Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сенсуалистическая теория познания

Фичино Марсилио.


(Ficino, Marsilio) (1433-1499), философ, теолог и ученый, выдающийся мыслитель эпохи Возрождения, оказавший значительное влияние на развитие философии 17-18 вв. Родился 19 октября 1433 в Фильине-Вальдарно близ Флоренции. Изучал латинский и греческий языки, философию и медицину, по-видимому, во Флоренции, рано заинтересовался Платоном и его школой и благодаря покровительству Козимо Медичи и его преемников полностью посвятил себя научным занятиям. В 1462 Фичино стал признанным лидером платоновской Академии во Флоренции, одного из важнейших интеллектуальных центров эпохи Возрождения. Стал священником в 1473 и занимал несколько высоких церковных постов. Умер Фичино в Кареджи близ Флоренции 1 октября 1499. Сделанные Фичино превосходные переводы на латинский язык Платона и Плотина, первые полные собрания этих мыслителей в Западной Европе (закончены ок. 1470, опубликованы в 1484 и 1492), были в ходу вплоть до 18 в. Фичино также перевел на латинский язык других неоплатоников (Ямвлиха, Прокла, Порфирия и др.) и трактаты т.н. Герметического свода. Широко использовались и его комментарии к сочинениям Платона и Плотина, а комментарий к платоновскому диалогу Пир (1469, известен также под названием О любви, De amore) был источником большинства рассуждений о любви у мыслителей, поэтов и писателей Возрождения. Согласно Фичино, Платон рассматривал любовь как духовное отношение между человеческими существами, основанное на их изначальной внутренней любви к Богу. Главная философская работа Фичино - Платоновская теология о бессмертии души (Theologiae platonicae de immortalitate animorum, 1469-1474, первое издание 1482) - изощренный метафизический трактат, в котором учение Платона и неоплатоников приводится в согласие с христианской теологией. Этот труд, наиболее систематическое произведение итальянского платонизма за всю эпоху Возрождения, сводит Вселенную к пяти фундаментальным принципам: Богу, небесному духу, расположенной в центре разумной душе, качеству и телу. Главной темой труда является бессмертие души. Задача человеческой жизни, по Фичино, заключается в созерцании, завершающемся непосредственным видением Бога, но, поскольку эта конечная цель редко достигается на Земле, должна быть постулирована будущая жизнь души, в которой она достигает своего истинного предназначения. Известен также трактат Книга о христианской религии (Liber de Christiana religione, 1474). Переписка Фичино - богатый источник биографической и исторической информации, многие письма являются фактически небольшими философскими трактатами. Среди других работ, посвященных теологии, медицине и астрологии, можно отметить Три книги о жизни (De vita libri tres, 1489). Фичино был одним из ведущих мыслителей раннего Возрождения и наиболее значительным представителем ренессансного платонизма.

 

Билет 28: Социально – политические учения Макиовелли, Монтень.

 

 

Возрождение и Реформация — самые крупные и значительные события позднего западноевропейского Средневековья. Идеологи этого периода не просто черпали свои представления о государстве, праве, политике и законе из сокровищницы духовной культуры античности. Демонстративно обращаясь к античности, они выражали неприятие, отрицание политико-юридических порядков и доктрин католической церкви, господствовавших в Европе в средние века. В борьбе со средневековой консервативно-охранительной идеологией возникла система качественно иных социально-философских взглядов, сердцевиной которых являлась мысль о самоценности личности, ее достоинстве и автономии, необходимости обеспечения условий для свободного развития человека. Актуальным стал тезис о том, что важнейший элемент достоинства индивида — гражданственность, служение общему благу. Раннебуржуазные политко-правовые концепции Возрождения и Реформации ускорили возникновение и становление новой эпохи всемирной истории — буржуазного строя.
Французский философ Мишель Монтень (1533—1592 гг.) автор известного произведения «Опыты» утверждал, что законы создаются людьми и призваны обеспечивать человеку счастье, лучшую жизнь. Все законы он разделил на две группы — нравственные («законы чести») и юридические («законы правосудия»). И те, и другие имеют свои человеческие измерения, далеко не всегда совпадающие. Скажем, месть правомерна с точки зрения «законов чести», но недопустима с точки зрения «законов правосудия». «Законом законов» Монтень называет неуклонное повиновение для установления светского государства.
Николо Макиавелли (1469—1527 гг.) — итальянский дипломат и политик, автор ряда трудов: «Государь», «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции». Наследие Макиавелли весьма противоречиво. В главном труде «Государь» практически не отразились
его симпатии к республиканскому строю, отдельным демократическим институтам. Основное в нем — выявление природы государства и механизмов государственного управления. Макиавелли считается «отцом» новой науки о политике, как особой форме человеческой деятельности.

