Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Построен. Мегра – 82 двора, Шуйжаба – 22 двора.



Двором в старину называли дом и участок земли вокруг него.

Село Меграрасполагалось на пересечении реки Мегры и Белозерского обводного канала (по обоим берегам реки и канала). Расстояние от Мегры до Белозерска по каналу около 40 километров, напрямую по озеру – 34 километра, до реки Ковжи – 7км.

Местность, где стояло село Мегра, низменная, болотистая со стороны озера. Левый берег реки и берег озера пологие, заливные в весеннее половодье.

Только в сторону устья оба берега реки за каналом плавно поднимались над водой. Может быть, это было сделано рукотворно для строительства в далёком прошлом церквей. Самым высоким местом были берега канала и правый берег реки перед каналом. На правом бечевнике через реку был мост, под которым была плотина. Плотина служила для поддержания высокого уровня воды между старым шлюзом в Круглое и шлюзом в Чайке за счёт течения реки. Двухкамерный шлюз №33, перенесённый за Мегру, позволял шлюзовать как небольшие суда, так и двухсекционные плоты или две-три баржи сразу. Уровень воды в канале от Ковжи до шлюза стал одинаковым с уровнем в озере. А за шлюзом №33 до шлюза №34 в Чайке уровень воды был на 2,4м выше, чем в озере. Эта перестановка шлюза облегчила проводку заготавливаемого леса вверх по каналу в р.Шексну. На канале было два моста (лава)- на шлюзе и ниже за рекой, представляющие собой наплавные мосты, которые отводились вдоль берега для пропуска судов. Плотину под мостом разобрали, но остались торчать над водой спиленные сваи. Сельчанам стало возможно выходить на лодках по всей длине реки в озеро, но сваи мешали прямому проходу лодок. Приходилось аккуратно проходить между ними, чтобы не повредить вёсла и лодку. Под мост прохода для больших судов не было, выход в озеро для них был только через Ковжу.

Оношко Ксения Иосифовна [12].

«…В 1935г. Белозерский леспромхоз переходил на постоянные кадры рабочих и служащих. Семьи рабочих жили в построенных для них бараках, на съёмных квартирах в Шунжебое, Мегре. Семьи рабочих не успели обзавестись собственными домами, скотом и огородами как грянула война. (Голодно было жить. Для рабочих была построена в Шунжебое пекарня и столовая).

Беды начались с 1942 г., когда мужчин с 18 до 50 лет стали брать на фронт или в хозчасти. Лошади и техника были взяты туда же. Рабочей силой стали женщины, подростки, старики. Тяжелее пришлось детям рабочих. С 14 лет ребятишки начинали ходить с матерями работать в лесу и мегорскую запань. Там они мяли еловые прутья (это очень тяжёлая работа - крутить прут вокруг столба, чтоб он стал гибким). Так готовился материал для связывания плотов из брёвен (цепей, проволоки и тросов тогда негде было взять). Ребятам за работу давали картошку и 600 граммов хлеба». ВоспоминанияК.И.Оношко о семье её ученицы Марии Зинченко: «…на 12-ом году я попала с мамой в лес сучки подбирать и сжигать, иногда помогу и бревно скатать. В конце войны мать решила всё же перейти в колхоз, там полегче, чем деревья валить, катать и плотить на реке. За уход с лесопункта её судили: дали несколько месяцев принудительных работ». «… а Мария в 10 лет бросила школу и ушла в няньки в Ковжу, так как матери трудно было кормить четверых детей. Как они выжили?!»

Бывало, отдельные брёвна приносило озеро, а ветром их прибивало к берегу. Для приозёрных жителей это были бесплатные дрова. Сырые брёвна, спущенные в реку, ещё больше намокали, из воды торчал только комель бревна. «Топляки», так их называли, постепенно тонули и за многие годы дно реки превратили в деревянный настил. С лодки багром можно было приподнять такое бревно над водой, зацепить верёвкой и подтащить к берегу. Это тоже были дрова и не только – ошкуренное и высохшее на берегу бревно, годилось для строительных работ.Выше по течению реки на Березнике был ещё одна лава, пешеходный мост из тёсаных брёвен, недалеко от речки, притока Мегры. При пропуске плотов из реки в канал, мосты отводились вдоль берега.

К 60-тым годам сплав леса по реке затих. Возможно, вырубка леса далеко ушла от реки, выгодней было вывозить лес автотранспортом в сторону реки Ковжи. Гонки через шлюз шли только с той стороны.Для сельчан этобыла беда - сократились рабочие места в леспромхозе. Приходилось искать работу далеко от родных мест. Так началась миграция населения. Целыми семьями уезжали из села и соседних деревень.

 

По Мариинской водной системе ходили грузо-пассажирские, речные, паровые, колёсные пароходы. Это был единственный транспорт, который связывал «глубинку» с «большой» землёй. До ближайшей железной дороги было больше 120км.

Пароходы ходили тремя маршрутами: от Лениграда до Вознесенья (на Онежском озере), где была пересадка пассажиров на другой пароход - от Вознесенья до Чайки, в Чайке вторая пересадка до Череповца.

В 1954 году маршрут от Вознесенья до Чайки продлили до Череповца. Каждый маршрут продолжался около двух суток. В Мегре между рекой и шлюзом была пристань.

Приход пароходов в Мегру был волнительным событием для жителей села!

Мегорские ласково говорили о белых красавцах пароходах: «голубчик идёт».

Днём пароход из реки Ковжи заходил в канал и давал длинный гудок, слышимый на всё село. Каждый пароход имел индивидуальный по звуку гудок, по которому все узнавали - какой сегодня идёт пароход. Свободные от домашних дел жители собирались на пристани. Пароход прижимался бортом к пристани, швартовался, спускалась сходня (деревянный трап) и на берег выходили приехавшие в Мегру пассажиры.

Пристань - это встречи-расставания, устные весточки с «большой земли», письма и газеты, посылки, промышленные товары, соль, мука, колотый сахар и т.д. Матросы с парохода разгружали всё на пристань. До прихода в шлюз мужики успевали в пароходном буфете попить пива, а малышне капитан разрешал прокатиться на верхней палубе. В шлюзе пароход поднимался, мужики и малышня высаживалась на берег. Вечером другой пароход приходил со стороны Белозерска и всё повторялось. В тёплые летние вечера на пристани собирались «на беседы» (чем не дискотека). Здесь знакомились, влюблялись, пели песни и танцевали под гармошку, бывало, и выяснялись отношения «на кулачках».

И так было ежедневно, ежегодно и, казалось, будет вечно и неизменно…

* * *

 

Схема села Мегра. Автор С.И.Буров.

Я не претендую на историческую, топографическую

и иную достоверность данной схемы и списка жителей села.

Фото 38.Схема нарисована мной по копии списка жителей домов из музея села Маэкса, составленного и присланного Ольгой Михайловной Ожигиной (Самсоновой) и её дочерью Светланой Петровной. Компас указывает направление на север. Этот компас – единственная сохранившаяся реликвия, доставшаяся мне от бабушки Ульяны Дмитриевны Буровой (Дороничевой). Бабушка (мой первый инструктор туризма) и научила меня им пользоваться. Компас мой ровесник - на обратной стороне стоит дата изготовления – 1946г.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.