СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ШКОЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Познакомиться с Законом об образовании РФ и Образовательными стандартами основного общего и общего полного образования по литературе и стандартом для профильного уровня (2004).
Что такое основное общее образование и общее полное образование, профильное образование (ст. 7, 19 Закона об образовании)?
Что такое государственный стандарт школьного литературного образования? Для чего он предназначен? Какой документ регулирует процесс создания Госстандартов?
Какова структура Госстандартов? Какие разделы они включают?
Каковы цели литературного образования, согласно Госстандартам?
Какие требования предъявляются к уровню подготовки выпускников, согласно Госстандартам?
http://www.educom.ru/ru/documents/education.php (Закон об Образовании РФ)
Практическое занятие 2.
АНАЛИЗ УМК ПО ЛИТЕРАТУРЕ.
1. Познакомиться с УМК по литературе:
Программа по литературе для средних общеобразовательных школ и гуманитарных классов под ред.Г. И. Беленького
Программа по литературе для средней общеобразовательной школы под ред. Т. Ф. Курдюмовой;
Программа по литературе для средних общеобразовательных школ и гуманитарных классов под ред. А. Г. Кутузова;
Программы общеобразовательных учреждений: Программа литературного образования под ред. Коровиной В.Я. и др.
Программа по литературе 5-11 классы / Под ред. В. Г.Маранцмана.
Программа по литературе 5-11 классы / Под ред. С.А.Зинина
Рекомендуется использовать самые последние издания.
-) Что такое школьная программа?
-) Какова структура школьной программы?
-) Сравните три варианта школьных программ - цели, содержание, принципы построения курсов литературы. Чем они отличаются друг от друга? Какие учебники по литературе рекомендуют использовать составители различных программ? Назовите сильные и слабые, на ваш взгляд, стороны программ.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Содержание и этапы литературного образования в современной школе /Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. – В 2 ч. Ч.1. Глава 3. – М., 1994.
2. Обязательный минимум содержания образовательных программ // Вестник Образования России, №14, 2004.
Проанализируйте содержание названных учебных хрестоматий по плану:
1. Соответствие хрестоматии программе.
2. Разделы хрестоматии.
3. Вступительные статьи к темам (информативность, доступность, интерес).
4. Вопросы и задания к тестам художественных произведений:
-все ли сферы читательского восприятия активизируются с помощью предложенных вопросов и заданий?
- интересны ли для школьников предложенные задания и вопросы?
5. Статьи по теории литературы (информативность, доступность, интерес).
6. Какая система работы с иллюстрациями предлагается в хрестоматии?
7. Итоговая оценка хрестоматии. Пожелания её составителю.
Литература.
1. В мире литературы. Учебник-хрестоматия. 5 класс / Под ред. А. Г. Кутузова.
2. А. Г. Кутузов, А. Г. Гутов, Л. В. Колосс. Как войти в мир литературы. 5 класс. Методические рекомендации для учителя.
3. Литература. Начальный курс. 5 класс. Учебник-хрестоматия / Авт.-сост.:М.А.Снежневская, О.М.Хренова.. Любое издание после 2004 года.
Рекомендуется использовать самые последние издания.
Практическое занятие 4.
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ХХ ВЕКЕ.
1. Опыт преподавания Рыбниковой М.А. Личность Рыбниковой М.А. Её путь в методике.
2. «Очерки по методике литературного чтения» - основной труд Рыбниковой. Анализ глав «Об основах методики», «Материалы и методы», «Дидактические основы уроков»:
а). Выпишите 4 дидактических правила Рыбниковой (глава «Об основах методики»), её определение методики.
б). определите принципы преподавания, развивающие познавательную и творческую активность учащихся («Дидактические основы уроков», «Уроки»).
3. В главе «Уроки» дано описание проведённых Рыбниковой уроков. Составьте подробный план 2-3-х уроков. Он должен содержать название этапа, формулировку вопросов и заданий (Вам нужно сделать это на основе описания проведённых уроков самостоятельно).
Предупреждение: уроки Рыбниковой должны быть проработаны, поэтому не допускается на занятии представление отксерокопированного материала.
Методический совет: Интересны уроки по изучению «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина; «После бала» Л.Н.Толстого; стихотворений об осени Ф.И.Тютчева и А.С.Пушкина; урок об изучении загадок (в главе 10, раздел «Стимулы и образцы»).