Все государства, с его точки зрения, можно разделить на республики и государства, управляемые единовластно. Последние он дополнительно разделял на «унаследованные» и «новые». Среди «новых», в свою очередь, выделялись те, где подданные привыкли повиноваться государю, и те, где они «искони жили свободно». Опираясь на труды античных авторов, Макиавелли утверждал, что каждая из трех «хороших» форм правления имеет тенденцию перерастать в одну из трех «плохих»: самодержавие — в тиранию, аристократия — в олигархию, а народное правление — в разнузданность и анархию. Каждую из этих шести форм, взятую в отдельности, он считал губительной: «хорошие» по причине их кратковременности, а «плохие» — «в силу их злокачественности».
Понятие практической пользы в политике решительно отделяется Макиавелли от религиозных и этических норм. Он выводит новый закон: политические события происходят не по воле божьей, не по прихоти людей, а под воздействием «действительного хода вещей».
По Макиавелли, государь должен быть озабочен созданием прочного фундамента власти. Таким фундаментом в любом государстве являются хорошие законы и сильная армия. Причем, опорой закона является именно армия. О праве и справедливости речи нет. Государственная власть должна быть твердой и решительной. Самосохранение и упрочение политической власти любой ценой — доминирующий интерес государственности.
Макиавелли ввел в политический лексикон понятие государство (stato), дал определение этому понятию. Государство выступает монополистом публично-властных прерогатив, оно трактуется как аппарат, управляющий подданными. В аппарат входят государь и его министры, чиновники, советники. Именно государю принадлежит вся
полнота власти, он обязан концентрировать ее только у себя в руках. Чиновники являются лишь инструментом осуществления единоличной воли государя.
Государственная власть осуществляется нормально только тогда, когда народ полностью повинуется государю. Такое повиновение держится на любви к государю и страхе перед ним, причем страх — более надежная опора власти, чем любовь. Страх должен поддерживаться наказанием, при этом правитель не должен пренебрегать самыми суровыми и жестокими мерами. Подданные должны постоянно чувствовать абсолютную непререкаемость государственного суверенитета, однако его трактовка государственной власти показывает, что он совсем близко подошел к этому важному для науки о государстве определению.

«Государь», анализирующий технологию осуществления государственной власти и поставивший политику вне морали и ее категорий добра и зла, оперирует лишь понятиями пользы и вреда. Заслуга Макиавелли в том, что он до предела «заострил» и бесстрашно выразил это объективно существующее соотношение политики и морали. Его именем (в значительной мере необоснованно) назван принцип коварной, безнравственной политики правителя — макиавеллизм.
В работах Н. Макиавелли впервые показана зависимость стабильности государства от действенности законов. Он подчеркивает, что Спарта 800 лет не переживала губительных смут именно благодаря скрупулезному соблюдению своих законов. В тоже время, отмечал Макиавелли, законы не всегда способствуют установлению должного правопорядка. Во-первых, некоторые из них вынужденно устанавливаются в периоды политических кризисов, и, стало быть, не могут быть долговечными. Во-вторых, прочность и жизненность законов во многом зависит от умения законодателя связать новые и старые порядки. Наконец, законы порой недейственны и, следовательно, недолговечны по причине их неточной формулировки, открывающей возможности неоднозначного толкования.

 

Макиавелли.

 

Философские воззрения.

 

Автономия политики.

Рассмотрение политики как совершенно самостоятельной сферы исследования. Впервые проблемы управления рассматриваются независимо от религиозных, теологических, философских и этических учений. Нет ссылок на «Волю Божью», говоря о судьбе, он акцентирует свое внимание на способах борьбы с ней; он ничего не говорит о «должном» поведении, опирающемся на христианские моральные ценности или добродетели. Поведение как правителя, так и подданных не связывается со «спасением души». А только с земными интересами Сфера политики оказывается полностью автономной, это «политика для политики».

 

Политический реализм.

Социально – политическое учение Маикавелли - политический реализм. Управление людьми должно основываться на знании реальной человеческой природы. А человек по своей природе не является ни хорошим, ни плохим. Но плохого в нем больше. Умелый политик должен принимать в расчет слабости и недостатки людей, нежели их положительные качества.

Люди скорее забудут смерть отца, нежели потерю имущества.

Он осуждает христианство за то, что оно учит смирению и, концентрируя интересы человека на небе, отвлекает от земных дел.

Политический идеал для Макиавелли – Римская республика – мощное, стабильное образование, сохранявшее внутренний порядок не одно столетие и сумевшее распространить его на громадные завоеванные территории. Современное время – наследственная монархия лучшее. Противник наемной армии, за всеобщую воинскую повинность.

 

Идеальный правитель.

Идеальный государь – «лисица или лев», обожаем народом и внушающий страх. Проще всего подданных держать в страхе. В случае необходимости монарх может и должен применять крайне жестокие меры: переселить целые народы, разрушить старые города, сделать богатых бедными, казнить

 

Билет 29: Основные черты философии Нового Времени. Механизм. Пантеизм. Деизм.

 

Хронологические рамки: 17-19 в. – историческое новое время + 18 в. – просвещение.

1.Утверждение нового способа производства (капиталистический).

2.Научно – техническая революция.

3.Буржуазная революция.

4.Взлет наук в лице физики и математики, открытие Ньютона.

Основной тип мировоззрения - механицизм. В его рамках природа рассматривалась, как большой механизм, развивающийся по законам физики, а человек – индивидуальный и деятельный работник.

Научная картина мира (маханистическая).

В основе – деизм, мир сотворен по законам науки, Бог не вмешивается в развитие мира далее.

Человек свободен и самостоятелен, познание мира, как механизма, раскрыть законы природы.

Главная проблема – проблема познания и проблема выработки методов познания. Для нового времени характерен строгий детерминизм – все не происходит случайно, а по причинно - следственным связям.

2 направления в теории познания.

1.Эмпиризм – родоначальник Фрэнсис Бэкон,, далее Томас Гоббс, Джон Локк, Давид Юм, Беркли.

2.Рационализм – родоначальник Рене Декарт, далее Барух Спиноза, Лейбниц.

 

Билет 30:Эмпиризм философии Бэкона.

 

Фрэнсис Бэкон ( 1561-1626).

Символ Нового времени, жил и работал накануне революции.

Основные работы: « Нравственные и политические очерки», «О мудрости древних», «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы», « О достоинстве и преувеличении наук». «Новая Атлантида».

