Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мотивационное топливо. Обобщающие выводы.



При рассмотрении экономической действительности под описанным выше углом зрения можно сделать вывод, что ни одна из известных на сегодняшний день современных экономических систем не соответствует требованиям устойчивого цивилизационного развития.

Рассмотрим проблемы, которые были характерны для экономики СССР. Как стало понятным из анализа экономических моделей, составленных с использованием аппарата комплексных чисел, оптимальное функционирование цивилизации требует периодических колебаний денежного потока. Исторически известный вариант реализации плановости в СССР приводил к полному отсутствию колебательных процессов в денежной системе. Деньги записывались на счета, практически, в заявленных количествах. Преимущественным методом планирования являлся метод «от достигнутого», в результате чего деньги «лихорадочно» тратились в конце года. Денежная система была в параличе. При таком режиме «постоянного тока» в экономической цепи логистический элемент является разрывом. Происходила работа на склад. Действительно, до последнего времени шло «проедание» наработанного в тот период экономического запаса. Информационный элемент, напротив, при режиме «постоянного тока» не сказывается на работе экономической цепи и это проявляется как невостребованность потенциала социума. Отсюда прямое следствие: незаинтересованность производства в достижениях науки. При том, что производство является доминирующим потребителем энергоматериального потенциала, оно фактически производит работу, направленную на разогрев среды, работу ради работы.

Процессы, протекающие в экономиках, основанных на финансово-счетном подходе (так называемого западного типа), с присущими им периодическими рецессиями и кризисами перепроизводства, при всей внешней непохожести имеют ту же сущностную причину – отсутствие периодических колебаний в экономической цепи. Все те явления, которые нам сегодня представляют в виде положительных, скорее, подчеркивают сделанный выше вывод о невозможности устойчивого развития в длительной перспективе. Действительно, рассмотрим существующий миф о саморегуляции рынка при помощи денежных отношений. В соответствии с ним при нехватке предложения товаров на рынке, обладающих той или иной потребительской стоимостью, цена предложения будет расти и привлечет инициативных участников с деньгами, которые, стремясь заработать, будут конкурировать, снижая эту цену. Но на практике наблюдать этот эффект не приходилось. Практическая экономическая жизнь показывает несколько иное. Этот «рыночный закон» наглядно пояснил водитель маршрутного такси. На вопрос, почему повышаются цены на проезд при неизменной цене на составляющие себестоимости, последовало следующее разъяснение: «...Раньше на данном маршруте работало десять машин, а сегодня двадцать. Для того, чтобы оставить зарплату водителей хотя бы неизменной, общий денежный доход, получаемый на маршруте, требуется удвоить. Следовательно, цену за проезд следует увеличить в два раза». Вот такая логика «рыночных отношений». К этой же логике прибегают и нефтяные кампании, и сети АЗС, когда объясняют увеличение цены на бензин со своей стороны повышением мировых цен на нефть, а скажем, через неделю, при их уменьшении, вновь повышают свои цены, правда уже с другим стереотипичным объяснением: со снижением цены на мировом рынке план по прибыли никто не корректирует: чем ее обеспечить, как не повышением цены на внутреннем рынке? Описанную логику можно проследить и в глобальной экономике.

Из того же ряда типовая стратегия снятия с производства товаров предыдущего поколения: лишь бы не допустить снижения отпускных и розничных цен невзирая на то, что их потребитель существует, и он вполне удовлетворен ценой и качеством. Зачастую, замены оказываются худшего качества и несколько дороже. Тогда опять в ход идут объяснения типа того, что дополнительный доход направят на развитие научно-технического прогресса. Но, как теперь становиться понятным, доход идет на поддержание статусного потребления группки «энтузиастов», вне зависимости от заинтересованности потребителя в результатах их деятельности. Более всего подобная практика распространяется в сфере платежей[24], где и производить-то ничего не нужно, а сменой названия или возведением очередного «шлагбаума» на пустом месте очень просто лоббировать увеличение поборов.

Итак мы видим, что практическая сторона вопросов оказывается совершенно отличной от пропагандистских построений. Рынок и порожденная им финансовая система не стимулируют развитие, поощряя новации, а стабилизируют, закрепляют достигнутый статусный уровень, а следовательно, и уровень потребления клановых групп. В таком понятии «специализации и профессионализации» социально-экономические отношения для своего воспроизводства требуют постоянной эмиссии денежных знаков, не обеспеченных конкретным товарным содержанием, а следовательно, подстегивает инфляционные процессы. И становится понятно, почему в современной финансовой системе, инфляция, также как и коррупция, является встроенным системообразующим элементом, без которой экономика западного типа существовать длительное время не может. Режим с нулевой инфляцией и тем более, отрицательной - аварийный. Приведённые выше доводы показывают, что любые попытки регулировать экономические отношения при помощи нормативных актов в условиях функционирования данной финансовой системы приводят лишь к росту цен. Пример - введение в действие «закона о связи»[25], что породило лишь повод взимать плату за подключение. То есть брать, по сути, двойную оплату за предоставление одной услуги.

