Становление гражданского общества в Российской Федерации.
Тема 6.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
Генезис понятия, возникновение и развитие гражданского общества.
Проблемы взаимодействия гражданского общества и государства. Правовое и социальное государство.
Становление гражданского общества в Российской Федерации.
I.
Концепция гражданского общества - одно из ключевых понятий политологии. Со времени его первого употребления в XVI в. в комментариях к «Политике» Аристотеля этот термин постоянно присутствует в обществоведческой литературе. Особенно большой популярностью он стал пользоваться начиная с 1970-х гг.
Понятие «гражданское общество» восходит к идеям Платона и Аристотеля о полисной форме общественного устройства.
Это понятие появилось в Новое время, после Великой французской буржуазной революции XVIII в. В трудах Т.Гоббса, Дж.Локка, Ш.Монтескьеконцепция гражданского общества базировалась на идеях естественного права и общественного договора.
Английский экономист А.Смит разработал материальную основу гражданского общества.
Значительный вклад в разработку концепции гражданского общества внес Г.Гегель, по мнению которого гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству. Именно он окончательно разграничил понятия «государство» и «гражданское общество».
К.Маркс упростил гегелевскую модель гражданского общества, рассматривая её как форму функционирования буржуазного государства, основанного на частной собственности.
Исторические концепции и практические модели гражданского общества берутся в трех различных традициях:
¨ европейско-средиземноморской,
¨ либеральной англо-американской
¨ континентально-европейской.
Европейско-средиземноморская традиция
♦ Сторонником «разведения» общества и государства выступал Н.Макиавелли,который одним из первых предложил рассматривать государство не из теологии, как это было принято, а из разума и опыта людей. Свою приверженность обществу он объяснял тем, что оно несет нравственные начала, тогда как государство выступает силой, угнетающей общество.
Он формулирует триценности гражданского общества:
• мир и безопасность граждан;
• наслаждение своим имуществом и богатством;
• право каждого иметь и отстаивать свои убеждения.
Либеральная англо-американская традиция
♦ Связана с именами
Т.Гоббса,
Дж.Локка,
А.Смита,
Т.Пейна (автор теории минимального государства, подразумевающей ограничение роли государства как необходимого зла и самостоятельность гражданского общества);
А.Токвиля, исследовавшего демократию в Америке;
Дж.Милля, нарисовавшего образец отношений государства и не зависящего от него гражданского общества.
♦ Т.Гоббс использует понятие «гражданское общество» в прямой постановке. Правда: в одних случаях оно им отождествляется с государством, считая, что государство подобно библейскому Левиафану подчиняет себе всё и вся и через понятие «гражданское общество» показывает, что именно подчиняется государству, в других – разъединяет, утверждая, что государство не связано с гражданскими законами, обычаями, правом, тем самым, оно как бы отделено от гражданского общества.
♦ Дж.Локк активно использует понятие «гражданское общество», провозглашая в некотором роде примат гражданского общества перед государством. Основой общества, в т.ч. и гражданского, он считает собственность. Главная цель объединения граждан в государство - сохранение их собственности.
♦ Разработанная А.Смитом «система естественной свободы» доказывала порочность вмешательства и любого контроля государства в предпринимательство, необходимость предоставления полной свободы для частной инициативы. Тем самым подводился прочный экономический фундамент под классическую модель нарождавшегося гражданского общества, основными требованиями которого стали –
частная собственность, рыночная экономика, экономическая независимость людей.
Континентально-европейская традиция
Формировалась под влиянием французской и немецкой политии. Эта традиция подчеркивала, что важной чертой появления свободного гражданина стало образование гильдий как одной из первых форм объединения ремесленников, торговцев, защищавших их и оказывающих влияние на управление городами.
♦ Ш.Монтескье вслед за Локком разделял общество и государство, рассматривая гражданское общество как результат исторического развития - четвертую ступень человеческой истории после
• естественного состояния, • семьи и • героического времени.
Им различались гражданские и государственные законы.
Гражданские законы регламентируют отношения, присущие гражданскому обществу (отношения собственности, добровольных объединений граждан и др.).
Государственныезаконы регламентируют, в основном, политические права и свободы граждан. Наличие гражданского общества - важнейшая гарантия общества от произвола и диктатуры.
♦ Ж.-Ж.Руссо также показывает гражданское общество как общество, преобразованное в государство, но только с помощью общественного договора. Провозглашая народный суверенитет, он обосновывает право народа на свержение абсолютизма и отчуждение от власти демократически избранного правительства, т.е. практически формулирует понятие гражданского общества.
♦ В.фон Гумбольдт, опираясь на теории «общественного договора», «народного суверенитета» и т.п. выделял три различия между государством и гражданским обществом:
а) наличие системы национальных, общественных учреждений, формируемых снизу самими индивидами, и системы государственных институтов;
б) наличие «естественного, общего права» и позитивного права, издаваемого государством;
в) различие между понятиями «человек» и «гражданин».
♦ Значительный вклад в разработку представлений о гражданском обществе внес И.Кант.Он приходит к выводу о том, что главный путь сочетания свободы каждого со свободой других – это формирование гражданского общества. По нему, гражданское общество основано на следующих принципах:
1) свобода члена общества как человека, 2) равенство его с другими как подданного, 3) самостоятельность члена общества как гражданина.
