Идеи общинного социализма Герцена и Чернышевского стали основой политического течения радикальной интеллигенции — народничества. Народники рассматривали народ — крестьянство как реальную политическую силу, хотели поднять его на революцию, полагали, что Россия может прийти к новому, справедливому строю — социализму, минуя капитализм. В конце 50 — начале 60-х годов в молодежной среде получает распространение особый тип молодого человека — нигилист (отрицающий общепринятые моральные ценности и идеалы). Молодые студенты становились сельскими учителями, врачами, писарями, хотели возвратить «долг народу». Народничество стало ведущим направлением в освободительном движении, оно имело свою идеологию. Народники > защищали интересы крестьян; > отрицательно относились к буржуазному строю; > надеялись, что Россия придет к социализму, минуя капитализм; они считали, что «община — зародыш социализма, а русский крестьянин по своей природе — социалист»; > не понимали, что в деревне уже возникают капиталистические отношения; > рабочим отводили роль агитаторов в крестьянских кружках, отрицали их самостоятельную роль; > не придавали особого значения борьбе за конституцию и гражданские свободы; > полагали, что самодержавие не имеет прочной социальной основы и поэтому свергнуть его будет легко. В своем развитии народничество прошло два этапа: > первый — 70-е — начало 80-х годов — революционное народничество; > второй — 80—90-е годы — либеральное народничество. В революционном народничестве было три течения и три главных идеолога: > пропагандистское направление — идеолог П. А. Лавров. Он считал, что Россия может миновать стадию капитализма и перейти к социализму путем революции. Основой будущего строя станет крестьянская община, которую он рассматривал как ячейку социализма. Он выдвинул теорию «героя и толпы», согласно которой народ (толпа) слепо следует за героем. Героями являются лучшие представители интеллигенции. По его мнению, нельзя «торопить историю», насилие должно быть минимальным. Интеллигенция должна вначале понести социалистические идеи в народ, а потом уже поднять крестьян на восстание; > бунтарское, или анархическое, направление — идеолог М. А. Бакунин. Он считал, что государство — это высшее зло, оно угнетает человека и поэтому должно быть разрушено в ходе стихийного народного бунта. Предлагал свободную организацию общества «снизу вверх» — союзы общин, волостей, областей, народов, т. е. самоуправление народа. В результате, по мнению Бакунина, установятся социализм, равенство, упразднится брак, дети будут воспитываться обществом в духе атеизма. В 70-х годах Бакунин объявил люмпен-пролетариат авангардом рабочего движения, а главной силой революции в России считал крестьян. Он доказывал, что русский мужик — «социалист по инстинкту», что нужна только искра, которая сможет зажечь крестьянское восстание. > заговорщическое направление — идеолог П. Н. Ткачев. Он полагал, что самодержавие не имеет прочной основы, поэтому для его свержения нужна не крестьянская революция, а лишь небольшая группа заговорщиков. Они захватят власть и проведут социалистические преобразования, установят равенство и братство. В конце 70-х годов идеи Ткачева стали одерживать верх в народническом движении. Хождение в народ. «Земля и воля» 70-х годов В зарождении народничества большую роль сыграл нелегальный студенческий кружок Н. В. Чайковского («чайковцы»), его участники готовили пропагандистов из интеллигенции и рабочих для работы «в народе». Весной 1874 г. народники начали первое хождение в народ. Это было стихийное движение радикальной молодежи, в котором приняло участие свыше 2 тысяч. Они направились прежде всего в Среднее Поволжье, которое в 1873—1874 гг. охватил тяжелый голод, и полагали, что это обстоятельство поможет поднять крестьян на «всеобщий бунт». Народники трудились плотниками, грузчиками, коробейниками, ходили по деревням, беседовали с крестьянами о революции, о социализме. Но пропаганда социализма среди крестьян успеха не имела, особенно не воспринимались идеи об общем имуществе и призывы бунтовать против царя. Богатые крестьяне нередко сами сдавали народников полиции. Первое хождение в народ закончилось провалом. Уцелевшие от ареста народники в 1876 г. создали тайную революционную организацию со старым названием «Земля и воля». В нее вошли братья Михайловы, П. Г. Плеханов, позднее С. Перовская, В. Фигнер (всего 150 человек). Это была четко построенная организация, отличавшаяся высокой централизацией, дисциплиной и надежной конспирацией. Программа землевольцев включала: подготовку народной революции, работу среди крестьян, в том числе пропаганду «фактами», передачу земли в руки крестьян, свободу слова, собраний, вероисповедания, создание земледельческих и промышленных ассоциаций. 