Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Причины и последствия советско-югославского конфликта 1948 года



Конфликт советско-югославский приобрел открытый, острый характер летом 1948 г., в ходе работы V съезда КПЮ, когда советское руководство попыталось открыто, в грубой форме навязать свою волю югославским коммунистам и склонить их к устранению И.Тито и его сторонников из руководства партии. Отказ делегатов съезда подчиниться диктату Москвы повлек за собой полное прекращение политического, экономического и военного сотрудничества с ФНРЮ Советского Союза и других стран народной демократии.

В первое время югославские руководители еще не теряли надежды на нормализацию отношений, на выяснение недоразумений путем обмена мнениями. Поэтому они, как и руководители других стран советского блока, перешли к еще более форсированному строительству социализма по советскому образцу:

- проведена национализация остатков частной собственности в экономике

- осуществлено почти полное кооперирование сельского хозяйства

- усиливались репрессии против всех несогласных с социалистическим выбором.

Но позиция Сталина оставалась непреклонной.

Последствие: изоляция от прежних союзников и идейных единомышленников.

Проблема выбора у руководителей партии и государства:

1) продолжить марш к социализму, не имея политической и материальной поддержки СССР и стран народной демократии и сталкиваясь с сильным сопротивлением части общества, особенно крестьянства.

2)максимальная мобилизация внутренних ресурсов страны и расширение сотрудничества с западными государствами без каких-либо политических уступок со стороны Югославии.

В новых условиях советская модель социалистического строительства оказывалась малопригодной. К тому же следование ей не могло сделать Югославию привлекательной для западных партнеров, находившихся в состоянии “холодной войны” с СССР и его союзниками. Поэтому в Югославии в конце 40 - начале 50-х гг. развернулся активный поиск более соответствующих югославским условиям и менее отталкивающих для Запада форм организации общества и государства, а также борьба со сторонниками прежнего курса ориентации на СССР.

Какие перемены это повлекло?

Перемены начались в сфере управления экономикой. Без экономического подъема коммунистам трудно было удержаться у власти.

а) 1950 г. - Народная скупщина - закон о введении на государственных предприятиях управления трудовых коллективов. Формально, заводы и фабрики, оставаясь в общенародной собственности, передавались в управление трудовым коллективам. На практике же контроль КПЮ за их деятельность сохранялся, он осуществлялся через заводские парторганизации. Трудовые коллективы должны были управлять предприятиями через рабочие советы и комитеты управления. Рабочий совет избирался на 2 года. Для решения производственных задач и ведения текущих дел членами рабочего совета избирались комитет управления и директор. Директор за свою деятельность отвечал перед рабочим советом и комитетом управления, а также перед местным выборным органом власти - общинной скупщиной. Община наделялась функциями первичной административно-территориальной единицы.

Практика показала, что, несмотря на выборность и подотчетность директора и комитета управления, контроль за ними был формальным. Коллектив предприятия не мог знать все тонкостей производства и сбыта продукции. Исполнение управленческих обязанностей требовало специальных знаний и опыта.

б) произошли изменения в системе государственного управления экономикой в направлении ее децентрализации. Ряд функций федерального правительства по руководству народным хозяйством был передан республикам, а те в свою очередь передали некоторые свои полномочия скупщинам общин. Отменялись пятилетнее планирование и вместо него вводились годовые планы социально-экономического развития. Эти реформы привели к ликвидации большинства федеральных министерств, их аналоги были созданы на уровне республик.

В итоге, заметно возросла роль республиканских и местных органов власти. Так постепенно закладывались основы того, что позже стало называться строительством социализма на основе самоуправления трудящихся.

в) югославское руководство отказалось от курса на принудительную коллективизацию сельского хозяйства, большинство созданных в предшествующие годы производственных кооперативов распались, крестьяне вернулись к семейным формам хозяйствования.

г) компромиссное решение вопроса о компенсации за собственность, конфискованную у граждан западных государств (кроме немцев) в ходе национализации. Пошло развитие экономических отношений с ведущими капиталистическими странами. Начало было положено оказанием США в 1950 г. безвозмездной помощи зерном.

Помимо экономических перемен, конфликт 1948 года привел и к смене внешнеполитического курса Югославии.

Хронологически возникновение конфликта совпало с началом “холодной войны”, обострением противоборства между СССР и США.

сентябрь 1947 г. - совещание 9 коммунистических партий в Польше, где создано Информационное бюро (Коминформ), констатировало распад антигитлеровской коалиции и раскол мира на два противостоящих военно-политических лагеря.

СССР нужна была полная мобилизация и единогласие всех государств, входивших в его сферу влияния. Но югославское руководство против, проводили автономную политику на Балканах: ввод югославских военных частей в Албанию, помощь греческим партизанам в гражданской войне, озвученная Г.Димитровым в начале 1948 г. идея создания федерации или конфедерации государств Центральной, Юго-Восточной и Южной Европы от Польши на севере до Греции на юге, что таило для СССР угрозу потери влияния в только что созданной им зоне собственной безопасности в Европе.

февраль 1948 г. - жесткий разговор И.Сталина и В.Молотова с болгарской и югославской делегациями, советская сторона настаивала на полной координации всех внешнеполитических действий своих балканских союзников с Москвой и их полном послушании.

1 марта 1948 г. - на заседании политбюро ЦК КПЮ И.Тито высказал мнение, что отношения между ФНРЮ и СССР зашли в тупик, что в деле экономического и военного строительства нужно ориентироваться на собственные силы.

18 марта – реакция СССР: из Югославии были отозваны все советские военные советники, на следующий день - гражданские специалисты.

Начались переписки.

лето 1948 - принятием совещанием Коминформа в Бухаресте резолюции, обвинявшей руководство КПЮ в переходе на позиции буржуазного национализма, в предательстве интересов рабочего класса и социализма. После неудачного обращения к V съезду КПЮ конфликт принял необратимый характер.

Оказавшись в изоляции от СССР и стран народной демократии, югославское руководство сконцентрировало свои внешнеполитические усилия на налаживании добрососедских отношений с государствами Запада и несоциалистическими балканскими странами - Грецией и Турцией.


41. Югославия в условиях самоуправленческого социализма.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.