«Знание – сила!».

Главная проблема – познания природы.

Философия должна быть опытной наукой, основанной на наблюдении.

Философия по образу физики и математики. Главное для науки в целом – познание причин и расширение власти человека над природой.

Главное в знании – его достоверность и соответствие практической потребности общества.

Критерий истинности – плоды практики.

Науки:

1.Плодоносные – практические, немедленный результат.

2.Светоносные – глубинные причины следственных связей.

Сторонник экспериментального естествознания.

Задача «великого восстановления наук» - необходимо все знания привести в соответствие с современными последствиями, классификация наук должна соответствовать способностями человеческой души (память , воображение, разум).

1.История -память, описание фактов и бытий.

2.Поэзия – воображение.

3.Философия – разумная – обобщающая познания.

Предмет философии – Бог, Природа – физика, человек.

Человек не может познать, если у него в сознании предрассудки – идолы и призраки.

4 рода идолов:

Два врожденных и два приобретенных.

1.Идолы рода.

2.Идолы пещеры -индивидуальные особенности психики человека.

3.Идолы площади (рынка) – возник в ходе общего людей друг с другом.

4.Идолы театра – вера в различного рода авторитеты.

Метод научного познания – опытно-индуктивный, который предполагает движение знания от простого определения к более сложным. Это толкование фактов, их систематизация. Движение знаний от частного к общему.

Бэкон – родоначальник английской философии , материализма и экспериментальной науки. Деист.

 

Билет 31: Проблема познания в философии Локка.

 

 

Джон Локк (1632 – 1704) 0 английский философ. Учился в Оксфорде, там же преподавал греческий и риторику. Стал изучать медицину, физику, химию. В центре внимания Локка – проблемы гносеологии и социальной философии (политики, этики, педагогики).

 

Основные труды: «Опят о человеческом разуме», «Два трактата о государственном правлении», «Письма о веротерпимости», «Мысли о воспитании».

 

Философские воззрения.

 

Онтология.

Локк – деист: признает сотворение мира Богом. Существующий телесный мир он объясняет в целом материалистически и механически. Влияние Ньютона.

 

Гносеология и сенсуализм.

Работа «Опыт о человеческом разуме» - гносеология. Центральная тема для Локка - сам разум человека, его границы, способности и функции. Важнейшую роль в его учении играют идеи- все то, что, существуя в сознании человека, является объектом человеческого мышления: образы чувственных вещей, абстракции (число, бесконечность) и мысли (выражаемые предложениями). Локк отстаивает тезис о том, что не существует никаких врожденных идей – ни теоретических, ни практических. В том числе и врожденной идеи Бога. Все идеи возникают из опыта. Идеи бывают простые (полученные от одного органа чувств – звук, цвет) и сложные (полученные от нескольких органов чувств).

Опыт делится на внешний, где приходят ощущения, И ВНУТРЕННИЙ, В КОТОРОМ МЫ ИМЕЕМ ДЕЛО С РЕФЛЕКСИЕЙ (внутренняя деятельность нашей души, движение мысли).

Теория первичных и вторичных качеств. Идеи бывают сходными со свойствами соответствующих объектов – первичные качества, т.е. объективно присущие данным объектам: протяженность, фигура, плотность, движение. А могут быть не сходными - вторичные качества, т.е. не присущие как таковые самим объектам; представляют собой наше субъективное восприятие первичных качеств: цвет, звук, запах, вкус. Из этого исходного материала человеческий разум , действуя путем соединения, сопоставления, абстрагирования, составляет сложные идеи.

Процесс познания – восприятие и понимание согласованности или несогласованности между нашими идеями. Саму согласованность между двумя идеями можно понять интуитивно или посредством доказательства.

3 вида познания:

1.Интуитивное: ясное и отчетливое восприятие совпадения или несовпадения двух идей – так мы познаем собственное существование.

2.Демонстративное: рациональное доказательство – математика, бытие Бога.

3.Чувственное или сенситивное – существование внешних вещей.

 

Этика.

Социальные законы:

1.Божественные -нарушение: грех, выполнение: обязанность или долг.

2.Гражданские – нарушение: преступление, выполнение: «безвинные».

3. Законы общепринятого мнения – нарушение: порок, выполнение: добродетель.

В основе всей морали лежат божественные законы, полученные людьми через Откровение, но эти законы совместимы с законами «естественного разума» человека, на базе которого создаются гражданские и законы общественного мнения.

 

Социальная философия.

Локк – сторонник конституционной монархии, но королевская власть не имеет Божественного основания. Государство возникло благодаря «общественному договору». В естественном состоянии царили отношения «человек человеку – друг».

Естественные права: на жизнь, на свободу, на собственность, на защиту этих прав.

 

Билет 32: Гносеология Гоббса.

 

Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ, один из родоначальников материализма Нового времени. Окончил Оксфорд.

 

Основные труды: «Элементы законов, естественных и политических», Трилогия «Основы философии», «О теле», «О человеке», «О гражданине», «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

 

Философские воззрения.

 

Отношение к науке.

Задача науки – увеличение власти человека над природой, «увеличение количества жизненных благ». Главная задача ученого – познание не природы, а общества – с целью предотвращения гражданских войн. Особое внимание уделял природе человека и государства.

 

Онтология.

Гоббс – создатель первой в истории философии концепции механического материализма.

Природа (материя) – совокупность протяженных материальных тел, которые различаются между собой величиной, фигурой, положением и движением. Материя не создается, не уничтожается, существует вечно. Движение присуще самой материи ( перводвигатель отрицается). Движение чисто механическое – перемещение тела. От одного тела к другому движение передается за счет «толчков».

