Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Креативное образование.

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

ЛЕКЦИЯ

ПО ТЕМЕ № 8 «МЫШЛЕНИЕ И КРЕАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА»

 

 

для слушателей факультета заочного обучения

по направлению подготовки

080200.62 Менеджмент

Квалификация выпускника - «бакалавр»

Разработал:

к.т.н., доцент

полковник полиции Кузин Н.Н.,

Обсуждено на заседании кафедры Протокол № 10 от «06» мая 2014 года.
 

 

Кафедра финансово-хозяйственной деятельности

Санкт-Петербург


 

ПЛАН

чтения лекции:

Учебные и воспитательные цели:

1. Изучить сущность основных терминов и понятий.

2. Изучить законодательное регулирование НИОКР.

3. Изучить особенности НИОКР.

4. Воспитать у слушателей потребность в комплексном применении достижений различных наук в сфере менеджмента.

 

Учебно-материальное обеспечение:

Литература:

Основная

1. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».

2. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 год «О признании утратившими силу некоторых актов Президента в связи вступлением в силу закона «О полиции»».

3. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации».

4. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 249 «Об утверждении типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации».

5. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 250 «Вопросы организации полиции».

6. Мишин В. М. Исследование систем управления: Учеб. СПб.: Изд-во «Юнити-Дана», 2010, 528 с.

7. Макашева З. М. Исследование систем управления: Учеб. СПб.: Изд-во «КноРус», 2009, 176 с.

8. Игнатьева А. В., Максимцов М. М. Исследование систем управления: Учеб. СПб.: Изд-во «Юнити-Дана», 2010, 167 с.

9. Фрейдина Е. В. Исследование систем управления: Учеб. СПб.: Изд-во «

10. Омега-Л», 2010, 368 с.

11. Глухов В.В. Менеджмент: Учеб. СПб.: Изд-во «Лань», 2007. 325 с.

12. Глухов В.В. Менеджмент: Учеб. СПб.: СпецЛит, 2009. 304 с.

13. Глухов В.В. Основы менеджмента: Информационно-справочный материал. СПб.: СпецЛит, 2007.

14. Глухов В.В. Ситуационный анализ. СПб.: Изд-во СПбГТУ. 2009.

15. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. СПб.: Питер. 2009.

16. Финансовый менеджмент / Под. ред. Е.С. Стояновой. М.: Перспектива, 2008. 655 с.

Дополнительная

1. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению: Учеб. Пособие. М.: ДЕЛО, 2009. 496 с.

2. Кузин Н.Н. Моделирование функционального содержания управления трудовым коллективом организации как части экономической системы: Монография. СПб.: СПбУ МВД России, 2007. 138 с.

3. Методика анализа деятельности производственного предприятия (объединения) / Под ред. А.Д. Шеремета. М.: Финансы и статистика, 2007.

4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / ИП «Экоперспектива». М-Минск. 2008.


 

Материалы актуализированы по состоянию на 17.05.2011, протокол заседания кафедры №9 от 3 мая 2011 года

Зам. начальника кафедры Кузин Н.Н.

Наглядные пособия:

Слайды

Учебные вопросы

Введение

1. Типология мышления.

2. Креативное образование.

3. Креативные роли в профессиональной деятельности.

Заключение

 

 


 

Типология мышления.

Типология мышления — встречающаяся в психологической науке классификация видов и типов мышления. В различных концепциях и отраслях психологии встречается различные классификации и типологии мышления.

Мышление человека разнообразно. Считается, что существует столько типов мышления, сколько людей, что мышление абсолютно индивидуально. Действительно, именно в мышлении человека проявляется главная особен­ность его личности и индивидуальности. Однако любое разнообразие можно классифицировать определенным образом, и такая классификация позволяет не только его упорядочить, но и наиболее успешно использовать знания о типах мышления в практической деятельности. Типология мышления не от­рицает существования бесконечного разнообразия типов мышления и разно­образия личностей. Она позволяет выделить из этой бесконечности те типы, которые встречаются наиболее часто, играют наиболее важную роль в дея­тельности человека, определяют успех его деятельности. На этом построено любое знание.

Типы мышления можно выделить по различным критериям. И именно различие критериев типологического анализа позволяет определить богатство характеристик мышления индивидуальности.

