Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Причины отклонений в психическом развитии



Семинар 1, 2 Психофизиологические основы специальной психологии: этиология нарушений в развитии

 

Вопросы:

1. Детерминация нарушений в развитии: биологическая и социальная.

2. Роль опосредующих факторов в этиологии нарушений развития.

 

Задания:

1. Прочитать тексты 1, 2

2. Определить, в чем различие биологических и социальных факторов.

3. Представьте в виде схемы классификацию причин дизонтогенеза.

4. Привести примеры биологических и социальных факторов.

5. Охарактеризовать факторы, опосредующие действие причин, вызывающих дизонтогенез (время, локализация, длительность, компенсация и др.).

6. Представить в виде схемы взаимодействие причин и факторов опосредования.

 

Литература:

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро – и патопсихологии. – М., 1994.

2. Сорокин В.М. Специальная психология: учебное пособие / В.М. Сорокин; под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2003.

3. Основы специальной психологии / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.

Текст 1

Причины отклонений в психическом развитии

 

Любое отклонение в развитии всегда имеет свою причину, независимо от того, из­вестна она нам или нет. Перечень подобных причин необык­новенно велик.

Обычно все многообразие патогенных факторов делят на биологические и социальные. В свою очередь биологические делятся на эндогенные (наследственные) и экзогенные (средовые). В пе­риод внутриутробного развития на плод могут действовать за­болевания матери (вирусные инфекции, краснуха, токсоплазмоз и др.). При этом отмечается, что относительно легко про­текающие заболевания у женщины могут приводить к тяжелым поражениям плода. К числу этиологических факторов отно­сят также сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания, токсикозы беременности, иммунологическую несовмести­мость крови матери и плода, эмоциональные стрессы, пере­гревания, переохлаждения, действие вибрации, облучение, некоторые лекарственные препараты, употребление в период беременности алкоголя, табака, наркотиков и т.п. Тяжелыми по своим последствиям родовые травмы и асфиксии. Инфек­ционные и вирусные заболевания в раннем детстве также способны стать причиной отклонения в развитии.

Наряду с биологическими факторами не менее значима социально-пси­хологическая детерминация. Отрыв ребенка от матери, недостаток эмоциональной теплоты, бедная в сенсорном отноше­нии среда, бездушное и жестокое обращение могут выступать в виде причин различных нарушений психогенеза.

Если факторы биологического характера в большей степе­ни составляют поле интересов клиницистов, то социально-пси­хологический спектр ближе к профессиональной области пе­дагогов и психологов. Для последних весьма важно уяснить сложный характер взаимосвязи этиологического фактора и от­клоняющегося развития. Клинические исследования показы­вают, что одна и та же причина иногда приводит к совершенно различным отклонениям в развитии. С другой стороны, отли­чающиеся по характеру патогенные условия могут вызвать оди­наковые формы расстройств. Это означает, что причинно-след­ственные связи между патогенным фактором и нарушенным развитием могут носить не только прямой, но и опосредован­ный характер, что графически представлено на рисунке 6.1.

Рис. 6.1. Причинно-следственные связи между патогенными факторами и нарушенным развитием

 

Кружками в верхнем ряду мы обозначили разнообразные этиологические факторы, а в нижнем ряду квадратами пред­ставлены варианты отклонений в психическом развитии. Стрелки демонстрируют описанные связи.

Таким образом, конечный эффект действия патогенного фактора, то есть конкретная форма нарушенного развития будет зависеть не только от него самого, но и от многообраз­ных комбинаций опосредующих переменных. К числу таких переменных следует отнести преимущественную локализацию вредоносного воздействия, влияние которого чаще всего из­бирательно, в результате чего пораженными могут оказаться самые различные структуры, органы и системы. Другой не менее важной характеристикой деструктивных условий явля­ется их интенсивность. Безусловно, сила воздействия патоген­ного фактора напрямую определяет его конечный эффект, выраженность того или иного нарушения. Помимо названных весьма значимой переменной выступает экспозиция, длитель­ность воздействия. Нет особой необходимости специально доказывать, что чем дольше индивид испытывает на себе вли­яние патогенного фактора, тем тяжелее в конечном счете могут оказаться последствия. Даже если неблагоприятное воз­действие будет кратковременным и достаточно слабым, при его частой повторяемости вероятен кумулятивный эффект, способный привести к серьезным расстройствам в развитии. Поэтому частота также является важной характеристикой вре­доносных условий. Перечисленные переменные относятся, как можно заметить, к характеристикам самого патогенного фактора. Но не меньшее значение имеют и собственные свой­ства индивида, испытывающего на себе подобное влияние. К ним, прежде всего, следует отнести возраст. Общая законо­мерность в данном случае такова: связь возраста и тяжести по­следствий действия патогенного фактора обратно пропорци­ональна. Иначе говоря, чем меньше ребенок, тем хуже для него возможные последствия различных вредностей. Последние с неизбежностью вызывают реакцию, сопротивления со сторо­ны защитных систем, начиная с иммунной и заканчивая слож­ными компенсаторными реакциями в виде многообразных механизмов психологической защиты. Обозначим их на на­шей схеме понятием «компенсаторные возможности».

И наконец, нам следует выделить еще одну переменную, которую нельзя отнести ни к свойствам патогенного фактора, ни к качествам индивида. Конечный эффект деструктивных условий во многом определяется и тем, насколько быстро и эффективно пострадавшему будет оказана квалифицирован­ная помощь, в том числе и психолого-педагогическая. Все ска­занное означает, что результат воздействия этиологического фактора всегда существенно опосредован сложнейшим соче­танием его характеристик и свойств самого индивида.

