Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Билет 5.Структурно-функциональнй анализ: Персонс и Мартон.



Толкотт Персонс (1902-1979) американский социолог, создатель общей теории социального действия и структурно-функционального анализа социальной системы. Социология занимается одним "преимущественно функциональным аспектом социальных систем, а именно, изучает структуру и процессы, имеющие отношение к интеграции этих систем". Процессы же, связанные с адаптацией социальных систем к материальным условиям, и управления социальными системами - предмет исследования соответственно экономической и политической наук. Главную задачу общесоциологической теории он видел в исследовании общества с позиций структурно-функционального анализа.социология занимается одним "преимущественно функциональным аспектом социальных систем, а именно, изучает структуру и процессы, имеющие отношение к интеграции этих систем". Процессы же, связанные с адаптацией социальных систем к материальным условиям, и управления социальными системами - предмет исследования соответственно экономической и политической наук. Главную задачу общесоциологической теории он видел в исследовании общества с позиций структурно-функционального анализа.

В качестве исходной единицы структурно-функционального анализа общества Т. Парсонс предложил "элементарное социальное действие". Отличие социального действия от физического и биологического действий он видел в том, что первое регулируется символическими (знаки, язык), нормативными (ценности, нормы) и волюнтаристскими (верования, иррациональные мотивы) механизмами. В основе социального действия, заявлял социолог, лежит взаимная ориентация действующих лиц в соответствии с наличием у них общих ценностей.

Действующее лицо Т. Парсонс обозначил двумя понятиями: "эго" - субъект действия и "альтер" - объект действия. В качестве действующего лица могут выступать как индивиды, так и социальные группы, обладающие субъективным видением происходящего и имеющие определенные цели действия, которые могут быть представлены на конкретном или аналитическом уровне. Цели действия бывают произвольными, случайными или осознанными, выбранными. Физические и культурные объекты составляют ситуацию социального действия. К условиям действия Т. Парсонс относил те элементы окружающей среды, которые известны действующему лицу, а к средствам - те, которыми оно владеет или может овладеть. По его мнению, нормативная ориентация - это идеальный образ действия, "вербальное описание конкретного хода действия, который, таким образом, рассматривается как положительный, в сочетании с предписанием согласовывать будущее действие с этим образом".

В процессе социального взаимодействия Т. Парсонс предлагал различать пять образцов альтернативных установок субъекта:

1) эффективность (установка на получение эмоционального удовлетворения) - нейтральность (установка на контроль своих эмоциональных проявлений);

2) ориентация на себя (установка на решение личных проблем) - ориентация на коллектив (установка на решение общественных проблем);

3) универсализм (установка на использование общепринятых норм и стандартов) - партикуляризм (установка на учет конкретных условий);

4) ориентация на достигнутое (установка на естественные характеристики объекта) - ориентация на предписанное (установка на характеристики исполнения объектом социальной роли);

5) специфичность (установка на одностороннее взаимодействие с объектом) - диффузность (установка на многосторонность взаимодействия с объектом).

Так как для Т. Парсонса действующее лицо - это конкретный комплекс социальных ролей, то система социальных действий - это совокупность институциализированных действий по реализации определенных социальных функций. К основным функциям общества он относил:

- функцию адаптации - приспособление к внешней окружающей среде;

- функцию целедостижения - удовлетворение личных потребностей;

- функцию интеграции - обеспечение бесконфликтных отношений;

- функцию поддержания - воспроизводство структуры и снятие напряженности.

В соответствии с данными социальными функциями Т. Парсонс выделял в обществе четыре основных системы: социальная, органическая, личностная и культурная. Согласно его воззрениям, функционирование социальной системы определяют выполняемые личностью социальные роли, а функция интеграции реализуется через правовые институты. Определяющим моментом функционирования органической системы выступают материальные потребности общества, а реализация функции адаптации обеспечивается с помощью экономических институтов. Для личностной системы главным побудительным стимулом будут личные мотивы, функция же целедостижения реализуется с помощью политических институтов. Для культурной системы фактором функционирования становятся ценностные ориентации, а в реализации функции поддержания активная роль принадлежит семейным, образовательным, моральным, художественным и религиозным институтам. При этом органическая, личностная и культурная системы представляют собой окружающую среду социальной системы. Основные моменты предложенной.

В соответствии с данными социальными функциями Т. Парсонс выделял в обществе четыре основных системы: социальная, органическая, личностная и культурная. Согласно его воззрениям, функционирование социальной системы определяют выполняемые личностью социальные роли, а функция интеграции реализуется через правовые институты. Определяющим моментом функционирования органической системы выступают материальные потребности общества, а реализация функции адаптации обеспечивается с помощью экономических институтов. Для личностной системы главным побудительным стимулом будут личные мотивы, функция же целедостижения реализуется с помощью политических институтов. Для культурной системы фактором функционирования становятся ценностные ориентации, а в реализации функции поддержания активная роль принадлежит семейным, образовательным, моральным, художественным и религиозным институтам. При этом органическая, личностная и культурная системы представляют собой окружающую среду социальной системы. Основные моменты предложенной.

