Основная концепция бюрократической организации, возникшая в конце девятнадцатого века и существующая до сих пор, состоит в том, что организацией руководят правила, а не культурные нормы. Но эта пуристская модель не учитывает автономии людей, из которых и состоит организация, и в частности то, что на их действия влияет множество факторов, а бюрократические правила - лишь один из них. Возможно, самая важная роль любого лидера, особенно на уровне высшего руководства организации - это интерпретация. Правила могут обеспечить структуру для действия, но сами по себе не диктуют тех или иных решений. Лидеры, как и все остальные - существа социальные, и их действия не укладываются в рамки правил. У них есть предубеждения, интересы и страхи - как и у всех людей - и они, вместе с культурными нормами, преобладающими в обществе в целом, влияют на действия людей в рамках структуры, управляемой правилами.
Поэтому важно понимать, что культура организации сильнее правил формирует ее подход к новым проблемам, проблемам, с которыми она не сталкивалась ранее в рамках существующей структуры. Организационные структуры и своды инструкций статичны и служат главным образом тому, чтобы сформировать настоящее; они ничего не говорят о том, как нужно относиться к новым проблемам и вызовам. Поэтому люди, которым приходится сталкиваться с такими проблемами - лидеры организации, - разрабатывая новые стратегии, неизбежно полагаются, прежде всего, на культурные нормы. В этом смысле, культура начинается там, где заканчиваются правила.
Новый лидер должен замечать не только видимые признаки культуры, но и видеть глубинные убеждения членов группы, которые они считают само собой разумеющимся. Чтобы оценить, способна ли его группа реализовать новую стратегию, необходимо выяснить следующие убеждения:
• Власть. Кто, по мнению сотрудников, имеет право принимать решения и оказывать влияние?
• Ценность. Какие действия и результаты, по мнению сотрудников, создают ценность? Ценность может выражаться в таких формах, как качество продуктов или услуг, удовлетворенность клиентов продукцией или услугами, продвижение инноваций, создание благоприятной рабочей атмосферы и так далее.
Как выявить эти фундаментальные убеждения? Чтобы выявить убеждения, связанные с властью, выясните, каким образом решения принимались в прошлом, и определите, кто кому подчинялся. Чтобы выявить убеждения о ценности, понаблюдайте, на что люди тратят время, и что больше всего их увлекает. Например, на чем больше всего сосредоточены сотрудники - на хороших рабочих отношениях друг с другом? На эффективности работы? Важно ли для них, как клиенты оценивают продукцию или услуги организации?
В первые месяцы на новой должности вам удастся только диагностировать культуру и начать изменять ее самые проблемные аспекты. Ниже перечислены пять способов начать процесс изменения культуры. Какой бы из них вы ни выбрали, стремитесь, чтобы изменения соответствовали стратегии, структуре, системам и навыкам вашей группы.
1. Измените критерии оценки работы и систему стимулирования. В государственных организациях системы оценки работы и стимулирования обычно принимают форму правил, описанных в их уставе, инструкциях или политических заявлениях, и изменить их нелегко. Поэтому сосредоточьтесь на том, чтобы связать системы оценки работы организации и требования к отдельным сотрудникам со стратегией группы.
2.Вводите пилотные проекты. Сформируйте мультидис- циплинарные целевые группы. Это позволит сотрудникам экспериментировать с новыми инструментами, технологиями и процессами, чтобы решить текущие проблемы в работе коллектива.
3.Приглашайте новых людей. Опять-таки, в государственных организациях, где существуют жесткие штатные ограничения и бюджетные требования, сделать это непросто. Но при любой возможности приглашайте новых специалистов, обладающих уникальным опытом. Это стимулирует появление новых идей и точек зрения и увеличит эффективность работы всей группы.
4.Стимулируйте коллективное обучение. Демонстрируйте членам группы новые методы работы с помощью бенчмаркинга[2] (5).
5.Создавайте видение коллективно. Ищите творческие пути объединения людей, например, встречи в неофициальной обстановке для "мозговых штурмов" идей, для улучшения процесса и поиска новых подходов к выполнению задач.
Сандре, принявшей руководство проблемной высокопрофильной программой, нужно было быстро изучить культуру агентства, чтобы избежать дорогостоящих ошибок, способных еще дальше отбросить ее назад. Ей очень помогло то, что она уже много лет работала в агентстве, но при этом она очень мало знала о запутанных отношениях в своей новой группе. Именно здесь ее систематический и активный подход к обучению принес свои плоды, позволив не только обрести необходимые знания, но и начать внедрять процесс переориентации сотрудников к новым методам работы.
С чего начать
Какие направляющие вопросы должны войти в ваш список? Для начала, создайте список вопросов о прошлом, настоящем и будущем. Наш "диагностический шаблон" содержит типовые вопросы этих трех категорий. Используйте его для разработки собственного списка вопросов.