Теоретический анализ позволил сделать предположение о том, что существуют определенные особенности агрессивного поведения у подростков с разным типом отношения к опасности.
Наше эмпирическое исследование свелось к выявлению этих особенностей.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
- у подростков 15-16 лет наиболее выражен низкий уровень проявления сензитивности к угрозам;
- старшие школьники в большей мере склонны проявлять игнорирующий способ реагирования в ситуации опасности;
- большинство испытуемых имеют средний уровень общей агрессивности и в большей мере склонны к проявлению самоагрессии, вербальной и физической агрессии.
На основе сензитивности к угрозам и способов реагирования в ситуации опасности были выявлены восемь типов отношения к опасности из которых наиболее часто встречающимися оказались три типа:
- адекватный – сензитивный;
- игнорирующий – с пониженной сензитивностью;
- неопределенный – с пониженной сензитивностью.
На основе наиболее часто встречающихся типов отношения к опасности были сформулированы частные гипотезы, из которых:
1. Гипотеза: для подростков с адекватным – сензитивным типом отношения к опасности характерны низкие показатели агрессивности и отдельных ее форм – подтвердилась полностью, а именно:
- у подростков с адекватным – сензитивным типом отношения к опасности более проявлен средний уровень общей агрессивности, с тенденцией к понижению; наиболее проявлены низкие показатели всех форм агрессии, а именно: физической, вербальной, эмоциональной, предметной и самоагрессии.
2. Гипотеза: для подростков с игнорирующим – не сензитивным типом отношения к опасности характерны высокие показатели агрессивности и отдельных ее форм – подтвердилась частично, а именно:
- у подростков с игнорирующим – не сензитивным типом отношения к опасности наиболее проявлены высокие показатели вербальной, физической и самоагрессии; средние показатели общей агрессивности; средние показатели предметной и эмоциональной агрессии с тенденцией к понижению.
3. Гипотеза: для подростков с неопределенным – несензитивным типом отношения к опасности характерно ситуативное проявление агрессивности и ее форм – подтвердилась полностью, а именно:
- у подростков с неопределенным – не сензитивным типом отношения к опасности наиболее проявлен высокий уровень самоагрессии; средний уровень проявления общей агрессивности, средний уровень проявления предметной и эмоциональной агрессии с тенденцией к понижению; низкий уровень наиболее проявлен в вербальной и физической агрессии.
По результатам эмпирического исследования, для трех наиболее часто встречающихся типов отношения к опасности составлены психологические портреты, из которых в общих чертах видно, что:
- неким образцом являются адекватные – сензитивные подростки, обладающие уравновешенностью, необходимой чувствительностью к угрозам и выбирающие соответствующие обстановке способы реагирования в ситуации угроз – именно эти подростки проявили наименьшую агрессивность;
- игнорирующие - не сензитивные подростки, напротив, не обладают уравновешенностью, не чувствительны к угрозам и не способны выбрать адекватные способы реагирования в ситуации опасности, у них ослаблены механизмы психологической защиты и, как следствие – это самый агрессивный тип подростков;
- неопределенные – не сензитивные подростки скорее непредсказуемы в своем поведении, они могут выбирать различные способы реагирования в ситуации угрозы, либо не реагировать вообще. Их положение усугубляется пониженной сензитивностью к опасности, которая приводит к повышению агрессивности.
Для подростков с игнорирующим – не сензитивым и неопределенным – не сензитивным типами разработаны методические рекомендации по организации коррекционной работы для снижения уровня агрессивности.
Заключение
В ходе эмпирического исследования нами была изучена проблема особенностей агрессивного поведения у подростков с разным типом отношения к опасности и обоснована ее актуальность.
В ходе исследования нами был сделан теоретический анализ проблемы особенностей агрессивного поведения у подростков с разным типом отношения к опасности. Было выдвинуто предположение, что поведение и действия человека, столкнувшегося с событием, расцененным как опасное для его жизни, здоровья, психологического или социального благополучия, окажется агрессивным у подростка с игнорирующим и тревожным типами отношения к опасности, а наименее агрессивным – у адекватного, у неопределенного типа агрессивность может носить непредсказуемый характер.
Исходя из теоретической значимости проблемы обоснована практическая значимость изучения данного вопроса:
- практическая важность проблемы заключается в необходимости формирования безопасного типа личности как чрезвычайно важного для здоровья общества. В свою очередь, важнейшей характеристикой безопасного типа личности является адекватное отношение к опасностям, включающее в себя сензитивность к угрозам и способность выбирать адекватные способы реагирования, а фактором, препятствующим становлению безопасного типа личности, является низкая сензитивность к угрозам в сочетании с выбором игнорирующего способа реагирования в ситуации опасности.
В процессе эмпирического исследовании были получены следующие результаты:
- у подростков 15-16 лет наиболее выражен низкий уровень проявления сензитивности к угрозам;
- старшие школьники в большей мере склонны проявлять игнорирующий способ реагирования в ситуации опасности;
- большинство испытуемых имеют средний уровень общей агрессивности и в большей мере склонны к проявлению самоагрессии, вербальной и физической агрессии.
На основе сензитивности к угрозам и способов реагирования в ситуации опасности были выявлены три наиболее часто встречающихся типа:
- адекватный – сензитивный;
- игнорирующий – с пониженной сензитивностью;
- неопределенный – с пониженной сензитивностью.
На их основе были сформулированы частные гипотезы, из которых:
1. Гипотеза: для подростков с адекватным – сензитивным типом отношения к опасности характерны низкие показатели агрессивности и отдельных ее форм – подтвердилась полностью.
2. Гипотеза: для подростков с игнорирующим – не сензитивным типом отношения к опасности характерны высокие показатели агрессивности и отдельных ее форм – подтвердилась частично.
3. Гипотеза: для подростков с неопределенным – несензитивным типом отношения к опасности характерно ситуативное проявление агрессивности и ее форм – подтвердилась полностью.
По результатам эмпирического исследования, для трех наиболее часто встречающихся типов отношения к опасности составлены психологические портреты, из описания которых видно, что:
- неким образцом являются адекватные – сензитивные подростки, обладающие уравновешенностью, необходимой чувствительностью к угрозам и выбирающие соответствующие обстановке способы реагирования в ситуации угроз – именно эти подростки проявили наименьшую агрессивность;
- игнорирующие - не сензитивные подростки, напротив, не обладают уравновешенностью, не чувствительны к угрозам и не способны выбрать адекватные способы реагирования в ситуации опасности, у них ослаблены механизмы психологической защиты и, как следствие – это самый агрессивный тип подростков;
- неопределенные – не сензитивные подростки скорее непредсказуемы в своем поведении, они могут выбирать различные способы реагирования в ситуации угрозы, либо не реагировать вообще. Их положение усугубляется пониженной сензитивностью к опасности, которая приводит к повышению агрессивности.
Для подростков с игнорирующим – не сензитивым и неопределенным – не сензитивным типами разработаны методические рекомендации по организации коррекционной работы для снижения уровня агрессивности.
Разработанная программа поможет снизить уровень агрессивности подростков с игнорирующим – не сензитивным и неопределенным – не сензитивным типом отношения к опасности и позволит трансформировать агрессивные проявления подростков в социально одобряемые формы поведения.