Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности национал-социализма



Центральной идеей в фашистской и национал-социалистской идео­логии была идея сакральной нации/расы и государства. Нация, соглас­но программе Фашистской партии Италии, «это не просто сумма инди­видов, живущих в определенное время и на определенной территории. Нация — это высшая ценность и непреходящее единство, она является организмом, содержащим в себе бесконечные ряды прошлых, настоя­щих и будущих поколений. Отдельный индивид в этой исторической панораме является лишь преходящим моментом и только силой этого единства может быть освобожден от ограничивающих его времени и пространства и достичь чисто духовного существования, при котором его ценность как человека состоит в самопожертвовании, в отрицании собственных интересов вплоть до самой смерти... Государство являет­ся юридическим воплощением Нации.Политические институты явля­ются эффективными лишь постольку, поскольку национальные ценно­сти находят там свое выражение и защиту. Государство должно быть защитником и пропагандистом национальных традиций, чувств и воли».

Не случайно Роджер Гриффин в книге «Природа фашизма» пи­шет, что фашизм (фашистская идеология) представляет собой развиваемую в связи с представлением о национальном возрождении форму популистского ультранационализ­ма. То есть он фашизм относится к таким национализмам, которые ставят идею или интересы нации над всеми дру­гими ценностями и интересами. Особенность же фашизма Р. Гриффин видит в том, что ультранационализм здесь выступает в связке с иде­ей возрождения, восстановления и обновления или фактически — с идеей национальной революции. Национал-социалисты, как и итальянские фашисты, активно использовали в пропаганде революци­онную лексику. Например, Й. Геббельс заявлял в речи, произнесенной 15 ноября 1935 г.: «Смысл революции, которую мы произвели, заклю­чается в том, что немецкая нация заново родилась как народ».

Однако лидер национал-социализма следующим образом объяс­нил смысл этого понятия: «Национальный социализм для нас — это „Германия, Германия превыше всего!"». А в речи, произнесенной в 1937 г. в рейхстаге, А.Гитлер раскрыл кредо национал-социализма: «Краеугольный камень программы национал-социализма — в том, что­бы упразднить либеральное понятие индивида, равно как и марксист­ское понятие человечества, и поставить на их место понятие народного сообщества, укорененного в почве и соединенного узами крови». Рево­люционность такого национализма связана, прежде всего, с методами достижения поставленных целей: борьба, ведущаяся любыми средства­ми, стала его основным принципом.

На данный стержень (признания сверхценности «нации» и «расы») нанизывались другие идеологические постулаты:

1) признание вечной борьбы наций и рас за выживание и за «жиз­ненное пространство»;

2) ненависть к «плутократическим демократиям», захватившим по­сле Первой мировой войны командные позиции в мире и ввергшим «нации-пролетарки» (Б. Муссолини) и побежденные нации в пучину бедствий;

3) наукообразное обоснование национального и расового превос­ходства, «призвания фашизма» очистить мир от заразы пацифизма и демократии, марксизма и интернационализма — претензия на своего рода «морально-культурную революцию».

Обосновывались и пути достижения данных целей:

Ø националь­ная дисциплина и порядок;

Ø безусловное подчинение человека госу­дарственному / национальному интересу (см. нацистский лозунг «Ты ничто — народ твой всё!»);

Ø непоколебимая верность духовному во­ждю нации;

Ø воспитание (выведение породы) нового человека.

Идеологи нацизма делили расы на три основных вида: «расы-господа», «расы-кули» и «расы-паразиты». У А. Гитлера соответственно: «культуро-основывающие», «культуро-получающие» и «культуро-разрушающие» расы.

Кулътуро-основывающая — это арийская раса, и прежде всего самое ценное ее ответвление — нордическая раса. Арийский народ — «это Прометей рода человеческого, божья искра гения постоянно теп­лилась на его лучезарном лике; он постоянно, всякий раз заново, воз­жигал этот огонь, который в виде знания освещал ночь. (...) Завое­вывая, он подчинял себе людей низшей расы и предписал им труд под своим начальством, руководствуясь своей волей и сообразуясь со сво­ими целями. Но, установив для них полезный, хотя и тяжкий, труд, он не только сохранял жизнь своих подданных; он, быть может, стал для них лучшей судьбой, чем та, на которую они были обречены, когда наслаждались тем, что называлось их древней „свободой". Утвердив свое непреклонное нравственное господство, он был не только господи­ном, но и хранителем цивилизации, которая продолжала развиваться. (...) Если разделить человечество на три вида: тех, кто создал ци­вилизацию, тех, кто ее сохранил, и тех, кто ее разрушил, то только арийцев можно отнести к первому виду. (...) Если допустить их ис­чезновение — непроглядная тьма опустится на землю; в считанные ве­ка человеческая цивилизация исчезнет и мир превратится в пустыню».

«Арийская раса» — термин вполне условный, обозначающий у наци­стов фактически лишь активную, энергетическую, творческую часть населения, которая в разных пропорциях присутствует в западноев­ропейских народах.