♦ Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества принадлежит Г.В.Ф.Гегелю. Проанализировав французскую, англосаксонскую и немецкую политическую мысль, он пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству.
Гражданское общество для Гегеля - это сфера частной жизни граждан, представляющая собой сложное сочетание интересов частных лиц, классов, различных групп и институтов, взаимодействие которых регулируется правом.
Фундамент гражданского общества –
частная собственность, общность интересов и формальное (законное) равенство граждан.
Выстраивая концепцию гражданского общества, наряду с категорией «собственность», он выделял категории
· «свобода» (как и Кант считая её центральной категорией),
· «право» (собственность, договор, право против нарушенного права);
· «моральность» (умысел, намерение и благо, добро и зло)
· «нравственность» (семья, гражданское общество, государство).
По Гегелю, гражданское общество – это неразвитое государство. Оно создается лишь в Новое время, являясьформой существования трех сословий:
• земледельческого сословия (юнкера и крупные землевладельцы);
• промышленников, работников и торговцев (при выделении производителей-промышленников) и
• всеобщего или служилого сословия (госслужащие, бюрократия).
Гражданское общество призвано обеспечить защиту личности от всевластия государства - политической машины, безразличной к личности.
♦ Вслед за ГегелемК.Маркс рассматривает гражданское общество как сферу материальной, экономической жизни людей, но идет значительно дальше, утверждая, что именно жизнедеятельность общества есть первооснова и главная движущая сила исторического процесса.
Государство, внешне как бы охватывая гражданское общество целиком, на самом деле служит интересам собственников, господствующих социальных групп.
♦ Марксистская концепция гражданского общества была переосмыслена итал. теоретиком-марксистом А.Грамши (1891-1937), утверждавшего, что между принудительными государственными отношениями и экономической сферой пролегает область гражданского общества, а именно область обыденной социальной жизни.
Он рассматривал гражданское общество в тройном историческом контексте:
а) когда оно уничтожается государством (дореволюционной России);
б) когда государство является его «внешней формой» (итальянское государство);
в) когда существует сбалансированное отношение между государством и гражданским обществом (развитые страны).
В целом же он считал, что гражданское общество в будущем поглотит государство и перерастет в самоуправление масс.
Российская традиция
♦ Б.Н.Чичерин дал наиболее разработанный социально-теоретический анализ крепостничества в своих работах. Критикуя крепостничество, он отмечал, что оно препятствует возникновению гражданского общества. Для него гражданское общество важнее государства. (Чичерин Б.Н. О крепостном состоянии; Собственность и государство; Русское дворянство.)
Чичерин потенциальной роли дворянства выявляет самостоятельную проблему соотношения элиты и гражданского общества, он анализирует проблему всеобщих прав, социальную роль труда, собственности и закона в гражданском обществе.
♦ Концепцию правового государства в дореволюционной России разрабатывали Л.И.Петражицкий, П.И.Новгородцев, Б.А.Кистяковский, М.Я.Острогорский.
♦ Разработка М.А.Бакуниным, П.И. Кропоткинымидей:
• федерации мелких автономных ассоциаций свободных производителей,
• создания тысяч точек соприкосновения между людьми по поводу их общих дел,
• ненужности излишнего централизма – позволяет обогатить теорию и практику гражданского общества.
Интерес к гражданскому обществу проявляют многие науки: правоведение, экономическая теория, история, философия, социология и др.
♦ Правоведение изучает гражданское общество как субъект гражданского права и как субъект правового регулирования.
♦ Экономическую теорию интересуют экономические причины возникновения организаций гражданского общества, роль финансовой сферы в их функционировании.
♦ История описывает конкретные национальные формы гражданского общества, особенности участия граждан в общественной жизни.
♦ Философия и социология изучают гражданское общество как социальную систему, как форму общественной организации и общения.
Существует два понимания гражданского общества - в широком и узком смысле:
♦ в широком смыслегражданское обществоохватывает все сферы человеческой деятельности, которые находятся вне непосредственного влияния государства и его институтов;
♦ в узком смысле(наиболее распространенном) гражданское обществосвязано только с существованием демократических институтов и правового государства, которое, обеспечивая верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни, гарантирует свободу личности, ее основных интересов и прав, в т.ч. на различные формы общественной и гражданской самоорганизации людей для достижения своих экономических, социальных и духовных интересов.
В целом в современной политической жизни гражданское общество развитых стран представляется как:
♦ свободно образованные первичные общности людей (семья, хозяйственные, общественные, творческие, профессиональные, спортивные, этнические, конфессиональные объединения и организации);
♦ широкая сеть общественных отношений (экономических, семейных, нравственных, социальных, национальных, духовных, религиозных, производственных, личных…)
♦ сфера самопроявления свободных индивидов и их организаций, огражденная законами от вмешательства государственной власти.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - это совокупность самостоятельных, независимых от государства институтов и отношений, основанных на свободе личности, политическом плюрализме и демократическом правопорядке.
Основа гражданского общества - свободный индивид.
Исторические типы гражданского общества
♦ простейшие, неустойчивые объединения людей;
♦ община;
♦ социальные образования (сословие, соц. группа, класс);
♦ общество как совокупность граждан страны;
♦ мировое сообщество граждан.