Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проектный расчет валов



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ТРАНСПОРТА

 

Кафедра прикладной механики

 

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВАЛОВ

 

 

Методические указания для курсового проектирования и расчетно-

графической работы по дисциплине «Детали машин и основы

конструирования» для студентов всех

специальностей очной и заочных форм обучения

 

 

Тюмень

ТюмГНГУ

Утверждено редакционно-издательским советом

Тюменского государственного нефтегазового университета

 

СОСТАВИТЕЛИ: к.т.н., профессор В.Н. Кривохижа,

ассистент С.Ю. Михайлов.

 

© ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«Тюменский государственный нефтегазовый университет» 2012 г.

Содержание

   
  1 Проектирование валов 5 1.1 Проектный расчет валов 8 1.2 Проверочный расчет валов на прочность 11
  1.3 Расчет валов на жесткость 15
   
  2. Пример расчета выходного вала цилиндрического 17 прямозубого редуктора.
  Приложение 26
  Литература 28

 

 

НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

 

Валы и оси очень широко применяются в технике, поэтому их расчет и конструирование весьма актуально.

Студенты при выполнении курсовых проектов, расчетно-графических и контрольных работ испытывают трудности по расчету и проектированию валов и осей, т.к. современной литературы не достаточно, особенно в филиалах ВУЗа. В литературе так же имеются различия в методике расчетов валов.

Предлагаемые методические указания позволяют формировать знания, умения, навыки по вопросу проектирования валов и осей для студентов всех форм обучения.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ СТУДЕНТОВ

 

В результате освоения данных методических указаний студент должен:

· знать: расчеты валов и осей на прочность и жесткость;

· уметь: конструировать валы и оси, пользоваться необходимой технической литературой;

· владеть: основными методами расчетов валов и осей и их проектирования.

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Овладение навыками творческой работы студентов в проектировании валов и осей, расчетами их на прочность и жесткость.

Правила выбора темы курсовой работы – по двум последним цифрам зачетной книжки (первая цифра – номер задания, вторая цифра – номер варианта);

примерные нормы времени на выполнение работы прописаны в соответствующих специальностям рабочих программах;

требования к оформлению работы указаны в учебнике - Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. – М.: Академия, 2009 г.;

порядок защиты работы, критерии оценки работы прописаны в соответствующих специальностям рабочих программах.

 

Проектирование валов

 

Валом называют деталь, предназначенную для поддержания установленных на ней зубчатых колес, шкивов, звездочек и т. д., и для передачи вращающего момента.

Некоторые валы (например, гибкие, карданные) не поддерживают вращающиеся детали. Коленчатые и гибкие валы относят к специальным деталям и нами не рассматриваются.

Основными нагрузками на валы являются силы от передач и муфты. При расчетах принимают, что насаженные на вал детали передают силы и моменты на середине своей ширины.

Материалами для валов служат углеродистые и легированные стали (таблица 1).

 

Материалы и термообработка Таблица 1

Марка стали Диаметр заготовки, мм Твердость НВ (не менее) Механические характеристики, МПа Коэффи-циент
120 80 0,09 0,10
40Х 120 0,09 0,10
40ХН 0,10
20Х 0,07
12ХН3А 0,10
18ХГТ 0,12

 

Для большинства валов применяют термически обрабатываемые среднеуглеродистые и легированные стали 45, 40Х; для высоконагруженных валов – легированные стали 40ХН, 20Х, 12ХН3А.

Выполняют расчеты валов на усталостную и статическую прочность, жесткость и колебания.

Для окончательного расчета вала необходимо знать его конструкцию, тип и расположение опор, места приложения внешних нагрузок. Вместе с тем подбор подшипников можно осуществить только тогда, когда известен диаметр вала. Поэтому расчет валов на прочность выполняют в два этапа: проектный и проверочный.

Проектный расчет валов

Проектный расчет вала проводят в такой последовательности:

1. Предварительно оценивают диаметр выходного конца вала из расчета только на кручение при пониженных допускаемых напряжениях

(1.1)

Принимают:

[τ] = (15…30) МПа – редукторных валов;

Полученные значения диаметра округляются до ближайшего размера

согласно ГОСТ 6636- 69 “ Нормальные линейные размеры”.

Так, из ряда указанного стандарта в диапазоне от 16 до 100мм предусмотрены следующие основные нормальные линейные размеры: 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42, 45, 48, 50, 53, 56, 60, 63, 67, 71, 75, 80, 85, 90. 95, 100мм. Разрешается использовать для цапф вала под подшипники размеры 35, 55, 65, 70 мм.

Оценить диаметр вала можно, ориентируясь на диаметр того вала, с которым он соединяется: например, если вал вращается непосредственно электродвигателем, то диаметр его можно принять равным или близким диаметру выходного конца вала электродвигателя, т.е. .

 

2. После оценки диаметра вала разрабатывают конструкцию вала.

 

Назначаются диаметры цапф вала (несколько больше диаметра выходного конца) и производится подбор подшипников. Диаметр посадочных поверхностей валов под ступицы насаживаемых деталей для удобства сборки принимают больше диаметров соседних участков (рис.1).

Диаметр цапфы вала подшипника

, (1.2)

где - высота заплечика (рис.1, а, в).

Диаметр под колеса

, (1.3)

где r - координата фаски подшипника (рис.1, а, б, в).

Высоту заплечика, координату r фаски подшипника принимают в зависимости от диаметра d (мм):

 

d……..17-22 24-30 32-38 40-44 45-50 52-58 60-65 67-75 80-85 90-95

..… 3 3,5 3,5 3,5 4 4,5 4,6 5,1 5,6 5,6

..…1,5 1,8 2,0 2,3 2,3 2,5 2,7 2,7 2,7 2,9

r…………1,5 2 2,5 2,5 3 3 3,5 3.5 3,5 4

 

 

Рис.1 Валы

 

Для вычерчивания конструкции и составления расчетной схемы вала можно принимать (см. рис. 1):

● длину посадочного конца вала ;

● длину ступицы колеса , где - диаметр отверстия в ступице;

● длину промежуточного участка тихоходного вала , быстроходного вала цилиндрической передачи , червячной передачи .

Окончательные размеры выявляют после расчета шпоночного (шлицевого) соединения или после подбора посадки с натягом.

Окончательные размеры и определяют при конструировании крышек подшипников, после выбора типа уплотнения и при конструировании корпусной детали.

Окончательные размеры и получают после выбора муфты, размеров шкива, звездочки, расчета шпоночного (шлицевого) соединения.

Для наружной резьбы конических концов валов принимают:

 

· диаметр резьбы ;

· длину резьбы в зависимости от диаметра

мм…..12…24 27 30 36…42 48…64

, мм….. 1,2 1,1 1,0 0,8 0,7

Выполняют проверочный расчет выбранной конструкции на сопротивление усталости и на статическую прочность.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.