Изучение отношения ребенка к себе в период кризиса трех лет
Подготовка исследования
Подобрать картинки с изображением животных, растений, предметов, составить вопросы для беседы с ребенком по их содержанию.
Проведение исследования
Исследование проводится индивидуально с детьми 2—3 лет. Рассматривают картинки с изображением животных, растений, предметов, выслушивают ответы ребенка на вопросы взрослого по их содержанию. Отношение взрослого к ребенку и его ответам должно пройти в двух указанных ниже ситуациях через три фазы:
/ фаза — общее доброжелательное и заинтересованное отношение к ребенку перед рассматриванием картинки.
// фаза — во время беседы по картинкам экспериментатор правильный ответ оценивает: «Хорошо, ты это знаешь», неправильный ответ: «Плохо, ты не знаешь этого».
/// фаза — общее доброжелательное и заинтересованное отношение к ребенку после рассматривания картинок.
Таблица 4
Поведенческие реакции ребенка
Фамилия, имя ребенка
Возраст ребенка
Вид оценки
положительная
отрицательная
Компоненты поведения
Д
Э
Р
О
Д
Э
Р
2 года -2 года 5 мес.
2 года 3 мес. -3 года
Примечание: О — ориентировочные, Д — двигательные, 9 эмоциональные, Р —рабочие.
Каждый ребенок встречается с экспериментатором несколько раз в двух различных ситуациях:
1 ситуация — отмечают и соответственно оценивают только удачные ответы;
2 ситуация — отмечают и оценивают только неудачные ответы, за них ребенок получает отрицательную оценку.
При проведении эксперимента фиксируют поведенческие реакции в 1 и 2 ситуациях (см. табл. 4).
Обработка данных
Сравнивают поведение детей в 1 и 2 ситуациях. Делают выводы о том, насколько дифференцировалось общее отношение ребенка к себе и конкретное, основанное на его реальном достижении при решении задачи. Определяют, как зависит эта дифференциация от вида оценки и контекста отношений со взрослыми.
Изучение проявления чувства гордости
За собственные достижения у детей трех лет
Подготовка исследования
Приготовить пирамидку и ее изображение (образец), конструктор.
Проведение исследования
Исследование проводится индивидуально с детьми 2 лет 6 мес. — 3 лет 6 мес. Эксперимент состоит из 5 серий, каждая из которых включает 3 задачи.
Например, первая серия включает задачи:
1) собрать пирамидку, используя картинку-образец;
2) построить домик из деталей конструктора (без образца);
3) сложить грузовичок из деталей конструктора (без образца).
Четыре другие серии строят аналогично, чтобы выявить устойчивые характеристики поведения ребенка по отношению к предметному миру и взрослым.
За 1-ю задачу, независимо от качества исполнения, ребенок получает похвалу; за 2-ю — оценку «сделал» или «не сделал» соответственно своему результату; решение 3-й задачи не оценивается. При затруднениях экспериментатор предлагает ребенку помощь.
Обработка данных
Анализируют активность детей в ходе выполнения заданий по двум параметрам:
1) связь ребенка с предметным миром отражает ценность достижений в осуществляемой деятельности (принятие задачи, свидетельствующее об интересе и мотивационной обеспеченности деятельности, целеустремленность в выполнении задачи), включенность в решение задачи (глубина включенности в сам процесс деятельности), оценку ребенком продуктивности своей деятельности;
2) связь ребенка со взрослым отражает самостоятельность в выполнении заданий (отношение ребенка к помощи взрослого, его эмоциональные проявления); поиск оценки взрослого и отношение к ней.
Показатели активности оценивают по следующей шкале: при максимальной выраженности показателя ребенку дается 3 балла, при средней — 2 балла, при низкой — 1 балл. Таким образом, I уровень проявления активности — 0-7 баллов, II уровень — 7-14 баллов, III уровень — 14-21 балл.
Результаты подсчетов в сумме для всей выборки показателей оформляют в таблицу (см. табл. 5).