Таким образом теоретическое осмысление исследуемых вопросов сквозь призму аппарата комплексных чисел показывает, что режим функционирования западных экономик представляет собой скатывание по ВХ источников экономической цепи к предельным режимам к.з. (короткого замыкания) или х.х. (холостого хода). Достигнув этой точки, экономика должна либо дезинтегрироваться, либо произвести сброс энергии с одного из реактивных элементов. Это и происходит путем организации войн, преодоления организованных угроз или иной искусственной стимуляции потребительского спроса. В цепи возникает переходный процесс, который на короткий промежуток времени устанавливает колебательный процесс в цепи и возможность переноса энергоматериального потенциала к элементам цепи. С затуханием переходного процесса колебания прекращаются. Возникают застойные явления, и чтобы их преодолеть, современная экономика вновь устремляется к предельным режимам работы системы. Далее процесс повторяется от кризиса к кризису. Именно этот краткий миг без анализа причин и последствий для текущего положения дел выдается нам сегодня как столбовая дорога человечества.

По сути методы управления ̵ что в экономике СССР, что в экономике Запада ̵ идентичны, поскольку, как было показано ранее, обладают аналогичной топологией. В силу приведённых доводов, говорить как о плановой, так и о рыночной экономике безсмысленно. Ни одно реальное экономическое построение не реализовало заявленные модели. Рынок как безадресное, безструктурное управление экономикой с помощью денег присутствует в реальной жизни, как незначительное явление лишь в части, определяемой наличным оборотом (вернее, даже долей агрегата М1[26]). Более нигде рыночных механизмов не присутствует, так как остальная и подавляющая масса денег движется адресно и структурно, в соответствии с топологией экономической системы. Как не парадоксально, но выходит, что сущностных отличий нет: ни в западной экономике, ни в экономике СССР. Различия – в применяемом инструментарии борьбы с застойными явлениями в экономических цепях. В западной экономике доминирует «накачка» необеспеченными инфляционными деньгами, в экономике СССР – преимущественно применялось административное стимулирование. Тем самым скрыт, но не преодолен средневековый принцип организации общества – «принцип пропитания». Из сказанного следует, что преодолеть косные формы организации социально-экономических отношений цивилизации – современная насущная задача, решение которой, скорее всего, лежит в области организации «живых систем» с резонансным принципом интеграции экономики.

Итак, подводя итог исследований мотивационного топлива, финансовой системы и динамической структуры, присущей обществам, практикующим финансово-счетный подход к решению экономических проблем, а также используя описанные возможности экономических моделей с применением аппарата комплексных чисел, мы видим консервативную, стабилизирующую[27] роль финансовых отношений для глобальной толпо-элитарной модели мироустройства. Уровень цен не сказывается на привлечении энергичных и деятельных участников рынка для исправления ситуации с дефицитом того или иного продукта, и в конечном счете, не приводит к автоматическому снижению уровня цен. Финансовая система существует по отдельным законам, играя роль стабилизатора статуса-кво сложившихся статусных группировок. В этой связи очень примечателен диалог президента Путина и губернатора Новосибирской области об инновационной экономике, транслированный по новостным каналам России. На вопрос, как развиваются дела с инновационными проектами в экономике области и есть ли нехватка средств, губернатор ответил, что нехватки денег нет, но дела продвигаются не высокими темпами. В этом диалоге практиков видно отношение к деньгам лишь, как к обеспечивающему ресурсу: регулирующего и, в частности, ускоряющего эффекта деньги не приносят. Нехватка денег в существующих отношениях может привести к сдерживанию продвижения, его замедлению, но ускорить процесс – не в состоянии.

По нашему убеждению, описанная В. Зомбартом [11] средневековая нормативно-этическая система мотивации хозяйственной жизни, названная им системой пропитания (прокорма) и описываемая, как система преодолённая капиталистическим способом производства, на наш взгляд, по приведенному там же фактологическому материалу, эта система вовсе не преодолённая и отброшенная, а напротив, получившая последовательное развитие. Действительно, система пропитания была иерархической, наследуемой, сословной системой, обеспечивающей достаток в соответствие с принадлежностью к тому или иному клану. Капиталистический способ производства с помощью подмены денежной системы на финансовую привел к перераспределению ареала «пропитания», между кланами произвёл смещение одних кланов и заменил их на другие. Механизм вытеснения клана из ареала «пропитания» реализовывался примерно одинаково по описанной ранее схеме. Первоначально сложившиеся цены ломались и стремительно пересматривались в сторону понижения, не смотря на их существующий паритет. Это приводило к разорению и вытеснению того или иного клана из ареала «пропитания». Далее, после ликвидации конкурентов, цены монопольно взлетали, что приводило к компенсации не только убытков, но с лихвой покрывало упущенную выгоду. Инструментом подобных косметических преобразований являлась финансовая система с присущей ей практикой взимания положительной процентной ставки. На сегодня она подкреплена арсеналом необеспеченных мировых денег и других эмитируемых «ценных» бумаг.

Вот так функционирует социально-экономический механизм западной цивилизации. Статусные слои и принадлежащие к ним статусные группы образуют своего рода статусную решетку, создающую разность социальных потенциалов, которая способствует затягиванию в «топку» имперской тепловой машины новой порции мотивационного топлива. Утилизация выделенной социально-экономической энергии в настоящее время управляется посредством финансовой системы.


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.