Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Возникновение и прекращение юридических лиц



 

Юридические лица возникают по воле их учредителей, которыми могут выступать любые субъекты гражданского права. Это физические лица, обладающие необходимым уровнем дееспособности, юридические лица, обладающие соответствующей правоспособностью, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

В настоящее время законодателем установлено несколькоспособов возникновения организаций:

· явочно-нормативный;

· разрешительный;

· распорядительный.

Процесс возникновения юридических лиц разделяется на этапы:

· принятие решения о создании организации;

· подготовка учредительных документов;

· представление учредительных и сопутствующих документов в государственные регистрационные органы;

· государственная регистрация.

Как субъекты гражданского права юридические лица возникают с момента их государственной регистрации.

Наиболее распространенным способом возникновения юридических лицявляется явочно-нормативный,который также называютрегистрационным.

Суть его заключается в том, что любые правомочные субъекты гражданского права своей волей принимают решение о создании юридического лица. Никаких разрешений или согласований исполнительных органов власти или иных властных органов при этом не требуется. Воля учредителей таких организаций выражается в надлежаще оформленных документах, которые представляются в органы государственной регистрации (государственному регистратору). Отказ в государственной регистрации возможен только в случаях, прямо предусмотренных ГК или соответствующим нормативным актом, как правило, Федеральным законом, который регулирует порядок создания и деятельности регистрируемой организационно-правовой формы существования данного вида юридического лица. Как правило, отказ в регистрации возможен только в случаях, когда не представлены необходимые учредительные и сопутствующие документы или содержание этих документов не соответствует требованиям закона. Подавляющее большинство как коммерческих, так и некоммерческих организаций возникают по правилам явочно-нормативного способа.

Разрешительным является способ, когда при создании той или иной коммерческой организации (за исключением унитарных предприятий) требуется согласие (разрешение) государственного (муниципального) органа исполнительный власти. Необходимость получения такого разрешения возникает только тогда, когда наличествует юридический факт, прямо предусмотренный специальной нормой закона. Таким способом, например, возникают хозяйственные общества, уставный капитал которых превышает 500 миллионов рублей на момент их создания. В этом случае требуется согласие соответствующего территориального управления Министерства по антимонопольной политике.

Распорядительный способ применяется при создании унитарных предприятий и государственных учреждений. Правительство РФ, уполномоченный им орган исполнительной власти, орган исполнительный или муниципальной власти, которому такое право предоставлено соответствующим нормативным актом, издают ненормативный акт (постановление, распоряжение), который выступает правовым основанием возникновения соответствующих организаций.

Как уже говорилось выше, любая организация признается субъектом гражданского права с момента ее государственной регистрации. В соответствии с требованием ГК РФ такая регистрация должна осуществляться органами юстиции. Однако с 1 июля 2002 года вступил в действие ФЗ РФ "О государственной регистрации юридических лиц". Статьей 2 указанного нормативного акта право определять исполнительный орган государственной власти, который осуществляет государственную регистрацию организаций, передано Правительству РФ. Постановлением Правительства от 17 мая 2002 года № 319 полномочным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, выступает Министерство по налогам и сборам РФ. Соответственно, в муниципальных образованиях созданы подразделения налоговых органов, которые специально занимаются вопросами государственной регистрации организаций. В то же время в отношении некоторых видов и организационно-правовых форм существования юридических лиц действующее законодательство предусматривает специальный орган государственной регистрации, что допускается в соответствии с положением ст. 10 ФЗ РФ "О государственной регистрации юридических лиц". В таких случаях регистрационным органом выступают органы юстиции, Регистрационная палата при Правительстве РФ, Центральный Банк РФ и некоторые другие органы исполнительной власти. Способы государственной регистрации можно определить как общий порядок, который применяется при регистрации большинства организаций, и особый, который применяется к регистрации организаций некоторых видов. Особый порядок применяется только в случаях, прямо установленных специальным законом. В особом порядке регистрируются, например, кредитные организации, страховщики, органы массовой информации, политические партии, профсоюзы и некоторые другие организации.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц. Для осуществления регистрации в соответствующий регистрационный орган или государственному регистратору (актуариусу) представляются учредительные документы, соответствующие избранному виду и организационно-правовой форме регистрируемого юридического лица, а также сопутствующие документы. К сопутствующим документам в основном относятся сведения об уплате регистрационного сбора за регистрацию и сведения о сформировании к моменту государственной регистрации не менее 50% уставного (складочного, паевого) капитала. В зависимости от вида, организационно-правовой формы существования или цели создания организации соответствующим законодательством может быть предусмотрена необходимость предоставления и иных сопутствующих документов. В установленные законодательством сроки государственный регистратор обязан произвести регистрацию юридического лица или отказать в ней. При отказе в регистрации в течение 30 дней учредители вправе обратиться в суд и потребовать отмены решения регистрационного органа и регистрации соответствующей организации. В течение шести месяцев после государственной регистрации любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с требованием отмены регистрации. После регистрации выдается специальный документ – "свидетельство о государственной регистрации", который подтверждает состоявшийся юридический факт и является своеобразным "паспортом" организации. Данные государственной регистрации заносятся в соответствующие региональные и федеральные реестры юридических лиц. Сведения о регистрации должны публиковаться в открытой печати.