По критерию динамики мышления можно выделить его типы:

• догматическое, приверженное какой-либо идее без оценки её актуально­сти, превращение идеи в главный системообразующий фактор концеп­ции, явное нежелание критически переоценивать исходную идею;

• стереотипное, иначе говоря, переносное, оно характерно людям, склонным мыслить принятыми шаблонами, боящимся отойти от этих шаблонов и попасть в область неопределенности, потерять ориентиры оценок;

• гибкое, т. е. способное меняться в соответствии с развитием науки, практическими потребностями эффективной деятельности.

Такой тип мышления часто рассматривается как некоторое положитель­ное явление. Но в действительности это качество может быть как положи­тельным, так и отрицательным. Все зависит от того, по каким факторам мышление проявляет это свое качество. Ведь такими факторами может быть конъюнктурность, стремление к власти любой ценой, беспринципность, не­глубокие и неустойчивые знания.

Одним из критериев типологии мышления может быть и критерий степе­ни индивидуальности. Здесь можно выделить мышление индивидуализиро­ванное, т. е. такое, в котором наиболее ярко, а иногда и остро, проявляются черты личности, индивидуальность, неординарность. Часто это качество иг­рает положительную роль в науке. В деятельности менеджера индивидуали­зированное мышление также может играть положительную роль, если оно сочетается с развитым чувством ответственности и направлено в область творческого подхода к решению проблем. К сожалению, не всегда бывает так. Иногда индивидуализация мышления работает в области властного са­моутверждения, манипулирования сознанием. По этому критерию можно выделить и такой тип мышления, как тенденциозное. Это мышление ограни­ченное какой-либо тенденцией оценок, подходов, выбора вариантов. Эти тенденции могут быть результатом опыта или господствующей идеологии. Могут они быть и результатом деформированной системы знаний. Часто это бывает при узкой специализации менеджера. За границами того, что он знает, он не может ничего видеть и учитывать, он "человек с флюсом" (по вы­ражению Козьмы Пруткова). По этому же критерию можно выделить и тип коллективизированного мышления. Это мышление, реагирующее на коллек­тивное мнение или аккумулирующее определенным образом различные типы мышления, господствующего в коллективе.

В основе каждого из типов мышления лежит определенная методология, которая либо сознательно выбирается, либо бессознательно формируется, как выражение накопленного опыта. Во втором случае она несет как пози­тивные, так и негативные компоненты опыта. И те и другие всегда присущи опыту, поэтому его необходимо корректировать и дополнять знаниями.

По факторам методологии, таким как подход к анализу и оценкам, сред­ствам и методам исследования, можно выделить мышление аспектное, сис­темное и концептуальное.

Конечно, эти типы проявляются как некие прерогативы, приоритеты, ко­торым в процессах мышления уделяется главное внимание, которые играют роль неких исходных позиций во всех размышлениях.

Аспектпый тип мышления характеризуется поиском какого-нибудь глав­ного аспекта проблемы, который оказывает наиболее сильное влияние на все остальные аспекты. Этот тип мышления проявляется наиболее ярко в том случае, когда проблема достаточно сложна и в целом ее решать весьма труд­но или когда нет необходимости все аспекты проблемы решать в комплексе. Действует закон экономии усилий. Но этот тип мышления имеет и опреде­ленные недостатки, главным из которых является одностороннее восприятие проблемы, отсутствие учета взаимосвязи ее различных аспектов. Он опасен искаженным, деформированным представлением о проблеме, при котором выделяется одна сторона и остаются без внимания, анализа другие. Вот по­чему сегодня наиболее эффективным типом мышления является мышление системное.

Следует заметить, что мышление — это не просто выбранная методоло­гия анализа, изучения какого либо объекта, это характеристика человека, которая отражает, с одной стороны, его способности, индивидуальные осо­бенности, с другой — приобретенные в процессе образования и накопления опыта навыки, профессиональные привычки. В этом отношении следует различать системный подход как методологию исследования и системное мышление как характеристику исследователя, сложившуюся в процессах его жизни и деятельности и проявляющуюся как бы автоматически, каждый раз, когда он оценивает или анализирует то или иное явление. Использование системного подхода, конечно, способствует формированию системного мы­шления.

Системное мышление считается весьма ценным качеством исследователя, потому что оно помогает охватить в оценках и анализе все явление целиком, учесть самые различные связи между его компонентами, свойствами и характеристиками, найти главное — системообразующий фактор, увидеть не­видимые аспекты проблемы, прогнозировать поведение элементов.

