Эксперты государственной экспертизы условий труда (далее – ГЭУТ).
Порядок проведения ГЭУТ.
I.
ГЭУТ – оценка соответствия объекта экспертизы гос. нормативным требованиям охраны труда, осуществляемая соотв. гос. органами, уполномоченными на ведение вопросов Э. условий труда.
Эксперты:
1)ФОИВ, уполномоченный на проведение гос. надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы ТП, - Федеральная служба по труду и занятости(в ведении Минздравсоцразвития РФ), ее территориальный орган - Государственная инспекция труда в Брянской области (http://git32.rostrud.ru/);
2)ОИВ субъектов РФ, ведающие вопросами охраны труда – Управление труда Брянской области.
ï Закон Брянской области от 15.12.1997 г. №34-З «Об охране труда в Брянской области»;
ï Закон Брянской области от 11.11.2009 г. №97-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области в области охраны труда»;
ï Постановление Администрации Брянск. обл. от 21.02.2007 г. №100 «Об утверждении Положения об управлении труда Брянск.области» (http://www.bryanskobl.ru/region/law/appendix.php?id=1163)
ï Постановление Администрации Брянской области от 06.02.2009 г. №83 «О проведении государственной экспертизы условий труда в Брянской области».
Эксперты ГЭУТ вправе:
1) для осуществления экспертизы беспрепятственно посещать любых работодателей (организации любых организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – ФЛ; в порядке, установленном ФЗ и иными НПА РФ) при наличии удостоверения установленного образца;
2) запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осущест-ия Э. документы и др. материалы;
3) проводить наблюдения, измерения, расчеты с привлечением при необходимости исследовательских (измерительных) аккредитованных в порядке, установленном ФЗ и НПА РФ, лабораторий;
4) участвовать в судебных разбирательствах при рассмотрении конфликтных ситуаций между работодателями и работниками организаций по вопросам льготного пенсионного обеспечения;
5) рассматривать и при необходимости возвращать в проектные организации на доработку проекты строительства, реконструкции и технического переоснащения производственных объектов при несоответствии проектных решений требованиям НПА по охране труда.
Специальные полномочия Государственной инспекции труда в Брянской области(ТО ФОИВ):
1 -осуществление ГЭУТ в порядке, установленном Правительством РФ;
2 -принимать необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных НПА, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
3 -создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы) в установленной сфере деятельности;
4 -организовывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок по вопросам осуществления надзора и контроля в установленной сфере деятельности;
5 -выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
6 -Руководитель инспекции имеет право направлять в суды при наличии заключений ГЭУТ требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.
Эксперты ГЭУТ обязаны:
1) составлять по результатам Э. заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в:
– суд,
– ОИВ,
– работодателям,
– в объединения работодателей,
– работникам,
– в профессиональные союзы, их объединения,
– иные уполном-ые работниками представительные органы,
– органы Фонда социального страхования РФ;
2) обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
3) обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
II.
Основание ГЭУТ:
1) определение судебных органов,
2) обращение заказчика Э. (заявителя).
Заказчик (заявитель) ГЭУТ:
1) органы исполнительной власти, 4) профессиональные союзы, их объединения,
2) работодатели, объединения работодателей, 5) иные уполномоченные работниками представительные органы,
3) работники, 6) органы Фонда социального страхования РФ.
Цель ГЭУТ - оценка:
Ø качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
Ø правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
Ø соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
Ø фактических условий труда работников, в т.ч. в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.
Объекты ГЭУТ: документация и материалы по условиям и охране труда (перечень определяется Минздравсоцразвития РФ в зависимости от объекта Э.):
ü по проектам строительства и реконструкции производственных объектов федер-го уровня, представляемые на ГЭУТ, направляются в Федеральную службу по труду и занятости,
ü по другим направлениям ГЭУТ, в т.ч. проекты строительства и реконструкции производственных объектов, направляются в ОИВ субъекта РФ, ведающий ?? охраны труда.
Срок проведения ГЭУТ: не более 1 месяца, может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
Порядок проведения ГЭУТ:этапы:
1. Регистрация заявления, документации и материалов, представленных на ГЭУТ в соответствующий ОИВ (в теч. 1 мес.); передача на исполнение в соответствующее структурное подразделение ОИВ.
2. Формирование состава экспертов (из числа штатных и внештатных специалистов (экспертов), обладающих соответствующими знаниями) – осуществляется руководителем соответствующего структурного подразделения ОИВ, к-ый организует проведение ГЭУТ и подготовку проекта экспертного заключения.
3. При представлении на ГЭУТ документации и материалов, не соответствующих установленным требованиям, ОИВ в срок не более 7 дней со дня регистрации уведомляет об этом заказчика. Если заказчик не устраняет недостатки, ОИВ по истечении 1 месяца со дня регистрации сообщает заказчику о невозможности проведения Э. и возвращает представленные докум. и материалы.
4. При осуществлении ГЭУТ могут проводиться лабораторные исследования (измерения) факторов производственной среды, выполняемые за счет средств заказчика аккредитованными в установленном порядке исследовательскими (измерительными) лабораториями.
5. Составление экспертного заключения в 2 экземплярах, к-ое должно содержать:
ü подпись лица (лиц), проводивших Э.,
ü подпись руководителя соответствующего структурного подразделения ОИВ,
ü утверждение ОИВ (печать),
ü обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) условий труда гос. нормативным требованиям охраны труда.
Если эксперты не пришли к общему мнению, то каждый из них обязан изложить в (п) форме причины своего несогласия с мнением других для рассмотрения их руководителем экспертизы.
6. Направление заказчику 1 экземпляра экспертного заключения вместе с документацией и материалами, прошедшими Э. 2 экземпляр остается в ОИВ, к-ый подлежит хранению ОИВ в течение 5 лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством РФ;
7. Заказчик в случае несогласия с экспертным заключением может обжаловать его в судебном порядке.