Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Отсталые (слаборазвитые) регионы

ПРОБЛЕМНЫЕ РЕГИОНЫ

6.1

Общие черты

И особенности

Типов проблемных

Регионов

Современное экономическое пространство России, разнородное по уровню экономи­ческого развития и уровню жизни, включает множество больших и малых территорий с особыми аномалиями. В теории региональной экономики такие особые территории принято называть проблемными регионами. Упоминания о существовании проблемных регионов содержа­лись в предыдущих главах (см., например, параграфы 1.2 и 3.4).

Разумеется, каждый регион имеет свои проблемы, но далеко не каждый регион име­ет смысл относить к числу проблемных. Конст­руктивный смысл понятия "проблемный ре­гион" заключается в том, что это территория, которая самостоятельно не в состоянии ре­шить свои социально-экономические проб­лемы или реализовать свой высокий потен­циал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства. Таким образом, проб­лемный регион — это категория государст­венной региональной политики.


Глава 6. Проблемные регионы

Основными качественными признаками проблемных регионов являются-

• особая кризисность проявления той или иной крупной проблемы
создающая угрозу социально-экономическому положению в стране, полити­
ческой стабильности, экологическому равновесию;

• наличие ресурсного потенциала (производственного, научно-техни­
ческого, трудового, природного), использование которого особенно важно
для национальной экономики;

• особое значение геополитического и геоэкономического положения
региона для стратегических интересов страны;

• недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения
проблем общенационального и мирового значения.

К проблемным регионам могут относиться не только субъекты федерации в целом, но и отдельные их части, сопредельные части нескольких субъектов федерации и даже территории, вмещающие несколько субъектов федерации (например, зона Крайнего Севера, зона ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, озеро Байкал и прилегающая территория и т.п.). Число выделяемых проблемных регионов должно быть не очень велико, иначе усилия государства по их поддержке окажутся размытыми и малоэффектив­ными.

При рассмотрении различных типологий российских регионов (параграф 3.4) выделялось несколько типов проблемных регионов. Целесообразно различать два основных подхода к проблемному районированию.

Первый подход — это оценка регионов по степени остроты (кризисности) важнейших проблем на основе системы индикаторов.

К кризисным регионам правомерно относить территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, регио­ны широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения, регионы, в которых глубина экономи­ческого кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации. Исследование СОПСа по оценке ситуации в субъектах федерации по 40 индикаторам, сведенным в девять блоков (см. параграф 3.3), позволило выделить примерно 15 кризисных и, кроме того, 20 явно неблагополучных регионов.

В настоящее время на территории России выделяются четыре кризисных пояса: Центральный, Южный, Уральский, Восточный.

Наиболее крупный из них — Центральный, охватывающий части Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного и Поволжского экономических районов. В этом поясе расположено 17 субъектов Российской Федерации, находящихся в кризисном и предкризисном состояния


6.1. Общие черты и особенности типов проблемных регионов

о спаду производства; 13 — с неблагополучной экологической обстановкой; «о — с высоким уровнем депопуляции населения; 14 — с быстро растущей безработицей; 7 — кризисных по уровню бедности и 19 — характеризующихся сложной финансовой ситуацией.

Южный кризисный пояс состоит из сопредельных регионов Северного Кавказа и южной части Поволжья. В этом поясе в большинстве регионов произошел сильный спад производства, не утихают межэтнические конф­ликты, увеличивается безработица (7 регионов), падает уровень жизни (12 регионов), ухудшается финансовое положение (12 регионов). Здесь сосредо­точивается большое количество беженцев и вынужденных переселенцев как из республик самого Северного Кавказа (из Чечни, Ингушетии), так и из республик бывшего СССР.

Третьим кризисным поясом является Уральский, куда входят 4 субъекта Российской Федерации с глубоким спадом производства; 5 регионов находятся в кризисном или предкризисном состоянии по техногенной нагрузке; 3 — по угрозе безработицы; 5 — по уровню бедности и 2 — по неудовлетворительному финансовому положению. Этот кризисный пояс представляет существенную угрозу национальной безопасности России, поскольку на его территории концентрируются базовые отрасли промышленности, крупный оборонный потенциал, атомная промышленность.

Происходит образование Восточного (точнее Южно-Сибирско-Дальне-восточного) кризисного пояса, включающего республики Алтай, Тыва, Бурятия; Алтайский край, Читинскую и Ахмурскую области.

Вне рассмотренных кризисных поясов находятся также отдельные кризисные очаги на Крайнем Севере, для которых характерны экологические катаклизмы, потери контактов с Большой Землей, обезлюдивание.

Кризисные регионы представляют прямую угрозу безопасности страны. Диагностика экономической безопасности проведена Институтом экономики Уральского отделения РАН по десяти "сферам жизнедеятельности": 1) произ­водственный потенциал, 2) занятость, 3) уровень жизни, 4) правопорядок, 5) научно-технический потенциал, 6) экология, 7) демографическая ситуация, 8) бюджет и финансы, 9) энергообеспечение, 10) продовольственное обеспе­чение.

По каждой сфере определяются уровни кризисности (в баллах): 0 — Непревышение предкризисного уровня; 1 — превышение предкризисного Уровня, но ниже уровня кризисной ситуации; 2 — уровень кризиса по данной гРУПпе территорий значительно ниже, чем по другой группе кризисных территорий; 3 — наиболее высокий уровень по группе кризисных территорий. Примеры наиболее кризисных регионов по падению производства, занятости, Уровню жизни, демографической ситуации приводились в гл. 5. Согласно



Глава 6. Проблемные регионы


проведенному обследованию, наиболее тяжелая криминогенная обстановка сложилась в Сахалинской области, наибольшие потери научно-технического потенциала (отток более 2/3 научных кадров) произошел в Псковской Смоленской, Брянской областях. Каждый субъект федерации получил cboiq сводную оценку (сумму баллов).

Среди экономических районов как наиболее кризисная оценивается ситуация в Восточной Сибири (особенно по уровню жизни, правопорядку состоянию научно-технического потенциала, финансовому положению)' Далее следуют четыре экономических района: Северный, Северо-Западный Северо-Кавказский, Дальневосточный. Но и каждый из остальных эконо­мических районов имеет кризисное состояние хотя бы по трем компонентам, за исключением Западной Сибири (одна компонента). Внутри каждого экономического района различия очень велики.

По типологии СОПСа основные угрозы экономической безопасности локализуются в трех группах субъектов федерации. Это 7 острокризисных регионов (Псковская и Ивановская области, республики Мордовия, Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Чечня), 17 кризисных регионов (входят в 9 экономических районов) и 21 потенциально кризисный регион (входит в 8 экономических районов).