Фундаментальное свойство любого тела – занимать некоторое пространство и простираться вместе с ним.

 

Этика.

Существует единая и универсальная «природа человека». Естественные законы этой природы – все человеческие поступки. В природе человека лежит стремление к самосохранению, удовлетворению потребностей и удовольствиям. Благо для человека – предмет желания и влечения. Зло – предмет отвращения и ненависти.

 

Социальная философия.

Государство – искусственное тело, созданное людьми. Две основные стадии: догосударственная ( естественное состояние) и государственная. В естественном состоянии люди живут разобщено и находятся в состоянии войны «каждого против всех» ( по принципу « человек человеку –волок»).

Государство возникло в результате общественного договора между людьми в целях всеобщего мира и безопасности. Благо народа – высшая цель государства. Оно должно быть централизованным и единым. Лучшая форма правления – монархия.

 

Билет 33: Рационализм философии Декарта.

 

Рене Декарт – (1596- 1650) - французский философ, математик, естествоиспытатель. Совершил ряд крупных открытий в математике ( аналитическая геометрия) и естествознания, особенно в оптике (закон преломления света) и в механике ( закон инерции). Декарт – один из родоначальников философии Нового времени и классического рационализма.

 

Основные труды: «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии».

 

Убеждение в единстве научного знания. Образец научного знания – математика.

Мир познаваем, при условии использовании правильного метода.

Особое значение – «первоначало» - метафизика.

Прежняя метафизика не устраивала Декарта, так как это умозрительная наука не имеет достоверных доказательств, отсутствие правильного метода познания. Новая метафизика должна принести человеку власть над природой – метод.

Метафизика – философия.

Рационалистический метод – сущность вещей доступна разуму, а не чувствам

2 действия разума- истинное познание.

1.Интуиция – понимание ясного и внимательного ума, что не остается никакого сомнения относительно того, что мы разумеем. Основные свойства – простота, самоочевидность.

2.Дедукция – выведение знаний, которые предполагают определенные последствия и не требуют непосредственной очевидности и простоты.

Исходные принципы человеческих знаний могут быть постигнуты путем интуиции, а наиболее отдаленные их следствия путем дедукции.

Предмет философии – философия пободна дереву: корни – метафизика, ствол – физика, ветви – прочие науки – механика, медицина, этика.

Метафизика построена на основе исходного первоначала, критерии которого – ясность и самоочевидность, зависимость от них всех остальных знаний.

Задача метафизики – установление «основных начал» человеческого познания.

Принцип методологического сомнения. Основой для сомнения - разные предрассудки и ложные мнения, обман чувств, математические доказательства, существование Богша, кроме самой мысли, мысленная цель сомнения – отыскание научной истины.

Преодоление сомнений.

«Я мыслю, следовательно, я существую» «Cogito ergo sum».

Из этого следуют два вывода.

1.Я мыслю – вывод о существовании души, т.к. мышление - свойство, то должен быть носитель этого свойста – душа. Мышление – свойство души. Душа мыслит постоянно, хотя и неотчетливо. 2 основных свойства мышления.1 – восприятие разума. 2 – свободная воля.

2.Проблема бытия Бога. Принимается онтология доказательство бытия Бога существование Бога вытекает из идеи о нем. Человек может познать божественные атрибуты – всемогущее, всезнающее.

 

Билет 34:Учение Лейбница о монадах.

 

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) – немецкий математик, физик, юрист, историк, философ. Ему принадлежат значительные достижения в математике – разработал дифференциальное и интегральное исчисление, в физике – закон сохранения силы, в геологии – эволюционистское учение о происхождении Земли и солнечной системы, в биологии – теория эволюции (на механической основе). Ряд работ по истории. Юриспруденции. Основоположник математической (символической) логики.

 

Основные труды: «Рассуждения о метафизике», «Новая система природы», «Новые опыты о человеческом разуме», «Теодицея», «Монадология».

 

Философские воззрения.

 

Онтология.

Монадологии – элементы объективного и субъективного идеализма. Он предлагает существование Бога – творца реальности. Так же трактует материальный мир как иллюзию, а сотворение Богом бытие оказывается у него совокупностью монад – духовных атомов, способных к восприятию, и в своем развитии дорастающих до стадии человеческого сознания. Эти духовные атомы – главный объект исследования.

Чувственно воспринимаемый мир – феномен нашего восприятия. Но так как данный феномен порождают все монады, то иллюзорные представления о мире - «хорошо обоснованы».

К идее иллюзорности Лейбниц пришел постепенно. Пространство – всего лишь порядок одновременно сосуществующих вещей, а значит, нечто такое, что рождается из взаимоотношения вещей. Пространство – не онтологическая сущность, не самостоятельный объект, а лишь отношение между вещами, а значит , производное от вещей представление, которое мы фиксируем в своем сознании. Аналогично он рассуждает и относительно времени. Если бы не было живых созданий, пространство и время существовали бы только в уме Бога.

 

Монадология.

Реальный умопостигаемый мир состоит из бесконечного количества самостоятельных субстанций – «центров сил». «духовных атомов», или «монад» ( греч. Единица). Все существующее есть либо монада, либо совокупность монад. Монады являются простыми и неделимыми, поэтому они не могут быть протяженными и находиться в пространстве, ведь пространство бесконечно делимо, монады -метафизические точки. Они вечны и неуничтожаемы, т.е. не могут возникать или погибать естественным путем; их существование зависит только отБога.

