Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Технические особенности

ЛЕКЦИЯ 2

ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ (КОНЕЦ Х – ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ XII ВВ.).

АРХИТЕКТУРА

 

-До крещения на Руси не существовало собственной традиции каменного зодчества, поэтому первоначально строительство храмов осуществляли византийские мастера, пришедшие на Русь с византийской царевной Анной и позже также.

- разработка особого типа храма, специально для Руси, поскольку это новокрещённый народ, то особые требования: должно производить сильное впечатление, должен быть большим и вместительным, должен прославлять князя и демонстрировать наглядно его роль.

- По выражению Отто Демуса «Византийские мозаики» - на Руси существовал свой «культурный климат», который определял особенности изменения типичной византийской архитектурной традиции

 

990-е гг. ЦЕРКОВЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В КИЕВЕ (ДЕСЯТИННАЯ)

(сгорела 6 декабря 1240 г. во время осады Киева татарами).

- известна по археологическим раскопкам

- крестово-купольный тип храма, окружённая с трёх сторон галереями с приделами, с хором на тройной аркаде

- тип архитектуры от столичной византийской традиции

- мраморная облицовка нижней части стен, мозаика

- сохранились фрагменты мозаичного каменного пола – ещё от античной традиции, но без сцен, только орнаменты.

- сохранились фрагменты резных капителей, шиферные плиты с резным орнаментом

 

1030-е гг. ЦЕРКОВЬ СПАСА-ПРЕОБРАЖЕНИЯ В ЧЕРНИГОВЕ

Построена в поместье младшего брата Ярослава Мудрого – Мстислава

С северо-западного угла – переход к княжескому дворцу, к светской части

- 3-нефная, 5-купольная церковь с лествичной башней у северо-западного угла

- тонкие стены, прозрачный план с лёгкими опорами

- 3-х апсидная с большим выносом наружу

- широкий поперечный неф, нартекс

-компактность, собранность плана

- выявление внутренней конструкции во внешней композиции: центральная люнета равна по высоте барабанам малых куполов

-снаружи – узкие вертикальные тяги создают эффект трепетания стены

- тройное окно в центральном прясле напоминает о константинопольских образцах, но проще по декору

Т.к. это комбинация нескольких исторических хронологических слоёв, нескольких традиций, как результат определённых творческих усилий.

Апсиды с окнами и нишами в 3 ряда

Особенности кладки: кладка с утопленным рядом, opus mixtum – смешанная кладка (камень+кирпич), розовые стены, т.к. используется раствор с толчённым кирпичем

Интерьер

- в целом – константинопольская традиция с небольшими изменениями: крестчатые столбы, большие хоры.

-прославление князя, т.к. это княжеский заказ – хоры на двухъярусных аркадах (византийский принцип – ритм арок и дуг). Главный декоративный мотив – дугообразный, подпружные арки, арки, поддерживающие хоры, дуги окон, подчёркнутые профилировками, уступами, тонкими вертикальными тягами – всё это облегчает стену, создаёт общеэстетический ритм.

- тонкие колонки активно расчленяют интерьер и акцентируют в нем движение с запада на восток (современные колонки гораздо толще первоначальных, их обложили другим материалом).

- с одной стороны здание центрическое, но движение в нём приобретает особый характер, направленный, почти базиликальный

- просторный интерьер объединяется светом, цельность, лёгкость форм, пронизанность пространства светом

 

1037 г. СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ (ок. 1030-1040-е гг.)

Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве. Вопрос о времен построения этого храма давно уже вызывает споры среди исследователей. Существует ясное свидетельство “Повести временных лет” о закладке собора в 1037 г. Однако в Новгородской и нескольких более поздних летописях указанное событие отнесено к 1017 г. Анализ политической обстановки и различных косвенных данных приводит к выводу, что Софийский собор был заложен действительно в 1037 г, а до этого в Киеве существовал деревянный собор с тем же названием.

