Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Советский Союз в 50-80-е годы XX века: попытки реформ, нарастание кризиса.



Реформа началась в 1965 г. с упразднения совнархозов и восстановления центральных промышленных министерств, ликвидированных Хрущевым. Были созданы крупные государственные комитеты: Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике, Госстандарт. Вместе с тем предприятия получали некоторую автономию. Однако понятие хозрасчета не подразумевало перехода к рыночным отноше­ниям.

 

Практика реализации реформы показала, что проблемы, связанные с природой прежних экономических показателей, остались нерешенными. Поощрительные фонды не смогли должным образом стимулировать рабочую силу: предназначенные рабочим премии составляли всего лишь 3% от зарплаты, что было недостаточно для того, чтобы вызвать интерес к повышению эффективности производства. От разработки до выпуска первого пробного образца и освоения массового производства проходило в среднем шесть — восемь лет.

С первых шагов проведения реформы стало ясно, что она представляет собой набор разрозненных и противоречивых мер, так как сочетает расширение допущенной самостоятельности предприятий с усилением административных и экономических полномочий министерств. Реформа не привела к решению таких важных проблем, как повышение эффективности аграрного производства, ускоренные темпы развития легкой промышленности и сельского хозяйства, ликвидация разрыва в уровне жизни города и села, сочетание моральных и материальных стимулов труда, совершенствова­ние политико-административной системы и определение места в ней рынка.

Задачи, которые ставились в пятилетних планах периода «развитого социализма», были более реальными, нежели экономическая программа Хрущева. В целом они предусматривали поддержание темпов роста промышленного производства на уровне 7—9% в год и сельскохо­зяйственного — 4% в год. Однако даже эти цели не были реализованы, и в 1970—1985 гг. наметилось падение темпов роста практически по всем важнейшим показателям в промышленности, сельском хозяйстве, производительности труда, в объемах капиталовложений.

Начиная с 1975 г. стало невозможным поддерживать экономический рост, используя, как прежде, массовое привлечение новой рабочей силы. Фактически это означало, что возможности для экстенсивного развития народного хозяйства были исчерпаны. Теперь темпы развития экономики зависели только от роста производительности труда.


47.Перестройка и распад СССР.В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев. В апреле 1985 г. новое руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития. В обществе все громче звучали слова «Мы ждем изменения …». Необходимость изменений отметил и новый генеральный секретарь. Никто со времен Хрущева не общался так с народом: Горбачев ездил по стране, запросто выходил к людям, общался с ними в неформальной обстановке.С приходом нового руководителя, вдохновенного планами рывка в экономике и перестройки всей жизни общества, у людей возрождались надежды и энтузиазм.

Если кратко, то перестройка была придумана Михаилом Сергеевичем Горбачёвым в 1985 года на замену Брежневского застоя, но введённая в 1986 году. Перестройка гласило, что она будет продолжать дело "Октября". В основном, Горбачёв пытался укрепить страну как самую не пьющую, для этого были вырублены множество виноградников. И это у него получилось, число пьянств снизилось и продолжительность жизни у населения увеличилось. Пытались построить больше АЭС, именно в Припяти произошла та авария. Горбачёв пытался повысить свои отношения с Америкой, поэтому за последующие годы можно было часто видеть Горбачёва и Рейгана. В течение трёх лет (1986-1989) количество фарцовщиков увеличилось, в том числе в СССР частично стало легализировать товары из-за границы, это уже было заметно в 1989-1990 годах. В течение перестройки повысились массовые террористические акты (1989-1991). Также цензура в СССР, которая была усилена, заметно снизилась, даже "глушилки" на иностранных радио применяли до 1988 года. Социальной проблемой СССР и самого Горбачёва стало загон в тупик Перестройку в 1989 году: Гос долги повысились, смена валюты, теряющая влияние СССР на Европу, это была одна из нескольких причин, по которой социалистические республики приняли решение о отсоединении СССР, т.е. объявить свою независимость. Значимой датой является 1989, 1990 и 1991. В 1989 году состоялся первый съезд народных депутатов СССР. В 1990 году принят закон о собственности в СССР. В 1991 году ГКЧП в Москве, ликвидация КПСС, подписание беловежского договора и распад СССР.

Постсоветская Россия.

После распада СССР и создания Содружества Независимых Государств перед каждой из бывших республик кроме задачи формирования собственной государственности стояла проблема выбора своего пути выхода из кризиса: от традиционно умеренного социального реформирования до радикальных либеральных реформ. В новых условиях перед Россией открылись различные варианты развития. Однако при всем их многообразии основное направление было очевидно. Оно определялось общемировым движением к постиндустриальному обществу, что на деле означало коренную перестройку всей экономики, переориентацию ее на наукоемкие отрасли, демилитаризацию страны.

Как известно, существует два направления западно-экономической мысли – кейнсианство, признающее необходимость существенного вмешательства государства в экономику, и либеральное направление, обычно называемое монетаризмом и выступающее за свободу рынка. В истории 20 века были периоды преобладания и того и другого направления: после кризиса 1929 года в мировой экономике преобладали теории Кейнса и Фридмана с Хайеком, но другой мировой кризис 1973-1975 годов толкнул мир в сторону либерализма, взятого на вооружение Рейганом и Тетчер. Как видно из этого примера реакция на кризис может быть диаметрально противоположной. Возможно это явилось одной из причин вступления России после долгих лет плановой экономики и государственного регулирования на путь либеральных реформ.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть поиски выхода из кризиса постсоветской России.

Для этого нами будут рассмотрены следующие задачи:

· рассмотреть социально-экономические процессы в постсоветсткой России;

· рассмотреть политические изменения в России 90-х годов;

· рассмотреть внешнеэкономическую политику России в 90-х годах.

В 1992 году в России начались либерально-буржуазные экономические реформы, прозванные «шоковой терапией». Главная роль в их проектировании и проведении принадлежала первому главе ельцинского правительства Е. Гайдару и А. Чубайсу.
Основными этапами реформ стали:
январь 1992 г. - освобождение (либерализация) цен;
октябрь 1992 г. - начало приватизации государственной собственности с помощью ваучеров (приватизационных чеков), выданных бесплатно каждому взрослому гражданину России с правом приобретения на них акций частных компаний или предприятий.
Главными особенностями реформ были:
1
. Поспешные ускоренные темпы, с целью не допустить реставрации социализма. Уже к 1995 г. было приватизировано 60 % государственных предприятий.
2. Некритическое использование рекомендаций Международного валютного фонда (МВФ), игнорирование реальной социально-экономической ситуации и национального менталитета страны.
3. Отставание разработки соответствующего законодательства, что создавало почву для масштабных злоупотреблений и коррупции при проведении приватизации.
4. Отсутствие механизмов социальной защиты малообеспеченных слоев населения, на которые обрушился мощный удар кризиса в процессе рыночной перестройки.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.