Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Законодательство Солона.



 

Предпринятые Драконтом меры оказались половинчатыми, поэтому в 594 г. до Р.Х. к архонтству был призван Солон, чтобы провести окончательное устройство государства.

Законы Солона представляли собой полный свод публичного, частного права в 3 частях.

Особое место в них занимало религиозное право (обряды погребения, жертвоприношения, ритуального очищения). Законы были впервые «опубликованы»: их написали на мраморных барабанах, которые крутились и таким образом можно было найти нужный закон.

Солон усовершенствовал тимократию Драконта и провел достаточно радикальную социальную реформу (долгового рабства), снявшую угрозу социального потрясения: "Солон освободил народ и в текущий момент и на будущее время, воспретив обеспечивать ссуды лич­ной кабалой. Затем он издал законы и произвел отмену долгов как частных, так и государственных, что называется сисахфией, потому что люди как бы стряхнули с себя бремя" (Аристотель. Афинская полития. 6. 1).

Солон ввел более четкое деление афинского общества на разряды.

Первый, высшый разряд пятисотмерников - те, кто получал доход со своей земли не менее, чем 500 мер сухих и жидких продуктов.

Второй разряд - трехсотмерники или те, кто мог содержать коня.

Третий высший разряд - зевгиты или двухсотмерники. Отличительной особенностью этих разрядов было то, что они имели исономию в полном объе­ме - имели доступ к должностям полиса. Четвертый раз­ряд - феты (букв, "батраки") имели право участвовать только в Народном собрании (Экклесии).

Солон создал новый орган государственного управления - совет четырехсот, который ежегодно избирался из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени. Также Солоном был создан суд присяжных - гелиэя, в ее состав могли входить граждане всех четырех разрядов.

Однако несколько лет спустя после солоновской реформы город снова оказался во власти политических партий, которые отражали не ценз, а именно политические интересы.

Тимократия Солона строилась на аристократическом прин­ципе владения землей, но демократы боролись не за право владеть землей, а за равное право занимать государст­венные должности, т.к. они открывали дорогу к широкому соци­альному регулированию положения народа посредством государственной власти.

Цель - не сделать всех равными в основании - земельной собственности или в чем-то ином, т.к. это не реально по физической при­чине. Реальным казалось только равенство в субъективном смысле, в смысле занятия государст­венных должностей и равном распределении доходов; тем более, что опыт Солона подсказывал возможность этого пути. Проблема, следовательно, состояла в том, что­бы равенство объектов было заменено равенством субъектов.

 

31. Реформы Клисфена.

 

В 508 г. до Р.Х. Клисфен из рода Алкмеонидов реформировал основу деления афинского на­селения - филы. Он распределил всех граждан между 10 филами вместо 4. Он хотел смешать их, чтобы боль­шое число людей получило возможность участия в делах государства.

Вновь образованная фила представляла не сплошную территорию, а непременно была соединением трех отдельных территориальных единиц - триттий, которые включа­лись в филу по жребию.

Триттия состояла из трех демов(институт местного самоуправления – территориального и военного), возглавляемых Демархом, который избирался жребием на 1 год, ведал делами дема и приводил в исполнение постановления демовых собраний.

Всего Клисфеном было образовано 90 демов. Демы были трех родов: прибрежные, горные и равнинные. Таким образом, фила объединяла демы трех видов, население которых уже не могло преследовать никаких интересов, кроме интересов всего полиса. Фратрии и роды Клисфен оставил без изменений, не покушаясь на культ.

Со времен Клисфена у афинян вошла в упот­ребление поговорка "не считаться филами", т.е. не обращать внимание на происхождение.

Совет 400 упразднен, вместо него создан Совет 500, состоял из представителей 10 фил, избранных по 50 от каждой. Коллегия архонтов утратила свое значение и была образована коллегия 10 стратегов.

Имущественный ценз для занимания высших должностей сохранился. Клисфен ввел т.н. остракизм или суд черепков. Посредством него народное собрание получило право изгонять из государства на 10 лет граждан, которые по мнению народа становились опасными для демократии.

Общий итог этих нововведений выразился, согласно Аристотелю, следующим образом: "В результате этих изменений государственный строй стал гораздо более демократическим, чем солоновский". Так Афины перешли от аристократии к демократии.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.