Монада – духовная субстанция, активна, ее деятельность состоит в смене восприятий ( перцепций) и определяется стремлением к новым восприятиям. Если бы этих различий не существовало, то они совпали бы, стали единой субстанцией.

Монады проходят различные стадии развития, образуя иерархию по степени ясности восприятия мира. Развитие монад следует закону непрерывности: природа не делает скачков. Высшие ступени занимают монады, способные не только к восприятию, но и самосознанию. К ним относится дух (интеллект) человека.

Монады самодостаточны, не получают и не могут получать никаких впечатлений извне: «Монады вовсе не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда или оттуда выйти». Они не могут изменяться под влиянием извне и не могут оказывать никакого влияния н6и на что внешнее. Индивидуальное развитие всех монад идет по принципу «предустановленной гармонии» - плану, заранее заложенному в структуре бытия Богом.

 

Биология и антропология.

Всякая совокупность монад, представляющаяся в нашем сознании отдельной вещью , есть не случайное собрание, а агрегат (система), объединивший в целое одной высшей монадой. У животных - это душа, у человека- дух и интеллект.

 

Билет 35: Спиноза. Учение о единой субстанции.

 

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677). Родился в Амстердаме. Учился в семиклассном еврейском училище., поступил в школу Франциска ван-ден- Элена.

 

Основные труды: «Принципы философии Декарта, изложенные в геометрическом порядке с приложением метафизических мыслей», «Богословско – политический трактат», «Этика», «Политический трактат».

 

Философские воззрения.

 

Онтология.

Образцом строгости для Спинозы служила математика, и свои философские работы Спиноза строил по образцу геометрии Евклида, задавая определения. Выделяя исходные постулаты (аксиомы). И на их базе доказывая теоремы.

Центральное место – понятие субстанции.

«Под причиной самого себя я разумею то, сущность заключает в себе существование, иными словами то, чья природа может быть представляема не иначе, как существующей».

«Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи. Из которой оно должно было бы образоваться».

Это определение субстанции близко к Декартовскому. Но у Спинозы, в отличии от Декарта, есть только одна субстанция, являющаяся причиной самой себя. Она есть одновременно и Бог, и Природа, т.е. Бог=Природа (пантеизм). Эта субстанция является:

1.свободной, так как существует и действует исключительно в силу своей собственной природы.

2.вечной (не имеющей начала и конца во времени). Так как ее существование заключено в её сущности.

3.бесконечной (в пространстве).

4 не делимой и не имеющей частей.

Субстанция обладает бесконечным количеством атрибутов и проявляется в бесконечном количестве модусов.

«Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции как составляющее её сущность». Различные атрибуты субстанции не тождественны друг другу и независимы друг от друга. Каждый из них выражает бесконечность субстанции. Протяженность. Мышление.

«Под модусом я разумею состояние субстанции, иными словами, то, что существует в другом и представляется через это другое». Модусы – некая реализация атрибутов и их конкретизация. Модусы бывают бесконечные и конечные. Бесконечные – промежуточное положение между атрибутами и конечными модусами.

Субстанция ( Бог= Природа) с её атрибутами составляет «природу творящую», а модусы, т.е. мир конечных вещей, есть природа сотворенная – следствие данной причины; при этом следствие не может существовать без порождающей её причины, а причина, в силу своей сущности, не может породить данное следствие.

 

Билет 36:Субъективный идеализм Дж. Беркли.

 

Джордж Беркли ( 1685 – 1753) – английский философ. Окончил Тринити – колледж в Дублине, где изучал математику, философию, логику, классическую литературу.

 

Основные труды: «Опыт новой теории зрения», «Трактат о началах человеческого знания», «Три разговора между Гиласом и Филонусом», «Алсифрон, или Мелкий философ», «Сейрис или Цель философский размышления и исследований».

 

Философские воззрения.

 

Онтолоигя.

Комбинация объективного и субъективного идеализма: объективного, поскольку творцом является реальности признается Бог, и субъективного, поскольку реальным признается существование только множества человеческий сознаний (душ). Беркли отрицает действительное существование материального телесного мира. «Существовать – значит быть воспринимаемым». Поэтому учении о бытии у Беркли строго говоря нет. Концепцию Беркли можно оценить как идеалистический сенсуализм, противопоставленный материалистическому сенсуализму Локка.

Как и Локк, Беркли для характеристики всего содержащегося в нашем сознании использует термин «идея». Все идеи он делит на «внешние и внутренние». Процесс познания идет там, где есть идея. Но идеи не могут находиться в том, что лишено и чувств, и мышления.

Идеи так же делятся на простые и сложные. Сложные идеи состоят из ряда простых. «Если бы время существовало вне нашего сознания, то почему тогда время страдания ощущается нами как длящееся долго, а время удовольствия пролетает мгновенно?». Беркли критикует теорию первичных и вторичных качеств - первичные и вторичные вещи – лишь ощущения.

Связь между ощущениями различного типа также не имеет объективного характера: и только в силу опыта и привычки мы определенную совокупность ощущений принимаем за ту или иную вещь, хотя эта вещь реально не существует.

Беркли также отрицает существование любых абстрактных идей, признавая существование исключительно конкретных: мы не воспринимает «человека», «дерево» или «протяженность», а всегда только «этого человека», «это дерево», «протяженность этого предмета». Абстрактные идеи – опасные иллюзии.

В онтологии Беркли признается существование только множества человеческих сознаний (душ, интеллектов, разумов), воспринимающих различного рода идеи.

 

Билет 37: Скептицизм и агностицизм Д. Юма.

 

Давид Юм (1771-1776) – английский историк, публицист, экономист и философ. Окончил Эдинбургский университет.

