Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И.Шолпо. Как испортить детям лето.



7. И.Шолпо. Почему наши дети не хотят читать?

 

Практическое занятие 12.

АНАЛИЗ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

2 ГРУППЫ ПРИЕМОВ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

1. Чем обусловлена необходимость анализа литературного произведения в школе?

2. В чём сходство и в чём отличие школьного и научного анализа?

3. Как в процессе анализа учитывается восприятие текста учащимися?

4. Какова роль теоретико-литературных знаний в формировании умений и навыков анализа литературного произведения?

5.. Каковы основные приёмы анализа?

Литература

1. М. А. Рыбникова. Очерки по методике литературного чтения. Любое издание. Глава 3. («Материалы и методы»).

2. Методика преподавания литературы. / Под ред. Рез З. Я. – М., 1985. – С. 96 -102.

3. Методика преподавания литературы. / Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. – В 2 ч. Ч.1. Глава У1. – М., 1994. (Аналогичный материал можно найти в кн.: Богданова О. Ю., Леонов С. А., Чертов В. Ф. Методика преподавания литературы. Глава У1. - М.,2002.).

4. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М.-Л., 1966.

5. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного образования. – М.: Флинта: Наука, 2005.

6. Штильман С.Л. Учимся читать классику: От заглавия до последней строки: Пособие для учителей и учащихся. – М.: Школьная пресса, 2002.

7. Щербакова О. И. Теория и практика школьного анализа. Благовещенск, 2003.

Практическое занятие 13 - 14.

Анализ эпических произведений в средних классах.

К занятию 13 изучить теорию вопроса по следующему плану:

1. В чем специфика эпоса как рода литературы?

2. Какие компоненты художественного текста существенны для эпического рода?

3. Назовите приёмы освоения сюжетно-композиционной основы произведения. Возможные виды планов при освоении содержания произведения.

4. Как идёт обучение умению выделять и анализировать эпизоды в средних классах? Какие приёмы анализа эпического произведения наиболее эффективны? Какое место при этом уделяется самостоятельной работе над эпизодом?

5. Методика работы над образом-персонажем в средних классах. Что значат слова М. А. Рыбниковой «герои вырастают из событий»? Как связаны между собой работа над сюжетом произведений и образом-персонажем? Как это сказывается на методике анализа образа-персонажа? Приёмы анализа образа-персонажа.

6. Проанализируйте федеральные программы (под ред. Г.И. Беленького; под ред. В.И. Коровиной; под ред. А.Г. Кутузова, под ред. Т.Ф. Курдюмовой и др.) с точки зрения представления в них эпических произведений (для примера возьмите только один из классов). Какова логика, критерии включения эпических произведений в программу? На какие наиболее важные родовые признаки эпоса и жанровые признаки эпических произведений обращает внимание программа?

К занятию 14 выполнить задания к теме:

1. Изучите систему уроков по изучению рассказа И. С. Тургенева «Муму», представленную в разных методических пособиях. Сопоставьте варианты анализа.

3. Составьте план-конспект по изучению второго урока по теме, используя следующие методические пособия:

- Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 4 класса / сост.

Т. Ф. Курдюмова, Н. И. Якушин. – М., 1979. – С. 181 – 185.

- Изучение литературы в 4 классе. Под ред. Н. И. Кудряшева. – М., 1975. – С. 192 – 194.

- Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл.: Литература / Под ред. М. А. Снежневской. - М., 2000. – С. 135 – 137.

- Аркин И. И. Уроки литературы в 5 – 6 классах. – М., 1996. – С. 80 – 81.

- Качурин М. Г. О единстве в школьном изучении произведений И. С. Тургенева / В кн.: Тургенев в школе / Сост. Т. Ф. Курдюмова. – М., 1980. – С. 63 – 66.

Литература

1. Методика преподавания литературы / Под ред. Рез З. Я. – М., 1985.

2. Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. – В 2 ч. Ч.1. – М., 1995. – С. 185-198.

3. Лазарева В. А. Принципы и технология литературного образования школьников. Статья 1 // Литература в школе, 1996, № 1. – С. 75 – 78.

 

Практическое занятие 15.

АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В СРЕДНИХ КЛАССАХ.

Вопросы и задания.

1. Специфика лирики как рода литературы.

2. Компоненты школьного анализа, которые являются общими для изучения лирических и эпических произведений.

3. Отличие лирики от других литературных родов.

4. Особенности восприятия лирики учениками 5-8 классов.

5. Приёмы подготовки учеников к восприятию лирики различных жанров и тематических групп.

6. Формы воспроизведения текста для первоначального ознакомления учащихся с лирическими произведениями.

7. Приёмы переходов от чтения лирического произведения к его анализу.

8. Наиболее эффективные приёмы анализа лирических произведений.

9. Способы сохранения эмоционально-образного воздействия лирики при формировании теоретико-литературных понятий.

Литература

1. Методика преподавания литературы / Под ред. Рез З. Я. – М., 1985.

2. Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. – В 2 ч. Ч.2. – М., 1995.

3. Рез З. Я. Изучение лирики в школе. (1У – УП классы). – Л., 1968.

4. Мадер Р. Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. – М., 1979.

5. Альбеткова Р. И. Учимся читать лирическое произведение. Книга для учащихся 7 – 11 классов. – М., 2003.

6. Карсалова Е. «Берегите, люди, эту красоту» // Литература в школе, 1989, № .6.

7. Лазарева В. А. Принципы и технология литературного образования школьников. Статья 2 // Литература в школе, 1996, № 1.

 

ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ.

Лабораторное занятие 1.

Формы проведения вступительного занятия.

