Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ (СТАРОСТЬ)



В поздней зрелости наблюдается резкое расхождение раз­ных линий онтогенеза, различия его содержания в зависи­мости от индивидуально-личностностных особенностей че­ловека. Поэтому границы этого возраста колеблются.

Традиционно выделяют пожилой возраст (60-75 лет), старческий возраст (75-90 лет) и долгожительство (старше 90 лет).

Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, обычно считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности («шок отставки»), что со­ставляет центральный момент ситуации развития в этот период.

В поздней зрелости можно выделить три основных вари­анта развития: доживание; смена ведущей деятельности; со­хранение основного содержания жизни, бывшего в зрелос­ти, т.е. фактическое продолжение периода зрелости.

Согласно Э. Эриксону, в период поздней зрелости «фокус внимания человека» сдвигается от забот о будущем к про­шлому опыту. Происходит психологическое старение, появ­ление чувства старости. При прогрессивной линии развития на предыдущих стадиях человек может положительно оце­нить всю свою предшествующую жизнь, с удовлетворением подвести ее итоги как в профессиональной деятельности, общественных отношениях, так и по линии брака и семьи. Видя свое продолжение в детях и внуках, в том, что он смог сделать как профессионал, человек не страшится неотвра­тимости смерти. Помимо своего прошлого, подчеркивал Э. Эриксон, необходима способствующая достижению эго-интеграции «жизненная вовлеченность». Он указывает на важность участия в воспитании внуков, в политических событиях, оздоровительных физкультурных программах и т.п.

В этом возрасте у людей наблюдается быстрая утомляе­мость, медлительность, снижение работоспособности, неспособность к интеграции отдельных способов поведения и по­этому, проявление «...отдельных странностей, скупость, не­доверие, болтливость, тоска, интраверсия, ригидность и пр.» [8. С. 380].

Что касается интеллектуальной деятельности пожилых людей, то одни исследователи говорят о снижении интеллек­та, другие — об особой «логике» мысли. Они персонализи­руют мыслительную задачу, «дают ей интерпретации», «на­ходят несколько возможных вариантов решения».

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев в своей книге «Психоло­гия развития человека» (2000) приводят качественные из­менения памяти в старости у лиц старше 70 лет, установ­ленные Б.А. Грековым.

1. Выраженное ослабление механического компонента памяти, т.е. резкое ослабление воспроизведения всего того, что должно быть воспринято путем непосредственного запе-чатления, всего того, что не вызывает возбуждения внутрен­них смысловых связей.

2. Сравнительно хорошая сохранность компонентов ло­гически-смысловой памяти.

3. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной) памяти. В глубокой старости существенно слабеет и смысловой компонент, что приводит к дальнейше­му ухудшению запоминания [С. 380].

По утверждению ученых, учет психологического возра­ста помогает понять, а иногда и прогнозировать специфику развития личности. В поздней зрелости, как и в зрелости, адекватность психологического возраста, и в особенности сохранение чувства молодости, обычно сочетается с лично­стным ростом. Интенсивное развитие личности, стремление к самосовершенствованию и самореализации возможны на любом возрастном этапе.

Имеется мнение, что продуктивные устремления людей продолжаются и в поздние годы жизни. Так, К. Роджерс вы­деляет следующие личностные новообразования:

· неудержимое стремление к риску;

· высокая чувствительность к адресованным ему соци­альным заказам и готовность за самое короткое вре­мя выполнить их;

· высокий уровень развития интуитивной сферы лично­сти.

Все эти личностные новообразования — результат активно­сти человека по интеграции или целостного опыта своей жизни.

Основным новообразованием старости Э. Эриксон пред­ложил считать мудрость.

A. Маслоу создал иерархическую теорию потребностей и самореализации, к которой он пришел, изучая жизнь вели­ких людей. По Маслоу, человек как бы поднимается по сту­пеням вверх, от физиологических потребностей к потребно­стям в безопасности и самосохранении, отсюда к потребнос­тям в любви и признании, выше — в самоуважении и самоутверждении, и, наконец вершина — потребность в са­моактуализации. Не все успевают добраться к старости до верхних ступеней, иногда приходится спускаться вниз по лестнице. Счастливы те, кто одолел вершину.

Старость при разумно организованном режиме, внима­тельном отношении к собственному здоровью, психологичес­кой уравновешенности и заботе близких может быть не ме­нее привлекательна, чем другие периоды жизни.

Незанятость, по мнению американского психолога Ген­ри, появляется у старых людей в результате уменьшения жизненной активности и энергии. Незанятость рассмат­ривается как совокупный процесс, психосоциальное яв­ление, которое объясняется как психологией данного ин­дивидуума, так и воздействием на него общества, вклю­чающего или выключающего старого человека из социальной жизни.

