Право на жилище закреплено в ст. 21 Конституции Республики Беларусь, в ст. 192 Кодекса, в ст. 29, 55, 84, 123 Жилищного кодекса Республики Беларусь, в ст. 18 Закона «О правах ребенка». Суть данной правовой нормы сводится к тому, что каждый ребенок имеет право на жилище, по размеру и качеству соответствующим нормам и стандартам, установленным в Республике Беларусь. В настоящее время размер предоставляемого жилья предусмотрен от 15 до 20 кв. метров на одного члена семьи, в том числе и на ребенка.
Ребенок, являющийся членом семьи нанимателя или собственника жилого помещения, независимо от места его проживания пользуется наравне с нанимателем или собственником правом на занимаемое им жилое помещение.
В соответствии со ст. 123 ЖК и ст. 275 ГК отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, допускается только с согласия органа опеки и попечительства на основании решения исполкома[25, с. 46]
Дети могут проживать в специальных жилых помещениях в домах-интернатах, школах-интернатах всех типов для детей-инвалидов.
Статья 43 Жилищного кодекса устанавливает, что нуждающимися в улучшении жилищных условий являются лица, родившие (усыновившие) и воспитывающие детей без вступления в брак, которые не имеют отдельной квартиры.
Если над несовершеннолетним установлена опека (попечительство), защита его жилищных прав осуществляется опекуном (попечителем). Жилое помещение подопечного, в случае направления его в интернатное учреждение либо переселения по месту жительства опекуна (попечителя) может быть сдано опекуном (попечителем) по договору найма. Доходы от сдачи жилого помещения зачисляются на лицевой счет подопечного в кредитном учреждении за вычетом сумм на плату за пользование жилым помещением и коммунальные услуги.
Опекуны и попечители, вселившиеся в помещение подопечного, самостоятельного права на это помещение не приобретают.
Право на имущество закреплено в ст. 14-16 Конвенции о правах ребенка, в ст. 33-36 Конституции Республики Беларусь, в ст. 88 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, в ст. 19 Закона «О правах ребенка».
В соответствии со ст. 27 Гражданского кодекса (далее - ГК) Республики Беларусь, несовершеннолетние в возрасте до 14 лет обладают частичной дееспособностью и вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Эти сделки (как правило, на незначительные суммы) имеют целью удовлетворять личные бытовые потребности, соответствующие возрасту ребёнка (покупка сладостей, тетрадей, учебников, сдача в ремонт обуви и т.п.).
Предоставляя малолетним право совершать значительные сделки, законодательство предусматривает, что имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе и совершённым им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет наделены дееспособностью в значительно большем объёме, чем малолетние. Они с письменного согласия своих родителей, усыновителей или попечителей вправе совершать любые сделки. Сделка, совершённая таким несовершеннолетним без указанного согласия, действительна также при последующем письменном одобрении его родителей, усыновителей или попечителя (ч. 1 ст. 25 ГК). При этом для совершения несовершеннолетним сделки достаточно согласия одного из них.
Имущественную ответственность по сделкам, совершённым несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет с согласия родителей (усыновителей) или попечителя, несут сами несовершеннолетние [16, с. 37].
Итак, права ребёнка являются нормативной формой его существования в обществе и взаимодействия с людьми, они упорядочивают связь ребёнка со взрослым миром, координируют деятельность взрослых по отношению к детям, смягчают противоречия, конфликты, способствуют сочетанию полноценной жизнедеятельности ребёнка с жизнедеятельностью других людей, здоровым развитием общества и функционированием государства. Дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, умственного, психического развития и жизненного опыта, всегда нуждались и будут нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления - в социальной защите. Поэтому содержание детей, удовлетворение их разумных потребностей защита от невзгод и опасностей всегда были и остаются естественной потребностью и обязанностью человека, общности людей человеческого общества, государства. Естественно, если ребенок наделяется определенными правами, то в нормативно-правовых актах должен быть определён и механизм его защиты. Так, к примеру, Конвенция о правах ребенка предусматривает обязанность государства обеспечить ребёнку защиту, необходимую для его благополучия и принять для этого все соответствующие законодательные и административные меры [19, с. 57].
Заключение
Правовая политика в области прав детей - это научно обоснованная, нормативно закрепленная и последовательно осуществляемая деятельность государственных и местных органов власти по созданию эффективного механизма правового регулирования отношений, возникающих в связи с реализацией и защитой прав детей и детства.