Диагностика за ряд последних лет позволяет утверждать, что тенденция к улучшению обстановки не прослеживается. Ареал экономического бедствия в России расширяется.

Второй подходк проблемному районированию ориентирован на политику целенаправленного оздоровления регионов. В основе этого подхода лежит типологизация по основополагающим проблемам. Пример такой типо-логизации рассматривался в параграфе 3.4 (см. табл. 3.14).

Экономический ландшафт России перенасыщен регионами, в которых наиболее острыми являются экономические, демографические, этнические, геополитические или же другие проблемы и их сочетания. С точки зрения региональной экономической политики главными типами проблемных регионов являются: отсталые {слаборазвитые) и депрессивные, а также приграничные (см. параграфы 6.2—6.4). Особую проблемную зону, охватывающую регионы, неоднородные по социально-экономическому положению, но имеющие ряд общих острых забот, образуют территории российского Севера (см. параг­раф 6.5).

Среди качественных признаков проблемных регионов есть и такой, как наличие ресурсного потенциала, имеющего особое значение для националь­ной экономики. Регионы, обладающие исключительными, но не используемыми (или не полностью используемыми) возможностями, в принципе могут стать


6.1. Общие черты и особенности типов проблемных регионов

люсами роста или регионами-локомотивами. Те из них, которые в лучшей Птепени приспособились к рыночным условиям, вполне способны продолжать вое развитие без специальной государственной поддержки. Иное дело — малозаселенные и малоосвоенные регионы, обладающие богатыми природными ресурсами, но не имеющие собственных финансовых возможностей для их освоения. Например, регион Нижнего Приангарья, где сосредоточены месторожде-дия полиметаллов, золота, нефти и других полезных ископаемых, гидроресурсы, большие запасы древесины. Такие регионы правомерно рассматривать как проблемные, а эффективной формой их государственной поддержки являются федеральные целевые программы регионального развития (см. гл. 8).

Другая разновидность проблемных регионов авангардного типа — это свободные экономические зоны (СЭЗ). Целесообразность их создания обусловлена конкурентными преимуществами некоторых компактных территорий (при­морское или приграничное положение, хорошие транспортные выходы в глубь страны, возможности развития экспортных производств и т.д.). Эти возможности могут быть реализованы в достаточно короткий срок только при участии государства посредством введения особо благоприятного экономического законодательства, крупных инвестиций в инфраструктуру и т.д. В России этот вид проблемных регионов пока не получил значительного развития в отличие от ряда стран (например, Китая). В наибольшей степени формирование СЭЗ продвинулось в Находке (Приморский край) и в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь").

Проблемные регионы испытывают социально-экономическое влияние более крупных территориальных образований, частями которых они являются. Для лучшего понимания проблем, например, депрессивной Ивановской области с большой концентрацией незагруженных текстильных фабрик и машиностроительных заводов важно знать ситуацию во всем Центральном экономическом районе. Для объективной оценки путей вывода из кризисной ситуации, например, Ингушетии, безусловно, необходимо понимать ситуацию в соседних республиках и во всем Северо-Кавказском экономическом районе. Поэтому при изучении данной главы полезно обращаться к монографиям и Учебникам, в которых содержится систематическая характеристика экономи­ческих районов1.

1 Для этого рекомендуются гл. 17 монографии "Путь в XXI век. Стратегические проблемы и Перспективы российской экономики"(М.: Экономика, 1999) и учебники: Размещение производительных Сил/Подред. В.В. Кистановаи Н.В. Копылова. М.: Экономика, 1994. Гл. 3.3—3.6; Региональная эконо­мика/ Под ред. Т. Г. Морозовой. Разд. III. Гл. 1 — 13; Экономическая география России / Под ред. В.И. Ви-Дяпа. M: ИНФРА-М, 1999. Разд. III. Гл. 2.

"Основы роп-юнаньной экономики *-*^~ '


Глава 6. Проблемные регионы

6.2

Отсталые (слаборазвитые) регионы

Понятие отсталости (слаборазвитости) региона является относительным Оно имеет смысл только в контексте общей социально-экономической ситуации в стране. К данному типу проблемных регионов принято относить регионы, имеющие традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов страны. Значительная часть регионов данной группы находится в состоянии длительного застоя; для них характерны низкая интенсивность хозяйственной деятельности, малодиверсифициро-ванная отраслевая структура промышленности, слабый научно-технический потенциал, малоразвитая социальная сфера. В ряде регионов, относимых к группе отсталых, социально-экономическая ситуация отягощается полити­ческими, этническими, криминальными, экологическими проблемами.

Граница, отделяющая отсталые регионы от основной части регионов, в принципе не может быть однозначной. Многое зависит не только от региональной дифференциации, но и от возможностей государства по оказа­нию реальной поддержки наиболее слабым регионам. Как ни парадоксально, но в богатом государстве доля регионов со статусом "отсталых" (слаборазвитых) может быть больше, чем в бедном государстве.

Для выделения отсталых регионов применяется ряд количественных критериев. Однако окончательное решение о придании тому или другому региону статуса "отсталого" должно быть политическим.

Анализ дифференциации субъектов Российской Федерации по величине ВРП на душу населения (см. подраздел 5.3.1) выделяет группу из 11 регионов, в которых величина ВРП на душу населения составляет менее 50% от средне­российской величины (по данным за 1996 г.). В состав этой группы входят: Тамбовская область (48,3% к средней) и республики Алтай (43,9%), Карачаево-Черкесия (43,5%), Марий Эл (42,9%), Кабардино-Балкария (39,9%), Адыгея (39,6%), Тыва (34%), Северная Осетия (33,1%), Калмыкия (29,6%), Ингушетия (25,7%), Дагестан (21,4%).

По величине денежного дохода на душу населения выделяется группа из 8 регионов с уровнем дохода менее 50% от среднероссийского (данные за 1997 г.). Это Карачаево-Черкесия (47,7%), Марий Эл (47,3%), Калмыкия (46,7%); Коми-Пермяцкий автономный округ (40,1%), Агинский Бурятский автономный округ (37,7%), Дагестан (34,9%), Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (33 %), Ингушетия (31,5%). Однако корректировка номинального дохода с учетом


6.2. Отсталые (слаборазвитые) регионы

оожиточного минимума меняет состав наиболее отсталых регионов. По соотношению денежного дохода и прожиточного минимума (в среднем по России оно равно 224%) в худшем положении находятся Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (62%), Ингушетия (74%), Тыва (98%), Читинская область (102%), Корякский автономный округ (102%), Дагестан (116%), Коми-Пермяцкий автономный округ (116%), Марий Эл (117%).