После смерти князя Мстислава Ярослав Мудрый сосредоточил в своих руках власть над всей Русской землей. Усиление раннефеодального государства и решительное поражение, нанесенное печенегам, резко повысили роль Киева как стольного города мощной державы. Укрепленная территория была значительно увеличена постройкой гигантских оборонительных валов с деревянными стенам на них. В этой обстановке в Киеве развернулось и широкое каменно-кирпичное строительство. Очевидно, что для его организации Ярослав Мудрый смог получить из Византии достаточно сильную артель, которую, вероятно, подкре­пили еще мастерами, работавшими в Чернигове. Строи­тельная техника и архитектурные формы Софийского собора не оставляют сомнений в том, что строители при­были из Константинополя и отражают традиции столичной византийской архитектуры. Однако огромный размах про­веденных работ нельзя было осуществить силами одних только приезжих мастеров, а это позволяет думать, что к делу были широко привлечены и русские строители. Вы­сокий уровень киевского гончарного ремесла значительно облегчал задачу создания местных строительных кадров. К окончанию возведения Софийского собора, что, видимо, произошло в начале 40-х гг. XI в., киевская артель несом­ненно стала уже отлаженным механизмом, в котором наряду с греками значительную роль должны были играть и их русские ученики.

- широкое громадное 5-ти нефное сооружение с двойным кольцом галерей. Интересно, что в самой Византии пятинефных храмов в это время не строят, это особенность именно русской архитектурной школы

-галереи с 3 сторон, были открытыми, в 17 веке – надстроены.

-13 куполов (это не влияние деревянной архитектуры, а новое решение новой архитектурной задачи – они предназначены для освещения сложного пространства собора, хор)

-решение фасад напоминает черниговский Спас, но менее изысканно и рафинировано, грубее детали

-ориентация на византийские образцы, но не копирование

 

Интерьер

-сложное пространство определяется сложным расположением молящихся в храме, отражает логику социальной структуры общества, для огромной массы народа, кажется, что сюда войдёт всё новокрещённое русское государство

- 4 придела с восточной стороны: Св. Георгию (личный патрон Ярослава Мудрого, покровитель князей, воинов, великомученик, на крови которого зиждется церковь), Апостолов Петра и Павла, придел Св. Иоакими и Анны, Арх. Михаила (воин, покровитель князей, проводник душ в загробном мире). Посвящение приделов отражает знакомство с основными положениями христианского вероучения.

-огромные столбы, шире, чем пространство, проходы между ними

-хоры особой конфигурации, арочные композиции под хорами и на них

-массивность, надежность, пространство словно извлечено из массы, которая здесь доминирует над пространством. Стены были бы давящими, тяжёлыми, если бы не фрески, не фигуры святых, которые покрывают все возможные поверхности.

- большая роль света в пространстве, контрасты, свет расставляет и перемещает акценты: освещённость, зАлитость светом подкупольного пространства и затенённость периферии, пространства под хорами

 

Софийский собор - большой пятинефный храм с крестовокупольной системой сводов (точнее - схема вписан­ного креста). С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех - галереи. Галереи эти двухэтажные; снаружи к ним примыкает еще ряд галерей, одноэтажных, но более широких. В западную наружную галерею вкомпонованы две башни, в которых размещены лестницы для подъема на хоры. Общий размер основного здания собора: длина 29.5 м, ширина 29.3 м, а вместе с галереями - соот­ветственно 41.7 и 54.6 м. Величина подкупольного квад­рата около 7.6 м. В соборе имеются хоры, открывающиеся в центральное, крестообразное в плане пространство двухъярусными тройными аркадами, опирающимися на два профилированных столба. Хоры очень обширные: 260 м2 при общей площади основного здания собора около 600 м2. Помимо центральной главы на мощном барабане, прорезанном большими окнами, есть четыре меньшие, размещенные по диагоналям от главной, а к ним примы­кают еще меньшие. Всего у собора 13 глав, не считая завер­шений башен.
Здание имеет четко выраженную пирамидальную композицию, которая придает памятнику величественность и цельность. Основные декоративные элементы фасадов - двухуступчатые ниши и окна, тонкие колонки на апсидах, выложенные из плинфы меандры и кресты. Однако наибольшую декоративность фасадам сообщает живописная структура кладки со скрытым рядом и полосами необрабо­танного камня. В настоящее время Софийский собор снаружи оформлен в стиле украинского барокко, древнюю поверхность его стен можно видеть только на нескольких участках, где специально снята штукатурка.
Интерьер Софийского собора менее подвергся искажениям и сохранил значительную часть своего первоначального убранства. Центральная часть здания - подкупольное пространство и главная апсида - покрыта великолепной мозаичной живописью, тогда как боковые части украшены фресками. Интерьер собора даже сейчас производит сильнейшее художественное впечатление, несмотря на что полностью исчезли богатый мозаичный набор, некогда покрывавший его пол, алтарная преграда, светильники, украшавшие здание ткани и прочие элементы убранства.

