Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Церковь Спаса Преображения на Нередице в Новгороде.

Ансамбль росписей Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове.

Характер заказа:расписан неизвестными мастерами из Греции в 30-40-х гг XII в. Мистерия явления божественной славы Христа.

Программа:Тема соединения в Боге-сыне божественной и человеческой природы и Его искупительной жертвы. В конхе алтаря - Деисус в конхе алтаря , по сторонам от него изображены Богоматерь и Иоанн Предтеча в позе моления. Над фигурой Христа - медальон, в котором изображена «Этимасия» или «Престол уготованный» — символическое изображение Святой Троицы, представляющего собой престол, на котором лежит Евангелие и орудия страстей Христовых. Этот мотив акцентирует жертвенность Бога-Сына. Тема евхаристической жертвы – ниже конхи - «Причащение апостолов» ( традиционный алтарный сюжет искусства XII в.)

В куполе - Вознесение Христово. В купольной композиции Мирожского собора присутствуют восемь стоящих ангелов. Их позы динамичные. Тема искупительной жертвы определяет содержание сводов и люнетов храма. Третий сверху регистр посвящён чудесам Христа. Два нижних регистра росписей основного объёма отведены под фигуры святых пророков, воинов, пресвитеров, монахов и т. д. «Оплакивание Христа» - на северной стене.

Иконография:

Стиль:не имеют хронологических аналогов в России. В росписи усложняется иконография, трактовка объемных форм полностью подчинена абстрактному линейно-плоскостному ритму. Отсутствие драматизма в росписях: эмоции скупы, позы сдержаны, лики серьезны и сосредоточенно внимательны. Цвета: переливающиеся оттенки лазурно-голубого, золотисто-желтого и чистый белый цвет.

 

Церковь Спаса Преображения на Нередице в Новгороде.

Историко-культурный контекст:Построена летом в 1198г. Близь княжеской резиденции. При князе Ярославе Владимировиче. Мемориал – в память о 2 погибших сыновьях. В 1941 году церковь была разрушена. С 1944 года началась реставрация. Полностью восстановлен к 1958 году.

Архитектура храма:Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Ранее к храму примыкала лестничная башня, ведущая на хоры. Стены были изначально покрашены в такой же охристо-розовый цвет.

Фресковая роспись:В 1199 году церковь была расписана. Фрески занимали всю поверхность стен. После 1941 года фрески были уничтожены. На стенах и столбах отдельные фигуры и композиции располагались поясами, а нижнюю часть стен покрывал орнамент «под мрамор», подражавший тем панелям из различных сортов мрамора, которыми украшались нижние части стен храмов Византии. К настоящему моменту сохранились фрески с изображением святого Фоки, архангела Михаила, святого Петра Александрийского