При ранжировании регионов на основе суммарной балльной оценки (методика СОПСа) в последнюю пятую группу с суммой баллов 9 и менее попадают 11 субъектов Российской Федерации: республики Марий Эл (9 баллов), Мордовия (9), Адыгея (9), Карачаево-Черкесия (9), Северная Осетия (9), Калмыкия (8), Кабардино-Балкария (8), Алтай (8), Тыва (8), Ингушетия и Чечня (без оценок из-за отсутствия данных).

Сравнение групп наиболее отсталых регионов, выделяемых по разным критериям, приводит к выводу, что в число отсталых регионов (около 15) устой­чиво входят большинство республик Северного Кавказа, республики и автономные округа юга Сибири, а также Марий Эл и Калмыкия. Если группу несколько увеличить, то в нее попадают некоторые области Центрально-Черноземного района и Урала, автономные округа Севера.

В 1990-х гг. отставание большинства указанных регионов значительно усилилось. В условиях общего экономического кризиса они имеют худшую динамику по сравнению со среднероссийскими индексами. Так, при общем по России падении промышленного производства за 1991—1997 гг. на 51% оно уменьшилось в отсталых республиках Северного Кавказа в 4—5 раз, в респуб­ликах Марий Эл — на 62%, Калмыкия — на 72, Алтай — на 73%, Тыва — на 67, в Усть-Ордынском и Агинском округах — соответственно на 72 и 81 %. Эти же регионы имеют, как правило, наибольший уровень безработицы, значительно увеличившейся по сравнению с началом 1990-хгг. (см. табл. 5.11). Реальные денежные доходы здесь снизились также сильнее, чем в среднем по стране. Таким образом, отмеченная в гл. 5 тенденция дивергенции российского экономического прост­ранства наиболее болезненно проявляется в группе отсталых (слаборазвитых) регионов.

Исходя из вышеизложенного ясно, что проблема преодоления отставания Данной группы проблемных регионов очень сложна.

В подразделе 5.3.3 утверждалось, что полное выравнивание регионов по величине ВРП на душу населения в обозримой перспективе абсолютно Невозможно. Этот вывод основан на результатах решения двух простых задач, сУть которых состоит в сравнении траекторий экономического роста в стране и Регионах при разных темпах. Первая задача: сколько лет необходимо отстаю­щим регионам для достижения среднероссийского уровня ВРП на душу Населения при определенных темпах прироста. Вторая задача: какие необходимы



 



 


Глава 6. Проблемные регионы

время — по транспортировке нефти). В этой зоне имеются исключительно благоприятные условия для горного курортно-рекреационного комплекса все­российского и международного значения. В ближайшей перспективе станет реальной разработка нефтяных месторождений на шельфе Дагестана с после­дующей транспортировкой нефти в порты Черного моря. При усилении геолого­разведочных работ может значительно возрасти добыча вольфрамового молибденового, цинкового, медного сырья. Имеющиеся большие запасы подземных термальных вод являются экономически и экологически эффек­тивной базой для местной энергетики, коммунального и тепличного хозяйства. В предгорных и степных регионах имеются возможности для выращивания ряда теплолюбивых сельскохозяйственных культур. Важным направлением интенсификации использования трудовых ресурсов является организация сети филиалов крупных и малых предприятий, специализированных на тру­доемких изделиях и операциях.

Ускорение развития особо отсталых анклавов Центрально-Черноземного и Волго-Вятского экономических районов во многом связано с преодолением общего экономического кризиса, увеличением спроса на профилирующую продукцию проблемных регионов (особенно сельского хозяйства), усилением мобильности трудовых ресурсов (рассасывание безработицы).

Подъем отсталых регионов южной Сибири (республик и автономных округов) требует значительных внешних инвестиций, необходимых для восстановления традиционных отраслей деятельности, улучшения транспорт­ной доступности, развития курортно-рекреационных зон и центров, собст­венной энергетики, производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

Государство может оказывать поддержку экономически слабым регионам в форме развития производственной инфраструктуры, стимулирования при­тока частных инвестиций, некоторых налоговых и кредитных льгот и префе­ренций, селективного дотирования предприятий, обеспечивающих мини­мальную занятость и т.п. Однако масштабы такой экономической поддержки в ближайшие годы не могут быть значительными и достаточными, учитывая ограниченность финансовых ресурсов.

Поэтому пока главный путь — это саморазвитие регионов на основе использования собственного потенциача и конкурентных преимуществ. Воз­можности межрегионального перераспределения федеральных доходов в пользу отсталых регионов будут возрастать по мере ускорения экономичес­кого подъема в стране.


6.3. Депрессивные регионы

6.3

Депрессивные регионы

Депрессивные регионы принципиально отличаются от отсталых тем, что при более низких, чем в среднем по стране, современных социально-экономи­ческих показателях в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым производствам занимали ведущие места в стране. Как правило, эти регионы имеют достаточно высокий уровень накопленного производственно-техни­ческого потенциала, значительную долю промышленного производства в структуре хозяйства, относительно высокий уровень квалификации кадров. Однако по разным причинам (из-за падения спроса на основную продукцию или снижения ее конкурентоспособности, истощения минеральных ресурсов или ухудшения геологических условий и т.п.) эти регионы потеряли свое былое экономическое значение и относительные преимущества. С точки зрения продолжительности депрессивного состояния целесообразно различать две группы регионов:

• дореформенные депрессивные регионы, регресс которых начался в
дореформенный период, а в процессе реформ их положение еще более
ухудшилось;

• новые депрессивные регионы, которые в дореформенный период
поддерживали относительно высокий уровень развития, но в последние годы
попали в состояние кризиса и не имеют необходимых условий для выхода
из него.

Продолжительность и глубина региональной депрессии определяются в значительной мере составом отраслей производства, кризис в которых стал основной причиной распространения депрессии на всю экономику региона. По этому признаку депрессивные регионы делятся на: 1) старопро­мышленные, 2) аграрно-промышленные, 3) добывающие (очаговые). Конкретными причинами образования разновидностей новых депрессивных регионов стали переходные процессы и их переплетения (рассматривавшиеся в подразделе 5.1.3), особенности социально-экономической динамики (параграф 5.2), а также трансформационные тенденции в экономическом пространстве России (параграфы 5.3, 5.4).