Важной проблемой функционирования современного общества Т. Парсонс считал проблему удержания общества в стабильном и гармоническом состоянии, достижение "абсолютного равновесия". Существующие социальные конфликты и противоречия, по его мнению, свидетельствуют о "болезненном состоянии" общества. Чтобы достичь социального равновесия, необходимо, во-первых, согласовать функционирование всех систем социального действия; во-вторых, удовлетворить потребности большинства членов общества; в-третьих, добиться эффективности социальной интеграции, социализации и социального контроля.

Современное американское общество Т. Парсонс охарактеризовал как высший этап социальной эволюции, как переход от традиционного общества к индустриальному. Эта "модернизация" американского общества, обусловленная высокой степенью ролевой и институциональной дифференциацией, но его убеждению, делает США более свободными и способными к самоперестройке.

В 1949 г. Т. Парсонс был избран президентом Американской социологической ассоциации, а в 1967 г. - президентом Американской академии наук и искусств. В 1979 г. в Гейдельбергском университете была проведена конференция, посвященная 50-летию со дня присуждения ему степени доктора философии. Несмотря на мировое признание Т. Парсонса как классика социологии, его развиваемые на протяжении 40 лет социологические концепции подвергались резкой критике, главным образом, со стороны сторонников феноменологической и конфликтной социологии.

Роберт Мертон (1910-2003) - американский социолог, представитель структурного функционализма, создатель теории "среднего ранга", исследователь девиантного поведения и социальной адаптации. В отличие от Т. Парсонса, который подчеркивал значимость анализа механизмов поддержания социального порядка, Р. Мертон обратил главное внимание на изучение функциональных и дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в обществе и его социальной структуре. Под функциями американский социолог понимал тс "наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы", а под дисфункциями - те "наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы". Он также предположил эмпирическую возможность нефункциональных последствий, которые просто безразличны для рассматриваемой системы.

В отличие от Т. Парсонса, который подчеркивал значимость анализа механизмов поддержания социального порядка, Р. Мертон обратил главное внимание на изучение функциональных и дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в обществе и его социальной структуре. Под функциями американский социолог понимал тс "наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы", а под дисфункциями - те "наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы". Он также предположил эмпирическую возможность нефункциональных последствий, которые просто безразличны для рассматриваемой системы.

Он полагал, что ряд положений, считавшихся фундаментальными для функционализма, оказываются, по меньшей мере, спорными, а возможно, и ненужными для него.

К таковым он относит три основных постулата функционального анализа.

1. Стандартизованные виды социальной деятельности и элементы культуры являются функциональными для всей социальной или культурной системы.

2. Все элементы социальной и культурной системы выполняют социальные функции.

3. Все эти функции необходимы и незаменимы.

Теория структурно-функционального анализа, разрабатываемая Р. Мертоном, существенно отличалась по уровню абстрактности от того, что делал в этой области социологического анализа Т. Парсонс. По существу, Мертон стремился конкретизировать абстрактные теоретические размышления своего старшего коллеги, "спустить" их с высоких "теоретических небес" на более низкий и приземленный уровень. Р. Мертона тянуло к теоретизированию иного характера, более тесно связанного с эмпирическими исследованиями. Решению этой задачи была посвящена разработка теорий среднего ранга.

Опираясь на идею М. Вебера о решающей роли религиозных ценностей в развитии европейского капитализма и науки, американский социолог показал, что основные ценности господствующей в Англии XVII в. пуританской религиозной морали (полезность, рациональность, индивидуализм, "антитрадиционализм", "земной скептицизм") оказали стимулирующее воздействие на научные открытия видных английских ученых той эпохи. Р. Мертон утверждал, что предпосылками возникновения науки как социального института являются не экономические, а духовные источники, подчеркивая решающую роль пуританской религии и морали в становлении европейской науки Нового времени.

Заслуга Р. Мертона состоит в том, что он первым в рамках структурно-функционального направления в социологии представил целостную теоретическую схему рассмотрения науки как социального феномена. По его мнению, социология науки должна исследовать ее как особый социальный институт с его нормами и ценностями, регулирующими поведение ученых. К важнейшим функциям науки он относил: публикацию научных результатов, регулирование отношения между учеными по поводу этих результатов.

Изучая дисфункциональные явления, Р. Мертон уделил большое внимание анализу различных типов девиантного поведения, которые он рассматривал как реакцию на деформации и напряжения социальной структуры. Причиной девиантного поведения он считал противоречие между "нормами-целями" культуры (стремление к власти, богатству, успеху как установки и мотивы личности) и существующими социальными нормами - средствами достижения этих целей. Изучая социальные и культурные источники отклоняющегося поведения, американский социолог сосредоточил внимание на типах приспособления (адаптации) к культурным целям и институционализированным средствам (нормам) людей, занимающих различное положение в социальной структуре общества. В результате им были предложены пять типов приспособления: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж, которые представлены в табл. 3.6, где "+" обозначает "принятие"; "-" - "отвержение"; а "+ -" - "отвержение господствующих ценностей и замена их новыми".

Таблица 3.6

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.