Прекращение юридических лиц как субъектов гражданского права осуществляется их реорганизацией или ликвидацией.

Реорганизация – это прекращение юридического лица путем передачи его субъективных прав и обязанностей другой организации.

Реорганизация юридических лиц может быть осуществлена в следующих формах:

· слияние – прекращение двух или более юридических лиц путем передачи их субъективных прав и обязанностей вновь созданному юридическому лицу на основании передаточного акта;

· присоединение – прекращение одного или нескольких юридических лиц путем передачи их субъективных прав и обязанностей к уже существующему юридическому лицу на основании передаточного акта;

· разделение – прекращение юридического лица путем передачи его прав и обязанностей двум или более вновь созданным юридическим лицам на основании разделительного баланса;

· выделение – передача существующим юридическим лицом (без его прекращения) части субъективных прав и обязанностей одному или нескольким вновь созданным юридическим лицам на основании разделительного баланса;

· преобразование – прекращение юридического лица путем изменения организационно-правовой формы его существования с передачей его субъективных прав и обязанностей вновь созданному юридическому лицу иной организационно-правовой формы существования на основании передаточного акта.

Ликвидация – это прекращение юридического лица без передачи его субъективных прав и обязанностей кому бы то ни было в порядке правопреемства.

Действующее гражданское законодательство предусматривает различные основания реорганизации юридических лиц.

Добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Участники организации в любое время и по любым основаниям могут принять решение и произвести реорганизационные процедуры. Что же касается органов юридического лица (единоличных или коллегиальных), то принимать решение о реорганизации и производить реорганизационные процедуры они вправе только тогда, когда наделены соответствующими полномочиями участниками при условии, что возможность передачи им такого права предусмотрена действующим гражданским законодательством, регулирующим деятельность организации той или иной организационно-правовой формы, а также в случаях, когда учредительными документами этого юридического лица прямо предусмотрена такая возможность.

Законная реорганизация. Законодательством, регулирующим деятельность юридических лиц, могут быть предусмотрены юридические факты, возникновение которых порождает обязанность ее участников принять решение о реорганизации и провести реорганизационные процедуры. Современное российское гражданское законодательство предусматривает достаточно большое количество таких юридических фактов. Так, например, если количество участников общества с ограниченной ответственностью превысит 50, то общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или производственный кооператив (п. 3 ст. 7 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Или если по решению участников на объединение (ассоциацию, союз) юридических лиц возлагается ведение предпринимательской деятельности, то оно должно преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество (п. 1 ст. 11 Закона РФ "О некоммерческих организациях").

Принудительная реорганизация возможна только в отношении коммерческих организаций и производится она ее участниками на основании решения правомочного органа государственной исполнительной власти. Принудительная реорганизация возможна только в формах разделения или выделения. Так, в случаях, когда коммерческая организация, занимающая доминирующее положение на рынке товаров или услуг, осуществляет монополистическую деятельность, или ее действия приводят к существенному ограничению конкуренции, то решением антимонопольных органов она может быть реорганизована. Получив соответствующее предписание, участники обязаны совершить реорганизационные процедуры.

