Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Процедура проведения методики



Для проведения методики психологу необходимо установить контакт с ребенком.
Комната, в которой проходит тестирование, должна содержать стол для записи результатов тестирования и стол, на который помещается 21 фигура теста. Все фигуры должны быть поставлены перед ребенком и распределены в следующем порядке по группам — 4 женщины, 4 мужчины, 5 девочек, 5 мальчиков, старик и грудной ребенок, "никто".

Выяснение состава семьи ребенка

Для выяснения состава семьи психолог задает ребенку следующие вопросы:
1) расскажи мне о людях, которые живут с тобой в доме
2) расскажи мне, кто входит в твою семью
Задача состоит в том, чтобы выяснить концепцию семьи ребенка. Ответы испытуемого регистрируются.
Для интерпретации результатов теста, необходимо иметь сведения о составе семьи испытуемого: полная или неполная семья (если неполная, то по какой причине: по причине смерти одного из родителей или в результате развода). Может случиться так, что мать ребенка умерла, отец женился снова, и ребенок говорит, что у него две мамы. Для более тонкого понимания переживаний ребенка желательно обеих мам включить в тест. Важными могут оказаться сведения о том, не отсутствует ли временно один из родителей, и с кем ребенок живет сейчас, есть ли у него братья и сестры (каков их возраст). Если ребенок не знает, сколько им лет, тестирующий может задать следующие вопросы: "Он больше, чем ты?", "Кто старше: Петя или Аня?", "Петя ходит в школу или он ходит на работу?". Ответы на подобные вопросы помогут выявить хронологический порядок рождения и приблизительно определить возраст братьев и сестер.
Иногда случается так, что ребенок хочет включить в список собаку, канарейку или других любимцев семьи. Тест не рассчитан на четвероногих или пернатых членов семьи. По мнению создателей теста, взаимоотношения с людьми отличаются от взаимоотношений с животными, даже когда они касаются ребенка. Смешение этих двух видов отношений (наличие одинаковых пунктов для обоих) может сделать неясной концепцию "интерперсональных отношений в семье", уменьшить ее специфическое значение и внести непредсказуемость в результаты.

Установление семейного круга ребенка

После того, как установлен состав семьи психолог предлагает ребенку поиграть: "Мы сейчас с тобой сыграем в такую игру. Ты видишь все фигуры, которые там стоят? Мы притворимся, будто некоторые из них — члены твоей семьи".
Затем психолог подводит ребенка поближе к фигурам, указывая на четыре женские фигуры, и спрашивает: "Как ты думаешь, какая из них была бы самой лучшей мамой?" Он дает ребенку сделать выбор и указать на выбранную фигуру, затем просит поставить ее на стол пли парту. Потом указывает на мужские фигуры и спрашивает: "А теперь скажи мне, какую из них лучше всего сделать папой?". Выбранная фигура ставится ребенком на тот же стол. Затем экспериментатор указывает на фигуры мальчиков и девочек (в зависимости от пола испытуемого) и спрашивает: "Какой из них тебе хотелось бы быть самому (ой)?" — и фигура переносится на стол. Так продолжается до тех пор, пока ребенок не поставит на стол фигуры для каждого члена семьи. Если ребенок хочет сделать несколько выборов, ему разрешается это сделать. Он также может включить забытых братьев, сестер, бабушку. Когда семейный круг составлен, тестируемый может сказать: "Теперь у нас все члены семьи в сборе, но в нашей игре будет еще одна фигура". Он вынимает фигуру "Никто", ставит возле членов семьи и говорит: "Имя этого человека — "Никто". Он тоже будет играть. Сейчас я тебе расскажу, что он будет делать".

 

