Была выбрана конституционная конструкция, основанная на разделении властей. Президент вынесен за эту структуру.
Законодательная власть
Парламент происходит из представительного органа власти, изначально представлявшего сословия. Источник власти - населения или корпорации (сословно-представительный орган власти).
Первый парламент возник в Англии в 13 веке. Испания – генеральные картезы
Однопалатный парламент – уникамеральный, двухпалатный - бикамеральный
Косвенные выборы в парламент – Беларусь, Франция
Согласно 95 статье конституции нижняя палата представляет все население РФ, а совет Федерации состоит из членов. представляющих все субъекты федерации. В конституции не требуется, чтобы члены РФ избирались, нужно по 2 представителя от каждого субъекта – по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти. Поскольку конституция императивно не предусматривала выборов, то был принят закон в 95 о порядке формировании совет федерального собрания РФ. Согласно этому закон был измен порядок формирования – отменили прямые выборы сенаторов и главы стали входить по должности. Лицо, являвшееся руководителем законодательного органа субъекта федерации тоже входило по должности.
2000г. закон о порядке формирования совета федерального собрания РФ. В состав совета федерации входили представители, избранные законодательными органами субъектов федерации или назначенные высшими должностными лицами субъектов федерации (срок полномочий столько же, сколько у тех, кто их избирал) срок полномочий избравшего органа переходил к сроку им избранного. Устанавливались точные требования кандидатам в члены совета РФ.
2009г. в связи с изменениями федеральный закон о внесении изменении изменений и дополнении. Согласно изменения кандидатом мог быть назначен лишь человек, который уже являлся депутатом любого органа в данном субъекте федерации – мог быть депутатом местных советов или совета федерации. Был принят потому, что избиратели не имели отношения к региону.
Стадии принятия законопроекта:
1. Законодательная инициатива – внесение законопроекта в нижнюю палату
государственной думы
При внесении законопроекта в ГД должны быть представлены:
o пояснительная записка, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции законопроекта;
o текст законопроекта;
o перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению, принятию;
o финансово-экономическое обоснование;
o заключение Правительства РФ.
2. Предварительное рассмотрение законопроекта – в комиссиях, комитетах и депутатских объединениях
3. Первое чтение – оценка законопроекта, а затем, если не приняли, то и второе чтение
4. Голосование по принятию закона в третьем чтении, при этом не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению.
5. Рассмотрение и одобрение ФЗ СФ
6. преодоление разногласий, возникших между СФ и ГД в связи с отклонением СФ принятых ГД законов. (Согласительная комиссия)
7. Публикация закона
Исполнительная власть
110 статья конституции – исполнительную власть РФ осуществляет правительство.
Состав правительства:
1. Председатель правительства – назначается президентом с согласия государственной думы. Статья 112 РФ говорит о его порядке назначения – не позднее предельного срока назначения председатель правительства представляет предложение президенту о структуре федеральных органов исполнительной власти.
2. Заместители председателя, число которых зависит от структуры правительства. При этом все заместители имеют равный правовой статус, но неравный фактический. И федеральные министры назначаются и освобождаются от должности президентом по предложению председателя правительства.
Срок полномочий правительства совпадает со сроком полномочия выбранного нового президента. Правительство может на основании принципа колиальности подать в отставку перед президентом. Президент может принять или отклонить отставку. Госдума может выразить недоверие правительству, после чего президент вправе объявить об отставке правительства. В конституции предусмотрен случай, когда президент не соглашается с мнением государственной думы. Государственная дума должна в течении трех месяцев повторно выразить недоверие правительству, если президент решил не распускать правительство. Если компромисс не достигнут, то президент, при несогласии с государственной думой, может ее после этого распустить вместо правительства и назначает новые, внеочередные выборы.
На основании статьи 114 конституции правительство осуществляет следующие полномочия:
1. Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.
2. Обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной, денежной, культурной, научной, образовательной, социальной, здравоохранительной и экологической политики.
3. Управляет федеральной собственностью
4. Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;
5. Осуществляет меры по обеспечению правопорядка;
Правительство во вопросам своей компетенции принимает постановления и распоряжения. Эти виды нормативных актов называются подзаконными.
Судебная власть
В РФ действует принцип двухуровневой судебной системы
Федеральный уровень – высшими судебными органами власти являются конституционный и арбитражный суды. ФЗ (федеральный закон). Конституционный суд – судебный орган конституционного контроля, который разрешает дела о соответствии конституции РФ федеральных законов, нормативных актов президента РФ, совета РФ, государственной думы и правительства РФ.
Уровень субъектов федерации – рассмотрение дел на рассмотрение соответствии конституции РФ уставов, конституций субъектов федерации, изданных по вопросам, относящихся к ведению федеральных органов государственной власти, а также к совместному ведения федеральных органов и органов субъектов федерации.
Конституционный суд рассматривает на соответствие конституции РФ договор между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов.
4я группа – рассматривает на соответствие конституции не вступивших в силу международных договоров.
Конституционный орган это единственный орган, который обладает исключительным правом толкования конституции. Даёт заключение о государственной измене, нарушении президентом закон и прочих тяжкий преступлениях. Конституционный суд, как и другие высшие судебные власти (верховный суд РФ и высший арбитражный суд) – обладают правом законодательной инициативы. Осуществляет функции конституционного контроля.
Верховный суд РФ – венчает систему судов общей юрисдикции – гражданские, уголовные и административные дела