Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Законодательная власть.



 

Слово «парламент» впервые появилось в Англии (Parliament), хотя корень слова французский («parler» – «говорить», парламент –место, где разговаривают). Другие источники выводят это слово от латинского «parlare» – говорить, разговаривать.

Чаще всего определяют парламент как избираемый населением (может быть частично назначаемый) высший представительный орган государственной власти в стране.

Раскрывая понятие парламента, обычно применяют термины: высший законодательный и представительный орган. «Представительный» означает, что в этом органе заседают представители страны – депутаты. А «законодательный» означает их действия – принятие законов. В последнее время в научной литературе представительская и законодательная функции подаются как несовпадающие функции. Слова «представительный и законодательный орган» стали означать разные проявления деятельности одного и того же органа, хотя совсем недавно казалось, что это «две стороны одной медали» и никто другой не может их осуществлять и одно без другого не бывает. Все полагали, что без представительства нет законодательной функции и наоборот. А сейчас – одно может быть и без другого. Законодательная функция – деятельность по принятию закона. Под представительской функцией сейчас понимается деятельность парламента как некоего форума, на котором открыто и публично обсуждаются важнейшие вопросы жизни страны.

Слово «парламент» универсально, оно применяется и понимается почти в любой стране мира. Но в разных странах название этого органа может быть самым разным. Кроме слова «парламент» употребляется, например, термин «конгресс». Первыми его применили американцы, конгрессом называется парламент в Венесуэле, на Филиппинах. Применяются такие названия как Палата депутатов (Люксембург), Национальное собрание (Португалия, Иордания, Южная Корея, Панама, Пакистан и др.). Термин Федеральное собрание применяется в федеративных государствах. Место и роль парламента, как правило, закрепляются в конституциях. Иногда там подчеркивается его особый статус. Например, ст. 41 конституции Японии гласит, что парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства. Конституция США закрепляет, что законодательной властью наделяется Конгресс США, который состоит из Сената и Палаты представителей. Роль и функции испанского пар­ламента (Генеральных Кортесов) очень четко закрепляются статьей 66 испанской конституции. Там сказано, что «Генеральные Кортесы осуществляют государственную за­конодательную власть, принимают бюджет, контролируют деятельность правительства и осуществляют иные функ­ции, возлагаемые на них конституцией».

В некоторых конституциях вообще закреплено, что парламент не является единственным законодательным органом. Например, в ст. 26 конституции Греции сказано, что законодательная власть осуществляется палатой депутатов и президентом республики. Так или иначе, практически нет ни одного государства, за исключением стран с абсолютной монархией, где не было бы парламента и если парламент есть, то основная его роль и функция – принимать законы.

Встречаются различные классификации парламента, но чаще всего начинают классифицировать парламенты по структуре. С этой точки зрения парламенты делятся на однопалатные и двухпалатные.

Порядок формирования парламента зависит от его структуры. Если парламент однопалатный, то он, как правило, избирается гражданами. Если двухпалатный, то одна его палата (нижняя) также избирается гражданами, а что касается второй палаты, то существует множество разных вариантов формирования второй палаты. Первый способ – формирование верхних палат путем прямых выборов с некоторыми особенностями. Так, например, верхняя палата конгресса США – Сенат, также как и нижняя, избирается гражданами страны, но не по территориальным округам, как Палата Представителей, а от каждого штата избирается по два сенатора.

Второй вариант формирования верхних палат – формирование посредством косвенных выборов. Наиболее характерные примеры – государственная практика Франции, Норвегии, Индии и других стран. Французский Сенат формируется трехстепенными выборами. Сенаторы Франции избираются на 9 лет депутатами Национального собрания, депутатами в Генеральных советах департаментов и депутатами муниципальных советов.

Третий способ формирования верхней палаты – формирование посредством назначения. Принцип назначения используется в Канаде, Иордании.

Четвертый вариант формирования верхней палаты иногда называют феодальным способом формирования, иногда – формированием по наследственному принципу. Верхнюю палату парламента Великобритании составляют обладатели различных дворянских титулов и званий, получивших право заседать в парламенте по наследству.

Важную роль в деятельности парламентов играют его руководящие органы. Руководителя палаты парламента чаще всего называют спикер, иногда председатель или президент. Кроме спикера или председателя нижней палаты депутаты обычно избирают одного или двух вице-спикеров или вице-председателей. Также могут избираться секретари, которые редактируют и подписывают протоколы заседаний.

В процессе работы парламента могут создаваться парламентские комиссии или ко­митеты – это специальные органы, образованные из депутатов, главной целью которых является подготовительная работа по созданию и оценке законопроектов, а также для контроля за выполнением законов или для контроля за деятельностью исполнительной власти.

Представительный и законодательный орган Республики Беларусь по Конституции – парламент, называющийся Национальным собранием Республики Беларусь. Он состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Каждая палата самостоятельно устанавливает свой порядок работы в принимаемом ею регламенте.

Палаты Национального собрания заседают раздельно, за исключением установленных случаев проведения совместных заседаний. Общий орган палат отсутствует. Единственным временным совместным органом двух палат может быть согласительная комиссия, формируемая ими на паритетной основе для преодоления разногласий между палатами по законопроекту, отклоненному Советом Республики.

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь состоит из 110 депутатов, избираемых на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам Республики Беларусь. Депутатом Палаты представителей вправе быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

Срок полномочий Палаты представителей – четыре года. В то же время Конституция Республики Беларусь оговаривает возможность, условия, а также порядок досрочного прекращения полномочий Палаты представителей в случаях: отказа Палатой представителей в доверии Правительству; выражения вотума недоверия Правительству; двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра; прекращения полномочий Совета Республики.

К компетенции Палаты представителей относится: рассмотрение проектов законов; назначение выборов Президента РБ; дача согласия Президенту на назначение Премьер-министра; рассмотрение по инициативе Премьер-министра вопроса о доверии Правительству; принятие отставки президента и др.

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь состоит из 64 членов. По восемь членов Совета Республики избираются от каждой области и города Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и Минского городского Совета депутатов. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов, а также дает согласие на назначение Президентом Республики Беларусь лиц на некоторые важнейшие государственные посты.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.