Предсказуемые сюрпризы возникают и тогда, когда угрозы распознаны, но их предотвращение не считается приоритетной задачей. Ошибочная установка приоритетов - очень распространенное явление, возникающее из-за когнитивных, организационных и политических факторов. Иногда люди неверно оценивают будущее или вероятность потенциально разрушительных событий, а группы, преследующие те или иные интересы, иногда пытаются искажать восприятие ситуации, чтобы защитить свои позиции.
Конкурирующие приоритеты. Как расположить по приоритетам возникающие угрозы? Как отличить реальный сюрприз, который произойдет, от потенциального сюрприза, который мог бы произойти, но не происходит? Конечно, ни один лидер не может делать таких прогнозов со стопроцентной точностью. Неопределенность существует всегда - бедствия, которые считаются неминуемыми, иногда не случаются, а происходит то, чего никто не ожидал. Поэтому, если организация проводит тщательный анализ затрат-пользы, и уделяет первостепенное значение тем угрозам, которые могут привести к самым высоким затратам, ее лидер не должен нести ответственности за неудачную установку приоритетов. Если же организация этого не делает, лидеру стоит усовершенствовать систему установки приоритетов.
Перегрузка. Те, кто отвечает за анализ окружающей обстановки, могут страдать от информационных перегрузок, не позволяющих им адекватно реагировать на все серьезные потенциальные угрозы. В результате их усилия становятся слишком разбросанными и теряют эффективность, или они вынуждены игнорировать области, которые считаются низкоприоритетными. В любом случае, организация рискует не заметить возникающую угрозу и вовремя на нее не отреагировать. Перегрузка возникает, когда ресурсов, направленных на анализ ситуации, недостаточно для обработки всего объема информации, или когда диапазон источников информации увеличивается в течение долгого времени, не сопровождаясь увеличением ресурсов. Опытные менеджеры знают, что избирательное внимание, "шум" и информационные перегрузки - обычное явление в большинстве организаций. Но важный урок для новых лидеров состоит в том, что отсутствие постоянного анализа окружающей обстановки рано или поздно обязательно приведет к неприятному предсказуемому сюрпризу.
Секретность. Для государственных организаций, действующих в сферах национальной безопасности, правоохранительной системы, здравоохранения и т. п., секретность необходима - из- за вопросов национальной безопасности и невмешательства в частную жизнь. Но стремление к секретности часто распространяется на любую информацию - по традиции или из-за стремления получить ценные ресурсы и дополнительный источник влияния. В результате важная информация не распространяется, и даже руководство может оставаться в неведении. Эта ловушка предлагает новым менеджерам важный урок: при разработке стратегии не пренебрегайте консультациями с теми, кому доверяете, и кто может дать действительно ценный совет. Чтобы избежать предсказуемых сюрпризов, умерьте оптимизм и тщательно проанализируйте все потенциальные препятствия.
Конфликты интересов. Конфликты интересов, приводящие к ошибочной установке приоритетов - основная проблема государственных организаций. Бесчисленные уровни управления призваны устранять такие конфликты - от требования публиковать ежегодные финансовые отчеты до регулярного аудита, жестких этических правил и инструкций, регулирующих то, с кем может работать каждый сотрудник организации, и в какие отношения с бывшим работодателем он может вступать после ухода с государственной службы. Такая прозрачность несовершенна - ее вполне возможно обойти - но в целом она служит мощным препятствием коррупции в государственных организациях.
Оставить проблемы на "потом". Предсказуемые сюрпризы часто разворачиваются в течение долгого времени, превышающего срок пребывания в должности многих лидеров, особенно тех, кто получил свой пост в результате выборов и руководит выполнением постоянных функций государства. Такой лидер может стать "безбилетным пассажиром". "Зачем, - думает он, - мне решать эту проблему и напрягаться, если за время моей работы она вряд ли выйдет из-под контроля? Лучше сосредоточиться на краткосрочных целях и получить награду за их достижение".
