Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- Способность анализировать мировоззренческие, специально и личностно значимые проблемы (ОК-2);
- Способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- Способность логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- Способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);
- Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- Способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2).
А также ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы:
В области учебно-воспитательной деятельности:
- осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;
- планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;
- использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения;
- организацию и проведение внеклассных мероприятий;
в области научно-методической деятельности:
- дает основания для самостоятельной научной и научно-методической работы и в истории литературы, и в области методики преподавания литературы;
- позволяет выполнять научно-методическую работу, участвовать в работе научно-методических объединений;
- осуществлять анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;
в области социально-педагогической деятельности:
- содержит богатейший материал для воспитания и общекультурной, и социальной адаптации учащихся в современной культурной среде; формирует речевую культуру; дает представление о духовно-нравственных ценностях, об эстетическом и нравственном идеале в истории русской литературы;
в области культурно-просветительной деятельности:
- позволяет компетентно ориентироваться в художественной и материальной отечественной культуре, осознавая место литературы в ней как искусства слова;
- формирует общую культуру учащихся;
в области коррекционно-развивающей деятельности:
- сам материал художественной словесности полифункционален и дает возможность использовать его для решения задач возрастной психологии в качестве психологического тренинга, а также для развития внимания, памяти и др., т.е. для реализации личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей;
в области организационно управленческой деятельности:
- навыки систематизации материала, овладение логикой социального и культурного развития, структурирования многоуровневых литературных и культурных явлений участвуют в формировании организационно-управленческих навыков учителя русской литературы и помогают в организации внеурочной деятельности.
Выпускник, получивший квалификацию учитель русского языка и литературы, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы, решению типовых задач профессиональной деятельности в учреждениях среднего общего (полного) образования.
Студент, изучивший дисциплину, должен
знать:
- историю русской литературы в её поступательном развитии и в персоналиях;
- понятийный литературоведческий аппарат (инструментарий), позволяющий ему филологически профессионально характеризовать художественные произведения различных жанров и форм;
- содержание произведений, в том числе и тех, которые изучаются в школе;
уметь:
- ориентироваться в способах и формах усвоения художественной традиции в истории литературы;
- анализировать художественные произведения с точки зрения их содержания и формы;
- собирать, структурировать и излагать материал по проблемам истории русской литературы (письменно и устно в различных жанрах, актуальных в научной и учебно-методической деятельности);
- выразительно читать фрагменты художественных произведений на древнерусском языке;
владеть навыками:
- филологического подхода к литературно-художественному материалу в его историческом развитии, макро- и микроуровневых параметрах;
- объяснения особенностей функционирования художественных приемов в произведениях различных жанров, созданных в разных стилях эпох.