Определенной разновидностью системного мышления является мышление концептуальное. Оно включает в себя все преимущества системного, но от­личается от него повышенным вниманием к формированию концепции. Этот тип мышления предполагает всесторонний учет особенностей изучаемого яв­ления на основе комплекса принципов, которые гарантируют сохранение сущностных признаков, предохраняют от "потери сущности" в процессах анализа, оценок, изучения явления. А это очень часто случается в практике проведения исследований. Исследователь увлекается какой-либо деталью, и она уводит его в сторону, становится ведущей идеей, он теряет ориентиры сущности.

Концептуальный тип мышления является некоторой модификацией сис­темного типа, его "усилителем" и "стабилизатором".

Креативное образование.

Современное креативное образование невозможно представить без его соответствующей организации.

Главным в организации креативного образования является возможность выбора дисциплин, формирование образовательных групп, учебная нагрузка слушателей или студентов, формы, количество и распределение контроль­ных мероприятий. Рассмотрим каждый из этих факторов в отдельности.

Выбор дисциплин, возможность самостоятельного формирования образо­вательной программы или участия в ее формировании имеет большое значе­ние в креативном образовании. Сегодня студент или слушатель лишен воз­можности выбора дисциплин по собственной инициативе. Это лишает его возможности и мотивирования более глубокого осмысления своих способно­стей, образовательных потребностей и своей деловой карьеры. Сегодня су­ществует диктат образовательного учреждения. Это часто объясняют Госу­дарственным стандартом, который тоже довольно жестко устанавливает на­бор обязательных дисциплин — 70% от общего количества учебной нагруз­ки. Конечно, эту величину можно было бы уменьшить. Но готовы ли вузы к обучению дисциплинам по свободному выбору?

В системе дополнительного образования, где не действуют государствен­ные стандарты, положение лучше. Но и здесь выбор дисциплин небогатый. Все упирается в организационные возможности дифференциации обучения по индивидуальным образовательным программам. Это величина группы, квалификация и нагрузка преподавателя, финансовые возможности, исполь­зование аудиторий.

Но ведькреативное образование это новый тип образования, кото­рый невозможно достигнуть только организационной перестройкой. Он тре­бует и финансовых вложений, иповышениям квалификации преподавателей и мотивирования творчества в их работе, и создания условий для инновацион­ной деятельности. Можно и плату за обучение дифференцировать по коли­честву и качеству предлагаемых учебных курсов, а также реальному квали-

фикационному уровню преподавателя, оцениваемому при помощи соответ­ствующих тестов.

Формирование образовательных групп важный момент в креативном образовании. От того, как сформирована группа, зависит установление со­циально-психологической атмосферы поиска, творчества, сотрудничества, интеграции интеллектуальных потенциалов. Учебная группа должна быть творческим коллективом.

Учебная нагрузка и слушателя, и преподавателя, может быть ориен­тирована либо па получение или передачу знаний, либо на формирование профессионального, творческого сознания, которое предполагает усвоение знаний с позиций своей индивидуальности, перспектив дальнейшего разви­тия, понимания профессии, системы ценностей.

Именно это предполагает реализацию определенной интенсивности осво­ения курсов, погружения в их проблематику, ритма учебного процесса, практического мотивирования глубины знаний и понимания их проблемное™.

На творчество должен быть ориентирован и контроль знаний. Надо оце­нивать lie их объем, а полноту, системность, устойчивость, инструментальность (возможность использовать), глубину. Формы контроля могут и долж­ны быть разнообразными: письменные работы, тестирование, собеседование, экзаменационные испытания, проектирование и др.

7. Важным признаком креативного образования является егомотивация. Каждый из видов образования опирается на определенные мотивационные факторы. Ими могут быть: профессиональный статус, подтвержденный дип­ломом, потребность интеллектуального развития, реализация индивидуаль­ных способностей, обогащающее общение со специалистами, профессио­нальные амбиции, потребность в знаниях и навыках современной професси­ональной деятельности (знание языка, владение компьютером и пр.), "жажда открытий", "мода" па образование.

Конечно, все эти факторы действуют в совокупности. Но так или иначе в реальной действительности реальный человек всегда отдает чему-то предпо­чтение, какой-либо из этих факторов является приоритетным, доминантным, ярко выраженным.

Действием факторов мотивирования можно управлять в образовательных процессах, опираясь па них таким образом, который соответствует сути и содержанию креативного образования. Например, можно проводить обуче­ние без выдачи диплома, проверять не знания, а тип профессионального мыш­ления, оценивать не точку зрения, а ее аргументированпость, поощрять не правильность выводов (решений), а их практическую эффективность.

Креативное образование является важнейшим условием и критери­ем качества подготовки современного менеджера.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.