 

Основные труды: «Трактат о человеческой природе», «Опыты моральные и политические (Эссе)», «История Англии: в 8 т.».

 

Философские воззрения.

 

Онтология.

Признавая существование внешнего мира (в отличии от Беркли), Юм утверждал, что мы ничего об этом мире не знаем, и в принципе знать не можем. Основоположник новоевропейского скептицизма и агностицизма.

 

Гносеология.

 

Отмечая успехи экспериме6нтального метода (Ньютон), Юм утверждал, что теперь, пользуясь этим же методом, необходимо создать новую науку о человеческой природе, и задача её особенно важна, потому что, только познав человеческую природы, мы можем:

прийти к господству над ней,

понять, как протекает процесс познания внешнего мира и насколько обоснованы наши знания о нем,

построить новую систему наук на прочном основании.

Юм все содержание человеческого разума называет восприятиями и изначально делит их на два различия: по степени и порядку.

По степени – входят в сознание с наибольшей силой и яркостью, это ощущения, переживания, эмоции.

По порядку – появляются в нашем сознании первыми.

Различие между чувствованием и мышлением сводится до минимума: чувствуя, мы имеем яркие образы (впечатления), когда мы мыслим – слабые (идеи).

Впечатления: простые (красный цвет, соленый вкус) и сложные ( впечатление от яблока в целом).

Рождение сложных идей связано с наличием памяти, которая позволяет воспринимать впечатления и идеи, имевшие место в прошлом, и воображения, позволяющего создавать новые комбинации знакомых идей. Чтобы проверить убедительность любой идеи, необходимо указать соответствующие ей впечатление.

Между различными восприятиями, существующими в нашем сознании, имеется определенная связь, некое « притяжение». Благодаря ей у нас возникает «привычка» постоянного восприятия неких стабильных комплексов ощущений, относительно стабильно закреплены и восприятия в нашей памяти. Стабильная же связь имеет место и между идеями: одна идея, естественно влечет за собой другую. Эта связь выражается в принципе ассоциации. Три основания перехода от одной идеи к другой:

Сходство – портрет заставляет нас вспомнить изображаемого на нем человека.

Смежность во времени и в пространстве – видя подъем якоря у корабля, мы воображаем себе его отплытие; вспомнив свой школьный класс, мы вспоминаем соседние с ним классы, коридор, все школьное здание.

Причинно - следственная связь – думая об огне, мы обязательно думаем о тепле и дыме.

Юм – номиналист. Отрицает существование общих, абстрактных идей и впечатлений, идея всегда конкретна и имеет частный характер.

Между идеями в нашем сознании существуют два вида отношений, которые мы выражаем в суждениях, утверждая что-то или отрицая. Первое отношение – логического следования : основано на логическом законе непротиворечия. Второй – заключения о «фактах» - делаем на основании имеющихся у нас восприятий. Отношения причины и следствия. То, что считается следствием:

Не содержится в том, что считается причиной,

Не похоже на то, что считается причиной,

Логически не выводимо из того, что считается причиной.

 

Антропология.

Природа человека неизменна и одинакова у всех людей. Вся психическая жизнь личности жестко детерминирована и нет никакой свободы воли. Отрицает существование души как субстрата, носителя психических переживаний.

 

Билет 38:Сущность просветительского движения в философии 18 в. Материалистическое понимание природы, церкви и религии.

 

Эпоха Просвещения – период между второй английской революцией (1688-1689) и Великой французской революцией (1789 – 1794).

В эту эпоху жили и работали английские философии Беркли. Юм – но их собственные философские учения принципиально отличаются от философии просветителей.

Философия Просветителей. Зародилась в Англии, у ее истоков – Локк, виднейшие представители – Толланд, Коллинз, Пристли. Американцы – Франклин, Пейн, Джефферсон. Немцы – Лессинг, можно отнести и Канта. Россия – Радищев, Новиков. Франция – Монтескье, Руссо, Вольтер, Дидро, Ж.О.де Ламетри, Гельвеций.

Издание во Франции «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» - 17 томов текста и 11 томов иллюстрации – Дидро и Д`Аламбер.

Эпоха Просвещения – век философии.

Главная причина человеческих несчастий – людское невежество. Для её устранения необходимо просвещение людей. Речь шла просвещении только высших слоев общества, для чего необходимо, чтобы во главе государства стоял просвещенный монарх. Одна из задач философии этой эпохи – просвещение Монархов.

Главное место в учении просветителей - вера в мощь и силу человеческого разума, который только один способен изменить жизнь человека к лучшему.

Критика религии и церкви, препятствующих свободному развитию человека. «Раздавить гадину» - Вольтер по отношению к Христианской церкви.

Религиозный скептицизм и вольнодумство.

Рассуждение Паскаля о Боге:

Я верю в Бога – можно обрести вечное блаженство – если Бога нет, ничего не теряю.

Я не верю в Бога – можно потерять вечное блаженство – если Бога нет, ничего не теряю.

Первую половину эпохи господствовал деизм, с середины 18 в. материализм и атеизм.

Важнейшие новации философии эпохи просвещения.

1.Развитие субъективного идеализма – Беркли.

2.Возникновение и развитие нового философского скептицизма и агностицизма – Юм.

3.Критика религии и церкви, широкое распространение религиозного скептицизма и вольнодумства, а затем и атеизма -Вольтер, Дидро, Гольбах, Ламерти, Кондильяк.

4.Широкое распространение деизма – Вольтер, Монтескье, Руссо, Кант.

5.Возникновение и широкое распространение механистического материализма – Дидро, Ламерти, Гольбах, Кандильяк.