Проведение методики

Ребенок усажен за стол с фигурами на удобном расстоянии. Если он хочет разместить фигуры в определенном порядке, ему разрешается это сделать. Исследователь размещает вопросы теста кучкой перед собой и обращается к ребенку (инструкция): "Видишь, здесь много карточек с написанными на них посланиями. Я прочитаю тебе, что на них сказано, я ты положишь каждую карточку к той фигуре, к которой она подходит больше всего. Если послание на карточке никому не подходит, ты отдаешь его человеку, которого зовут "Никто". Понятно, что я имею в виду? Иногда тебе кажется, что послание подходит нескольким людям. Тогда скажи об этом и дай мне эту карточку. А теперь внимание! Я повторяю: если карточка подходит одному человеку больше всего, ты кладешь эту карточку к той фигуре, если карточка не подходит никому, ты даешь ее фигуре "Никто", если карточка подходит нескольким людям, ты даешь ее мне".
Психолог переходит к тестированию, зачитывая текст на карточках и передавая их ребенку одну за другой. Если вопрос теста подходит нескольким членам семьи, тестирующий записывает, кто эти люди, и откладывает карточку в сторону. Вопросы зачитываются ребенку в случайном порядке. Однако порядок зачитывания вопросов все время должен быть под контролем. Начало должно быть осторожным, чтобы дать ребенку возможность привыкнуть к этому заданию, избежать появления тревожности и не вызвать сопротивления. Две первые карточки должны выражать нежные положительные чувства, следующие восемь вопросов — смесь слабых положительных и слабых отрицательных чувств. Остаток вопросов, за исключением двух последних, может быть прочитан как угодно, при условии того, что подряд не будут долго идти вопросы из одной группы, чтобы не создать установку у ребенка. Если выпало три вопроса, выражающих одинаковый вид чувств, то исследователю следует подобрать четвертый вопрос так, чтобы он непременно был другого вида. Он должен подобрать две последние карточки с вопросами положительного характера, чтобы ребенок не ушел с отголоском агрессии в сердце.
Теперь перейдем к вопросу о том, как решать, проводить ли с ребенком форму для маленьких детей, или форму для старших детей. Жестких правил для решения, является ли ребенок достаточно взрослым и сообразительным, чтобы справляться с более сложным набором вопросов, нет. За то время, пока ребенок рассказывает, кто есть в его семье и выбирает фигуры для своего семейного круга, становится понятен его уровень развития, и это дает возможность исследователю выбрать форму тестирования. Линия границы проходит где-то между шестью и восемью годами. Маленькие дети иногда, ошибаясь, отдают карточки фигуре, представляющей их самих, потому что им трудно понять, что карточки должны быть отданы другой фигуре. Поэтому желательно просить маленьких детей отвечать на вопросы, которые ставит вторая часть пункта, громко вслух, чтобы тестирующий знал какой фигуре направляется карточка. Ребенок подросткового возраста может пожелать читать вопросы сам. Если кажется, что ребенок желает читать вопросы самостоятельно и к этому нет никаких препятствий, то можно прекратить чтение после первых четырех вопросов и спросить ребенка, не хочет ли он прочитать остальные послания сам. Если ребенок отвечает утвердительно, исследователь отдает ему пачку карточек и предлагает читать про себя или вслух, как захочется.

 

«Поведение родителей и отношение подростков к ним»
Е. Шафер (ПОР - Подростки о родителях)

Опросник изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.

Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 г. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие - эмоциональное отвержение, психологический контроль - психологическая автономия, скрытый контроль - открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей.

Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

Использование опросника в Чехословакии на выборке молодежи показало необходимость его переработки и адаптирования к социокультурным условиям. Модифицированный вариант опросника был предложен З. Матейчиком и П. Ржичаном в 1983 г.

В ходе международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В. М. Бехтерева с Институтом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подростках 13-18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации.

Инструкция. Просим Вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для Ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них.

Если Вы считаете, что утверждение полностью соответствует воспитательным принципам вашего отца (или матери), напишите рядом с ним "да".

Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит для Вашего отца (или матери) - напишите "частично".

Напишите "нет" если, по Вашему мнению, утверждение не относится к Вашему отцу (или матери).

Опросник

Мой отец (моя мать)

1. Очень часто улыбается мне

2. Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, а что нет

3. Не хватает терпеливости в отношении ко мне

4. Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться

5. Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает

6. Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться

7. Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять

8. Постоянно на меня кому-то жалуется

9. Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо

10. За одно и то же один раз наказывает, а другой – прощает

11. Очень любит делать что-нибудь вместе

12. Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу

13. Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал

14. Могу идти, куда захочу, и не спрашивать у него разрешения

15. В зависимости от моего настроения отказывается от многих своих дел

16. Когда мне грустно, пытается развеселить и воодушевить меня

17. Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я, должен быть наказан

18. Его мало интересует то, что меня волнует и чего я хочу

19. Если б я захотел, то мог бы идти куда захочу каждый вечер

20. Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда – нет

21. Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения

22. Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано

23. Иногда у меня возникает ощущение, что я ему противен

24. Практически позволяет мне делать все, что мне нравится

25. Меняет свои решения так, как ему будет удобно

26. Часто хвалит меня за что-либо

27. Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь

28. Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился

29. Позволяет мне самому выбирать дело по душе

30. Иногда очень легко меня прощает, а иногда – нет

31. Старается открыто доказать, что любит меня

32. Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе

33. Когда я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом

34. Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя»

35. Очень тяжело заранее определить, как поступит, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее

36. Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу

37. Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею

38. Когда его чем-то задену или обижу, не будет со мной говорить, пока я сам не начну

39. Всегда легко меня прощает

40. Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало

41. Всегда находит время для меня, когда это необходимо

42. Постоянно указывает мне, как себя вести

43. Вполне возможно, что в сущности меня ненавидит

44. Проведение каникул я планирую по собственному желанию

45. Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным

46. Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я ни спросил

47. Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел

48. Чувствую, что он пренебрегает мною

49. Моя комната или уголок – это моя крепость: могу убирать ее или нет, он туда не вмешивается

50. Очень тяжело разобраться в его желаниях и указаниях

Ключ

· позитивный интерес: 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46;

· директивность: 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47;

· враждебность: 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48;

· автономность: 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49;

· непоследовательность: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50.

После того как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых балов Далее сырые баллы переводятся в стандартизированные в соответствии с таблицами. Стандартизированные данные располагаются в диапазоне от 1 до 5 и нормой является среднее значение, то есть 3.

Если по параметру получено 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5, то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Затем строятся оценочные профили отношений как к матери, так и к отцу на специальном бланке.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.