Разрешительная реорганизация. Такой порядок реорганизации применяется в случаях, когда объединение, слияние или присоединение коммерческих организаций может привести к созданию монополистических структур на товарных рынках, которые, возможно, окажут существенное отрицательное влияние на развитие конкуренции. Решение о реорганизации коммерческих организаций подобных форм принимается участниками этих юридических лиц, в то же время им необходимо получить согласие на проведение реорганизационных мероприятий от соответствующих антимонопольных органов. Например, в случае слияния и присоединении любых объединений коммерческих организаций (союзов, ассоциаций) требуется согласие антимонопольных органов (п. 1 ст. 17 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках).

Судебная реорганизацияосуществляется по иску уполномоченного органа государственного управления в тех случаях, когда участники юридического лица или уполномоченный ими орган юридического лица, или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию юридического лица учредительными документами организации, в установленные сроки не осуществляет реорганизационные процедуры, не исполняя при этом соответствующих предписаний. Тогда суд назначает внешнего управляющего и поручает ему осуществить реорганизационные процедуры. С этого момента к нему переходят полномочия по управлению делами организации. Осуществление реорганизационных процедур происходит под контролем суда, который утверждает разделительный баланс и учредительные документы вновь возникших юридических лиц — правопреемников реорганизованного. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

В значительной своей части реорганизационные процедуры связаны с процессом передачи субъективных прав и обязанностей от реорганизуемых юридических лиц к другим организациям. Основными документами, определяющими объем передаваемых прав и обязанностей реорганизуемых юридических лиц, являются передаточный акт и разделительный баланс. Передаточный акт составляется при слиянии, присоединении и преобразовании. Разделительный акт — при разделении и выделении. По своему содержанию эти документы совпадают. Они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемых юридических лиц в отношении всех кредиторов и должников, в том числе и тех обязательств, которые оспариваются полностью или в части. Передаточный акт и разделительный баланс включаются в число необходимых сопутствующих документов, представляемых на государственную регистрацию. Их отсутствие, а также отсутствие в них положений о правопреемстве влекут за собой отказ в государственной регистрации возникших в ее результате новых организаций. Понуждая реорганизуемое юридическое лицо действовать добросовестно, законодатель устанавливает солидарную ответственность для вновь возникших юридических лиц по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами в том случае, когда из разделительного баланса невозможно определить его правопреемника.

Следует иметь в виду, что при осуществлении реорганизационных процедур, как правило, происходит перемена лиц в обязательстве как в виде уступки права требования, так и перевода долга. Поэтому лица, осуществляющие данные процедуры, обязаны письменно уведомлять об этом всех кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредитор, в случае несогласия перевода долга в результате реорганизации другому юридическому лицу, вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательства должником, по которому выступает реорганизуемая организация. Нужно помнить, что действующее гражданское законодательство, в зависимости от вида и организационно-правовой формы существования того или иного юридического лица, устанавливает особенности проведения реорганизационных процедур и их порядок.

За исключением реорганизации в форме присоединения возникшие в результате ее проведения юридические лица считаются возникшими с момента их государственной регистрации в установленном законом порядке. При присоединении к другому юридическому лицу реорганизуемые организации считаются прекратившимися с момента внесения соответствующих записей о прекращении ее деятельности путем присоединения к другой организации в единый государственный реестр юридических лиц.

Действующее российское законодательство предусматривает следующие основания ликвидации юридических лиц.

Добровольная ликвидация (самоликвидация). Осуществляется на основании добровольного решения участников (учредителей) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, если специальным законом, регулирующим порядок создания и деятельности организации соответствующего вида и организационно-правовой формы, допускается возможность передачи такого права. Следует иметь в виду, что участники (учредители) юридического лица не вправе самостоятельно заявить о добровольной ликвидации юридического лица, если он отвечает признакам несостоятельности (банкротства).

Законная ликвидация. Производится в случаях, когда гражданским законодательством, регулирующим порядок создания и деятельности юридических лиц определенного вида и организационно-правовых форм существования, или учредительными документами такой организации определен юридический факт, при наступлении которого участники (учредители) либо органы юридического лица, когда им такое право может быть передано участниками и закреплено в учредительных документах, обязаны принять решение о ликвидации и произвести ликвидационные процедуры.

