Центральной идеей в фашистской и национал-социалистской идеологии была идея сакральной нации/расы и государства. Нация, согласно программе Фашистской партии Италии, «это не просто сумма индивидов, живущих в определенное время и на определенной территории. Нация — это высшая ценность и непреходящее единство, она является организмом, содержащим в себе бесконечные ряды прошлых, настоящих и будущих поколений. Отдельный индивид в этой исторической панораме является лишь преходящим моментом и только силой этого единства может быть освобожден от ограничивающих его времени и пространства и достичь чисто духовного существования, при котором его ценность как человека состоит в самопожертвовании, в отрицании собственных интересов вплоть до самой смерти... Государство является юридическим воплощением Нации.Политические институты являются эффективными лишь постольку, поскольку национальные ценности находят там свое выражение и защиту. Государство должно быть защитником и пропагандистом национальных традиций, чувств и воли».
Не случайно Роджер Гриффин в книге «Природа фашизма» пишет, что фашизм (фашистская идеология) представляет собой развиваемую в связи с представлением о национальном возрождении форму популистского ультранационализма. То есть он фашизм относится к таким национализмам, которые ставят идею или интересы нации над всеми другими ценностями и интересами. Особенность же фашизма Р. Гриффин видит в том, что ультранационализм здесь выступает в связке с идеей возрождения, восстановления и обновления или фактически — с идеей национальной революции. Национал-социалисты, как и итальянские фашисты, активно использовали в пропаганде революционную лексику. Например, Й. Геббельс заявлял в речи, произнесенной 15 ноября 1935 г.: «Смысл революции, которую мы произвели, заключается в том, что немецкая нация заново родилась как народ».
Однако лидер национал-социализма следующим образом объяснил смысл этого понятия: «Национальный социализм для нас — это „Германия, Германия превыше всего!"». А в речи, произнесенной в 1937 г. в рейхстаге, А.Гитлер раскрыл кредо национал-социализма: «Краеугольный камень программы национал-социализма — в том, чтобы упразднить либеральное понятие индивида, равно как и марксистское понятие человечества, и поставить на их место понятие народного сообщества, укорененного в почве и соединенного узами крови». Революционность такого национализма связана, прежде всего, с методами достижения поставленных целей: борьба, ведущаяся любыми средствами, стала его основным принципом.
На данный стержень (признания сверхценности «нации» и «расы») нанизывались другие идеологические постулаты:
1) признание вечной борьбы наций и рас за выживание и за «жизненное пространство»;
2) ненависть к «плутократическим демократиям», захватившим после Первой мировой войны командные позиции в мире и ввергшим «нации-пролетарки» (Б. Муссолини) и побежденные нации в пучину бедствий;
3) наукообразное обоснование национального и расового превосходства, «призвания фашизма» очистить мир от заразы пацифизма и демократии, марксизма и интернационализма — претензия на своего рода «морально-культурную революцию».
Обосновывались и пути достижения данных целей:
Ø национальная дисциплина и порядок;
Ø безусловное подчинение человека государственному / национальному интересу (см. нацистский лозунг «Ты ничто — народ твой всё!»);
Ø непоколебимая верность духовному вождю нации;
Ø воспитание (выведение породы) нового человека.
Идеологи нацизма делили расы на три основных вида: «расы-господа», «расы-кули» и «расы-паразиты». У А. Гитлера соответственно: «культуро-основывающие», «культуро-получающие» и «культуро-разрушающие» расы.
Кулътуро-основывающая — это арийская раса, и прежде всего самое ценное ее ответвление — нордическая раса. Арийский народ — «это Прометей рода человеческого, божья искра гения постоянно теплилась на его лучезарном лике; он постоянно, всякий раз заново, возжигал этот огонь, который в виде знания освещал ночь. (...) Завоевывая, он подчинял себе людей низшей расы и предписал им труд под своим начальством, руководствуясь своей волей и сообразуясь со своими целями. Но, установив для них полезный, хотя и тяжкий, труд, он не только сохранял жизнь своих подданных; он, быть может, стал для них лучшей судьбой, чем та, на которую они были обречены, когда наслаждались тем, что называлось их древней „свободой". Утвердив свое непреклонное нравственное господство, он был не только господином, но и хранителем цивилизации, которая продолжала развиваться. (...) Если разделить человечество на три вида: тех, кто создал цивилизацию, тех, кто ее сохранил, и тех, кто ее разрушил, то только арийцев можно отнести к первому виду. (...) Если допустить их исчезновение — непроглядная тьма опустится на землю; в считанные века человеческая цивилизация исчезнет и мир превратится в пустыню».
«Арийская раса» — термин вполне условный, обозначающий у нацистов фактически лишь активную, энергетическую, творческую часть населения, которая в разных пропорциях присутствует в западноевропейских народах.