Литература.
1.М. А. Рыбникова. Очерки по методике литературного чтения. Любое издание.
2. Рез З. Я. О книге Рыбниковой «Очерки по методике литературного чтения» / «Очерки по методике литературного чтения». - М., 1985. С.3-13
3. Роткович Я. А. Вопросы преподавания литературы. Историко-методические очерки. - М., 1959. С.251-307.
4. Богданова О. Ю., Леонов С. А., Чертов В. Ф. Методика преподавания литературы. - М., 2002 (И последующие издания).
5. Методика преподавания литературы. / Под ред. З. Я. Рез. - М., 1985. С.46-48.
Практическое занятие 5.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.
. Специфика урока литературы.
2. Классификации уроков литературы.
3. В чём особенности структуры урока литературы. Разберитесь с понятием «учебная ситуация». Сколько учебных ситуаций может быть на уроке? В чём специфика домашних заданий по литературе? На каком этапе урока они могут проверяться?
4. Основные требования к уроку:
а) Что значит целостность урока.
- Как зависит структура и содержание урока от поставленной цели?
- Художественное произведение изучается на протяжении нескольких уроков. Как добиться, чтобы у школьников осталось целостное впечатление от урока?
- Что значит эмоциональный рисунок урока? Как он зависит от своеобразия изучаемого произведения? Приведите примеры уроков, на которых уместен смех, элегическое настроение, приподнятость и т.д. И, наоборот, примеры, когда названные чувства недопустимы в процессе анализа произведения на уроке.
б) Что значит содержательность урока?
- Как вы понимаете требование «точность отбора материала»?
- Что значит интерпретация в соответствии с особенностями литературного произведения? С особенностями классного коллектива?
- Научность анализа предполагает обязательное употребление литературоведческих терминов, или суть этого требования заключается в другом?
- Как понимать воспитательную направленность урока? Что значит требование «избегать лобового воспитания с помощью литературы»? Приведите примеры неуместности «воспитательных моментов» на уроке? И, вообще, нужны ли специальные «воспитательные моменты»? Как М.А.Рыбникова понимала воспитательную направленность урока литературы?
в) Целесообразность выбора методов и приёмов.
- Как зависит выбор методов и приёмов от специфики изучаемого произведения?
- Что значит учёт специфики ученического коллектива?
- Какое значение имеет вариативность методов и приёмов на уроке? На что влияет выбор различных методов и приёмов?
- Что значит сочетание деятельности учителя, класса и отдельного ученика? Каковы основные виды деятельности учеников на уроке?
Задания по теме:
1. Познакомиться с классификацией уроков литературы Н. И. Кудряшева. Подумать, что положено в основу такой классификации? (Методика преподавания литературы / Под ред. З. Я. Рез. - М., 1985.)
Литература.
1. Методика преподавания литературы / Под ред. З. Я. Рез. - М., 1985. (Основной источник). С.278-289.
Дополнительные источники.
2. Богданова О. Ю., Леонов С. А., Чертов В. Ф. Методика преподавания литературы. - М., 2002
3. Ильин Е. Н. Рождение урока. – М., 1986.
4. В. А. Кан-Калик, В. И. Хазан. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе. М., 1988.
Свирина Н.А. Способы построения и содержание интересного урока литературы. Газета «Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 2010. №№ 4, 6, 8.
Использование различных видов наглядности в процессе преподавания литературы.
2. Портреты писателей. Принципы отбора портрета для демонстрации. Методика работы с портретом.
3.Значение использования иллюстраций на уроке. Методика работы с иллюстрациями.
Задания по теме.
1. Из альбома «А. С. Пушкин» (на кафедре) подобрать материал, демонстрирующий разные виды художественно-изобразительной наглядности.
2. Подготовить фрагменты уроков с использованием портретов и репродукций картин на биографические темы при изучении творчества А. С. Пушкина в разных классах (на основе статьи З. А. Митяевой и действующих учебников-хрестоматий).
Методический совет: разделитесь на группы, чтобы озвучить разнообразный материал, помещённый в статье, и попробовать себя в роли учителя.
Литература
1. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под ред. Е. Н. Колокольцева. – М., 1990. - С.140-199.
2. Прессман Л. П. Кабинет литературы. – М., 1983. - С.44-56.