Таким образом, проблема причинной обусловленности от­клонений в развитии отнюдь не однозначна. Еще более её ус­ложняет и то, что разные причинно-следственные связи раз­ворачиваются в различных временных масштабах. Так, одни патогенные воздействия при определенной комбинации ус­ловий способны практически сразу вызывать выраженные рас­стройства; другие, напротив, проявляются в виде отдаленных последствий.

Следует иметь в виду и еще одно обстоятельство. Патоген­ное воздействие, как правило, приводит к формированию не самого феномена нарушенного развития, а лишь к появлению анатомо-физиологических предпосылок - относительно ус­тойчивых нарушений центральной нервной системы. Данные предпосылки представляют собой уже непосредственную при­чину аномалий в процессе психического развития. Но соот­ношение анатомо-физиологического фактора и отклонений в развитии тоже неоднозначно и в чем-то напоминает связь задатков и способностей с отрицательным знаком. Задатки, будучи конституционными (даже психофизиологическими) предпосылками способностей, могут превратиться в после­дние лишь при благоприятных социальных условиях. Нечто подобное мы можем наблюдать и в случае отклонений в раз­витии. Биологические детерминанты, безусловно, оказывают значительное влияние на появление отклонений в психичес­ком развитии. Но далеко не последнюю роль в этом процессе играют неблагоприятные социальные факторы, способные в полной мере раскрыть негативный потенциал, заложенный в конституционных характеристиках дизонтогенеза. Сочетание таких внутренних и внешних неблагоприятных условий в со­вокупности образует особый аномальный или, говоря совре­менным языком, дизонтогенетический фактор, представляю­щий собой основную детерминанту нарушенного развития.

Знание причин, вызывающих отклонения, и условий, опосредующих их, расширяет наши представления о сущности дизонтогенеза. Кроме того, эти знания дают возможность пси­хологу более активно и профессионально принимать участие в работе по профилактике отклонений в развитии у детей.

 

Текст 2

В основе аномалий или дефектов развития лежат нарушения нервной системы или определенного анализатора, в результате которых возникают атипичное строение и деятельность органов или всего организма. Отклонения возникают в процессе внутриутробного, послеродового развития или в результате действия наследственных факторов. Мы можем констатировать у ребенка

• наличие органического поражения - врожденного или приобретенного характера;

• наряду с органическими поражениями могут встречаться нарушения функций тех или иных отделов нервной системы, связанные с повышенной возбудимостью или тормозимостью, некоординированностью работы отдельных функциональных систем.

В таких случаях говорят о наличии функциональных расстройств нервной деятельности, т.е. рассогласованности, неуравновешенности работы отдельных звеньев нервной системы.

Причины возникновения врожденных аномалий разнообразны.

К первой группеотносятся патогенные (вызывающие отклонения) агенты, действующие на развивающийся плод во внутриутробном развитии.Это инфекции, физические и психические травмы, токсикозы беременности, интоксикации (отравление организма ядовитыми веществами), температурные влияния (охлаждения), различные болезни беременной женщины (болезни сердца, легких, эндокринных желез и др.).

Голодание матери, дистрофия, неправильное питание могут вызвать у плода дефицит питательных веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов. Возбудителями внутриутробной инфекции могут быть вирусы различных болезней (краснухи, гриппа, кори и др.). Инфицирование плода происходит во время беременности, а источником инфекции является больная мать. К последствиям внутриутробных инфекций нервной системы относят макроцефалию, гидроцефалию, спастические параличи и парезы, непроизвольные навязчивые движения (гиперкинезы). В ряде случаев самолечение, бесконтрольный приём лекарственных препаратов, безуспешные попытки прервать беременность, заболевания жизненно важных органов и пр. тяжело отражаются на внутриутробном развитии плода. Возможны различные эмбриональные мозговые поражения вследствие резус-несовместимости крови матери и плода. Существует прямая связь между временем воздействия патогенных агентов на развивающийся плод и негативными последствиями. Чем раньше во внутриутробном развитии повреждается эмбрион, тем более тяжелыми оказываются последствия этих вредоносных явлений.

Ко второй группе врожденных аномалийотносятся наследственные генетические поражения организма.Они характеризуются разнообразными наследственно обусловленными нарушениями обмена веществ, так как нередко наследственность определяют как свойство живых организмов воспроизводить сходный тип обмена веществ в ряду поколений. Возможно наследование некоторых форм олигофрении (например, болезнь Дауна). Эти нарушения вызваны аномалиями хромосомных наборов родителей. Наследуются также различные типы глухоты и определенные нарушения зрительного анализатора. При хромосомных болезнях встречается микроцефалия (недоразвитие коры больших полушарий), являющаяся причиной глубокого интеллектуального дефекта. Крайне отрицательно влияют на потомство, вызывая врожденные аномалии, алкоголизм и наркомания родителей.

Приобретенные аномалиивключают разнообразные отклонения в развитии, вызванные природовыми и послеродовыми поражениями организма ребенка. К природовым нарушениям, как правило, относятся механические повреждения плода (природовые травмы), связанные с неблагоприятным течением родов. К расстройствам кровообращения с тяжелыми последствиями приводит асфиксия (остановка дыхания, кислородное голодание у ребенка во время родов).

Послеродовые приобретенные аномалии развития в основном являются последствиями перенесенных в раннем детском возрасте заболеваний. К этим заболеваниям относятся инфекционные болезни нервной системы, известные под названием нейроинфекций. Среди них воспалительные заболевания, вызванные, как правило, бактериями или вирусами (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит, полиомиелит, корь и грипп). К реже встречающимся причинам приобретенных аномалий относятся различные травматические повреждения (преимущественно слухового и зрительного анализатора, а также черепно-мозговые травмы), и интоксикации.


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.