Начнем с упражнений для второй фазы — «парадоксальной фазы». Кстати, и вам советую с них начать — это прекрасный способ научиться отдыхать (если по научному, «научиться управлять процессами торможения»).
Упражнение «Сторож».
Итак, у нас резкий дефицит нервной силы мозга.
Наша первая задача — подавить деятельность лишних центров мозга, перейти в режим экономии. Для начала мы тренируемся в тотальной экономии. Запрещаем себе думать вообще обо всем, подавляем все мысли, кроме одной — сторожевой.
Как это делается. Выделяете себе 1 час времени, удобно ложитесь на диван и закрываете глаза. И сразу же мысленно представляете, что у вас в голове сидит здоровенный амбал с накачанными мышцами, короткой стрижкой и надписью «Security».
Этот амбал лишен чувства юмора и знает всего одно единственное слово: «До свиданья!».
Как только какая-нибудь мыслишка закрадется в мозг, тут же встает этот амбал, преграждает этой мыслишке путь своим могучим торсом и говорит голосом, не терпящим возражений: «До свиданья!».
Этот амбал (сторожевой пункт) включается по отношению вообще ко всем мыслям.
Появилась мысль о работе — «До свиданья!»
Подумалось: «вот бы чайку попить» — «До свиданья!» Захотелось почесаться, посмотреть телевизор, позвонить знакомому, сделать какое-нибудь дело — «До свиданья!»
Ваш охранник — секьюрити будет отшивать все мысли, он будет говорить «До свиданья!» всем желаниям и порывам.
Так, отшивая в течение часа ВСЕ собственные мысли, можно очень быстро прийти в себя и почувствовать необыкновенную сосредоточенность и собранность. Возможно, вы заснете, это тоже нормально. Это значит, что вы были чересчур утомлены и торможение автоматически захватило все области мозга — начался здоровый крепкий сон.
Делать это упражнение 5 — 7 дней подряд. Но уже после 2— 3 раза вы почувствуете себя другим человеком, обретете внутреннюю устойчивость.
Второе упражнение «Концентрация на деле» — для первой «уравнительной фазы». Наша задача остановить прыгающие и скачущие мысли и научиться концентрироваться на чем-то одном.
Запускаем в мозг того же самого амбала — секьюрити, но теперь он выполняет роль не вышибалы, как в прошлом упражнении, а досмотрщика. Каждую мысль он внимательно разглядывает. По существу он задает вопрос — «О чем эта мысль думает?» (Т.е. о чем вы думаете в этот момент?).
Получает ответ: я думаю о работе (семейных делах, учебе и т.п.).
Но потом амбал задает второй вопрос: «А что нового вы хотите сказать?» (что нового в этой мысли?).
И тут надо немного пояснить — обычно наши диалоги сами с собой могут продолжаться бесконечно именно по этой причине — мы бегаем по кругу, размышляя об одном и том же, переливаем из пустого в порожнее. Никаких новых мыслей там нет и в помине. Ничего нового мы себе сказать не можем, даже если и хочется.
Таким провокационным вопросом — «что нового в этой мысли?» — мы ставим себя перед фактом, что занимаемся чистейшей ерундой, бесполезно тратим энергию своих нейронов, т.к. каждая мысль, как мы помним, это выделение ионов и нейромедиаторов.
Задав такой каверзный вопрос — «что нового в этой мысли?» — мы вдруг осознаем, что наши обычные размышления бессмысленны и вредны. И после этого думать так у нас не будет никакого желания.
Но что же делать, ведь мы ходим, ездим на транспорте, сидим в приемных и т.д. Все это время мы думали и еще раз передумывали свои мысли о совершенно посторонних вещах (работа, дети, личная жизнь). И теперь вдруг выясняется, что думать о посторонних вещах — бессмысленно. Так чем же занять свой мозг?
Правило очень простое — что делаете, о том и думайте.
Больше ничего. Думайте о текущем моменте!
Моетесь в душе — наслаждайтесь, чувствуйте свои ощущения, воспринимайте их, получайте от них удовольствия. Идете пешком — научитесь получать удовольствие от того, что идете. Едете в машине — получать удовольствие от того, что едете.
Не отвлекайтесь — что делаете, о том и думайте.
Обычно мы поступаем иначе — на работе думаем о доме, дома — о работе, во время еды — ищем общения, а во время отдыха заняты едой и выпивкой и т.п.
Поэтому наша задача — свести к нулю бессмысленные и долгие диалоги с собой.
Итак, последовательность такая:
а) спрашиваете себя, о чем именно сейчас вы думаете?,
б) есть в этой мысли что-то новое?,
в) смотрите, чем вы заняты и заняты вы этим полностью или опять вы заняты одним, а думаете о другом.
Как ни парадоксально, когда мы учимся останавливать мысль, то она не останавливается, а становится более ясной, полной и объемной. Вырабатывается естественная привычка к концентрации мыслей.