В настоящее время большая часть депрессивных регионов — это сгпаропромышленные, сформировавшие и изменявшие свою структуру на Разных этапах индустриального развития, начиная с конца XIX столетия


Глава 6. Проблемные регионы

до 1960—1970-х гг. Эти регионы в наибольшей степени пострадали от разрыв прежних экономических связей, сокращения государственных заказов и продукцию высокотехнологичных отраслей и общего инвестиционного спроса изменения соотношения цен в пользу сырьевых отраслей, значительного увеличения импорта, вытесняющего отечественную продукцию.

Одна из специфических черт переходного периода — возникновение противоречия между научно-технической прогрессивностью отраслевой структуры и ее рыночной эффективностью. Вследствие этого старопро­мышленные регионы, особенно концентрирующие предприятия ВПК технологического оборудования, сельскохозяйственного машиностроения' приборостроения и т.д., а также легкой промышленности, оказались в гораздо худшем положении, чем регионы, имеющие высокий удельный вес добывающих отраслей и отраслей первого передела (производство нефтепродуктов, металлов и т.п.). Исключение составили Москва и Санкт-Петербург, сумевшие компенсировать спад промышленного производства развитием сферы рыночных услуг. В этом отношении новая Россия радикально отличается от Западной Европы, США, Японии, где депрессивные регионы, отягощенные отраслями первых стадий индустриализации (угольной, металлургической, основной химией и т.п.), вступили на путь реструкту­ризации в пользу высокотехнологичных и экологичных отраслей. Большее сходство с депрессивными старопромышленными регионами развитых стран имеют российские угледобывающие регионы (Кузнецкий, Печерский, группа уральских), в которых закрываются многие нерентабельные шахты и разрезы.

Большинство старопромышленных депрессивных регионов находится в Северо-Западном, Центральном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском экономических районах и южном поясе Сибири и Дальнего Востока. Депрес-сивность более четко выражается на локальном уровне (городские агломерации, промышленные районы и узлы), но и некоторые целые субъекты федерации обладают ярко выраженными качествами депрессивных регионов. Вкрапления старопромышленных депрессивных регионов встречаются и в других экономических районах, помимо выше упомянутых.

В табл. 6.3 представлены субъекты федерации, имевшие к началу 1990-х гг. развитую промышленность. В настоящее время им присущи основные приз­наки депрессивных регионов. Значения всех избранных индикаторов у этих регионов хуже среднероссийских. В список кандидатов на статус депрессив­ного региона вполне могут быть включены и такие регионы, которые благо­получны по какому-то одному индикатору (чаще всего это уровень безработицы, определяемый с большой условностью). Например, это Новосибирская область,



 


Глава 6. Проблемные регионы

от поставленных целей, предполагаемых форм и масштабов государственной поддержки по их санации и реструктуризации1.

Аграрпо-промышленные депрессивные регионы "в чистом виде" выделите трудно, поскольку за исключением некоторых автономных округов аграрный сектор нигде не занимает ведущего места в экономике регионов. Депрессия в аграрно-промышленном комплексе (АПК) является одним из факторов усиливающих депрессивные свойства тех регионов, где доля сельского населения и падение производства в АПК относительно велики. Прежде всего к таким регионам относится Центрально-Черноземный район, в котором удельный вес сельского населения — 37,8% (в среднем по России — 26,9%), а падение сельско­хозяйственного производства за 1993—1997 гг. составило 28% (общероссийский спад — 25%). В ряде регионов высокий удельный вес сельского населения и снижающееся производство в АПК сочетаются со значительной концентрацией машиностроения (в том числе оборонного и сельскохозяйственного), например, в Воронежской и Курганской областях, относимых к депрессивным регионам. Следует иметь в виду, что значительная группа аграрно-индустриальных регаонов входит в группу отсталых (слаборазвитых). Это прежде всего республики Северного Кавказа и южной Сибири.

Добывающие депрессивные регионы (за исключением крупных угольных относимых к старопромышленным), как правило, представляют собо£ локализованные горнопромышленные и лесопромышленные узлы, чаете размещенные в малозаселенных районах. Они образуются в связи с истощениету запасов или ухудшением условий добычи полезных ископаемых и древесины возросшей конкуренцией других регионов, падением спроса на некоторые виде сырья. Главные трудности этой группы депрессивных регионов объясняютс. отсутствием возможностей для создания других производств, необходимость! поддерживать функционирование инфраструктуры, организовывать переселени избыточного населения.

Перспективы выхода регионов из состояния депрессии обусловлены изм« нениями макроэкономической ситуации и проводимой социально экономической политикой на федеральном и региональном уровнях.

1 В работе Института экономики и организации промышленного производства Сибирско отделения РАН к типу депрессивных регионов (по экономическим проблемам) отнесены: а) дорефс менные: республики Бурятия и Чувашия, Алтайский край, Амурская, Кировская, Курганская, Читинс* области; б) новые: Республика Удмуртия, Хабаровский край, Архангельская и Ивановская облас Итого 11 регионов.

В исследовании, проведенном Международной академией регионального развития сотрудничества, в группу депрессивных старопромышленных регионов включены: Архангельск Ленинградская, Владимирская, Ивановская, Кировская, Челябинская, Новосибирская, Волгогр екая, Калужская, Воронежская, Рязанская, Ярославская области. Итого 12 регионов.

Различия списков довольно существенны.


6.4. Приграничные регионы

Переход к устойчивому экономическому росту и связанные с ним структурные сдвиги должны благоприятно сказаться в первую очередь именно на депрессивных регионах. Главный фактор — это увеличение инвестицион­ного и потребительского спроса и соответственно преимущественное развитие отраслей, составляющих основу ныне депрессивных регионов. В этом же направлении будет действовать нормшшзация финансово-банковской системы, способствующая перетоку капитала в реальный сектор.

Девальвация рубля, помимо ряда негативных моментов, улучшает условия, с одной стороны, для экспорта продукции более высокой степени обработки, а с другой стороны, для развития импортозамещающих производств (в легкой и пищевой промышленности, отчасти в машиностроении). Положение многих старопромышленных регионов может улучшиться в случае восстанов­ления и укрепления позиций России на мировых рынках вооружений, аэро­космической техники, атомной промышленности и других высокотехноло­гичных отраслей. Улучшение инвестиционного климата в стране и восстанов­ление доверия к России со стороны международного бизнеса также особенно благоприятно скажется на развитии старопромышленных регионов.

Многие проблемы преодоления депрессии могут и должны решаться на уровне региона и предприятий путем диверсификации, конверсии, мо­дернизации производства, стимулирования развития малого бизнеса, улучше­ния местного инвестиционного климата, поиска новых рынков сбыта и т.д.

