Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ошибочная установка приоритетов



Предсказуемые сюрпризы возникают и тогда, когда угрозы распознаны, но их предотвращение не считается приоритетной задачей. Ошибочная установка приоритетов - очень распро­страненное явление, возникающее из-за когнитивных, органи­зационных и политических факторов. Иногда люди неверно оценивают будущее или вероятность потенциально разруши­тельных событий, а группы, преследующие те или иные инте­ресы, иногда пытаются искажать восприятие ситуации, чтобы защитить свои позиции.

Конкурирующие приоритеты. Как расположить по прио­ритетам возникающие угрозы? Как отличить реальный сюрп­риз, который произойдет, от потенциального сюрприза, кото­рый мог бы произойти, но не происходит? Конечно, ни один лидер не может делать таких прогнозов со стопроцентной точностью. Неопределенность существует всегда - бедствия, которые считаются неминуемыми, иногда не случаются, а про­исходит то, чего никто не ожидал. Поэтому, если организация проводит тщательный анализ затрат-пользы, и уделяет перво­степенное значение тем угрозам, которые могут привести к са­мым высоким затратам, ее лидер не должен нести ответственно­сти за неудачную установку приоритетов. Если же организация этого не делает, лидеру стоит усовершенствовать систему уста­новки приоритетов.

Перегрузка. Те, кто отвечает за анализ окружающей обста­новки, могут страдать от информационных перегрузок, не по­зволяющих им адекватно реагировать на все серьезные потен­циальные угрозы. В результате их усилия становятся слишком разбросанными и теряют эффективность, или они вынуждены игнорировать области, которые считаются низкоприоритетны­ми. В любом случае, организация рискует не заметить возника­ющую угрозу и вовремя на нее не отреагировать. Перегрузка возникает, когда ресурсов, направленных на анализ ситуации, недостаточно для обработки всего объема информации, или ко­гда диапазон источников информации увеличивается в течение долгого времени, не сопровождаясь увеличением ресурсов. Опытные менеджеры знают, что избирательное внимание, "шум" и информационные перегрузки - обычное явление в большинстве организаций. Но важный урок для новых лидеров состоит в том, что отсутствие постоянного анализа окружаю­щей обстановки рано или поздно обязательно приведет к не­приятному предсказуемому сюрпризу.

Секретность. Для государственных организаций, действую­щих в сферах национальной безопасности, правоохранительной системы, здравоохранения и т. п., секретность необходима - из- за вопросов национальной безопасности и невмешательства в частную жизнь. Но стремление к секретности часто распростра­няется на любую информацию - по традиции или из-за стрем­ления получить ценные ресурсы и дополнительный источник влияния. В результате важная информация не распространяет­ся, и даже руководство может оставаться в неведении. Эта ло­вушка предлагает новым менеджерам важный урок: при разра­ботке стратегии не пренебрегайте консультациями с теми, кому доверяете, и кто может дать действительно ценный совет. Что­бы избежать предсказуемых сюрпризов, умерьте оптимизм и тщательно проанализируйте все потенциальные препятствия.

Конфликты интересов. Конфликты интересов, приводя­щие к ошибочной установке приоритетов - основная проблема государственных организаций. Бесчисленные уровни управле­ния призваны устранять такие конфликты - от требования пуб­ликовать ежегодные финансовые отчеты до регулярного ауди­та, жестких этических правил и инструкций, регулирующих то, с кем может работать каждый сотрудник организации, и в какие отношения с бывшим работодателем он может вступать после ухода с государственной службы. Такая прозрачность несовер­шенна - ее вполне возможно обойти - но в целом она служит мощным препятствием коррупции в государственных органи­зациях.

Оставить проблемы на "потом". Предсказуемые сюрпризы часто разворачиваются в течение долгого времени, превышаю­щего срок пребывания в должности многих лидеров, особенно тех, кто получил свой пост в результате выборов и руководит выполнением постоянных функций государства. Такой ли­дер может стать "безбилетным пассажиром". "Зачем, - думает он, - мне решать эту проблему и напрягаться, если за время мо­ей работы она вряд ли выйдет из-под контроля? Лучше сосре­доточиться на краткосрочных целях и получить награду за их достижение".

