Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика диагностики межличностных отношений



Т. Лири

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При исследовании межличностных отношений наиболее часто вы­деляются два фактора: доминирование—подчинение и дружелю­бие—агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впе­чатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического диф­ференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследова­нии, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум перемен­ным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование—подчинение, друже­любие—агрессивность, эмоциональность—аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секто­ры. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозна­чены четыре ориентации: доминирование—подчинение, дружелю­бие—агрессивность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь— соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще ис­пользуются октанты, определенным образом ориентированные от­носительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе ока­зываются результаты испытуемого к центру окружности, тем силь­нее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование—подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-агрессивность) оси. Расстояние полученных показателей от цен­тра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядо­ченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа от­ношений, расположены не подряд, а особым образом: они груп­пируются по 4 и повторяются через равное количество определе­ний. При обработке подсчитывается количество отношений каж­дого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблю­даемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для опи­сания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагно­стики меняется инструкция для ответа.

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «Я», «реальное «Я», «мои партнеры» и т.д.

Методика может быть представлена респонденту либо спис­ком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

Максимальная оценка уровня — 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

 

0-4 балла — низкая 5-8 баллов — умеренная адаптивное поведение
9-12 баллов — высокая 13-16 баллов — экстремальная экстремальное до патологии поведение

 

В результате производится подсчет баллов по каждой октан­те с помощью специального «ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от О до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

По специальным формулам определяются показатели по ос­новным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + II - VI).

Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI).

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между пред­ставлениями разных людей. С.В. Максимовым приведены индексы

точности рефлексии, дифференцированности восприятия, сте­пени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для лич­ности.

Методический прием позволяет изучать проблему психологи­ческой совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологи­ческого тренинга.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.