Культуро-получающие расы— это часть населения Западной Европы и большая часть цветного населения Азии и Африки, в том числе японцы (для которых после создания оси «Рим — Берлин — Токио» нашли почетное наименование — «арийцы Азии»), а также восточно-балтийское, восточноевропейское и среднеазиатское население СССР. В то же время восточно-балтийский тип, распространенный среди северных русских, финнов, карел, мордвы и коми, иногда рассматривался немецкими антропологами как вариант нордической расы.
Считалось, что восточноевропейская раса обладает следующими характеристиками: она «заурядна», «неблагодарна», неспособна к самостоятельной государственной организации, с трудом приводится в действие государственными мужами, так как склонна к упорствованию. Уровню ее сознания соответствует «направляемое развитие». Кроме того, она склонна к «демократическим мечтам о равенстве, ибо не может возвыситься над средним уровнем». Эту оценку русских в 1990-е гг. почти дословно повторят прибалтийские и украинские националисты, не ссылаясь, естественно, на первоисточник.
Кулътуро-разрушающие расы — это прежде всего евреи. Нацисты не говорили о евреях как о низшей расе наряду с неграми и арабами. Напротив, они подчеркивали, что евреи дальше всех ушли от первобытного состояния. Другое дело, что для нацистов евреи — это раса со знаком минус, раса-антипод. «Еврейский народ, по Гитлеру, не удовлетворяет изначальному условию, являющемуся наиболее существенным для цивилизованного народа: у него нет идеализма... он представляет собой тип паразита, любителя поживиться за чужой счет, который этакой вредной бациллой постоянно распространяется все дальше и дальше, как только появляется благоприятная почва, готовая его принять. Там, где он закрепляется, народ, который его принял, рано или поздно приходит к вырождению... Он отравляет чужую кровь, а свою бережет от смешения.. . чтобы скрыть свои козни и усыпить бдительность своих жертв, он не переставая говорит о равенстве всех людей без различия их расовой принадлежности, цвета кожи... Его цель, как кажется, заключается в том, чтобы улучшить положение трудящихся, на самом же деле смысл его бытия в том, чтобы довести до рабского состояния, а затем уничтожить все народы нееврейского происхождения. Всеми доступными средствами пытается он обрушить основы, на которых покоится раса народа, который он хочет покорить».
Таким образом, все расы находятся в состоянии постоянной и жесточайшей борьбы. Эта борьба — первичный стимул, «первотолчок» исторического развития, становления государств, государственной жизни вообще, культурного прогресса. Это универсальная и конечная инстанция, к которой сводятся буквально все явления — исторические, социальные, политические, экономические и др.
Разновидности фашизма
В фашистской Италии место учения о борьбе рас занимало учение о борьбе «империалистических и пролетарских наций». Основы идеологии итальянского фашизма были заложены движением интервенционистов (т. е. сторонников вступления Италии в Первую мировую войну). Именно на интервенционистские позиции перешел Б. Муссолини, главный редактор газеты итальянских социалистов — «Аванти!», исключенный за это из партии.
Итальянский фашизм базировался на элитарных идеях Платона и Гегеля, на концепции «органистского государства», оправдывающей агрессивные действия власти во имя блага преданного ему населения. Культивировалась идея воссоздания Великой Римской империи.
Одна из основных идей итальянского фашизма - идея корпоративного государства, которая исходит из того, что человек может выразить себя как гражданин, только будучи членом группы. В корпоративной системе экономика организуется контролируемыми государством ассоциациями труда и капитала, где все трудятся в согласии под руководством однопартийной диктатуры.
С 1920 г. Б.Муссолини представлял Италию как «пролетарскую» страну, эксплуатируемую враждебными «плутократическими» государствами, которые упорно не признают за ней права на законное место под солнцем. В то же время фашизм стремился преодолеть «узкие границы классовых интересов»: все классы итальянского общества должны подчинить свои частные интересы государственным и сотрудничать в противостоянии внешнему врагу. Подлинная классовая борьба, согласно фашистской доктрине, это борьба между нациями-государствами. Как утверждал Б.Муссолини, «лучшая жизнь возможна только в том случае, если сильные правят слабыми; стремление же к экспансии — демонстрация жизнеспособности нации». Для обоснования своих империалистических претензий итальянские фашисты «воспользовались правовым преемством античного римского государства, они считали, что их предназначение — восстановить Римскую империю.