События низкой вероятности. Похожая ситуация возника­ет и в случае проблем, имеющих низкую вероятность, но очень высокую цену. Если террористы взорвут ядерную бомбу (не обязательно атомную; это может быть и радиоактивное устрой­ство) в большом городе, ущерб для мировой экономики может исчисляться сотнями миллиардов и даже триллионами долла­ров. Теоретически, государства должны направлять ресурсы на предотвращение таких катастроф - например, оказывая по­мощь в уничтожении ядерных боеголовок в странах бывшего Советского Союза или запрещая международную торговлю ма­териалами, связанными с производством оружия массового по­ражения - руководствуясь оценкой вероятности и цены подоб­ных событий. Но на практике государства не уделяют внимания предотвращению подобных событий, потому что даже самая лучшая разведка и технические аналитики считают их малове­роятными, хотя их потенциальные последствия были бы катас­трофическими. С другой стороны, государства часто вкладыва­ют слишком много средств в предотвращение менее серьезных, но более политически чувствительных проблем, например, в прививки против птичьего гриппа.

Чтобы правильно установить приоритеты, нужно исполь­зовать систематические процессы. Такие инструменты, как ана­лиз процесса принятия решений и анализ рисков помогают сосредоточить внимание на проблемах, имеющих низкую веро­ятность, но способных вызвать серьезные последствия. Также необходимо систематическим образом анализировать системы стимулирования организации, чтобы конфликты интересов не блокировали действий по предотвращению возникающих угроз. Наконец, лидер должен возглавить процесс организаци­онной оценки и постоянно поддерживать диалог, посвященный основным приоритетам.

Неудачи мобилизации

Если вы определили, что возникающая угроза может иметь серьезные последствия, нужно мобилизовать усилия для ее предотвращения. При этом необходимо заручиться поддерж­кой влиятельных людей, поставить в известность внешние за­интересованные стороны, сосредоточить внимание ключевых людей организации и сделать предотвращение "сюрприза" лич­ным приоритетом. Организационные и политические барьеры часто не позволяют лидеру катализировать адаптивную реак­цию на возникающие проблемы. Основными препятствиями для своевременных действий часто становятся инерция и слож­ность организации. Действия групп, преследующих опреде­ленные интересы, также могут замедлять или блокировать действия и не позволять лидеру реагировать на возникающие угрозы, пока они не превратятся в полновесные кризисы.

Проблема коллективного действия. Один из типов неудач, возникающих в любых организациях, и способный создать предсказуемые сюрпризы, называют проблемой коллективного действия. Например, система стимулирования сотрудников мо­жет создавать нездоровую внутреннюю конкуренцию между функциональными подразделениями, использующими одни и те же информационные ресурсы: при этом одно подразделение начинает скрывать информацию от другого. Кроме того, иногда сотрудники пытаются переложить ответственность за решение проблем на кого-то другого. Такая ситуация особенно опасна, если сотрудники чувствуют: что действия могут потребовать риска, успех не получит соответствующего признания, а неуда­ча связана с серьезным наказанием.

Группы, преследующие определенные интересы. Решение неотложных проблем часто может приводить к результатам, приносящим умеренную пользу многим и ощутимые издержки определенным интересам. В результате эти люди начинают изо всех сил сопротивляться, и мотивация других сотрудников, готовых действовать, падает. Часто в таких ситуациях сопро­тивление удается преодолеть, только если произойдет что-то действительно серьезное.

Иногда преодолеть сопротивление совершенно невозмож­но, даже если оно ведет к катастрофе. Но существуют инстру­менты, позволяющие лидеру мобилизовать поддержку своих действий, направленных на предотвращение предсказуемых сюрпризов. И самый важный из них - решительные действия для предотвращения надвигающихся проблем и связанная с ней готовность проявить ради этого политическую волю. Также можно создать стратегическую коалицию, проанализировать потенциальную поддержку и оппозицию, и сформировать по­беждающие альянсы в поддержку своих действий. Если лидер принял этот вызов мобилизации сил и приложил усилия, сораз­мерные риску, он не может нести ответственность, если неожи­данность все-таки произойдет. Если же лидер не предпринял превентивные действия, ему следует развивать свою способ­ность мобилизовать эффективное реагирование.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.