6.Зарождение и широкое распространение сенсуализма, причем как материалистического толка, так и идеалистического – Локк, Кондильяк, Беркли, Юм.

7.Противоборство сенсуализма и рационализма – Руссо, Дидро, Кондильяк.

8.В социальной философии:

Появление концепции географического детерминизма,

Дальнейшее развитие теории общественного договора – Руссо.

 

Билет 39: Французское просвещение. Философия природы. Учение о материи (Гольбах, Дидро, Кондильяк).

 

Гольбах.

 

Поль Анри Гольбах (1723-1789) - крупнейший французский философ. Он родился в Германии и настоящее его имя Пауль Дитрих Тири Фамилию Гольбах получил от дяди, который усыновил его и оставил значительное состояние. С 12 лет жил в Париже. Образование получил в Лейденском университете. Его творческая деятельность протекала в Париже, где он открыл салон, в деятельности которого принимали участие все ведущие умы того времени. Участвовал в работе "Энциклопедии".Основное сочинение Гольбаха "Система природы (1770). В нем он представил в систематическом виде свое мировоззрение. Он писал, что природа есть причина всего, "она существует благодаря себе", "она будет существовать и действовать вечно". "Природа не есть какое-то изделие, она всегда существовала сама по себе, в ее лоне зарождается все она - колоссальная мастерская, снабженная всеми материалами, она сама изготовляет инструменты, которыми пользуется в своих действиях, все ее изделия являются продуктами ее энергии и сил, или причин, которые она заключает в себе, производит и приводит в действие".Все эти философские выводы - следствие достижении естествознания XVIII в., тем более что с этими достижениями Гольбах, по образованию химик, был хорошо знаком.К пониманию природы Гольбах подходил исключительно детерминистически. Природа для него - это необъятная и непрерывная цепь причин и следствий. В природе могут существовать лишь естественные причины и следствия. Гольбах утверждал, что все в природе может происходить лишь в силу необходимых причин. Случайность он отрицал, полагая, что она - следствие незнания причин, отождествляя тем самым причинность с необходимостью.Свой принцип детерминизма Гольбах соединял с принципом изменчивости всего в природе. Более того, он выводил второе из первого. Так, он утверждал, что все в природе является следствием естественных причин, а поэтому все в природе должно изменяться. Если природе присуще движение, значит в мире существует универсальная изменчивость. Появление живых существ на земле Гольбах объяснял с помощью "самопроизвольного самозарождения". Вершиной развития животного мира Гольбах считал человека.Процесс познания, по Гольбаху, складывается из сенсуалистических, эмпирических и рационалистических элементов. Гольбах полагал, что "душа приобретает свои идеи на основе впечатлений, последовательно производимых материальными предметами на наши материальные органы" [Избр. произв. Т. 1. С. 183]. В основе познания лежит чувственно-эмпирический опыт. Разум же - инстанция, которая дает нам высшее познание. Разум, рациональность Гольбах понимал как способность производить опыты, предвидеть последствия причин, чтобы устранить отрицательные следствия. "Разум показывает истинную природу вещей и объясняет действия, которых мы не можем от них ожидать" [Избр. соч. Т. 1. С. 332].Хотя Гольбах говорил, что человеку не дано знать всего, он верил в неисчерпаемость человеческого познания и проникновения в самые сокровенные тайны природы.Исходя из своей концепции необходимости, Гольбах считал, что человеческая деятельность подчиняется строгой необходимости и поэтому свободы воли нет. "Человек не свободен ни одну минуту своей жизни". "Жить - значит необходимым образом существовать в течение сменяющих друг друга необходимым образом моментов длительности". "Наша жизнь - эта линия, которую мы должны по повелению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от нее ни на один момент". Такой механистически-детерминистический подход сочетается у Гольбаха с признанием того, что человек - это социальное существо и должен быть признан свободным, так как содержит в себе самом свойственные его существу причины.Деятельность человека, утверждает Гольбах, направляется внутренним органом - мозгом, получающим восприятия от предметов внешнего мира. Воля же человека выступает как модификация мозга. Волю Гольбах трактовал по-разному. Вначале он был того мнения, что воля определяется чисто биологическими факторами. Он писал, что на социальные катаклизмы могут влиять "излишки едкости в желчи фанатика, разгоряченность крови в сердце завоевателя, дурное пищеварение какого-нибудь монарха". Но в дальнейшем развил взгляд, что существуют более важные причины действия воли и стал признавать, что мысли - очень сильные мотивы человеческих поступков. Он писал, что "хорошая книга, тронувшая сердце великого государя, может стать могущественной причиной, которая с необходимостью повлияет на поведение целого народа" [Избр. произв. Т. 1. С. 235]. Здесь он выступал против системы фатализма, фундамента своего учения. Вопреки фаталистическому призыву "покоримся своей судьбе", Гольбах уже стал призывать противодействовать бедствиям, которые уготовила для нас природа.Надежным средством против всевозможных слабостей, по мнению Гольбаха, выступает добродетель. Он писал: "Воспитание, закон, общественное мнение, пример, привычка, страх - все это причины, которые должны изменять людей, влиять на их волю, заставляя их содействовать общему благу, направлять их страсти, нейтрализовать те из них, которые могут вредить цели общества".Причину распространения христианского вероучения Гольбах видел в притягательности его для народа в силу невежества и тяжелого материального положения. Христианство "стало религией неимущих, оно провозглашало нищего Бога, бедняки проповедовали эту религию беднякам и невеждам, она Давала им утешение в их положении, самые мрачные идеи ее отвечали состоянию этих жалких и несчастных людей". Гольбах показал полную иррациональность религии и несостоятельность христианства, основывающегося на Библии. Он писал, что в Библии упоминаются города, которых не существовало во времена Моисея, и другие противоречия. Гольбах делал вывод, что Пятикнижие написано разными людьми в разное время. Ветхозаветная картина мира, по Гольбаху, могла удовлетворить только невежественный народ.Кондильяк.