B. Генри делит старых людей на три группы в зависимо­сти от количества имеющейся у них психической энергии.

Первая группа включает тех, кто чувствует себя доста­точно бодрым и энергичным, продолжает трудиться, выпол­няя определенные обязанности перед обществом, оставаясь на том же месте работы, где был в зрелые годы.

Вторая группа включает тех, кто не работает по найму, не выполняет общественных обязанностей, а занимается собственным делом — хобби. Эти люди имеют тоже доста­точно энергии, чтобы быть занятыми.

Третья группа включает людей со слабой психической энергией, действительно не занятых или занятых главным образом собой.

В. Генри делает вывод: процесс освобождения зависит не от старости, а от жизненного опыта, всего перенесенного и

пережитого на зрелых и ранних этапах жизни и не являет­ся признаком старости как таковой.

Признание себя старым — сильнейший психологический фактор старения. Но отсутствие самоощущения старения не лучше для физического и психического состояния. Такие старики беспечны и склонны переоценивать и свои возмож­ности, и свое обаяние. Правда, их никогда не угнетают мыс­ли о старости. Правильное ощущение собственного возрас­та — это верная манера поведения и общения.

Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости:

1. Конструктивная установка, когда человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными кон­тактами с окружающими; он критичен в отношении к само­му себе, но полон юмора и терпимости в отношении других; он принимает старость как факт, завершающий его профес­сиональную карьеру, оптимистически относится к жизни, принимает смерть как естественное явление, не выражая отчаяния и сожалений; жизненный баланс такого человека вполне положителен, он с доверием рассчитывает на помощь окружающих.

2. Установка зависимости присуща индивидам, прояв­ляющим пассивность и склонным к зависимости от других; люди этой категории не имеют высоких жизненных стрем­лений и легко оставляют профессиональные занятия; семей­ная среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощу­щение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и различных стрессов.

3. Защитная установка характеризует людей самодоста­точных, обладающих «психологическойброней», чопорных, поглощенных профессиональной деятельностью; они разде­ляют общепринятые взгляды и установки, избегают обна­руживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах; внешняя сторона жизни значит для них боль­ше, чем внутренние переживания; они подвержены страху смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фак­том усиленной внешней деятельностью.

4. Установка враждебности присуща «разгневанным ста­рикам», которые агрессивны, мнительны, вспыльчивы и имеют обыкновение предъявлять массу претензий к своему окружению — близким, друзьям, социальным институтам,

обществу в целом; они нереалистичны в восприятии старо­сти, не могут смириться с неизбежными возрастными издер­жками, завидуют молодым, бунтуют против смерти и стра­шатся ее.

5. Установка враждебности, направленная на самого себя, характерна, как правило, для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях; они не восстают против своей старости, а пассивно воспринимают удары судьбы; не­удовлетворенная потребность в любви и сочувствии являет­ся поводом для депрессии и острой жалости к себе; смерть рассматривается как освобождение от страданий.

Довольно оригинальную трактовку дает социолог А. Качкин, разделяющий пожилых людей по типам в зависимости от того, какие интересы, стороны жизни являются главен­ствующими для них.

1. Семейный тип — нацелен только на семью, ее благо­получие.

2. Одинокий тип — наполненность жизни достигается главным образом за счет общения с самим собой, собствен­ными воспоминаниями (возможен вариант одиночества вдвоем).

3. Творческий тип — он не обязательно должен занимать­ся художественным творчеством, этот тип может реализо­вывать себя и на садовом участке.

4. Социальный тип — типичный пенсионер-обществен­ник, занятый общественно-полезными делами и мероприя­тиями.

5. Политический тип — человек, заполняющий свою жизнь участием (активным или пассивным) в политической жизни.

6. Религиозный тип.

7. Угасающий тип. Человек, который так и не смог или не захотел компенсировать былую полноту жизни каким-то новым занятием, не нашел применения своим силам (к нему должно быть проявлено особое внимание со стороны род­ственников и социального работника).

8. Больной тип. Люди такой направленности заняты не столько поддержанием собственного здоровья, сколько на­блюдением за протеканием болезни (речь идет только о здо­ровых людях) [4].

В поздней зрелости проявляется кризис ухода на пен­сию. Сказывается нарушение режима и уклада жизни. На­блюдается невостребованность принести пользу людям, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некото­рых психических функций профессиональной памяти, творческого воображения, зачастую ухудшается и мате­риальное положение. Кризис может осложниться утра­той близких. Основная причина психологических пере­живаний в поздней старости состоит в противоречии пси­хологических духовных и биологических возможностей человека (А.В. Толстых).

Вопросы для обсуждения

1. Закономерности развития в стадии поздней зрелости.

2. Характеристика личности старого человека.

3. Кризис индивидуальной жизни в стадии старости.

Задания

1. Проведите диагностику, используя приведенные ниже ме­тодики (см. Диагностические методики).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.