Культуро-получающие расы— это часть населения Западной Европы и большая часть цветного населения Азии и Африки, в том числе японцы (для которых после создания оси «Рим — Берлин — То­кио» нашли почетное наименование — «арийцы Азии»), а также восточно-балтийское, восточноевропейское и среднеазиатское население СССР. В то же время восточно-балтийский тип, распространенный среди северных русских, финнов, карел, мордвы и коми, иногда рассматри­вался немецкими антропологами как вариант нордической расы.

Считалось, что восточноевропейская раса обладает следующими характеристиками: она «заурядна», «неблагодарна», неспособна к са­мостоятельной государственной организации, с трудом приводится в действие государственными мужами, так как склонна к упорствованию. Уров­ню ее сознания соответствует «направляемое развитие». Кроме того, она склонна к «демократическим мечтам о равенстве, ибо не может возвыситься над средним уровнем». Эту оценку русских в 1990-е гг. почти дословно повторят прибалтийские и украинские националисты, не ссылаясь, естественно, на первоисточник.

Кулътуро-разрушающие расыэто прежде всего евреи. Наци­сты не говорили о евреях как о низшей расе наряду с неграми и ара­бами. Напротив, они подчеркивали, что евреи дальше всех ушли от первобытного состояния. Другое дело, что для нацистов евреи — это раса со знаком минус, раса-антипод. «Еврейский народ, по Гитлеру, не удовлетворяет изначальному условию, являющемуся наиболее су­щественным для цивилизованного народа: у него нет идеализма... он представляет собой тип паразита, любителя поживиться за чужой счет, который этакой вредной бациллой постоянно распространяется все дальше и дальше, как только появляется благоприятная почва, готовая его принять. Там, где он закрепляется, народ, который его принял, рано или поздно приходит к вырождению... Он отравляет чужую кровь, а свою бережет от смешения.. . чтобы скрыть свои коз­ни и усыпить бдительность своих жертв, он не переставая говорит о равенстве всех людей без различия их расовой принадлежности, цве­та кожи... Его цель, как кажется, заключается в том, чтобы улуч­шить положение трудящихся, на самом же деле смысл его бытия в том, чтобы довести до рабского состояния, а затем уничтожить все народы нееврейского происхождения. Всеми доступными сред­ствами пытается он обрушить основы, на которых покоится раса народа, который он хочет покорить».

Таким образом, все расы находятся в состоянии постоянной и жесточайшей борьбы. Эта борьба — первичный стимул, «первотол­чок» исторического развития, становления государств, государствен­ной жизни вообще, культурного прогресса. Это универсальная и ко­нечная инстанция, к которой сводятся буквально все явления — исто­рические, социальные, политические, экономические и др.

Разновидности фашизма

В фашистской Италии место учения о борьбе рас занимало уче­ние о борьбе «империалистических и пролетарских наций». Основы идеологии итальянского фашизма были заложены движением интер­венционистов (т. е. сторонников вступления Италии в Первую миро­вую войну). Именно на интервенционистские позиции перешел Б. Мус­солини, главный редактор газеты итальянских социалистов — «Аванти!», исключенный за это из партии.

Итальянский фашизм базировался на элитарных идеях Платона и Гегеля, на концепции «органистского государства», оправдываю­щей агрессивные действия власти во имя блага преданного ему на­селения. Культивировалась идея воссоздания Великой Римской им­перии.

Одна из основных идей итальянского фашизма - идея корпора­тивного государства, которая исходит из того, что человек может выразить себя как гражданин, только будучи членом группы. В кор­поративной системе экономика организуется контролируемыми государством ассоциациями труда и капитала, где все трудятся в со­гласии под руководством однопартийной диктатуры.

С 1920 г. Б.Муссолини представлял Италию как «проле­тарскую» страну, эксплуатируемую враждебными «плутократически­ми» государствами, которые упорно не признают за ней права на за­конное место под солнцем. В то же время фашизм стремился преодо­леть «узкие границы классовых интересов»: все классы итальянско­го общества должны подчинить свои частные интересы государствен­ным и сотрудничать в противостоянии внешнему врагу. Подлинная классовая борьба, согласно фашистской доктрине, это борьба меж­ду нациями-государствами. Как утверждал Б.Муссолини, «лучшая жизнь возможна только в том случае, если сильные правят слабыми; стремление же к экспансии — демонстрация жизнеспособности нации». Для обоснования своих империалистических претензий итальянские фашисты «воспользовались правовым преемством античного римско­го государства, они считали, что их предназначение — восстановить Римскую империю.