4. В 1877 г. началось второе хождение в народ. На этот раз народники решили заменить «летучую пропаганду» планомерной, систематической работой в деревне. Во многих губерниях России были организованы поселения народников. Они работали столярами, плотниками, кузнецами, учителями и беседовали с крестьянами о повседневных бытовых нуждах, исподволь подводя их к идее народной революции. Но и на этот раз пропаганда не имела успеха — народ не поднялся на восстание. Второе хождение в народ было разгромлено. Раскол «Земли и воли». «Черный передел» и «Народная воля». Убийство Александра II В конце 70-х годов в стране было неспокойно. Неудача революционной пропаганды среди крестьян, репрессии властей толкнули часть народников к террористической деятельности. В начале 1878 г. член организации «Земля и воля» Вера Засулич тяжело ранила петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. В апреле 1879 г. народник Соловьев совершил очередное неудачное покушение на царя. «Земля и воля» превращалась в террористическую организацию. Среди землевольцев начались разногласия по вопросу о методах борьбы. Окончательный раскол произошел в 1879 г. «Земля и воля» разделилась на две организации: «Черный передел» и «Народная воля». Члены «Черного передела» считали главным пропаганду среди крестьян, подготовку революции. Тактикой «народовольцев», помимо методов революционной пропаганды, было запугивание правительства путем индивидуального террора, подготовка восстания. В августе 1879 г. исполнительный комитет «Народной воли» объявил, что приговаривает царя к смерти. Началась настоящая охота на Александра II, было предпринято несколько попыток убить царя. 1 марта 1881 г. на набережной Екатерининского канала Н.И. Рысаков метнул бомбу в царскую карету, но император даже не был ранен. Другой террорист, И. И. Гриневицкий, бросил бомбу под ноги царя. Гриневицкий был убит, а Александр II тяжело ранен и скончался через час в Зимнем дворце. В ходе следствия Рысаков выдал всех, кого знал. В апреле 1881 г. публично было повешено пятеро народовольцев: Желябов, Перовская, Рысаков, Михайлов, Кибальчич. Вскоре были разгромлены «военные ячейки» «Народной воли». Все эти события разрядили политический кризис, крестьянского восстания не последовало, народ жалел убитого царя. Организация «Черный передел», возглавляемая П. Г. Плехановым, отказалась от тактики индивидуального террора, ставя поначалу своей задачей пропаганду среди крестьян. Позже члены организации пришли к выводу о необходимости пропаганды среди рабочих и признанию политической борьбы. В 1882 г. организация распалась на несколько кружков и перестала существовать. Группа “Освобождение труда”. Организована в 1883 в Женеве бывшими участниками “Черного предела”. Они обратились к марксизму. Действуя за границей, эта группа была тесно связана с зарождающимися рабочими партиями внутри России. В 1895 в Петербурге был образован “Союз борьбы за освобождение рабочего класса”. Его создателями были В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Цедербаум (Мартов) и др. Позже эта организация была преобразована в партию, которая стала называться РСДРП. Таким образом, особенностью общественного движения пореформенной России была относительная слабость либерального центра и сильные крайние группировки. При Александре II самодержавие стало проводить реформы, но делало это непоследовательно, колеблясь, допуская остановки и отступления. Программа Лорис-Меликова
После взрыва в Зимнем дворце Александр II создал Верховную распорядительную комиссию во главе с графом М. Т. Лорис-Меликовым. На посту харь-' ковского генерал-губернатора он решительно боролся с революционерами и попытался наладить контакт с мирной оппозицией. Через несколько месяцев комиссия была распущена; Лорис-Меликов стал министром внутренних дел.Время его правления либералы назвали «диктатурой сердца»: был значительно ослаблен цензурный гнет, нормализовалась работа земств. На совещаниях, собираемых министром, редакторы газет и земские деятели могли высказывать мнения о правительственных мероприятиях. Однако демократы считали политику Лорис-Меликова политикой «пушистого лисьего хвоста» и «волчьей пасти». Главной задачей он находил борьбу с терроризмом, причем репрессии направлялись на революционеров и не затрагивали мирных обывателей. Вместо ликвидированного III отделения был создан Департамент полиции, подчиняющийся Министерству внутренних дел.Лорис-Меликов готовил программу продолжения реформ. В ближайшие годы предполагалось понизить выкупные платежи, отменить подушную подать. Вопрос о представительном собрании, без решения которого нельзя было рассчитывать на сближение с «благомыслящей частью общества», Лорис-Меликов предлагал решать, используя опыт разработки крестьянской реформы, — созвать временные подготовительные комиссии из чиновников и общую комиссию с участием представителей земств и крупных городов.1 марта 1881 г. Александр II одобрил предложения Лорис-Меликова и назначил на 4 марта заседание Совета министров. Однако именно 1 марта Перовская, принявшая на себя руководство «Народной волей» после ареста Желябова, решила совершить цареубийство. В этот день император возвращался из Манежа, и на Екатерининском канале разыгралась трагедия. Бомба Рысакова повредила карету, а второй метальщик, Гриневицкий, смертельно ранил царя. Через час небольшим Александр II умер в своем кабинете в Зимнем дворце.