Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Внешние факторы дезинтеграции



По мере либерализации внешнеэкономической деятельности еще в СССР многие регионы стали переориентировать свою торговлю на зарубежные страны. Эта тенденция продолжилась после распада СССР и начала радикаль­ных рыночных реформ с акцентом на связи с "дальним" зарубежьем. Объемы экспорта и импорта увеличивались в абсолютном выражении на фоне падающих объемов производства. При этом импорт интенсивно вытеснял с внутреннего рынка отечественных товаропроизводителей; этому способствовало снижение таможенных тарифов и отмена большинства нетарифных ограничений на импорт.

Известно, что в российском экспорте преобладает продукция начальных производственных стадий (топливо, сырье, материалы), а в импорте — продукция высокой степени обработки (в первую очередь потребительские товары). Это означает, что внешняя торговля мало затрагивает внутренние межотраслевые производственные связи, а следовательно, подавляет межре­гиональные связи.


5.4. Дезинтеграционные тенденции и возможности их преодоления

Последствия развития внешнеэкономических связей имеют географи­ческую и геополитическую специфику. С этой точки зрения различаются две группы регионов:

1) периферийные и приграничные;

2) внутренние.

Определенная часть первой группы регионов благодаря своему геогра­фическому положению обладает существенными конкурентными преиму­ществами во внешнеэкономической деятельности, особенно в торговле, совместном использовании технической инфраструктуры и энергетических мощностей, туризме и т.д. В первую очередь это относится к приграничным территориям, соседствующим с развитыми или динамично развивающимися странами (на Северо-Западе — с Норвегией и Финляндией; на Дальнем Востоке — с Китаем, Японией, США) и имеющим транспортные выходы на мировые рынки. Однако выгодное положение по отношению к внешним рынкам может сопровождаться свертыванием связей с внутренними регионами. Такое развитие ситуации особенно реально для Калининградской области — единственного российского эксклава. Примеры отрыва от российской эконо­мики мы видим в Мурманской области, рыболовный флот которой почти всю добычу реализует в Норвегии, не довозя до своего берега. Схожая ситуация на Дальнем Востоке (криминальная реализация выловленной рыбы в Японию), где, кроме того, идет хищнический экспорт разного сырья по бросовым ценам. Для внутренних регионов России более значительные расстояния до государственной границы, разумеется, увеличивают транспортные затраты на экспортно-импортные операции. Однако для интенсивности внешне­экономических связей все же более важны экспортный потенциал, емкость рынка и инвестиционный климат. Нефтегазовый тюменский север в гораздо большей степени интегрирован в мировое хозяйство, нежели, например, приграничные Смоленская или Брянская области. Сильнейшим образом связаны с мировым рынком сибирские центры цветной металлургии, особенно работающие по схеме толлинга, и, конечно, Москва, притягивающая свыше 2/3 всех иностранных инвестиций и являющаяся крупнейшим международным финансово-торговым посредником.

Влияние внешней торговли на межрегиональные связи и основные Показатели экономики регионов исследовалось посредством межрегиональных Моделей национальной экономики, рассматривавшихся в подразделах 4.4.2 11 4.4.3. Имитировались последствия изменения режимов внешней'Торговли (от жесткой централизации до полной либерализации).



 


5.4. Дезинтеграционные тенденции и возможности их преодоления

При режиме свободной (полностью либерализованной) внешней торговли вклад внешней торговли в конечное потребление в среднем составляет 71,2%, а вклад межрегиональных связей — только 15%, что говорит о крайне слабой связанности внутреннего экономического пространства, его фактической дезинтеграции. При этом большинство отраслей, кроме добывающих, резко сокращают свое производство, отечественная продукция замещается импортом, снижается занятость.

Благодаря умеренному тарифному регулированию внешней торговли интенсивность межрегиональных связей значительно возрастает и их вклад в конечное потребление увеличивается в среднем до 49,1%, а вклад внешней торговли снижается в среднем до 36,2%.