3. З. А. Митяева. Иконографический материал на уроках о Пушкине // Литература в школе, 1980, № 6. - С. 28 – 34.
4. Барабтарло Г. Портреты Пушкина / Пушкин в школе. – М., 1978. - С.274-182.
5. Перчина В. Портреты русских писателей живописи Х1Х века. – М., 1970.
6. Макарова Н. С. Искусство портрета в русской живописи // Литература в школе, 1998, № 3. – С.148.
7. Яновская С. Е. Работа с иллюстрациями на уроке литературы в 5–6-х классах с привлечением примеров работ учащихся 10-го класса. Статья на портале "Я иду на урок" литературы. Режим доступа:
ВНЕДРЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКУ ПРЕПОДАВАНИЯ.
1.Урок литературы и система использования ИКТ на этих уроках:
2. Новые возможности в преподавании литературы, которые открывает для учителя использование информационно-компьютерных технологий.
3. Влияние мультимедийных презентаций на структуру урока литературы. Типы мультимедийных презентаций по их месту в структуре урока
4. Использование мультимедийных презентаций на уроках изучения биографии писателя.
5. Способы активизации учеников с помощью мультимедийных презентаций
6. Соединение иллюстративного материала и выразительного оформления поэтических образов в мультимедийной презентации.
Литература
Щербакова О.И. Мультимедийные презентации на уроках литературы. Благовещенск, 2009.
Казакова Т. В. Урок литературы и информационная культура ученика
Режим доступа: http://www.ciospbappo.narod.ru/metod/Kazak_192.htm
Соколова Э. Г. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках литературы . Режим доступа: http://irkocc.ru/npk/186-ispolzovanie-informacionno-kompjuternykh.html
Практическое занятие 10.
ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
1. Каково назначение вступительных занятий?
2. Назовите виды вступительных занятий по содержанию в 5-8 классах. Чем они обусловлены?
3. Каковы формы проведения вступительных занятий? В чём специфика заочной экскурсии как формы проведения вступительного занятия? В чём особенность сценария заочной экскурсии? Как включается наглядность в заочную экскурсию?
4. Как вступительные занятия связаны со всем ходом анализа литературного произведения?
Задание:
Проанализируйте содержание и форму проведения следующих вступительных занятий:
Т. В. Чирковская. М. Ю. Лермонтов. «Бородино» / Изучение литературы в 4 классе / Под ред. Н. И. Кудряшева. - М., 1975. - С.201 – 204.
А. М. Докусов, В .Г. Маранцман. Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» в школьном изучении. Первый урок. Возмущение столицы. Заочная экскурсия «Петербург, 19 апреля 1836 года. – Л., 1975. - С. 95-99.
В. В. Прозоров. Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина в школьном изучении. – Л., 1979. - С.22-25.
Методический совет: При анализе помните три вопроса, на который надо ответить.
Зачем?Т.е. определите цель данного вступительного слова.
Что?Т.е., определите содержание. Возможно, понять содержание поможет вам составление плана вступительного слова.
Как?Посмотрите, какие приёмы использует учитель для более живого и интересной подачи материала. Как вводит наглядность?
Литература
1. Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. – В 2 ч. Ч.1. Глава У. – М., 1994. - С.203 – 214.
2. Методика преподавания литературы. / Под ред. Рез З. Я. – М., 1985. Глава 3. - С.119-134.
3. Богданова О. Ю., Леонов С. А., Чертов В. Ф. Методика преподавания литературы. - М., 2004.
Практическое занятие 11.
ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Проблема чтения как современная проблема обучения. И.Шолпо. «Почему наши дети не хотят читать...»
Пути решения проблемы: повышение техники чтения. (О.Смирнова. Растим читателя).
2. Способы развития интереса к чтению в опыте И.Кленицкой; НОУ «Надежда».
3. Отношение к спискам литературы на лето (С. Волков, Н. Ванюшева, И. Шолпо)
4. Кто такой методолог чтения и зачем он нужен современной школе? (Ин-тервью С.Волкова с Н.Сметанниковой)
Задания.
На сайте «Я иду на урок литературы» в разделе «Проблемы изучения литературы в средних классах» познакомьтесь со статьями следующих авторов:
1. Н. Ванюшева. От списка книг к уроку литературы.