К таким юридическим фактам, например, относятся:

· истечение срока, на которое было создано юридическое лицо;

· достижение целей, ради которых оно создано (п. 2 ст. 61 ГК);

· ситуация, когда по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью оказалась меньше размера его уставного капитала и общество не объявило о его уменьшении и не зарегистрировало его (п. 4 ст. 90 ГК) и ряд иных.

Судебная ликвидация. Во всех случаях, кроме вышеназванных, когда инициатива исходит от третьих лиц, ликвидация юридического лица и производство ликвидационных процедур возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда. Судебная ликвидация может быть произведена по формальным основаниям и по основаниям нарушения организацией действующего законодательства.

Формальные основания судебной ликвидации юридического лица четко предусмотрены ГК и специальными законами, регулирующими порядок создания и деятельности организаций.

Такими основаниями могут быть, например:

· наступление юридического факта, порождающего обязанность участников (учредителей) осуществить ликвидацию организации, но они уклоняются от ее исполнения (истечение срока, на который организация создана);

· признание недействительным факта регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер (единственным участником общества с ограниченной ответственностью является хозяйственное общество, состоящее из одного лица,— п. 2 ст. 88 ГК) и другие.

В этих случаях, в течение шести месяцев с момента государственной регистрации юридического лица, с исковым требованием о ликвидации организации могут обращаться любые заинтересованные лица, а по истечении этого срока — государственные органы или органы местного самоуправления, которым такое право предоставлено законом, а также прокурор.

Факты нарушения юридическим лицом действующего законодательства устанавливаются контрольными органами исполнительной или муниципальной власти при осуществлении ими собственной деятельности. Эти нарушения могут происходить в сфере лицензионной деятельности, когда организация осуществляет ее без соответствующего разрешения либо осуществляет деятельность, запрещенную законом. В иных случаях при нарушениях в сфере налогового, таможенного, экологического, уголовного, административного, земельного и иного законодательства возможность обращения в суд с требованием о ликвидации юридического лица связана с тем, что они должны носить грубый характер либо совершаться неоднократно. Что же касается некоммерческих организаций, таких как общественные или религиозные, благотворительные или иные фонды, то обращение с требованием об их ликвидации возможно при осуществлении ими деятельности, противоречащей целям их создания, если такая деятельность носит характер систематической, а также в иных случаях, прямо предусмотренных ГК, например, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна (п. 1 ч. 2 ст. 119 ГК). Обращаться с такими требованиями вправе соответствующие контрольные органы (налоговые, таможенные, санитарно-эпидемиологические, пожарной охраны, экологического контроля, антимонопольные и иные), а также прокурор.

Особой формой ликвидации юридического лица является признание его несостоятельным (банкротом). Так, юридические лица считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполняются ими в течение трех месяцев с момента наступления даты исполнения (п. 2 ст. 3 Закона "О несостоятельности (банкротстве"). В этом случае участники несостоятельной организации в лице соответствующих органов юридического лица, ее кредиторы, прокурор и другие уполномоченные лица вправе обратиться в арбитражный суд с требованием признания ее банкротом. Арбитражный суд возбуждает дело о банкротстве, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, сообщают об этом в письменной форме органам государственной регистрации, которые вносят соответствующие сведения в государственный реестр юридических лиц. Затем лицо, принявшее решение о ликвидации, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), состав которой согласуется с органами государственной регистрации, а также устанавливает сроки и порядок ликвидации, который должен соответствовать требованиям ГК. Применяются специальные правила признания организаций несостоятельными (банкротами). Процедура банкротства имеет длительный и сложный характер и должна соответствовать требованиям законодательных актов, устанавливающих особенности ликвидации тех или иных организаций соответствующих видов и организационно-правовых форм их существования. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все права по управлению делами организации, а также право ее представления, в том числе и в суде. Ликвидационная комиссия публикует в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации организаций, сведения о ликвидации, порядке и сроках ее проведения, месте и порядке работы ликвидационной комиссии. Срок предъявления требований к ликвидатору кредиторами не может быть менее двух месяцев с момента публикации такого объявления. Ликвидационная комиссия устанавливает дебиторов и принимает меры по взысканию с них долгов. Она также определяет кредиторов, уведомляет их об этом и об объеме обязательств перед ними, включает их в промежуточный ликвидационный баланс. Кроме этого, любое лицо, полагающее себя кредитором организации, вправе требовать включения ее в промежуточный ликвидационный баланс. В случае отказа, а также, если кредитор не согласен с размером долга, определенным ликвидатором, он вправе обратиться в суд с соответствующим требованием о включении его в промежуточный ликвидационный баланс или изменении объема долга. После истечения срока предъявления требований составляется промежуточный ликвидационный баланс, в который включаются кредиторы, признанные таковыми ликвидационной комиссией или решением суда. Также в нем должны содержаться сведения о составе имущества ликвидируемой организации, перечень предъявленных кредиторами требований и результаты рассмотрения этих требований ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается лицом, принявшим решение о ликвидации, и согласовывается с органом, осуществившим государственную регистрацию ликвидируемого юридического лица. Если денежных средств, находящихся на счетах организации (кроме учреждений), недостаточно для погашения долгов, ликвидатор продает иное имущество с публичных торгов по правилам, установленным для исполнения судебных решений.