Наконец, определенная часть регионов, в полной мере отвечающих приз­накам депрессивных, может получить государственный статус проблемных ре­гионов и стать объектами целевой государственной поддержки. Возможные формы и методы государственного регулирования депрессивных регионов рассматриваются в гл. 8.

Приграничные регионы

Приграничные регионы в России играют особо важную роль в обеспечении безопасности и международного сотрудничества. Россия занимает первое место в мире как по протяженности государственных границ (60,9 тыс. км), так и по числу приграничных стран (16). После распада СССР длина рос­сийских границ почти не изменилась. Зато появилось обширное новое пог-раничье: восемь государств — республик бывшего СССР (Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан). Сохранив


Глава 6. Проблемные регионы


^


 


значительную протяженность границ со "старым" зарубежьем (Норвегия Финляндия, Польша, Китай, Монголия, КНДР, Япония, США), Россия потеряла прямой выход к границам шести государств Восточной Европы и Ближнего Востока.

Понятие "приграничный регион" подразумевает, что входящая в него территория испытывает существенное влияние государственной границы основными функциями которой являются барьерная, фильтрующая, контактная Целесообразно рассматривать три уровня приграничья.

Макроуровень — это все субъекты федерации, имеющие прямой выход к государственным границам. В настоящее время из 89 субъектов Российской Федерации 51 являются приграничными или приморскими1. Их общая территория — 12,5 млн. кв. км (73% всей территории России), население на начало 1996 г. — 73,8 млн. чел. (около 50% населения России).

Однако многие приграничные и прибрежные субъекты федерации занимают огромные территории (например, Республика Саха (Якутия) — 3,1 млн. кв. км), значительные части которых не испытывают воздействия границ. Поэтому нецелесообразно разрабатывать какую-либо особую приграничную экономическую политику для столь обширных территорий и устанавливать для них какой-то особый приграничный статус. Очевидно, что проблемы регулирования развития приграничья в основном должны решаться на более низких уровнях таксономии, однако с непременным участием властей приграничных субъектов федерации.

Необходимо также проводить различия между старыми и новыми пригра­ничными субъектами федерации. Они находятся на разных этапах формирова­ния и имеют существенно разные соотношения своих основных пограничных функций. К старым приграничным регионам относятся 22 субъекта федерации (10,4 млн. кв. км, 21,5 млн. чел. населения)2, к новым — 26 субъектов федерации (18,4 млн. кв. км, 49,5 млн. чел.); кроме того, три региона (Калининградская и Ленинградская области, Республика Алтай) имеют одновременно и старые, и новые участки государственной границы (их общая площадь — около 200 тыс. кв. км, население — 2,8 млн. чел.). Таким образом, новое приграничье России (на уровне субъектов федерации) хотя и в 5 раз более компактно, чем старое, но зато вмещает более трети всего населения страны.

Новые границы России пока еще не оформлены по условиям между­народного права; предстоит большая работа по их лимитации,


 


 


332


1 Только морские границы имеют 12 субъектов федерации.

2 Территория г. Санкт-Петербурга условно включена в Ленинградскую область.


6.4. Приграничные регионы

Мезоуровень приграничья — это административные районы в составе субъектов федерации, часть внешних границ которых совпадает с государст­венной границей. Сюда же включаются города на территориях этих районов.

Микроуровень это приграничная полоса, включающая населенные пункты, непосредственно выходящие на государственную границу. Например, сюда попадают города Ивангород и Печеры (у эстонской границы), Советск л Неман (у литовской границы), Донецк и Гуково (у границы с Украиной), Троицк и Горняк (у границы с Казахстаном). В этой полосе встречаются также разделенные границей населенные пункты и транспортные узлы. Рос­сийские эксперты определяют среднюю ширину приграничной полосы в 5 км. По правилам Всемирной торговой организации (ВТО) полоса приграничной торговли определяется как 15 км по обе стороны границы.

Помимо выделения трех уровней приграничных территорий, различаются также уровни морских приграничных пространств {акваторий), охватывающих внутренние и территориальные воды, исключительную экономическую зону, континентальный шельф, конвенционные морские районы. Для России, имеющей прямые выходы в акватории Северного Ледовитого и Тихого океанов, Балтийского, Черного и Каспийского морей, проблемы развития прибрежных регионов и использования ресурсов прилегающих морей имеют огромное экономическое значение.

Многие политические, экономические, гуманитарные трансформации в пространстве бывшего СССР с наибольшей силой проявляются в пригра­ничных регионах.

В рамках СНГ не удалось реализовать идею охраны только общей внешней границы и сохранения прозрачности границ внутри СНГ. Границы между новыми государствами становились все более реальными барьерами. В новых приграничных регионах возникла необходимость изменения конфигураций транспортных и инженерных коммуникаций, переориентации экономики на внутренний рынок и рынки "дальнего" зарубежья, изменения режима приро­допользования и т.д. Эти регионы приняли и пропустили через себя значительные потоки "русскоязычных" переселенцев из республик бывшего СССР. Сильно ослабли прежние производственно-технические, трудовые, гуманитарные связи между сопредельными приграничными регионами.

В связи с тем что Россия как государство потеряла большинство прямых транспортных выходов в Западную Европу, усилилась нагрузка на морские п°рты Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Новороссийск и междуна­родные авиалинии; усложнились проблемы использования транзитных коммуникаций (железных и автомобильных дорог и особенно нефте- и газо­проводов), проходящих через страны Балтии, Белоруссию, Украину.



 


6.4. Приграничные регионы

Российское приграничье делится на семь зон, в том числе две старые й пять новых.

1. Норвежско-финляндское приграничье входит в систему сотрудничества
Баренц-Евроарктического региона и частично — в программу Европейского союза
IMTERREG. Баренц-Евроарктический регион был организационно оформлен
в 1993 г. с участием Норвегии, Швеции, Финляндии, России и ЕС. Тогда же
были созданы Региональный совет (политический орган) и Административный
региональный комитет (административный орган). Принята Программа Баренц-
региона, главная цель которой — стимулирование регионального сотрудничества
по приоритетным направлениям: экологические проблемы, забота об интересах
и потребностях коренных народов, многосторонние инвестиционные проекты,
поощрение новых и расширение существующих двусторонних отношений,
информационный сервис. Развивается сотрудничество по всей линии российско-
финляндской границы. Разработан Консолидированный проект развития северо­
западных территорий, граничащих с Норвегией и Финляндией.