Этьен Бонно де Кондильяк (фр. Étienne Bonnot de Condillac; 30 сентября 1715, Гренобль, Франция — 3 августа 1780, Лаи-ан-Валь, Франция) — аббат, французский философ. Родной брат Мабли и двоюродный брат д'Аламбера.

Вращался некоторое время в кругу энциклопедистов, в 1768 году стал членом французской академии, до того был воспитателем внука Людовика XV, инфанта Фердинанда Пармского. Умер в 1780 году.

Сенсуалистическая теория познания

Кондильяк имеет несомненное историческое значение, так как представляет собой особый момент в сенсуалистической теории познания. Особенную важность имеет К. для французской философии: он имел сначала ряд последователей, а позднее французская философия определялась критикой основных положений Кондильяка. Велико влияние Кондильяка и на современный английский эмпиризм. Философских сочинений Кондильяк написал немного: «Essai sur l’Origine des Connaissances humaines» («Опыт о происхождении человеческих знаний», 1746 г.); «Traité des Systèmes» («Трактат о системах», 1749); «Traité des Sensations» («Трактат об ощущениях», 1754) и «Traité des animaux» («Трактат о животных», 1755). Незадолго до его смерти появилась его логика, а его «La langue des Calculs» («Язык исчислений») издана после его смерти. Получив приглашение стать воспитателем внука Людовика XV — инфанта дона Фердинанда, Кондильяк написал шестнадцатитомный труд «Курс занятий по обучению принца Пармского», в котором содержатся обширные сведения по языкознанию, литературе, риторике, истории философии.

В последние годы своей жизни работал над экономическим сочинением «Торговля и правительство, рассмотренные в их взаимном отношении».

Николай Бухарин отмечал, что Кондильяк в своих идеях предвосхитил ряд положений австрийской экономической школы:

 

Слава Кондильяка основана, главным образом, на его «Traité des Sensations». Первые два сочинения написаны под влиянием Локка. С точки зрения Локка критикует он философские системы Мальбранша, Спинозы и Лейбница. Однако, трактат о логике был чрезвычайно популярен в конце XVIII — начале XIX веков.[2]

Чтение сочинений Беркли, а отчасти и влияние энциклопедистов заставило Кондильяка внести существенные изменения в теорию познания Локка. «Traité des Sensations» имеет несомненное психологическое значение; в психологии Кондильяк является новатором, и учение о возникновении пространственной схемы, представляющее в современной психологии одну из наиболее разработанных глав, должно в Кондильяке признать своего родоначальника.

Рефлексия

Локк, по мнению Кондильяка, ошибается, допуская двоякий источник познания — ощущения (sensations) и рефлексию. Рефлексия не представляет ничего самостоятельного, а есть переработанное ощущение; из ощущений слагается и память; множественность ощущений сама собой вызывает суждение. Кондильяк, таким образом, не только описывает различные душевные явления, но дает и историю развития души.

При изображении этой истории он исходит из чисто априористического построения — статуи живой, но не одухотворенной, которую он постепенно одаряет различными способностями ощущений и из них извлекает различные группы понятий. Кондильяк полагает, что он придерживается эмпирического метода, между тем он поступает точно также как философы-рационалисты в XVIII веке, то есть строит факты.

Ощущения Кондильяк делит на две группы: с одной стороны — обоняние, зрение, слух и вкус, с другой — осязание. Анализ осязания и значение, которое он придал этой категории ощущений, есть несомненная заслуга Кондильяка перед психологией[источник не указан 388 дней]. В познании внешнего мира осязанию принадлежит руководящая роль. Подобно тому, как все познание о внешнем мире Кондильяк выводит из ощущений, состояния чисто субъективные он также выводит из того же источника. Нельзя отказать в некоторой грандиозности простоте этого построения душевной жизни.

Французы причисляют Кондильяка к числу классических писателей; чтение трёх книг его «Traité des Sensations» входит у них в состав элементарного философского преподавания[источник не указан 388 дней].

Идея чисел

Рассуждая об идее чисел, Этьенн Бонно де Кондильяк приводит[3] следующий пример. Французский геодезист и путешественник, член Парижской Академии наук Шарль Мари де ла Кондамин в своей книге «Краткое повествование о путешествии вглубь Южной Америки от берега Южного моря до берегов Бразилии и Гвианы, вниз по реке Амазонке», опубликованной в 1745 году, сообщает[4], что у племени Ямео (Южная Америка, см. Yameo) число «три» произносится как Пелларрароринкурак (poellarrarorincourac). По мнению Кондильяка, столь неудачное наименование числа «три» послужило препятствием для осуществления простейших арифметических действий и, как последствие, невозможность для племени создать идею чисел, превышающих количество пальцев.

 

Дидро.

 

Дени Дидро (1713-1784) – французский писатель и философ, один из виднейших деятелей Просвещения, организатор и редактор «Энциклопедии».

 

Основные труды: «Философские мысли», «Аллеи, или Прогулка скептика». «Письмо о слепых в назидании зрячим», «Мысли об объяснении природы», «Разговор Д`Аламбера с Дидро». Философские принципы материи и движения.

Билет 40:

 

 

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.