Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДРЕВНЕРУССКОГО ОБЩЕСТВА В «РУССКОЙ ПРАВДЕ»



СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

В современной исторической науке имеются разные точки зрения на вопрос происхождения древнерусской государственности.

Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). На территории в районе озера Ильмень располагалась Славия. Ее центром был Новгород. Известный историк Б.А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе полянского союза племен сложилось крупное политическое общество «Русь», включавшее в себя и часть северян.

Но согласно так называемой «норманской территории» государственность Руси возникла в связи с обращением славянских племен к норманскому (скандинавскому) воину Рюрику прийти и править ими. Норманскую теорию критиковал еще М.В. Ломоносов, раскрывая в своих исторических трудах этнические различия славян и скандинавов. Русские князья иногда использовали небольшие варяжские дружины как наемное войско. Однако археологические источники свидетельствуют о минимальном влиянии скандинавов на славян. А запись в летописной «Повести временных лет» о призвании Рюриковичей, на которую опираются историки-норманисты, оказалась поздней вставкой в ее первоначальный текст.

Историки обладают убедительными доказательствами того, что у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до появления варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Государственность у славян начинает формироваться с VI в., когда происходит переход от родовой и племенной общины к соседской, которая объединяла поселения людей, не связанных родственными узами, но занимающих определенную ограниченную территорию, коллективно обрабатывающих землю, при этом каждая семья имела право на свою долю общинной собственности.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДРЕВНЕРУССКОГО ОБЩЕСТВА В «РУССКОЙ ПРАВДЕ»

О социальной структуре древнерусского общества нам известно из "Русской правды". "Русская правда" - сложный юридический памятник, основанный на нормах обычного права и прежнем княжеском законодательстве, до нас не дошедшем. "Русская правда" состоит из "Правды Ярослава" (первые 17 статей) и "Правды Ярославичей" (сыновей Ярослава Мудрого), "Устава Владимира Мономаха".

Правда Ярослава. В первой статье Краткой редакции Русской Правды говорится о праве кровной мести за убийство свободного “мужа”. С одной стороны, эта норма свидетельствует о сохранении значительных элементов родоплеменных отношений. Но с другой, некоторые положения этой статьи (ограничение круга родственников, имеющих право мстить, введение альтернативного штрафа за убийство в 40 гривен) свидетельствуют об их распаде и усилении власти князя.

Само появление Русской Правды в нач. ХI в. отражало сложные процессы, протекающие в Древней Руси. Перерастание родовой общины в земледельческую, происходившее уже не только на Юге, а повсеместно, приводило к потере многими людьми своего социального статуса и социальной защиты со стороны родовых коллективов. Они вынуждены были искать покровительство у князя и его дружинного окружения, попадая при этом в ту или иную степень зависимости. Князь в духе общинных традиций оказывал и бескорыстную помощь обездоленным, что, в свою очередь, укрепляло его престиж, а следовательно, и власть.

В Правде Ярославичей кровная месть уже запрещена. Кроме того, она фиксирует и более сложную структуру общества, в котором появились новые социально неравноправные группы людей. Помимо челяди (рабов), - это смерды и холопы. В Правде Ярославичей есть статьи, стоящие на страже княжеской собственности и его земельных владений. Это дало основание некоторым историкам сделать вывод о зарождении феодальной собственности и феодальных отношений в Древней Руси.

В Уставе Владимира Мономаха, входящим в состав Пространной Правды, зафиксировано появление новой группы зависимых людей - закупов. Там же содержится ряд законов, ограничивающих ростовщичество, что свидетельствовало об усложнении общественных отношений в Древней Руси.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.