Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ



Изучение отношения ребенка к себе в период кризиса трех лет

Подготовка исследования

Подобрать картинки с изображением животных, растений, предметов, составить вопросы для беседы с ребенком по их со­держанию.

Проведение исследования

Исследование проводится индивидуально с детьми 2—3 лет. Рассматривают картинки с изображением животных, растений, предметов, выслушивают ответы ребенка на вопросы взрослого по их содержанию. Отношение взрослого к ребенку и его ответам должно пройти в двух указанных ниже ситуациях через три фазы:

/ фаза — общее доброжелательное и заинтересованное отно­шение к ребенку перед рассматриванием картинки.

// фаза — во время беседы по картинкам экспериментатор правильный ответ оценивает: «Хорошо, ты это знаешь», непра­вильный ответ: «Плохо, ты не знаешь этого».

/// фаза — общее доброжелательное и заинтересованное от­ношение к ребенку после рассматривания картинок.

Таблица 4

Поведенческие реакции ребенка

Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка Вид оценки
положительная отрицательная
Компоненты поведения
Д Э Р О Д Э Р
  2 года -2 года 5 мес.                
  2 года 3 мес. -3 года                

Примечание: О — ориентировочные, Д — двигательные, 9 эмоциональные, Р —рабочие.

 

Каждый ребенок встречается с экспериментатором несколь­ко раз в двух различных ситуациях:

1 ситуация — отмечают и соответственно оценивают только удачные ответы;

2 ситуация — отмечают и оценивают только неудачные отве­ты, за них ребенок получает отрицательную оценку.

При проведении эксперимента фиксируют поведенческие ре­акции в 1 и 2 ситуациях (см. табл. 4).

Обработка данных

Сравнивают поведение детей в 1 и 2 ситуациях. Делают вы­воды о том, насколько дифференцировалось общее отношение ребенка к себе и конкретное, основанное на его реальном дос­тижении при решении задачи. Определяют, как зависит эта диф­ференциация от вида оценки и контекста отношений со взрос­лыми.

Изучение проявления чувства гордости

За собственные достижения у детей трех лет

Подготовка исследования

Приготовить пирамидку и ее изображение (образец), конструк­тор.

Проведение исследования

Исследование проводится индивидуально с детьми 2 лет 6 мес. — 3 лет 6 мес. Эксперимент состоит из 5 серий, каждая из которых включает 3 задачи.

Например, первая серия включает задачи:

1) собрать пирамидку, используя картинку-образец;

2) построить домик из деталей конструктора (без образца);

3) сложить грузовичок из деталей конструктора (без образца).

Четыре другие серии строят аналогично, чтобы выявить устой­чивые характеристики поведения ребенка по отношению к пред­метному миру и взрослым.

За 1-ю задачу, независимо от качества исполнения, ребенок получает похвалу; за 2-ю — оценку «сделал» или «не сделал» со­ответственно своему результату; решение 3-й задачи не оцени­вается. При затруднениях экспериментатор предлагает ребенку помощь.

Обработка данных

Анализируют активность детей в ходе выполнения заданий по двум параметрам:

1) связь ребенка с предметным миром отражает ценность достижений в осуществляемой деятельности (принятие зада­чи, свидетельствующее об интересе и мотивационной обеспе­ченности деятельности, целеустремленность в выполнении за­дачи), включенность в решение задачи (глубина включенности в сам процесс деятельности), оценку ребенком продуктивнос­ти своей деятельности;

2) связь ребенка со взрослым отражает самостоятельность в выполнении заданий (отношение ребенка к помощи взросло­го, его эмоциональные проявления); поиск оценки взрослого и отношение к ней.

Показатели активности оценивают по следующей шкале: при максимальной выраженности показателя ребенку дается 3 бал­ла, при средней — 2 балла, при низкой — 1 балл. Таким обра­зом, I уровень проявления активности — 0-7 баллов, II уро­вень — 7-14 баллов, III уровень — 14-21 балл.

Результаты подсчетов в сумме для всей выборки показателей оформляют в таблицу (см. табл. 5).

Таблица 5

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.