Иконографическая программа:В куполе представлено «Вознесение»: Христос восседает на радуге, его окружают шесть ангелов. Внизу расположились апостолы, как свидетели чуда, и Богородица, которую сопровождают два ангела. Надпись на белой ленте, опоясывающей купол, гласит: «Вси языцы восплещите руками» («языцы» означает «народы»). Размещение «Вознесения» в куполе не соответствовало константинопольскому образцу, согласно которому в куполе должен был быть Пантократор (как, например, в Софии Киевской). Это, по мнению исследователей, говорит о том, что мастера ориентировались на искусство византийских провинций. В простенках между окнами барабана помещены пророки (поскольку апостолы уже изображены в сцене Вознесения). В парусах - четыре евангелиста: Марк, Лука, Матфей и Иоанн. Между евангелистами изображены Иоаким и Анна, родители Богоматери. Между фигурами евангелистов — два Спаса Нерукотворных: первый — святой Убрус (лик Христа, запечатленный на ткани), второй — святое Чрепие (лик Христа на черепице). На подпружных арках, несущих конструкцию купола, находятся медальоны с «севастийскими мучениками». Святые мученики являются опорой церкви Христовой. В люнетах (арочных проемах западной, северной и южной стен) находятся полуфигуры архангелов Рафаила, Уриила и Селафиила. Это небесное воинство. В конхе изображена Богоматерь Знамение. Богородица представлена в виде Оранты (молящейся). На ее груди медальон с изображением Христа-Иммануила. Этот иконографический тип получил название «Знамения» (т.е. знака), потому что младенец во чреве Богородицы был знаком грядущего спасения. К Богоматери подходят святые, процессию которых возглавляют Борис и Глеб. Князья Борис и Глеб были первыми русскими святыми мучениками. Они считались покровителями русского воинства, и изображение их в алтаре княжеской церкви далеко не случайно. Над образом Богоматери располагается Этимасия («престол, уготованный для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего вершить суд над живыми и мертвыми»), по сторонам от которого находятся ангелы. На алтарном своде помещено интереснейшее по иконографии изображение — Христос «Ветхий Деньми». Здесь Иисус представлен в виде старца, что символизирует единство Бога Сына и Бога Отца. Под Знамением расположены три фриза. Первый посвящен Евхаристии — символическому изображению таинства причастия. Два нижних фриза занимают фигуры святителей, представленных в виде суровых старцев. В нише под нижним фризом, над горним местом епископа, изображен Христос в образе священника. По сторонам от фигуры Христа-священника два медальона: слева Иоанн Креститель, справа Богоматерь. Все вместе они образуют традиционную композицию деисуса — Богородица и Иоанн Креститель обращаются с молитвой к Христу. В аркосолиях (неглубоких полукруглых нишах) представлены: слева — пророк Илья, справа — епископ Петр Александрийский. Ветхозаветный сюжет о том, как ворон кормил пророка Илию, в христианской традиции считается прототипом жертвы Христа. Св. епископ Петр Александрийский, по легенде, никогда не садился на горнее место епископа, потому что видел на нем «свет небесный». Таким образом, расположение двух этих сюжетов в алтарных нишах имеет символическое значение. В конхе жертвенника (боковой апсиде) помещается сцена моления св. Алексия нерукотворному образу Богоматери в Эдессе. Нерукотворный образ представлен в виде Богоматери Знамение. Ниже располагаются фигуры святых — св. Акакия, св. Зосимы, и нетрадиционное для росписей русского храма изображение св. Бенедикта Нурсийского, основателя ордена бенедиктинцев, одного из важнейших католических святых. На сводах жертвенника расположены сцены из истории Иоакима и Анны, родителей Богоматери. В конхе диаконника изображен Иоанн Предтеча, своды апсиды повествуют о его жизни. В апсиде расположены фигуры святых жен. В трансепте храма все всякого хронологического порядка расположены новозаветные сцены. Нижний регистр посвящен ранним евангельским сценам, связанным с Богоматерью. Это «Введение во храм», «Сретение». В верхнем регистре практически вне хронологии расположены сцены христологического цикла: «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Несение креста», «Моление о чаше», «Распятие», «Снятие с креста», «Явление женам мироносицам». На сводах находилось «Явление Христа Клеопе», «Беседа Христа с учениками», «Воскрешение Лазаря», «Тайная вечеря», «Целование Иуды», «Сошествие во ад» и сцены страстного цикла. Эти сюжеты также располагались непоследовательно. В западном нефе представлены сцены из Ветхого завета: «Жертвоприношение Аврааму», «Явление Троицы Аврааму». Эти сюжеты являются прообразами жертвы Христовой и новозаветной Троицы (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой). Там же в 1246 г. по заказу Александра Невского была создана фреска, изображающая князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра. Князь подносит модель церкви Спаса Христу, восседающему на троне. Подобные изображения называются ктиторскими.
Пространство между сюжетными росписями было заполнено фигурами святых мучеников, воинов, святых жен. На западной стене храма согласно традиции размещалась сцена Страшного суда. Тема Страшного суда разработана мастерами до мельчайших подробностей, что характерно скорее для западного, романского искусства, а не для Византии. В центре композиции согласно канонам находится Христос Судия на троне, рядом с ним апостолы и ангелы — небесное воинство. Ад олицетворяет собой Сатана верхом на звере. В его руках Иуда. Интересна персонификации моря, отдающего своих мертвецов. Море представлено в виде женщины, восседающей на драконе, в ее руках сосуд с водой. На фреске: «Тьма кромешная», «Мраз», «Смола», «Скрьжату зубом» (скрежет зубовный). Одна из самых известных сцен росписей церкви на Нередице — евангельская притча о богаче и бедном Лазаре. Богач горит в адском пламени. Он молит находящегося в раю Авраама, в лоне которого душа бедного Лазаря, чтобы Лазарь облегчил его страдания: «Отче Аврааме, помилуй мя и посли Лазаря, да умочит перст свой в воде и устудит ми язык, изъмагаю бо в пламени семъ». Но Сатана подносит грешнику сосуд с огнем: «Дроуже богатый, испей горящего пламени».
Большая часть композиции «Страшного суда» погибла. В настоящее время можно увидеть только ангела, «свивающего небо», апокалипсическую блудницу, восседающую на звере, змея Сатаны, несколько фигур праведников и фрагменты сцен мучений грешников в аду.

Фрески

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.