Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТП 7. Природа власти и подходы к ней.

Власть – одна из важнейших категорий как в полит теории, так и в политологии в целом. Но это очень неопределенное понятие.

Начать хотя бы с определения власти. С ним связана целая семантическая головоломка. Так, в англ языке слово power означает и власть, и державу, и силу. Немецкое die Gewalt – это и власть, и насилие. Во французском le pouvoir – еще и синоним центрального правительства.

Уже одна эта семантическая хрень говорит о многоаспектности такого понятия как власть, которую связывают и с силой, и мощью, и насилием,и правительством, которое ее осуществляет.

Мыслители прошлого не дают определение власти, хотя много о ней рассуждают. Так, еще Гесиод в 9 веке до нашей эры в работе «О происхождении Богов» присал о Власти (Кратос) и Биа (силе).

Т. Гоббс(англичанин, 16-17 век) писал о власти как о избытке могущества одного человека над другим.

Макиавелли(италянец, 15-16 век) скорее говоря о власти прибегал к ярким эпитетам и сравнениям, чем давал ей определения.

Для одних теоретиков власть – это влияние особого рода, для других – способность к достижению конкретных целей, для третьих – возможность использования неких средств, для четвертых – специфическое отношение между управителем и управляемым.

Сейчас тоже нет четкого определения. Х. Арендт в работе «Кризисы республики» (немко-американка еврейского происхождения 20 век) писала что она грустит, когда путают понятия власть, мощь, сила, насилие, авторитет, в то время как это разные феномены. Но их по-прежнему путают. Но нельзя и полностью игнорировать сущностной близости, хотя и не идентичности этих явлений.

Но попытаемся хотя бы раскрыть суть власти.

Нужно отметить, что власть представляет собой явление социальное, т.к. возникает в обществе индивидов, наделенных сознанием и волей. Власть - не всегда политическое явление. Власть политическая и не политическая.

Власть –социальное взаимодействие, отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы индивидов оказывать влияние на других, изменяя их поведение в соответствие со своими целями. Очень древний феномен.

По-разному трактуются источники власти: деньги, наследство (богатство), сила, насилие, авторитет, но в последнее время и знание. Еще Бэкон в 16-17 веке рассматривал знание как источник силы. В 20-м веке американский социолог Д. Гэлбрейт пишет о том, что в отличие от индустриального общества в век информации энергоносителем становится знание. Власть информированного класса опирается именно на знание. Такие факторы власти как насилие и богатство по-прежнему важны, но теперь уже главным становится знание.

Но вообще множество подходов объяснить власть сводились к двум тезисам: признания некой абстрактной власти, самотождественной; и пониманию власти как какого-то качества или силы, которая может находиться в распоряжении ее временных хранителей, быть переданной по наследству, захваченной и т.д.

Другой подход в современной науке придумал Вебер(дойче, 19-начало 20-го). Формула власти по веберу – этоотношение, предполагающе согласие обеих сторон – правителя и управляемого – в нем участвовать. Формула власти по Веберу: способность индивида А добиться от индивида Б соответствующих воле А поведения или воздержания от действий, с которыми в ином случае Б не согласился бы. Важно в этой формуле, то недостаточно, чтобы Б вообще как-то реагировал, а именно важно его подчинение воле А.

По Фридриху Энгельсу власть – это навязывание воли одной стлроной для подчинения другой, иными словами интересы одного субъекта приносятся в жертву другому. Акцент на конфликтном аспекте власти.

Отличие от предыдущих концепций как я понял в том, что власть рассматривается не сама по себе, но именно во взаимодействии индивидов. То есть не как абстрактная сущность или сила, но как некое отношение.

Поскольку сложно понять власть, надо указать, что она многоаспектна, может в этом сложность еще состоит.

3 аспекта (измерения) политической власти:

1) директивный (власть как господство, обеспечивающее выполнение указания властителя будь то человек или институт)

2) функциональный (власть как способность и умение реализовать функцию общественного управления на практике)

3) коммуникативный (отправление власти идет путем общения, с использованием известного языка понятного обеим сторонам отношения).

Все три аспекта реальны, но директивный – основной. На самом низком, исходном уровне директивное управление может быть истолковано как простое распределение ресурсов насилия и права на их использование. Развитие функционального аспекта власти ведет к разграничению полномочий. При коммуникативном понимании власть оборачивается сотрудничеством при распределении ресурсов и при согласовании специализированных политических функций.

Кстати вжно отметить, что принято разграничивать власть вообще, и власть политическую, которая имеет собственный смысл, источники и ресурсы.

По Веберу, который постарался классифицировать власть: 3 идеальных типа власти – индивидуализированная (властитель, один человек, во многом зависит от личных качеств), институционализированная (источник власти – принципы и институты, позволяет сделать отправление власти непрерывным, это и есть государство современное), персонифицированная власть (интернет сокращает расстояние между политикой и обозревателем, все знают политиков их личные особенности, они больше не Боги на Олимпе, а живые люди).

ФОРМЫ и категории власти:

Почти все определения власти связаны с принуждением – приказанием, внешним волевым усилием по отношению к подвластным. Понятие подчинения присутствует почти во всех концепциях власти хотя бы в скрытом виде начиная с платона до Аристотеля, Гоббса, Гегеля. Подчинение предполагает ассиметричные отношения, когда одна сторонаидоминирует. Но в попытках охарактеризовать власть как принуждение важно не скатиться к ее приравниванию к насилию, например американский политолог 20 века Теренс Болл считает всякое насилие лишь псевдовластью, практическим признанием псевдовластвующим субхъектом того, что он не в силах осуществлять свои цели и руководство в конструктивном сотрудничестве с другими.

 

Подходы к изучению власти (обычной власти):

Теократическая концепция. Источник власти – воля Бога. Власть – нечто данное свыше. Бог приносит в мир истинный порядок.

Телеологическая концепция. Трактует власть с позиции цели, как устойчивую способность достижения цели. Власть – целедостижение при помощи других людей.

Психологическая концепция. Интерпретирует власть как субъективную мотивацию к определенному поведению. Истоки власти лежат в сознании и посознании. (Фрейд, Юнг)

Бихевиорализм –рассматривает политическое поведение, определяет тип поведения, когда одни командуют, а другие подчиняются.

Системный подход. Власть – способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств.

Структурно-функциональный подход. Власть – способ самореализации общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения.

Отношенческий подход. Власть – отношения, при которых 1 лицо оказывает определяющее воздействие на второе. Это тип взаимодействия субъекта и объекта.

Типы власти:

По области функционирования: законодатльная, исполнительная, судебная

По методам осуществления: тоталитарная, демократическая

По объему: единоличная, групповая

По сферам жизнедеятельности: политическая, духовная, семейная и др.

Политическая власть –система институционально закрепленных соц. отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения общественных ресурсов в интересах и по воле членов этой группы (Соловьев)

Особенности политической власти:

1. легальность использования силы в пределах государства

2. верховенство политической власти. Обязательность ее решений для всех.

3. публичность,т.е. способность обращаться от имени общества ко всему обществу.

4. моноцентричность. Наличие в лице государства единого центра принятия решений

5. многообразие ресурсов.

6. только политическая власть способна навязывать свою волю другим, используя при этом все многообразие ресурсов государства (демографических, экономических, силовых и др.).

 

.Парсонс о власти

1. власть тождественна деньгам.

2. процесс возрастания власти тождественен процессу инвестирования в экономике. Возмещение должно полвечь успех и эффективность.

3. власть как символический посредник (власть – аналогичный деньгам символический посредник, который циркулирует внутри полит. системы

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.