2. Балтийское приграничье (границы с Эстонией, Латвией, Литвой)
находится на этапе демаркации границ, решения таможенных и этнических
вопросов. Особая проблема — эксклавное положение Калининградской области,
развитие здесь СЭЗ, обеспечение надежных транзитных коммуникаций. Россия
участвует в работе Совета государств Балтийского моря по экономическому
сотрудничеству на субрегиональном уровне. Разработаны транспортный проект
"Виа Балтика" с ответвлением на Калининград и Санкт-Петербург, проект
"Балтийское энергетическое кольцо" и др. Деятельность созданного Совета при­
граничных регионов России, Эстонии, Латвии отчасти компенсирует напряжен­
ность в отношениях этих стран на уровне национальных правительств.

3. Белорусское приграничье — один из наиболее депрессивных регионов.
Прозрачность границы и образование Союза России и Белоруссии создают
Дополнительные предпосылки для возрождения экономики этой трансграничной
территории.

 

4. Украинское приграничье.Граница постепенно закрывается, причем в
большей степени со стороны Украины. Заключено Соглашение о сотрудни­
честве приграничных областей, на основе которого ведется работа по усилению
экономических, гуманитарных и культурных трансграничных связей.

5. Северо-Кавказское приграничье(границы с Грузией и Азербайджа­
ном) — зона наибольшей нестабильности, политических, этнических и военных
конфликтов, экономического распада. Фактически формируется граничный
РУбеж: Чечня — внутренняя Россия. Контактные функции границы существенно
сУжены; пока отсутствуют реальные предпосылки для экономического развития
территории.


Глава 6. Проблемные регионы

6. Казахстанское приграничье. Вэтой зоне осуществляется производ­
ственная кооперация в энергетике, металлургии, машиностроении, аграрно-
промышленном комплексе. Действует Соглашение о сотрудничестве пригра­
ничных областей. Россия и Казахстан входят в Таможенный союз.

7. Восточно-Сибирское и Дальневосточное приграничье (границы с
Китаем, Монголией, КНДР, а также морские границы с Японией и СЩД).
Это зона возрастающей активности, особенно по приграничной торговле с
Китаем. Создание у китайской границы свободных экономических зон и
огромный демографический перевес Китая — это сильный вызов России.
Создаются новые таможенные и пограничные пропускные пункты. Пред­
полагается создание ряда СЭЗ, осуществление совместных транспортных,
энергетических и других проектов.

Еще в середине 1980-х гг. границу СССР ежегодно пересекало не более 5 млн. чел. В 1994 г. границу России пересекло уже 74 млн. чел., в 1995—1996 гг. этот поток несколько снизился вследствие ужесточения правил "челночной" и "бартерной" торговли: в 1995 г. — 63 млн., в 1996 г. — 57 млн. чел., однако в ближайшие годы ожидается увеличение некоммерческих трансграничных контактов.

Недостаточное число пограничных переходов, таможенных пунктов и других элементов приграничной инфраструктуры не позволяет качественно выполнять ни одну из функций границ. Граница не справляется с потоком контрабанды (по минимальным оценкам, он достигает 10—15% официаль­ного импорта). По данным Федеральной пограничной службы России, за 1991—1997 гг. из-за нелегального экспорта морских биоресурсов стране нане­сен ущерб более чем на 35 млрд. долл. США. Государственное финансирова­ние пограничной и таможенной службы хронически недостаточно.

На территории СНГ, помимо трудностей функционирования пригра­ничных транспортных узлов и транзитных магистралей, специфические слож­ности создали "секущие трассы" (соединяющие Россию и Украину, Россию и Казахстан), которые существенно задерживают движение из-за четырехкрат­ного пограничного и таможенного контроля. По этой причине Россия наме­рена создавать магистрали, обходящие территорию Украины, а со стороны Украины предприняты еще более решительные действия: демонтаж части железных дорог, идущих в сторону России.

В стратегии территориального развития России и ее интеграции в мировую экономику приграничным регионам отводится роль форпостов, авангардов международного экономического сотрудничества. По идее они должны стать лидерами в увеличении экспорта и импорта, привлечении иностранных инвестиций. Развитие внешнеэкономических связей приграничных регионов


6.5. Зона Севера

лжно компенсировать их удаленность от главных экономических центров страны, повышая их рыночную конкурентоспособность. Вместе с тем очевидно, qT0 B интересах усиления экономического единства страны приграничные регионы не должны превращаться в экономические эксклавы, а должны подцерживать активные экономические связи с внутренними регионами.

6.5

Зона Севера

Зона Севера занимает около 70% территории России; в ней проживает 8% населения страны. К этой экономико-географической зоне относятся полностью или частично 28 субъектов Российской Федерации.

Значение Севера для экономики России определяется прежде всего сырьевым потенциалом. Здесь добывается 72% всей нефти и газового конденсата, 93% естественного газа, практически все алмазы, заготавливается 37% деловой древесины, производятся основная часть цветных, редких металлов и золота и многие другие важные виды продукции, обеспечивающие в совокупности до 60% экспорта страны. Север дает 15—20% суммарного ВРП и является в целом устойчивым донором федерального бюджета. Так, в 1997 г. платежи северных регионов в бюджет составили 52,1 млрд. руб., а обратные трансферты в региональные бюджеты — 13,3 млрд. руб.

Важно также геополитическое и геоэкономическое значение Севера. Это плацдарм международного сотрудничества в Баренц-Евроарктическом регионе и в северной части Тихоокеанского бассейна. Порты Арктики и Северный морской путь открывают России прямые выходы на важнейшие мировые рынки.

Регионы, относимые к Северу, существенно различаются по комфор­табельности жизнедеятельности и условиям хозяйствования. По этим причинам зона очень неоднородна по экономическому и социальному развитию.

Так, по производству ВРП на душу населения самый северный пояс субъектов федерации от Ненецкого до Чукотского автономного округа занимает первые места в стране. Выше среднероссийского уровня по этому индикатору также республики Карелия и Коми, Мурманская, Магаданская, Камчатская, Сахалинская области, Красноярский край.

По величине денежных доходов на душу населения (даже с поправкой на прожиточный минимум) Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа находятся на втором и третьем местах, а среднероссийский уровень превышают Мурманская область и Красноярский край.


Глава 6. Проблемные регионы

В то же время ряд северных регионов имеют слаборазвитую экономику и неблагоприятную социально-экономическую динамику. К ним относятся Эвенкийский, Таймырский (без Норильска), Корякский автономные округа а по некоторым индикаторам — другие северные субъекты федерации. Если же анализировать части территорий субъектов федерации, имеющие различную хозяйственную специализацию, удаленность от транспортных коммуникаций и т.д., то обнаруживаются гораздо более сильные контрасты. Даже в самых благополучных Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах существуют территории экономического, социального, экологического бедствия. Одна из причин состоит в том, что в результате приватизации и перехода к рыночным отношениям эффект от добычи ценного сырья (нефти, газа, алмазов и т.п.) концентрируется в руках собственников и работников добывающих предприятий, а поэтому рядом с этими преуспевающими анклавами могут соседствовать деградирующие предприятия и местности.

