Основная цель данного курса состоит в выработке у студентов навыков самостоятельной работы с исторической литературой, умения аккумулировать, оценивать, интерпретировать опыт, накопленный исторической наукой.
Программа курса включает в себя анализ основных этапов становления и развития исторической науки в России. Изучение учебного материала предполагается на основе знакомства с историческими концепциями ведущих историков России, анализа их исторических трудов.
Основные задачи курса определяют важнейшими функциями истории исторической науки в России.
Предметом изучения историографии истории России являются особенности развития исторической науки в нашей стране. При изучении курса в основном используется хронологическо-проблемный метод, предусматривающий изучение истории исторической науки по этапам.
Наряду с этим широко используются и другие методы, например, периодизации, сравнительно-исторический, ретроспективный.
Историографический анализ работ историков – это один из способов установления истинности исторического знания. Он позволяет выявить какие исторические концепции историков России оказались ограниченными, какие выводы историков оказались отвергнуты последующими поколениями историков, а также позволяет определить реальный вклад того или иного ученого в историческую науку нашей страны.
Знание истории своей науки способствует профессионализму историка, формирует у него бережное отношение ко всему тому, что было накоплено опытом предшествующих поколений исследователей.
Изучение истории исторической науки на современном этапе имеет свои особенности, которые во многом предопределены изменениями в политической и социально-экономической жизни нашей страны на рубеже XX – XXI вв.
Эти изменения потребовали от историков значительных усилий в выработке новых теоретико-методологических подходов к истории России, к определению содержания понятийного и категориального аппарата, более глубокому изучению опыта философской и исторической мысли России XIX – XX вв., а также зарубежной историографии XX века.
Все это и предопределило выход учебных пособий, в которых были предприняты попытки по-новому взглянуть на историю исторической науки в России и дать более объективную и взвешенную оценку вклада того или иного историка в российскую историографию.
Среди них в первую очередь следует отметить следующие: «Историография истории России до 1917 года». В 2-х томах. Под редакцией М.Ю.Лачаевой (2003); Наумова Г.Р., Шикло А.Е. «Историография истории России» (2008); Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. «История исторического знания» (2004); Бычков С.П., Корзун В.П., «Введение в историографию отечественной истории XX в.» (2001), а также «Очерки истории отечественной исторической науки XX века» под редакцией В.П.Корзун (2005). Из них только в учебнике Наумовой Г.Р., Шикло А.Е. «Историографии истории России» дается анализ развития исторической науки в нашей стране с древнейших времен до рубежа XX – XXI вв.
Вместе с тем следует иметь в виду, что без знания трудов историков невозможно объективно оценить как их вклад в историческую науку, так и сам процесс развития исторической науки в России, а потому в качестве одного из обязательных требований по этому курсу является конспектирование студентами работ наиболее известных историков России.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Иметь представления:
– о сущности, формах и функциях исторического знания;
– о современных концепциях развития мирового исторического процесса;
– об общих закономерностях и национальных особенностях становления и развития исторической науки в России.
Знать:
– проблемы истории, теории и методов историографии;
– основные понятия, которыми оперирует историография;
– факторы и явления, влияющие на формирование исторического знания и развития исторической науки;
– теоретические и методические вопросы курса как в историческом, так и в логическом планах в соотношении со сменявшими друг друга познавательными парадигмами (провиденциализм, рационализм, романтизм, гегельянство, позитивизм, марксизм, неокантианство, феноменологические и постмодернистские концепции);
– основные этапы развития исторической науки в России;
– исторические концепции ведущих историков России.
Уметь:
– анализировать исторические исследования на основе научной методологии и методов историографического анализа;
– свободно оперировать основными теоретическими понятиями курса;
– систематизировать историографические факты и формировать на этой основе аргументированные выводы;
– использовать междисциплинарные подходы в процессе изучения формирования исторических школ и направлений;
– на основе комплексного анализа эволюции исторической науки и общественно-политического развития России определять значимость исторической концепции того или иного историка.
Владеть навыками:
– устной и письменной научной речи;
– ведения научной дискуссии;
– самостоятельного историографического анализа исторической литературы;
– выявления как общих тенденций, так и своеобразия в подходах в оценке тех или иных исторических процессов в исторических концепциях историков.
Учебно-преподавательская ориентация историографии на обучение технике и технологии анализа исторических исследований сближает историографию с другими специальными дисциплинами, в том числе с источниковедением, архивоведением, археографией и циклом дисциплин теоретико-методологического характера.
Курс рассчитан на 104 часа и читается студентам четвертого курса исторического факультета. Курс предполагает как лекционные (86 часов) и семинарские (18 часов) занятия. По итогам изучения курса студенты сдают экзамен. Экзамен по курсу основан на балльно-рейтинговой системе.
Общая оценка по курсу складывается из суммы баллов за работу в семестре и за ответ на экзамене. Максимальная сумма баллов – 100, минимальная – 51.
За работу в семестре студент может получить максимально 50 баллов. Минимальная сумма баллов составляет 25,5. Студенты, получившие за работу в семестре меньше этой суммы баллов, к экзамену не допускаются.
Работа в семестре подразумевает:
- посещение занятий: максимально 6 баллов (делится на количество занятий),
- за развернутый ответ на семинарском занятии – максимально 2 балла,
- написание контрольной работы: максимально 15 баллов (делится на количество вопросов в контрольной работе),
– написание конспектов трудов Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского: максимально 12 баллов,
– написание реферата: максимально 7 баллов.
За ответ на экзамене студент может получить максимально 50 баллов, минимально – 25, 5 баллов. Если студент набрал при ответе на экзамене менее 25,5 балла, но при суммировании с количеством баллов за работу в семестре он набирает 51 и более баллов, то он получает положительную оценку.