей среде главная роль принадлежит нервной системе (рис. 10).
Нервная система как интегративный (объединяющий) аппарат, управляющий поведением организма, появляется лишь на определенном этапе эволюционного развития. Это свидетельствует о том, что поведение по крайней мере простейших организмов возможно на основе других принципов, в частности таксиса. Таксис — это общая реакция относительно простых организмов на внешние воздействия, при которой их пространственная ориентация и перемещения определяются силой этих внешних воздействий: наличием пищи, яркого света и т. п., положительно или отрицательно влияющих на организм.
С формированием нервной системы появляются иные формы поведения, основанные на рефлексах — более точных реакциях организма на локальные воздействия сигналов, поступающих из внешней среды (рис. 11).
В ходе эволюции в формировании поведения живых существ приобретают важное значение не только внешние сигналы, вызывающие раздражение и запуск рефлексов, но и внутренние факторы в форме различных потребностей, а затем и мотивов.
Наряду с врожденными механизмами, обеспечивающими стереотипные формы поведения животных, существенная роль в развитии нервной системы принадлежит научению, что в конечном итоге приводит к формированию рассудочной деятельности, характерной для высших приматов.
Рис. 10. Нервная система человека.
Рис. 11. Изменения форм поведения по мере усложнения нервной системы в филогенезе.
Таблица 1. Функции нервной системы
Анализ информации(аналитическая функция)
Регуляцияфункций организма(регуляторнаяфункция)
Интегративнаядеятельность(функция)
Умственнаядеятельность(психика)
• Интерорецепция
•Проприорецепция
•Вестибулярный
аппарат
• Обоняние
• Зрение
• Слух
• Вкус
• Осязание
• Дыхание
• Пищеварение
• Кровообращение
• Водный баланс
• Сохранение
гомеостаза
• Положение тела
и его частей
• Локомоция
• Репродукция
• Координация
функций
организма
• Чувствование
• Игнорирование
• Внимание
• Сон
• Адаптация
• Обучение
• Рисование
• Воображение
• Речь
• Письмо
• Чтение
• Вычисление
• Созидание
• Познание
• Осознание
собственного
«Я»
Память
Функции нервной системы достаточно многообразны (табл. 1). Она контролирует и координирует работу разных органов и разных систем органов, объединяя их тем самым в целостный, функционально единый организм. Важной функцией нервной системы является обеспечение взаимодействия между организмом и окружающей его средой. Посредством органов чувств и специальных чувствительных нервных окончаний, расположенных в коже, внутренних органах и скелетных мышцах, нервная система постоянно получает информацию о состоянии внешней и внутренней среды. Таким образом, деятельность нервной системы, с одной стороны, направлена на интеграцию работы всех частей организма, а с другой — на взаимоотношения организма с окружающей средой и на регуляцию этих взаимоотношений.
Функционирование нервной системы связано с восприятием и обработкой разнообразной сенсорной информации, а также информационным обменом между различными частями организма и внешней средой. Передача информации между нервными клетками осуществляется в форме нервных импульсов. Нервные импульсы возникают в сенсорных нейронах как результат активации их воспринимающих структур, называемых рецепторами. Сами рецепторы активируются различными изменениями во внутренней среде организма и в окружающей его внешней среде. Сенсорные нейроны передают возникшие в рецепторах импульсы в спинной и головной мозг. Здесь происходит активация других нейронов и передача нервных импульсов в конечном итоге на мотонейроны, локализованные в определенных отделах спинного и головного мозга (рис. 12). Мотонейроны вступают в контакт с различными эффекторными (исполнительными) образованиями, такими
Рис. 12. Иерархия организации нейронных связей в нервной системе.
как мышцы, железы, кровеносные сосуды, которые под влиянием поступающих нервных импульсов изменяют свою работу, повышая или снижая ее уровень. Посредством связей, обеспечивающих передачу нервных импульсов между нервными клетками, осуществляется избирательное объединение (интеграция) рецепторного аппарата и эффекторного аппарата, реализующего ответную реакцию организма.
Нервная система обладает также памятью — способностью хранить и накапливать значимую для организма информацию, получаемую из внешней и внутренней среды.
Нейроны в нервной системе объединяются в нервные сети, которые обеспечивают сложную координированную деятельность организма. Для организации нервной системы в целом характерен принцип иерархического соподчинения нейронных сетей, структурно и функционально связанных с различными отделами мозга.