События низкой вероятности. Похожая ситуация возникает и в случае проблем, имеющих низкую вероятность, но очень высокую цену. Если террористы взорвут ядерную бомбу (не обязательно атомную; это может быть и радиоактивное устройство) в большом городе, ущерб для мировой экономики может исчисляться сотнями миллиардов и даже триллионами долларов. Теоретически, государства должны направлять ресурсы на предотвращение таких катастроф - например, оказывая помощь в уничтожении ядерных боеголовок в странах бывшего Советского Союза или запрещая международную торговлю материалами, связанными с производством оружия массового поражения - руководствуясь оценкой вероятности и цены подобных событий. Но на практике государства не уделяют внимания предотвращению подобных событий, потому что даже самая лучшая разведка и технические аналитики считают их маловероятными, хотя их потенциальные последствия были бы катастрофическими. С другой стороны, государства часто вкладывают слишком много средств в предотвращение менее серьезных, но более политически чувствительных проблем, например, в прививки против птичьего гриппа.
Чтобы правильно установить приоритеты, нужно использовать систематические процессы. Такие инструменты, как анализ процесса принятия решений и анализ рисков помогают сосредоточить внимание на проблемах, имеющих низкую вероятность, но способных вызвать серьезные последствия. Также необходимо систематическим образом анализировать системы стимулирования организации, чтобы конфликты интересов не блокировали действий по предотвращению возникающих угроз. Наконец, лидер должен возглавить процесс организационной оценки и постоянно поддерживать диалог, посвященный основным приоритетам.
Неудачи мобилизации
Если вы определили, что возникающая угроза может иметь серьезные последствия, нужно мобилизовать усилия для ее предотвращения. При этом необходимо заручиться поддержкой влиятельных людей, поставить в известность внешние заинтересованные стороны, сосредоточить внимание ключевых людей организации и сделать предотвращение "сюрприза" личным приоритетом. Организационные и политические барьеры часто не позволяют лидеру катализировать адаптивную реакцию на возникающие проблемы. Основными препятствиями для своевременных действий часто становятся инерция и сложность организации. Действия групп, преследующих определенные интересы, также могут замедлять или блокировать действия и не позволять лидеру реагировать на возникающие угрозы, пока они не превратятся в полновесные кризисы.
Проблема коллективного действия. Один из типов неудач, возникающих в любых организациях, и способный создать предсказуемые сюрпризы, называют проблемой коллективного действия. Например, система стимулирования сотрудников может создавать нездоровую внутреннюю конкуренцию между функциональными подразделениями, использующими одни и те же информационные ресурсы: при этом одно подразделение начинает скрывать информацию от другого. Кроме того, иногда сотрудники пытаются переложить ответственность за решение проблем на кого-то другого. Такая ситуация особенно опасна, если сотрудники чувствуют: что действия могут потребовать риска, успех не получит соответствующего признания, а неудача связана с серьезным наказанием.
Группы, преследующие определенные интересы. Решение неотложных проблем часто может приводить к результатам, приносящим умеренную пользу многим и ощутимые издержки определенным интересам. В результате эти люди начинают изо всех сил сопротивляться, и мотивация других сотрудников, готовых действовать, падает. Часто в таких ситуациях сопротивление удается преодолеть, только если произойдет что-то действительно серьезное.
Иногда преодолеть сопротивление совершенно невозможно, даже если оно ведет к катастрофе. Но существуют инструменты, позволяющие лидеру мобилизовать поддержку своих действий, направленных на предотвращение предсказуемых сюрпризов. И самый важный из них - решительные действия для предотвращения надвигающихся проблем и связанная с ней готовность проявить ради этого политическую волю. Также можно создать стратегическую коалицию, проанализировать потенциальную поддержку и оппозицию, и сформировать побеждающие альянсы в поддержку своих действий. Если лидер принял этот вызов мобилизации сил и приложил усилия, соразмерные риску, он не может нести ответственность, если неожиданность все-таки произойдет. Если же лидер не предпринял превентивные действия, ему следует развивать свою способность мобилизовать эффективное реагирование.