Таким образом, общий (усредненный) диагноз экономики и социальной сферы российского Севера является нечетким и противоречивым. Несомненно, что Север благодаря своему сырьевому потенциалу играет позитивную роль в выживании российской экономики и создании предпосылок для выхода страны из экономического кризиса. Но верно и то, что бедственное положение значительной части Севера, нуждающейся в финансовой поддержке государства, усугубляет трудности возрождения российской экономики.

Север как проблемная территория

Возникает закономерный вопрос: если Север по социально-экономическому положению и динамике исключительно неоднороден, включает регионы и с позитивными и с негативными отклонениями от среднероссийского уровня, то имеет ли смысл рассматривать его в целом как проблемную территорию? Не правильнее ли вычленить из всего Севера более компактные территории, отвечающие критериям рассмотренных кризисных, отсталых, депрессивных регионов, а к оставшейся части применять общий региональный подход? Такая методика кажется разумной, и, по сути дела, она применяется в традиционных региональных типологиях, где "северное измерение" отсутст­вует (см. параграфы 6.2—6.4). И все же при этом селективном подходе умаляется роль общих черт всех северных регионов, которые нельзя не учитывать при организации экономической и социальной жизни на Севере.

Главными общими чертами экономики и жизни на Севере являются: неблагоприятный климат (с колебаниями от абсолютной до умеренной дискомфортное™), распространение вечной мерзлоты, большая удаленность ся основных экономических и культурных центров, высокие транспортные издержки, удорожание производства и строительства, высокая стоимость жизни-


6.5. Зона Севера

экологическая уязвимость (неустойчивость северных биоценозов). Эти негативные северные факторы столь существенны, что в каждом из основных типов проблемных регионов целесообразно выделять особый северный подтип.

феномен процветающих и благополучных северных регионов объясняется не тем, что в них в меньшей степени действуют негативные северные факторы, а наличием противостоящих сильных конкурентных преимуществ: высокоэф­фективных и уникальных природных ресурсов (минеральных, энергетических, биологических) и выгодного географического положения (особенно наличия незамерзающих морских гаваней). Если эти конкурентные преимущества не перевешивают негативные факторы, то соответствующие регионы попадают в группу проблемных, которые по определению не в состоянии поддерживать саморазвитие на основе только собственных ресурсов.

Все северные регионы России объединяет особенная болезненность перехода от планово-административной к рыночной экономике.

Прежняя экономическая система имела здесь наиболее законченные формы государственного и ведомственного администрирования, а монопо­лизированная и узкоотраслевая экономика не обладала способностью к саморегулированию. Ликвидация централизованного материально-технического снабжения нарушила регулярность завоза необходимой продукции из других регионов. Из-за либерализации цен и тарифов и коммерциализации кредитной системы в тяжелое финансовое положение попали предприятия и организации большинства отраслей, ледокольный флот, морские и речные порты. Инфля­ционный шок начала 1992 г. практически уничтожил оборотные средства предприятий, необходимые для сезонных закупок, и денежные сбережения жителей Севера, а вместе с этим уничтожил главный фактор, компенсирую­щий проживание в дискомфортных условиях.

Переход к рыночным условиям был осложнен и тем, что экономика российского Севера была сильно ослаблена еще до начала реформ вследствие значительного сокращения государственных инвестиций в морской флот и портовое хозяйство, техническую реконструкцию основных производств, геологоразведочные работы, а также вследствие наступления стадии истощения ряда крупных месторождений полезных ископаемых. Объемы перевозок по Северному морскому пути стали снижаться уже с 1988 г.

В период нарастания кризиса (с 1992 г.) спад производства в меньшей степени затронул добычу нефти и газа, производство цветных металлов и алмазов, где удалось переориентироваться на мировой рынок. Более значителен спад производства в лесной и рыбной промышленности, а также в строитель­стве, сельском хозяйстве и сопутствующих отраслях. Сокращение занятости и Утрата сравнительных преимуществ вызвали первую в истории российского Севера волну миграционного отгока.


Глава 6. Проблемные регионы

Наиболее острой проблемой выживания Севера стало обеспечение завоза необходимой продукции, в первую очередь продовольствия и топлива. Эта проблема не может быть решена только на основе рыночного саморегулирования, так как получатели продукции на Севере не имеют финансовых ресурсов для оплаты сезонного завоза, товаропроизводителям из южных регионов поставки на Север невыгодны из-за несвоевременной их оплаты и высокого риска а для транспортных организаций (в дополнение к трудностям поставщиков) большие сложности создают ограниченные сроки навигации для завоза про­дукции. Неоднократные изменения льготных правил финансирования и кре­дитования северного завоза до сих пор не дали положительного результата. Из года в год повторяется одна и та же картина: запаздывание финанси­рования мероприятий по завозу, позднее начало отправки грузов, удорожание перевозок в 1,5—3 раза из-за поздних перевозок в тяжелых ледовых условиях, аварий судов, вынужденного использования авиатранспорта.

Объединяющей весь Север экономической и гуманитарной проблемой является обеспечение жизнедеятельности коренных народов, общая численность которых составляет около 180 тыс. чел. Данная проблема заметно обострилась в условиях кризиса и распространения рыночных принципов хозяйствования.

С целью смягчения процесса адаптации населения и экономики Севера к новым условиям государство применяет ряд специальных антикризисных и стабилизационных мер. Правовой основой этих мер является Федеральный закон "Об основах государственного регулирования социально-экономического разви­тия Севера Российской Федерации ".

Закон определяет основной принцип государственного регулирования на Севере — это государственный протекционизм, направленный на создание для населения необходимых жизненных условий, а для определения отраслей хозяйства — льготного режима развития с целью обеспечения государственных потребностей в производимой ими продукции. Другие принципиальные положения Закона — это ограничение промышленного освоения Севера в целях бережного использования его природных ресурсов, сохранения окру­жающей среды и защиты традиционных основ хозяйствования и уклада жизни малочисленных народов Севера; опережающее развитие объектов инфра­структуры, в первую очередь связи и транспорта, включая Северный морской путь; сохранение и развитие коренных малочисленных народов Севера; опти­мизация численности населения Севера.