Интерьер собора, несмотря на четкость построения, производит впечатление очень сложного и живописного. Проходя по зданию, зритель видит раскрывающиеся перед ним различные панорамы. В здании явно выделены два аспекта обозрения интерьера. Князь и его свита, стоя на хорах, видят потоки света, льющиеся сквозь окна бара­бана и заставляющие сверкать золотые фоны мозаики. В то же время остальные люди, стоящие внизу, находятся в полузатененном пространстве, и княжеские хоры ка­жутся им, как и изображения святых, в недосягаемо прекрасном мире. Тонко продуманную композицию ин­терьера Софийского собора уже не раз отмечали исследователи.

Строителями Софийского собора были константино­польские мастера. Кроме общеисторических соображений об этом свидетельствуют и использованные в здании ти­пично византийские строительно-технические и худо­жественные приемы. Однако сравнение Софийского собора с одновременными ему византийскими памятниками показывает, что прямых аналогий ему ни в Константи­нополе, ни в других византийских городах нет. Визан­тийские храмы того времени, как правило, небольшие, трехнефные, одноглавые, тогда как киевский Софийский собор имеет огромные размеры, он пятинефный и многоглавый. Различия эти объясняются прежде всего тем, что киевский собор должен был стать главным храмом сложив­шегося на Руси мощного раннефеодального государства, и естественно, что ему хотели придать грандиозность. Храм должен был вмещать большое количество людей, служить основным городским храмом. В Византии к дан­ному времени процесс развития феодальных отношений зашел уже очень далеко и церкви строили как замкнутые вотчинные или монастырские храмы, предназначенные для незначительного числа молящихся. Таким образом, кон­стантинопольские церкви и киевский Софийский собор отвечали разному социальному содержанию заказа. Но при трехнефной схеме сильно укрупнить здание невоз­можно, ибо это резко увеличило бы диаметр купола и, следовательно, крайне затруднило бы строительство. Поэтому увеличение размеров было выполнено за счет прибавления двух нефов, т. е. вместо трехнефного использовали пятинефный вариант крестовокупольного храма.

Откуда же появилось нехарактерное для Византии многоглавие? Были попытки связывать многоглавие киевской Софии, как и всю ее композицию, с традициями языческого деревянного зодчества. С такими взглядами в настоящее время нет необходимости даже спорить. 2) Непонимание специфики и своеобразия ранних киевских храмов, и в частности киевской Софии, объясняется односторонним подходом, не учитывающим реальных усло­вий строительства. Ведь приехавшим в Киев константи­нопольским мастерам была поставлена задача, с которой им не приходилось сталкиваться у себя на родине: им надлежало возвести огромный храм с очень большими по площади хорами, необходимыми для торжественных цере­моний княжеского и епископского дворов. В Константинополе император мог проводить такие церемонии в мно­гочисленных парадных помещениях дворцов, а в случае нужды - и на хорах (эмпорах) Софийского собора, построенного еще в VI в. В Киеве все это нужно было созда­вать именно теперь. Но осветить обширные хоры, закрытые снаружи вторым ярусом галерей, по византийской системе можно было только через окна барабанов глав. И значит, многоглавие киевского Софийского собора имеет прямой функциональный смысл. Конечно, зодчие использовали многоглавие и как художественный прием, создав благо­даря ему торжественную и пышную композицию, но в ос­нове замысла лежала все-таки функциональная задача. Спецификой задания можно объяснить и расширение западной части киевских храмов, поскольку здесь необ­ходимо было разместить крещальни. Большую роль сыграло также применение местных строительных мате­риалов. На Руси не было мрамора, и зодчие привезли с со­бой многочисленные капители, карнизы и другие мрамор­ные детали. Но везти стволы крупных колонн было слиш­ком сложно, и поэтому вместо принятых в Константино­поле мраморных колонн поставили кирпичные столбы, что сразу же резко изменило характер интерьера. Кар­низные плиты, парапеты хор и полы, которые в Византии делали из мрамора, начали исполнять из местного сланца (так называемый красный шифер), имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет и, видимо, напоминавшего византийским мастерам излюбленный в их стране пурпур. Кроме шиферных плит для убранства полов стали при­менять мозаику и поливные керамические плитки. Очень вероятно, что использование цилиндрических сводов с подпружными арками, которые в Константинополе обычно возводили не в храмах, а. в инженерных сооружениях (например, цистернах), было вызвано нехваткой опытных каменщиков. Но установка подпружных арок логически повлекла за собой применение не квадратных, а кресто­образных в плане столбов, поскольку лопатки столбов служили опорами для этих арок.
Таким образом, иные задания, иные условия строи­тельства, иные местные материалы привели к сложении памятников совершенно другого, чем в Византии, облика.