(разработка фрагмента урока)

1. Подготовьте вступительное слово (на выбор) перед изучением произведений М.Ю.Лермонтова:

«Смерть поэта», «Мцыри», «Песня про купца Калашникова».

Задание любителям сложного, но интересного:

2. Подготовьте заочную экскурсию

В Ясную Поляну для 7 класса перед изучением повести Л. Н. Толстого Детство»;

В Спасское-Лутовиново и его окрестности для 6 (7) класса перед изучением рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».

Методические советы.

Делайте не «вообще» путешествие. Продумайте цель Вашего вступительного занятия, отберите необходимый материал для её реализации, свяжите его с тем произведением, которое будут изучать школьники на уроке.

Возможно, задача вступительного слова в 7 классе будет связана с особенностями жизни (его играми, учёбой, занятиями) и воспитания дворянского ребёнка. Значит, из биографии Л. Н. Толстого надо отобрать такой материал и ввести в сценарий. Конечно, этот материал будет связан с рассказом о прототипах повести и т. д.

Литература

1. Лебедев Ю. В. Иван Сергеевич Тургенев: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. – М., 1989. (Возможны другие источники биографии писателя).

2. Толстая. А. Л. Отец. – М., 1989. (Возможны другие источники биографии писателя).

3. М. Ю. Лермонтов в школе: Пособие для учителя. /Сост. А.А.Шагалов, М., 1976. С.177-178 (Возможный вариант вступительного слова к поэме «Мцыри»)

4. Методика преподавания литературы. / Под ред. Рез З. Я. – М., 1985. С.122. (Возможный вариант вступительного слова к «Песня про купца Калашникова»)

5. Г.Степанов. День из жизни писателя. М., 1987. С.34 – 44. (Материал для возможного варианта вступительного слова к стихотворению «Смерть поэта»)

6. Лермонтов М.Ю. Лирика / Сост. Е.Д.Волжина. - М.: Айрис-пресс, 2006.

 

Наглядный материал можно найти в книгах серии «На родине писателя», а также в книгах:

1. Литературные места России. Альбом. Авторы-составители Е. Г. Ванслова, Ю. П. Пищулин. М., 1987.

2. «И. С. Тургенев в портретах, документах, иллюстрациях».

3. «Л. Н. Толстой в портретах, документах, иллюстрациях».

4. «Люблю отчизну я…». Лермонтовские места / Сост. и автор текста В. И. Афанасьев. М., 1989.

 

Лабораторное занятие 2.

1. Чем в методике преподавания литературы обусловлено обращение к группе приёмов, развивающих сотворчество читателя?

2. Определите суть каждого приёма (устное словесное рисование; творческий пересказ; создание киносценария или кинокадров) и дайте ему характеристику по плану:

- Объясните, с какой целью он употребляется?

- Каковы условия его использования?

- В каких случаях к данному приёму прибегать нецелесообразно?

- Почему называется приёмом скрытого анализа текста?

 

Выполнить письменно задание 3, 4, 5 (каждое, а не одно!)

3. Выбрать одно из заданий по словесному рисованию, адресованных школьнику (к занятию 9).

- а). Прочитайте главу «Охота» повести Л. Н. Толстого «Детство».

Какие картины, сменяющие друг друга, тебе запомнились? Какие иллюстрации к главе хотелось бы нарисовать? Устно опиши одну из иллюстраций.

Каков методический потенциал данного методического приёма?

- б). Прочитайте стихотворение К.М.Фофанова «Уснули и травы и волны…». См. Литература Начальный курс. 7 кл. … .В 2-х ч. Ч. 2 /Под ред. Г. И. Беленького. – М., 2004 (и другие издания). С.192.

Выполните задание 1,2 на с. 193:

Как ты себе представляешь пейзаж, который мог бы нарисовать художник по этому стихотворению?

Какие строки стихотворения нельзя передать средствами живописи? Почему?

в). Какие картины представляются тебе при слушании «Песни про вещего Олега»? Одну из картин нарисуй устно. Не забудь, что князь Олег жил в IХ веке, а умер в Х. . Каков методический потенциал данного методического приёма?

г). Устно нарисуй иллюстрацию к одному из эпизодов романа А.С.Пушкина «Дубровский»

«На псарне», «Шабашкин у Троекурова», «В суде».

 

4. Выбрать одно из заданий по созданию кинокадров, выполнить письменно (к занятию 10):

- Прочитайте стихотворение К. Д. Бальмонта «У чудищ» (Из цикла «Фейные сказки»). Создайте кинокадры, помогающие передать содержание и настроение стихотворения.

- Прочитайте стихотворение И. А. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…». Создайте кинокадры, помогающие передать содержание и настроение стихотворения.

5. Выбрать одно из заданий по созданию творческого пересказа, выполнить письменно (к занятию 10)::

- Прочитайте эпизод сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» «Настя собирает клюкву».

От лица лося опишите увиденное.

- Прочитайте фрагменты повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Расскажите от лица чёрта или Оксаны о Вакуле (на выбор).

 

Лабораторное занятие 3.

Составить план-конспект урока по изучению эпического произведения (согласовать произведение с преподавателем):

1-й урок по изучению повести А.Н.Толстого «Детство Никиты» (1-4 главы)

1-й урок по изучению рассказа А.И.Куприна «Белый пудель» «Неудачный день» (1-3 главы)

2-й урок по изучению рассказа А.И.Куприна «Белый пудель» «На даче «Дружба».

Лабораторное занятие 4.

Составить план-конспект урока по изучению лирического произведения (согласовать произведение с преподавателем):

Программа авторского коллектива под ред. Г.И.Беленького.

5 класс. Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети».

7 класс. Раздел «Запечатлённые мгновения» (Лирика Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Я.П.Полонского).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.