Нечто подобное доктрине итальянского фашизма предлагалось в этот период для обоснования империалистической экспансии в Япо­нии. Вот что писал радикал-националистический идеолог и революци­онер Кита Иккив книге «Очерк реконструкции Японии» (1924 г.): «Как классовая борьба внутри нации ведется ради исправления неравенства, так и война между нациями за правое дело призвана ис­править существующие несправедливые различия. Британская импе­рия — миллионер, владеющий богатством по всему миру; Россия — ве­ликий землевладелец, занимающий северную половину земного шара. Япония с ее разбросанной на окраине группой островов — страна про­летариата, и она имеет право объявить войну крупным монопольным державам. Социалисты Запада противоречат самим себе, когда при­знают право пролетариата на классовую борьбу у себя дома и в то же время осуждают войну, ведущуюся пролетариатом между нациями, как милитаризм и агрессию... Если допустимо, чтобы рабочий класс объединился ради свержения несправедливой власти посредством кро­вопролития, то следует выразить безусловное одобрение и тому, что­бы Япония усовершенствовала свою армию и флот и вступила в вой­ну за исправление несправедливых международных границ. От имени разумной социал-демократии Япония предъявляет свои претензии на Австралию и Восточную Сибирь».

В то же время для этого периода характерно появление левого ан­тифашистского национализма, который был тесно связан не только с национальным, но и с социальным противостоянием.

Конкретно-исторические трактовки фашизма позволяют увидеть его политические очертания помимо названных государств также во франкистской Испании, Японии1930-1940-х гг., Португалии при А. Салазаре, Аргентине при президенте Пероне (1943-1955), Греции кон­ца 1960-х, в отдельные периоды правления в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили.

Его наиболее характерные черты зримо проявляют­ся в таких идейных разновидностях этой человеконенавистнической идеологии, как:

неонацизм (базирующийся на принципах расовой чи­стоты и идеале сверхчеловека);

национал-либерализм(сохраняющий те же идеи расистской богоизбранности и этнического гегемонизма, но более терпимо относящийся к индивидуализму и ряду других бур­жуазных ценностей);

неофашизм (в котором отсутствуют представ­ления об этническом мессианстве, но вместе с тем отрицается и философия индивидуализма; главное значение придается здесь иде­ям «почвы», народа, патриотизма, лежащие в основе «естественного государства» с «беспощадным правительством»).

В рамках такого подхода характеристика фашизма непосредствен­но связывается с описанием разного рода националистических и осо­бенно тоталитарных режимов. Так, французский теоретик С. Пэйн описывает фашизм как «форму революционного ультранационализ­ма», а немецкий историк А. Меллер исследует его как «персоналистскую форму тоталитаризма». Французский ученый П. Милза предложил даже учитывать несколько этапов в развитии и эволю­ции фашизма:

I — фашизм существует как форма кризиса экстре­мистских движений, захвативших часть мелкой буржуазии, кото­рая выступала против капитализма и крайне левых сил;

II — фа­шизм приобретает форму союза между крупной частной собственностью и мелкой буржуазией для захвата власти;

III — фа­шизм становится специфическим политическим режимом;

IV — ста­дия полного тоталитаризма.

Такая картина эволюции фашизма дает возможность более четко видеть угрозы, которые исходят от него особенно в переходных обществах. В них предпосылки фашизма непосредственно определяются отсутствием законов, направленных на борьбу с политическим ради­кализмом и экстремизмом (особенно в националистической форме), отсутствием целенаправленной, поддерживаемой государством про­паганды против крайних форм политического участия, благожела­тельным отношением к историческим фактам сотрудничества с пре­ступными режимами или политическими деятелями, распростране­нием мессионерских идей и концепций.

С другой точки зрения фашизм интерпретируется как идеология, не имеющая определенного идейного содержания и формирующаяся там и тогда, где и когда в идейных и практических устремлениях политичес­ких сил на первый план выступают цели подавления демократии, а жажда насилия и террора подчас заслоняет задачи захвата и использо­вания власти. Политическая линия такого движения неразрывно связа­на с утопическими идеями превосходства тех или иных расовых, этни­ческих, классовых, земляческих и иных групп общества, агрессивнос­тью политических требований, чертами национального милитаризма, апелляцией к низменным человеческим чувствам и предрассудкам. По­литическое оформление подобных идеологических учений и доктрин сопровождается отвержением демократии как системы власти, полным приоритетом национального кодекса нравственности над общечелове­ческими ценностями, безудержной демагогией в формировании обще­ственного мнения, насаждением культа вождя. В этом смысле фашизм предстает как ультрареакционная, антигуманистическая идеология, на основе которой складываются политические движения мобилизацион­ного типа, ориентированные на реализацию мифических идей и целей и прокламирующие непрерывную борьбу с врагами.

Таким образом, у всех идеологий, относящихся к фашизму, цели и задачи имеют антигуманистичес­кий характер, их роднит и сходство используемого в борьбе за власть политического инструментария. Поэтому от фашистского перерож­дения не застрахованы ни национальные, ни социальные, ни рели­гиозные, ни другие идеологии, утверждающие привилегированное положение «коренного населения», приверженцев «подлинной веры» и т.д. и предлагающие радикальные средства для обеспечения этим группам требуемого общественного статуса.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.