Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ночь, улица, фонарь, аптека. /Бессмысленный и тусклый свет.



ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

Античная философия

 

 

 

Схема 6

ОСНОВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕС- КОГО ОБЩЕСТВА

Античность возникла на прибрежных территориях и островах Эгейского моря – современного Средиземноморья. Образование полисов (городов-государств) означало рождение новойдинамичной цивилизации. Взаимоотношения и противоречия между различными слоями населения полиса приводили к необходимости понять: на чем основывалась его жизнь? Рассмотрим этот вопрос.

1. Поселения и полисы, располагавшиеся в основном на островах, не имели достаточного ресурса жизнеобеспечения, восполняя его за счет различных экспедиций, связанных с мореплаванием. В условиях естественно-натурального образе жизни способы добывания человеком средств к жизни за пределами места своего обитания не дифференцировались на моральный и аморальный. Охота, рыболовство, земледелие, особенно садоводство, т.е. сборурожая, осознавались как естественно-привычное отделениепредмета потребления от его среды. Поэтому столь же естественным выглядели торговые экспедиции, колонизация новых земель, захват городов, даже пиратство и разбой. Древние историки отмечали, что жители поселений обычно спрашивали «пришельцев с моря»: не пираты ли они, хотя разбой не порицался обычаями, а представлялся естественным занятием и даже доблестью, если этот разбой был в интересах «своих».

Итак, война за жизненное пространство стирала остатки различия между присвоением результатов собственного труда и чужого, защитой своего жизненного пространства и захвата чужого.Война, торговля, охота, рыболовство и земледелие, колонизация и разбой, слабо различались в мировоззрении древних греков.

2. Обеспечение примитивных жизненных условий осуществлялось с помощью столь же примитивного производства: ручной труд, естественно-историческую дифференциацию между людьми, приводившую к эксплуатации чужого, прежде всего рабского труда. Внутри самого полиса среди многочисленных кланов и классов существовали антагонизмы. Для свободных жителей (граждан) стены города-полиса («вовнутрь») очерчивали пространство свободы, защищенное от варваров-чужеземцев. Для рабов же эти стены («вовне») были, наоборот, преградой к свободе.

Развитие древнегреческой цивилизации от раннего периода к зрелому происходило в борьбе между двумя основными политическими сословиями: консерваторами и радикалами. Идеологами радикалов были софисты (схема 6). В этой борьбе решалась судьба многочисленных полисов Древней Греции. Консерваторытребовалисохранения старых жизненных и государственных порядков, основывающихся на родовых традициях, в т.ч. вере в традиционных богов. Их идеологией была мудрость, начертанная на стене храма: «Ничего сверх меры». В противоположность им радикалы(софисты) исходили из того, чтоидеалы должны быть приспособлены к конкретным условиям жизни. Их идеология была другой: «Человек – мера всех вещей». Полагая, что законы и обычаи изменялись и изменяются в соответствии с изменениями условий жизни и государственного устройства, радикалы (софисты) утверждали, что основой жизнеустройства должно быть разумное, т.е. критическоеотношение к окружающему миру.

Как видим, обе стороны аппелировали к мудрости. Консерваторы– к покоящейся, традиционной, радикалы(софисты) – к бурно меняющейся, новой. Так из самой жизни возникли философские проблемы и потребность в философии - «любви к мудрости». К их числу следует отнести: первоначала и соотношения стихий, единого и много, противоречия как взаимоотношения устойчивого и изменчивого, эталонно-вечного (идеального) и скопированного (преходяще-материального), природы разума, материи и формы, сущности и явления и др. Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир представал как огромное скопление различных природных и общественных сил и процессов. Как жить в этом мире? Кто управляет им? Как согласовать собственные возможности с верховными силами недоступного для человеческого влияния космоса? Вот те противоречия, решение которых вменялось философии.

УЧЕНИЕ О ПЕРВЫХ «НАЧАЛАХ» МИРА (αρχη)

Ища первоначала порядка (космоса) общественной жизни, которая ещё не отделялась от природной, древние греки пришли к выводу о том, что этих начал (αρχή) порядка (χóćмоς) – четыре. Они классифицировались в последовательности движения от твердого (устойчивого) к текучему (изменчивому). Наиболее устойчивым первоначалом считалась земля (γή), более текучим – вода (ΰδωρ), еще более изменчивым был воздух (΄αήρ) и, наконец, самым подвижным был огонь (πΰρ).