Положение детей привлекает к себе все большее внимание всех структур белорусского общества. Общественность выражает озабоченность здоровьем, образованием и нравственным благополучием подрастающего поколения.
Основу правового статуса ребенка составляют его личные права и свободы, к каковым относятся право на жизнь, свободу, на охрану достоинства личности, частной жизни, тайну переписки, свободу передвижения, свободу совести, свободу мысли и слова.
Таким образом, дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.
Используемые на сегодняшний день политические методы государственного регулирования социальной защиты семьи и охраны детства исходят из того, что создавая систему помощи детям и подросткам, мы должны иметь в виду, что ребенок, прежде всего, нуждается в семье. Именно семья может защитить ребенка и создать условия для полноценного его развития. Семья призвана сохранять стабильность и упорядоченность жизненного пространства ребенка, способствовать осознанию его человеческой ординарности, а также неординарности в виде родовой и национальной истории, индивидуальных дарований и талантов.
Право ребенка жить и воспитываться в семье, иметь семью, обеспечивающую его нормальное развитие, признано неотъемлемым правом на всех уровнях: от бытового, до нормативно-законодательного.
Права детей и их защита обеспечиваются органами опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних, прокуратурой и судом, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты интересов детей. В Республике Беларусь осуществление функций по охране детства возлагается на управления, отделы образования областных, районных и городских исполнительных и распорядительных органов, их отделы (секторы) по охране детства, социальных педагогов учреждений системы образования.
Принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» стал серьезным шагом в систематизации работы по защите прав и законных интересов детей, повышении ответственности родителей за воспитание детей. Только Министерство образования разработало и внесло изменения в 8 актов законодательства, обусловленных данным Декретом. В связи с этим необходимо обратить внимание на утвержденные в 2006 году Положение о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите и Положение о порядке предоставления детям статуса детей, оставшихся без попечения родителей, утраты этого статуса и возврата таких детей родителям. Можно сказать, что создана правовая основа для организации работы с детьми, нуждающимися в помощи и защите государства, на качественно ином, более высоком уровне.
Приняты Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи , была осуществлена Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы. Указ Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 675 значительно повысил статус, расширил функции и полномочия Национальной комиссии по правам ребенка. Вводятся уполномоченные Комиссии в каждой области и в г.Минске, которые должны осуществлять прием по вопросам защиты прав и законных интересов детей.
Обновилось законодательство, регламентирующее защиту прав детей-сирот. Принят целый ряд правовых актов, обеспечивающих реализацию Закона Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Этими документами установлен порядок материального обеспечения детей-сирот, закрепления за ними жилья, обеспечения их «Едиными билетами» и другое. Министерство образования активно сотрудничало с другими республиканскими органами по решению жилищной проблемы детей-сирот, что нашло свое отражение в проектах указов Главы государства и Жилищного кодекса. Значительно расширилась группа детей сиротской категории, имеющая право на получение социального жилья, определен четкий порядок и сроки его предоставления.
Также приняты новые нормативные правовые акты, регламентирующие усыновление, установление опеки и попечительства, функционирования детских домов, в том числе семейного типа, приемных семей, детских деревень, которые позволят улучшить условия для жизни и воспитания детей в названных учреждениях и семьях. Например, уменьшена наполняемость детских домов; устройство ребенка в группу осуществляется с учетом его родственных связей и допускает возможность его перехода в другую группу по желанию; установлена возможность для проживания в детском доме учащимся ПТУ, ССУЗов и студентам ВУЗов, за которыми сохраняется до 18 лет статус воспитанника детского дома, а после 18 лет эти молодые люди могут проживать в отделениях постинтернатной адаптации, создаваемых в структуре детского дома.
Установлен Правительством и новый порядок обучения и воспитания учащихся и воспитанников, находящихся в санаторно-курортных или оздоровительных организациях. Теперь к организации образовательного процесса в здравницах привлечены органы управления образованием по месту расположения здравниц и педагогические работники близлежащих учреждений образования, что позволит улучшить методическое руководство и контроль за качеством воспитания и обучения учащихся во время пребывания в санаторно-курортных и оздоровительных организациях.
Все это говорит о достаточно детальной регламентации охраны прав ребенка, создании гарантий их реализации и защиты.