После проведения этих процедур ликвидационная комиссия осуществляет выплату долгов ликвидируемой организации. Завершив расчеты с кредиторами, ликвидатором составляется окончательный ликвидационный баланс, который утверждается ее учредителями (участниками) либо органом, принявшим решением о ликвидации, и согласовывается с соответствующим органом государственной регистрации. После этого ликвидационная комиссия снимает организацию с налогового, статистического и иных видов учета, сдает документацию, в том числе бухгалтерскую, учредительные документы, средства индивидуальной идентификации в соответствующий регистрационный орган. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а оно — прекратившим существование с момента внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. В органах печати, где публикуются сведения о государственной регистрации юридических лиц, публикуются сведения об их прекращении путем ликвидации.

Законом установлен порядок удовлетворения требований кредиторов, включенных в промежуточный ликвидационный баланс. Все кредиторы делятся на очереди, и требования последующей очереди удовлетворяются только после удовлетворения требований предыдущей очереди. Немедленно, с момента согласования промежуточного ликвидационного баланса, ликвидатор начинает удовлетворять требования кредиторов. В первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, перед которыми организация несет обязательства по причинению вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей. Также в эту очередь удовлетворяются требования граждан при ликвидации банков или иных кредитных учреждений, которые выступали кредиторами этих юридических лиц и кредитовали их деятельность путем заключения договоров банковского вклада или банковского счета. Во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате заработной платы, выходных пособий лицам, с которыми был заключен трудовой договор (контракт), а также производятся выплаты по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются долги кредиторов, чьи обязательства были обеспечены залогом. В четвертую очередь погашаются платежи в бюджет (налоги) и внебюджетные платежи (пенсионный, дорожный и иные внебюджетные фонды). По истечении месяца после утверждения и согласования промежуточного ликвидационного баланса погашаются требования кредиторов пятой очереди. В этой очереди находятся все остальные кредиторы ликвидируемого юридического лица.

Когда имущества организации недостаточно для удовлетворения требования лиц, находящихся в одной очереди, оно распределяется между ними пропорционально размерам их требований, подлежащих удовлетворению, если иной порядок не установлен специальным законом. Если ликвидационная комиссия отказывает в удовлетворении требования кредитора, включенного в промежуточный ликвидационный баланс, нарушает его права или уклоняется от их удовлетворения, то он вправе обратиться в суд с соответствующим иском. По решению суда такие требования могут удовлетворяться за счет оставшегося имущества организации. Когда имущества ликвидируемой организации недостаточно, то неудовлетворенные требования считаются погашенными, так же как и требования лиц, не включенных в промежуточный ликвидационный баланс. Если после расчетов со всеми кредиторами осталось имущество, то оно распределяется между участниками организации пропорционально объему их прав требования или иным образом, установленным законом для организации соответствующего вида и организационно-правовой формы существования, если иной порядок не установлен ее учредительными документами.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.