Моделирование взаимодействия мировой и российской экономики (в разрезе крупных регионов) показывает, что полная либерализация внешней торговли при современной отраслевой и технологической структуре регио­нальных экономик создает опасные социально-экономические деформации, в том числе чрезмерное замещение межрегиональных экономических связей внешнеэкономическими. Умеренное тарифное регулирование внешней торговли оказывает положительное влияние на объемы и структуру произ­водства в регионах и межрегиональную торговлю. Таким образом, достигается главная тактическая задача этапа адаптации российской экономики к условиям мирового рынка: защита отечественных производителей и межрегиональной торговли.

5.4.2

Внутренние факторы дезинтеграции

Важнейшими проявлениями пространственной дезинтеграции российской экономики "изнутри" выступают: значительное сокращение межрегиональных торгово-экономических связей; неудовлетворительное функционирование Денежно-финансовой системы; ослабление общероссийской производствен­ной инфраструктуры; сокращение межрегионачьных гуманитарных контактов; радикальный экономический регионализм.

Признаком дезинтеграции российского товарного рынка является более быстрое падение межрегионального обмена продукцией по сравнению с падением производства. Доля межрегионального оборота по отношению к ВВП, по экспертным оценкам, составляла в 1990 г. 22%. В 1994 г. она снизилась до 16%, а в настоящее время составляет примерно 12—14%.



 


5,4. Дезинтеграционные тенденции и возможности их преодоления

кооперированных поставок между предприятиями одного министерства, удален­ными ДРУГ от ДРУга на тысячи километров), уменьшил зависимость потреби­телей от предприятий-монополистов, открыл для периферийных регионов возможность работать на рынках близлежащих стран и т.п. Главное позитивное изменение заключается в том, что стал действовать такой интеграционный фактор, как заинтересованность товаропроизводителей в преодолении региональных ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции. Эту заинтересованность в основном поддерживают и региональные власти, так как расширение производства и сбыта увеличивает доходы бюджета и населения и уменьшает безработицу.

В современных условиях межрегиональный товарообмен как фактор экономической интеграции сохраняет доминирующее значение. Бурное, но хаотичное развитие в России финансового рынка мало способствовало межре­гиональной интеграции. Хуже того, формирование финансового капитала "вносит свой вклад" в деформацию российского экономического пространства. Господствующей тенденцией является концентрация финансового капитала в Москве и небольшом числе крупных центров, отсасывающая финансовые ресурсы из реального сектора регионов России. Поскольку свыше 80% финан­совых активов и главные площадки валютных и фондовых рынков находятся в Москве, большинство регионов отключены от финансовых "игр" и являются заложниками зигзагов макроэкономической ситуации. Августовский кризис 1998 г. обнажил крайнюю слабость всей банковской системы, нанес силь­нейший удар по реальному сектору и населению большинства регионов.

Существенным фактором дезинтеграции продолжает оставаться денежно-финансовая система. Огромная величина просроченных неплатежей поставщикам (превышающая годовой объем ВВП) препятствует нормализации и увели­чению межрегиональной торговли, способствует замене "правильной" торговли бартерными сделками. Негативное влияние на функционирование общерос­сийского рынка оказывают также длительные сроки межбанковского движения Денег, неисполнение федерального и региональных бюджетов как по налоговым поступлениям, так и по финансированию расходов.

Материально-технической основой интеграции экономического прост­ранства России является общероссийская (федеральная) транспортная и телекоммуникационная система. Инвестиционный кризис, особенно сокра­щение централизованных инвестиций, ограничивает возможности не только Усиления федеральной инфраструктуры, но даже ее физического сохранения, ^то в меньшей степени относится к системам телекоммуникаций, куда в Последние годы приходят значительные частные отечественные и иностранные Инвестиции.


Глава 5. Региональная динамика и трансформации экономического пространства

Существующий рынок труда также пока слабо работает на экономи­ческую интеграцию России. Основные потоки трудовой миграции — это, с одной стороны, беженцы и переселенцы из республик бывшего СССР, оседающие в основном в трудоизбыточных центральных и южных регионах, а с другой стороны, уезжающие с Крайнего Севера, также усиливающие давле­ние на рынки труда регионов с более благоприятными климатическими усло­виями. Серьезным препятствием для интенсификации целесообразной трудовой миграции, рассасывающей структурную безработицу и увеличивающей общую занятость, является неразвитость рынка жилья для людей со средними и низкими доходами.

