Становление и развитие новой Югославии в 1945-1948 годах
Завершение преобразований народной революции.
Окончание войны с оккупантами означало и победу революции, приведшей к коренным изменениям в общественно-политической и экономической жизни Югославии. Ее история сложилась в 1941-1944 гг. таким образом, что только КПЮ и руководимые ею партизаны вели бескомпромиссную борьбу за освобождение и возрождение страны на новых основах. Это обстоятельство связано с возросшей международной ролью СССР, у коммунистов полное преобладание в политической жизни на завершающем этапе войны.
Доминирование коммунистов было закреплено преобразованиями первых послевоенных месяцев.
август 1945 г. - заседание 3-й сессии АВНОЮ (Антифашистское вече народного освобождения Югославии). Антифашистское вече преобразовано во Временную народную скупщину.
Временная скупщина подтвердила решения 2-й сессии АВНОЮ, приняла ряд законов, в том числе об аграрной реформе, основанном на принципе: земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает, о национализации рудников и др., а также решение о проведении выборов в Учредительную скупщину, которая должна была определить будущий характер государства. Это решение вызвало шквал протестов оппозиции и эмиграции. Но великие державы оставили их без внимания.
ноябрь 1945 г. – парламентские выборы - кандидаты Народного фронта, руководимого КПЮ, получили 90% голосов избирателей и поддержку предложения о преобразовании Югославии в республику.
29 ноября 1945 г - открытие Учредительной скупщины. Она приняла закон о провозглашении Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ), подтвердила законодательные акты, принятые АВНОЮ и временной народной скупщиной. КПЮ добилась подтверждения легитимного характера новой власти и проводимого ею политического курса.
Новая обстановка в стране склонила многих деятелей оппозиции к эмиграции из страны. В стране фактически утвердилась однопартийная система.
Коренные перемены в общественной и хозяйственной жизни народов Югославии были закреплены конституцией.
31 января 1946 г. была принята Конституция Учредительной скупщиной после всенародного обсуждения ее проекта.
- ФНРЮ провозглашалась объединением равноправных народов, которые на основании права на самоопределение выразили добровольное желание жить в едином федеративном государстве.
- в состав ФНРЮ вошли 6 республик: Босния и Герцоговина, Македония, Сербия (она включала в свой состав автономные края Воеводину, а также Косово и Метохию), Словения, Хорватия, Черногория.
- всем гражданам гарантировались равные права, свобода слова, печати, собраний и др. демократические свободы.
- главная форма собственности - “всенародная”.
- высший орган законодательной власти - Народная скупщина, состоявшая из двух палат: Союзного веча и Веча национальностей. Скупщина избиралась на четыре года в ходе прямых, всеобщих, равных выборов при тайном голосовании. Парламент наделялся и контрольными функциями, поскольку федеральное правительство было ему подотчетно. Власть на местах принадлежала народным комитетам.
Таким образом, происходило соединение традиционного парламента и органов революционной власти, сформировавшихся во время войны. Становление конституционной федеративной системы завершали республиканские конституции, принятые в 1946-1947 гг. Каждая из республик имела свой парламент и правительство, что стало важным этапом в самоопределении населявших их народов.
От сталинской модели социализма к социалистическому самоуправлению.
В своей внутренней политике КПЮ исходила из того, что только развитие по социалистическому пути как в СССР позволит Югославии быстро догнать экономически развитые государства мира. Если учесть, что война и оккупация нанесли хозяйству Югославии не поддающийся точному учету урон. 3,5 млн. человек остались без крова, было разрушено 40% промышленных предприятий и половина железнодорожных путей.
1) Первоочередной стала задача восстановления народного хозяйства. К 1947 г. удалось достигнуть довоенный уровень промышленного производства.
2) Одновременно - разработка программы ускоренной индустриализации. Планировалось за две-три пятилетки превратить Югославию в индустриально-аграрную державу. Для этого нужно: национализация основных средств производства, банковско-кредитной сферы, транспорта и торговых предприятий оптовой и значительной части розничной торговли.
3) законы об аграрной реформе послужили юридической основой для конфискации земель помещиков, буржуазии, церкви и немцев. Больше всего земель перешло в распоряжение государства в Славонии и Воеводине, особенно в Банате. Конфискованные земли - в собственность малоземельным крестьянам, в том числе переселяемым сюда колонистам из неплодородных районов Черногории, Далмации и др. районов, потерявшим во время войны кров и имущество, а также участникам народно-освободительной борьбы. Часть земель пошла на создание социалистического аграрного сектора - государственных имений, государственного лесного фонда, а также передавалась кооперативам (задругам).
4) апрель 1947 г. - Народная скупщина утвердила первый пятилетний план развития народного хозяйства. Основными его задачами стали:
- ликвидация экономической отсталости страны
-укрепление оборонного потенциала
-расширение социалистического сектора экономики
-подъем жизненного уровня трудящихся.
Задания первой пятилетки первоначально выполнялись успешно. В промышленности к 1948 г. объем производства превысил довоенный уровень.
Югославия явно лидировала среди других государств Центральной и Юго-Восточной Европы по темпам и глубине социально-экономических и политических преобразований по советскому эталону.
Но разгоревшийся в 1948 г. конфликт между советским и югославским руководством, последующий разрыв отношений между двумя странами не только помешали успешному выполнению пятилетнего плана, но и внесли существенные коррективы в сам процесс социалистического строительства в Югославии.