Однако земля, вода, воздух и огонь сами по себе являлись не столько реальными предметами, сколько чувственно-мысленными образами, строительными «кирпичиками» картины мироздания. Ранее, в мифологии начала выступали в образе "первопредка" – родового тотема: «медведя», «оленя», «ворона» и т.д. Позднее, в античной философии возник образ, божества, олицетворяющего природные стихии. Например, Гея – богиня земли, Гелиос – бог солнца. Посейдон – бог морей, Гермес – бог воздуха, Гефест – бог огня и т.д. Боги как первоначала мира являлись собирательными образами природных стихий. Бытие ассоциировалось древними греками со множеством постоянно изменяющихся стихий, а сознание – с ограниченным количеством понятий, отражающих эти стихии в неподвижном виде. Наиболее подвижной стихией представлялся огонь, который был признан философом Гераклитом «перводвигателем». С «огнём» Гераклит согласовывал первоначала и объяснял источник движения Космоса и отдельных вещей. Гераклиту приписывают слова: "Этот космос, один и тот же для всего (сущего), не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет огнём, мерами возгорающим, мерами потухающим".

ГЕРАКЛИТ ОБ ОГНЕ КАК ИГРЕ СТИХИЙ

Весь миропорядок, основывающийся на огне как первооснове мира, был лишь прообразом первоосновой тех противоречивых стихий, раздиравших общественную жизнь полиса. Игра этих стихийных сил – это одновременно и игра политических сил. «Жизнь есть игра, – говорил Гераклит, – и мир есть также игра». На этом основании он сравнивал события, происходящие в природе и обществе, с комбинацией фишек, карт, костей. Космос – «продукт игры бога Демиурга, судьба – «дитя, играющее вкости, то выигрывающее, то проигрывающее». Когда к нему пришли сограждане и стали зватьего на государственноесобрание, Гераклит, игравший в это время с детьми в кости, ответил им: «Что удивляетесь, негодяи? Не лучше ли заниматься этим, чем с вами участвовать в государственных делах!».

Характерен гераклитовский образ «огня», который «вертит» всем Космосом. В возгорающем пламени огня космос исчезает не полностью. Поднимаясь вверх, огонь сжигает «сырье» мира, «материю». Опускаясь вниз, огонь потухает,переходя вдругие состояния: вначале в воду, затем – в землю («золу»), потом – в воздух. Огонь можно сравнить с пламенем золотоплавильной печи.Потухая, он «застывает»в золотых крупинках.А золото, учил Гераклит, обменивается на все, в том числе и на «сырье» для новых возгораний, т.е. на сгораемое и сам огонь. Солнце, луна, звезды - остатки этого «огня». И даже солнечные затмения являлись, по Гераклиту, следствиемтого, что золотоплавильные чаши поворачивались к земле закопченным черным дном.

ДИАЛЕКТИКА ГЕРАКЛИТА

Гераклит первым в истории создает «огнеобразно-противоречивую» картину движения мира, в первую очередь, общества. Он – первый диалектик.Гераклит учил, что все течет и все изменяется. Ему приписывают высказывание: «Нельзя дваждывойти в одну и ту же реку». Оно подверглосьинтерпретациив двух аспектах. Первое толкование принадлежит софисту Кратилу, истолковавшему данное высказывание Гераклита так: «В одну и ту же рекунельзя войти один раз». Пока ты входишь, река – уже другая. Значит, полагал Кратил, ничего нельзя знать достоверно, ибо пока мы «назвали» предмет, он сталдругим. Мы его «назвали по-другому», а он, изменившись, стал уже «третьим» и т.д. Кратил–родоначальник «скептицизма» (от «скепсис» – сомнение). Философы-скептики полагали невозможным истинное знание. В конце жизни бедный Кратил, отчаявшись выразить в устойчивыхсловахизменчивыевещи, уже ничего не говорил, а только указывалпальцем на окружающие предметы и ругал Гераклита за его коварную диалектику.

Второе истолкование учения Гераклита продемонстрировал софистПарменид. Он полагал, что бытие вещей доказывается нашими чувствами. А чувства фиксируют лишь бытие («то, что есть – устойчивое») и фиксируют то, чего нет, небытие («изменчивое»). «Возникновение же относится к ложному мнению о бытии». Образно позицию Гераклита можно проиллюстрировать словами А. Блока:

Ночь, улица, фонарь, аптека. /Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века. / Все будет так, исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала, / И повторится все как встарь,

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.