В развитие Закона "Об основах государственного регулирования социа­льно-экономического развития Севера Российской Федерации" принят более специальный Закон "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, рабо­тающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Цели этого Закона -- гарантировать уровень жизни местного


6.5. Зона Севера

населения, компенсирующий дискомфортные региональные условия, пре­дотвратить стихийный отток населения, создать условия для переезда опреде­ленных контингентов жителей (например, пенсионеров) в более южные регионы и их последующей социально-экономической адаптации, создать стимулы и гарантии для работающих на Севере вахтовым методом. Кроме вышеназван­ных, в последние годы принят еще ряд законов и нормативных актов, регу­лирующих специфику экономики северных регионов. Таким образом, вся зона Севера становится особым подпространством экономико-правового про­странства Российской Федерации.

Особенности проблемных регионов Севера

Большинство северных субъектов федерации имеют признаки разных типов проблемных регионов.

Регионы европейского Севера, за исключением Ненецкого автономного округа, схожи со старопромышленными депрессивными регионами, но с разным составом депрессируюших отраслей.

В Мурманской области это в первую очередь, рыбная промышленность. Увеличение экспорта непереработанной рыбы (даже без доставки ее на бере­говые базы) происходило при резком сокращении переработки. Так, берего­вые предприятия ранее крупнейшего в стране Мурманского рыбокомбината, производившие во второй половине 1980-х гг. ежегодно 132 тыс. т продукции, уменьшили ее выпуск в 1995 г. до 4,7 тыс. т. Значительно сократилась выплавка меди и никеля вследствие истощения местной рудной базы и устарения оборудования, не удовлетворяющего современным экологическим стандартам. Снизилось также крупнейшее в России производство апатитового концентрата.

В Карелии, Коми и Архангельской области значительное негативное влияние оказывает сокращение производства в лесном комплексе. В Архангельской области к нему добавляется падение производства на предприятиях ВПК, среди которых выделяется крупнейший завод атомных подводных лодок в г. Северодвинске (с населением в начале 1990-х гг. более 250 тыс. чел.). В Республике Коми депрессирующей отраслью является угольная (Печорский бассейн), где Добыча уменьшилась на 8 млн. т.

Ненецкий автономный округ находится на переломном этапе. Здесь на фоне депрессирующих традиционных отраслей хозяйства коренного народа (оленеводство, рыбоводство, охота) разворачивается добыча нефти и газа. Бла­годаря этому начался рост общего объема промышленного производства и ВРП.

Общими для регионов европейского Севера проблемами являются нараста­ние безработицы (уровень зарегистрированной безработицы в 2—3 раза выше сРеднероссийского) и значительный отток населения (особенно из Мурманской области, Коми, Ненецкого автономного округа).


Глава 6. Проблемные регионы

Социально-экономическая ситуация в азиатской части российского Севера еще более неоднородна. Экономическое и социальное благополучие в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах держится исключительно на добыче нефти и газа. Поддержка на социально необходимом уровне других отраслей хозяйства и социально незащищенных слоев населения вполне осуществима из региональных бюджетов. Поэтому, несмотря на большие внут­ренние контрасты, эти два субъекта федерации не должны претендовать на федеральную поддержку.

Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский округа относятся к слабо­развитым регионам, имеющим отдельные промышленные очаги. Их положение в 1990-х гг. продолжало ухудшаться. Промышленное производство снизилось соответственно в 2,5 и 3,2 раза, население уменьшилось почти на 20%.

Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Магаданская область имеют на своих территориях очаги депрессии, образовавшиеся вследствие истощения запасов, ухудшения горно-геологических условий и потери конкурентоспособ­ности добычи полезных ископаемых на ряде месторождений (золота, олова, вольфрама и др.). Многие горнодобывающие и обогатительные комплексы закрылись или намного сократили свое производство. В результате уменьшилась занятость (например, в Магаданской области — на 61% за 1991—1997 гг.). возникли общая безработица и значительный отток населения в южные регионы (напри­мер, Чукотский автономный округ только в 1992 г. покинуло 16,4% всего населе­ния). Такая же картина в северных частях Бурятии, Читинской области, Хабаровского края.

В Красноярском крае и Иркутской области в сходном положении оказались лесозаготовительные и лесоперевалочные комплексы, а в Камчатской и Сахалинской областях, Корякском автономном округе — рыбачьи поселения. Здесь главными факторами кризиса стали падение спроса и конкурентоспособности, особенно из-за увеличения транспортных тарифов и стоимости энергоресурсов. Все указанные северные регионы Сибири и Дальнего Востока (за исключением Красноярского края) сильно отстают от среднероссийского уровня по реальным доходам населения.

Перспективы проблемных регионов Севера

Для улучшения социально-экономического положения северных регионов необходимо осуществить комплекс мероприятий. В первую очередь он включает: организацию регулярного завоза грузов; повышение надежности энергообеспечения путем использования местных энергоресурсов; предотвра­щение стихийного оттока населения; создание условий для переселения в более благоприятные регионы избыточного населения (строительство жилья для


6.5. Зона Севера

переселенцев и их финансовая поддержка); выполнение принятых ранее решений о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на Севере; нормализацию межбюджетных отношений с целью обеспечения необходимых социальных расходов.

Многое будет зависеть от успешности макроэкономической политики, стимулирующей спрос на продукцию ведущих отраслей северной экономики и соответственно геологоразведочные работы, загрузку транспорта, возоб­новление капитального строительства. Особенно важно удешевление кредитов и регулирование транспортных тарифов с целью поддержания устойчивых экономических связей с внутренними регионами страны.

В ближайшие годы должно быть завершено строительство Амуро-Якутской железной дороги (АЯМ). Затем будет продолжено строительство Северо-Сибирской магистрали на запад от БАМ до выхода к портам Баренцева и Белого морей. Будущее Северного морского пути связано не только с регуляр­ной навигацией вдоль побережья российской Арктики, но и с развитием трансокеанического транзита — кратчайшего пути между Европой и Восточной Азией, Европой и Северной Америкой. Это далеко не полный перечень транспорт­ных проектов, готовых для реализации.

Перспективы северной экономики во многом связаны с расширяю­щимся освоением нефтегазовых месторождений побережья и шельфа морей Северного Ледовитого океана, месторождений алмазов и бокситов в Архан­гельской области, рудных месторождений Красноярского края, более комплекс­ным использованием минерального сырья на базе новых технологий, цивили­зованным освоением новых регионов.

Основные проблемы экономики Севера, жизнедеятельности населяющих его людей, сохранения экологического потенциала и последнего в мире резерва свободных территорий должны решаться с позиций национальной стратегии России.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.