Нечто подобное доктрине итальянского фашизма предлагалось в этот период для обоснования империалистической экспансии в Японии. Вот что писал радикал-националистический идеолог и революционер Кита Иккив книге «Очерк реконструкции Японии» (1924 г.): «Как классовая борьба внутри нации ведется ради исправления неравенства, так и война между нациями за правое дело призвана исправить существующие несправедливые различия. Британская империя — миллионер, владеющий богатством по всему миру; Россия — великий землевладелец, занимающий северную половину земного шара. Япония с ее разбросанной на окраине группой островов — страна пролетариата, и она имеет право объявить войну крупным монопольным державам. Социалисты Запада противоречат самим себе, когда признают право пролетариата на классовую борьбу у себя дома и в то же время осуждают войну, ведущуюся пролетариатом между нациями, как милитаризм и агрессию... Если допустимо, чтобы рабочий класс объединился ради свержения несправедливой власти посредством кровопролития, то следует выразить безусловное одобрение и тому, чтобы Япония усовершенствовала свою армию и флот и вступила в войну за исправление несправедливых международных границ. От имени разумной социал-демократии Япония предъявляет свои претензии на Австралию и Восточную Сибирь».
В то же время для этого периода характерно появление левого антифашистского национализма, который был тесно связан не только с национальным, но и с социальным противостоянием.
Конкретно-исторические трактовки фашизма позволяют увидеть его политические очертания помимо названных государств также во франкистской Испании, Японии1930-1940-х гг., Португалии при А. Салазаре, Аргентине при президенте Пероне (1943-1955), Греции конца 1960-х, в отдельные периоды правления в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили.
Его наиболее характерные черты зримо проявляются в таких идейных разновидностях этой человеконенавистнической идеологии, как:
неонацизм (базирующийся на принципах расовой чистоты и идеале сверхчеловека);
национал-либерализм(сохраняющий те же идеи расистской богоизбранности и этнического гегемонизма, но более терпимо относящийся к индивидуализму и ряду других буржуазных ценностей);
неофашизм (в котором отсутствуют представления об этническом мессианстве, но вместе с тем отрицается и философия индивидуализма; главное значение придается здесь идеям «почвы», народа, патриотизма, лежащие в основе «естественного государства» с «беспощадным правительством»).
В рамках такого подхода характеристика фашизма непосредственно связывается с описанием разного рода националистических и особенно тоталитарных режимов. Так, французский теоретик С. Пэйн описывает фашизм как «форму революционного ультранационализма», а немецкий историк А. Меллер исследует его как «персоналистскую форму тоталитаризма». Французский ученый П. Милза предложил даже учитывать несколько этапов в развитии и эволюции фашизма:
I — фашизм существует как форма кризиса экстремистских движений, захвативших часть мелкой буржуазии, которая выступала против капитализма и крайне левых сил;
II — фашизм приобретает форму союза между крупной частной собственностью и мелкой буржуазией для захвата власти;
III — фашизм становится специфическим политическим режимом;
IV — стадия полного тоталитаризма.
Такая картина эволюции фашизма дает возможность более четко видеть угрозы, которые исходят от него особенно в переходных обществах. В них предпосылки фашизма непосредственно определяются отсутствием законов, направленных на борьбу с политическим радикализмом и экстремизмом (особенно в националистической форме), отсутствием целенаправленной, поддерживаемой государством пропаганды против крайних форм политического участия, благожелательным отношением к историческим фактам сотрудничества с преступными режимами или политическими деятелями, распространением мессионерских идей и концепций.
С другой точки зрения фашизм интерпретируется как идеология, не имеющая определенного идейного содержания и формирующаяся там и тогда, где и когда в идейных и практических устремлениях политических сил на первый план выступают цели подавления демократии, а жажда насилия и террора подчас заслоняет задачи захвата и использования власти. Политическая линия такого движения неразрывно связана с утопическими идеями превосходства тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных групп общества, агрессивностью политических требований, чертами национального милитаризма, апелляцией к низменным человеческим чувствам и предрассудкам. Политическое оформление подобных идеологических учений и доктрин сопровождается отвержением демократии как системы власти, полным приоритетом национального кодекса нравственности над общечеловеческими ценностями, безудержной демагогией в формировании общественного мнения, насаждением культа вождя. В этом смысле фашизм предстает как ультрареакционная, антигуманистическая идеология, на основе которой складываются политические движения мобилизационного типа, ориентированные на реализацию мифических идей и целей и прокламирующие непрерывную борьбу с врагами.
Таким образом, у всех идеологий, относящихся к фашизму, цели и задачи имеют антигуманистический характер, их роднит и сходство используемого в борьбе за власть политического инструментария. Поэтому от фашистского перерождения не застрахованы ни национальные, ни социальные, ни религиозные, ни другие идеологии, утверждающие привилегированное положение «коренного населения», приверженцев «подлинной веры» и т.д. и предлагающие радикальные средства для обеспечения этим группам требуемого общественного статуса.