В этом же контексте следует рассматривать дезинтеграцию гуманитарного пространства России, наиболее явно проявляющуюся в сокращении пасса­жирских перевозок между отдаленными друг от друга регионами. Главные причины — падение реальных доходов у значительной части населения, снижение культурной и "рыночной" привлекательности центра страны, утрата большей части рекреационных регионов национального масштаба и, что весьма важно, рост транспортных тарифов, особенно на воздушном транспорте.

В 1997 г. пассажирооборот транспорта общего пользования уменьшила на 35% по сравнению с 1990 г., а на воздушном транспорте, единственнс доступном средстве сообщения на большей части территории страны, ог сократился в 2,6 раза (в 1990 г. авиатранспортом было перевезено 91 млн чел., в 1997 г. — только 26 млн.). Наряду с общим сокращением пасса жирооборота происходит изменение его пространственной структуры: увели чивается удельный вес внутригородского и пригородного сообщения ] существенно сокращается удельный вес междугородного сообщения (с 47,59 в 1990 г. до 27,8% в 1997 г.), что является признаком разобщения, дезин теграции региональных социумов.

В первые годы новой российской государственности существенны] фактором экономической дезинтеграции России стало приобретение отдель ными регионами различных экономических льгот (налоговых, кредитные внешнеторговых и т.п.) — своего рода "льготная дезинтеграция", активны всплески которой происходили во время предвыборных кампаний Президен] и "партии власти". Факторами, затрудняющими экономическую интеграции остаются асимметричность Российской Федерации (наличие субъекте федерации с разным реальным статусом), незавершенность процесса распр< деления компетенции и практика эксклюзивных отношений между центре и регионами, многочисленные расхождения между федеральными и perai нальными законами и нормативными актами.


 

5.4. Дезинтеграционные тенденции и возможности их преодоления

По данным Министерства юстиции Российской Федерации только за 1996—1997 гг. на местах было принято примерно 20 тыс. правовых актов (законов, распоряжений президентов республик и губернаторов и т.д.), не соответствующих Конституции Российской Федерации и федеральным законам. При этом главная подоплека правовых коллизий — это столкновение интересов при распределении финансовых ресурсов. Например, некоторые субъекты федерации вопреки Конституции страны закрепляют в своих конституциях и уставах вопросы финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования. Параллельно Государственный антимонопольный комитет выявил массовые нарушения Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" исполнительными органами субъектов федерации. Суть этих нарушений: создание благоприятных условий для "своих" предприятий и организаций и дискриминация "чужих", взимание разного рода плат за товары, поступающие из других регионов.

Наиболее острая тема экономического диалога регионов с центром — расширение собственной доходной базы, получение трансфертов и других видов финансовой поддержки. Новым направлением расширения финансовой самодостаточности субъектов федерации становится их выход на мировые рынки ценных бумаг. В 1997 г. регионы заимствовали 29,5 трлн. старых рублей. На начало 1998 г. Минфин России зарегистрировал 455 проспектов эмиссий облигационных займов субъектов федерации на общую сумму почти 50 млрд. деноминированных рублей. Таким образом, одновременно происходят дальнейшая децентрализация внешнеэкономической деятельности, ее регио­нальная диверсификация и усиление нерезидентов на российском финансовом рынке.

Финансовый кризис второй половины 1998 г. спровоцировал новый "парад суверенитетов" в экономической сфере. Власти большого числа регионов, действуя по надежному принципу "спасение утопающих — дело рук самих утопающих", принимали решения о прекращении перечислений федеральных налогов, запретах на вывоз продовольствия, контроле за Ценами, обособлении региональных банков, создании собственных золото­валютных резервов, выпуске эрзац-денег для внутрирегионального обращения. Еще больше расширилась сфера бартерных сделок, в том числе на основе межрегиональных соглашений. Сглаживание этой дезинтеграционной волны в основном завершилось в течение 1999 г. благодаря определенной макроэко­номической стабилизации.


Глава 5. Региональная динамика и трансформации экономического пространства

5.4.3

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.