1971-1973 гг.- происходила фактическая чистка руководящих кадров партийных, государственных и хозяйственных работников. Обвинялись в: технократизме, анархо-либерализме, антисоциалистическом догматизме и т.п.
1974 г. - принята конституция, которая оказалась последней в истории “государственного содружества объединившихся народов”.
- все средства производства находились в общественной собственности, предоставленной в пользование объединениям трудящихся. Последние образуют основные (первичные) организации объединенного труда (ОООТ). ОООТ провозглашались не только первичной ячейкой экономической системы страны, но и основной социально-политической структуры СФРЮ.
- введение делегатской системы. На общих собраниях ОООТ избирались делегаты в вышестоящие органы самоуправления сроком на 4 года (в скупщины общин, городов, отдельных регионов и республик). Любой из делегированных депутатов теоретически мог быть отозван досрочно, если он недостаточно активно отстаивал интересы коллектива, выдвинувшего его в ОООТ.
Большинство выдвигаемых в высшие органы власти депутатов были представителями партийно-административной номенклатуры. Поэтому положение, чтобы избранные коллективами ОООТ делегаты скупщин, профсоюзных организаций исполняли волю избравших их коллективов, осталось только на бумаге.
- расширение прав союзных республик и наделение их правами автономные края Сербии - Воеводину и Косово. Республики и края превратились по сути в независимые государственные образования и в сфере экономики, и в области государственно-политических прав.
Был избран Президиум СФРЮ - высший орган государственной власти. В его состав входили по одному представителю от каждой республики и автономных краев. За исторические заслуги перед народами Югославии Тито был назначен пожизненным председателем президиума, официально именуясь президентом. После его смерти 8 членов президиума ежегодно сменяли друг друга, именуясь председательствующим президиума СФРЮ.
июль 1978 г. - XI съезд СКЮ был последним, на котором присутствовал и выступал его генеральный секретарь И. Броз Тито. Он подчеркнул, что социалистическое самоуправление и политика неприсоединения являются основами внутренней и внешней политики СФРЮ. Съезд подтвердил, что в президиум СФРЮ делегируется равное количество представителей от республик и краев.
Ежегодная смена высших должностных лиц федерации и партии - приводило к различного рода конфликтам и организационным неурядицам, так как интересы республик и краев оставались различными. Ситуация обострилась после смерти Тито в мае 1980 г.
Кризис в экономике СФРЮ: единая экономическая система югославской федерации перестала существовать. В Югославии образовалось восемь автономных экономических регионов, которые стали практически государствами в государстве. Экономическая автономия республик и краев порождала автаркию. Кризис экономики стал постоянным явлением в жизни югославского общества на протяжении 80-х годов.
Косово: апрель 1981 г. - в Косово начались массовые митинги и демонстрации. Требовали предоставления краю статуса союзной республики. Для нормализации положения президиум СФРЮ объявляет в Косово чрезвычайное положение. На территорию автономного края были введены армейские подразделения и объединенный отряд милиции союзного Секретариата внутренних дел.
Ситуация в Косово оставалась весьма напряженной не только в 80-е годы, но и на протяжении всех 90-х.
1982 г. - IX съезд Союза коммунистов Сербии - отмечалось, что постоянно нарастает тенденция выселения из Косово сербов и черногорцев, что албанские националисты выдвинули лозунг создания “этнически чистого” Косова.
1988 г. - скупщина Сербии приняла поправки к республиканской конституции, существенно ограничивающие полномочия краевых органов власти. Этим актом Воеводина и Косово лишались части законодательных и судебных функций. Это решение вызвало массовые акции протеста (демонстрации, забастовки) косовских албанцев.
В конфликт вокруг Косово постепенно втягивались и другие республики. Финансирование всех операций осуществлялось не из республиканского бюджета Сербии, а из общефедерального, который формировался из средств всех республик. Тем самым, косовская проблема ложилась дополнительным бременем на экономику и финансы Словении и Хорватии, заинтересованных в интеграции со странами Европейского союза, а не в участии в решении внутренней проблемы Сербии.
декабрь 1989 г.- сербы и черногорцы, проживавшие в Косово, объявили о намерении провести митинг в Любляне с тем, чтобы информировать общественность Словении о ситуации в автономном крае. Руководство Словении заявило о нежелательности этой акции и о готовности предотвратить ее силой. В ответ на это правительство Сербии обратилось к гражданам своей республики с призывом прекратить какие бы то ни было экономические связи со Словенией. Бойкот словенских товаров был подтвержден тайным решением скупщины Сербии. В феврале 1990 г. из Косова был демонстративно выведен личный состав Объединенного отряда милиции, прибывший в край из Словении. В апреле того же года аналогичным образом поступила Хорватия.
ноябрь 1988 г. - скупщина Югославии принимает очередные поправки к конституции СФРЮ. Изменения касались расширения основ единого югославского рынка.
март 1989 г. - скупщина СФРЮ утвердила новый состав Союзного исполнительного веча, которое возглавил известный хорватский экономист и хозяйственный деятель А.Маркович. Проведена денежная реформа, в результате чего югославский динар стал вновь конвертируемым. На некоторое время удалось обуздать инфляцию и стабилизировать цены. Однако улучшение экономики было недолговременным.
В конце 80-х гг. наблюдались рост национальных выступлений в республиках и краях Югославии: массовые митинги протеста жителей Черногории (февраль 1989 г.) и Воеводины (октябрь 1988 г.).
В 1990 г. - рост в Югославии социально-политической напряженности.
январь 1990 - XIV внеочередной съезд СКЮ (союз коммунистов Югославии) в Белграде, покинули делегации коммунистов Словении и Хорватии. С этого времени СКЮ практически прекратил свою деятельность как единая всеюгославская партия.
Снова массовые демонстрации в Косово.
В феврале 1990 г. участники собрания Югославской самостоятельной демократической партии в г. Войниче (Хорватия) объявили о возможности образования Сербского автономного края (будущая республика Сербская крайна). Это было своего рода реакцией на принятое в августе 1989 г. решение хорватского сабора о лишении официального статуса сербского языка в сербских районах республики. В феврале 1990 г. правительство Словении принимает ответные меры в ответ на экономическую блокаду со стороны Сербии.
апрель 1990 г. - парламентские и президентские выборы в Словении. В Югославии впервые после войны они были проведены на многопартийной основе. Президентом был избран М.Кучан, незадолго до этого возглавивший Союз коммунистов Словении. В апреле того же года аналогичным образом были проведены выборы в Хорватии. Две трети депутатских мест в саборе получило Хорватское демократическое содружество, а его лидер Ф.Туджман стал президентом Хорватии.
2 июля 1990 г. скупщина Словении приняла декларацию о полном суверенитете Республики Словения. Было положено начало распаду Федерации югославских республик, провозглашенной в 1945 г. Аналогичные решения парламентов Македонии (25 января 1991 г.), Хорватии (25 июня 1991 г.) логически завершили полный распад прежней югославской федерации как единого государственно-правового целого.