 

Ярослав Мудрый вёл активную строительную деятельность, при нём было построено ещё 3 несохранившихся храма (Св. Георгия, Елены, Ирины). Он окружил город большими крепостными стенами, которые состояли из деревянных срубов, заполненных землёй. Каменными были только ворота.

1037 г. ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА С НАДВРАТНОЙ БЛАГОВЕЩЕНСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ (реставрированы).

Золотые ворота представляли собой массивную кирпичную башню с проездом, ведшим сквозь оборонительный вал Киева. Над проездом стояла небольшая церковь Благовещения. Конечно, ворота имели военную функцию и были приспособлены к обороне, Но все же основное их назначение не военное, а репрезентативное, идеологическое. Если они и служили для обороны города, то прежде всего с помощью надвратной церкви осуществляя его “небесную” защиту. Это был парадный въезд на территорию города. Даже сами названия зданий, полностью совпадающие с наименованиями соответствующих памятников Константинополя, должны были свидетельствовав о роли Киева как столицы мощного государства: главный храм города - Софийский, дворцовая церковь - Богородицы, главные ворота - Золотые. От Золотых ворот сохранились лишь небольшие участки двух параллельных стенок проезда, но археологические исследования, а также рисунки ворот, исполненные в середине XVII в., позволили в общих чертах представить их первоначальную конструк­цию. В 1982 г. над подлинными руинами ворот возведено сооружение, лишь в какой-то мере, обобщенно отвечающее предполагаемому облику древнего памятника.

Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Нов­городе и Полоцке. Новгородский собор был начат в 1045 г., закончен в 1050 г.; полоцкий возведен, по-видимому, в 50-х гг. XI в. О том, что эти соборы были построены той же артелью киевских мастеров, свидетельствуют их типологическая близость, строительно-технические приемы, си­стема пропорциональных построений и даже многие детали. Опытные строители не повторяли своих старых решений, а многое делали по-новому, исходя из других условий заказа и обстановки. В Новгороде, чтобы ускорить и удешевить строительство, мастера широко использовали местный строительный материал - известняковую плиту. Поэтому стены новгородской и киевской Софии внешне очень сильно различаются, хотя все наиболее ответственные конструкции в Новгороде выполнены, как и в Киеве, из кирпича в технике со скрытым рядом. В Полоцке техника кладки стен полностью совпадает с киевской, но если в Киеве тщательная подрезка швов и обработка поверх­ностей стен имеет место как снаружи, так и изнутри здания, то в Полоцке внутри храма стены оформлены более небрежно: видимо, опытных каменщиков здесь было меньше, и зодчий старался экономить их квалифицированный труд.
Новгородский Софийский собор полностью сохранился до наших дней, хотя в значительно перестроенном виде. Поэтому его первоначальный облик графически реконструируется достаточно уверенно. От полоцкой Софии уцелели только фрагменты стен, включенные в структуру более позднего здания, и с полной уверенностью можно судить о плановой схеме.

 

 

1045-1050-е гг. СОФИЙСКИЙ СОБОР В НОВГОРОДЕ (дата по летописи + 2 г. на украшение)

-несколько проще, чем киевский

- тоже 5 нефов, но один ряд галерей с одной башней, которая по другому расположена

- крайние нефы без апсид, а галереи с апсидами, в них располагались приделы – север (Иоанна Богослова, он – тоже апостол, как и придел Петра и Павла в Киеве), юг (Рождества Богородицы, параллель с киевским приделом Иоакима и Анны).

- наличие приделов в галереях оказало большое влияние на весь пространственно-пластический строй собора

-западный фасад: широкие сильно вынесенные лопатки, энергичные, дают сильную светотень. Именно лопатки обеспечивают пластику внешних стен, т.к. нет ниш, декоративной кладки, как в Киеве. Высота лопаток показывает начало сводов внутри

- ассиметричная композиция куполов, разница покрытий закомар – полуциркульные и щипцовые.

-на барабанах – аркатурный пояс с крупным шагом арок, который соответствует ритму окон

 

Интерьер

-боковые нефы ещё более узкие, чем в Киеве

-иная организация пространства: если в Киеве оно развивалось горизонтально, то в Новгородском соборе – вертикально, за счет того, что галереи ненамного ниже ,чем основное пространство; интерьер поднимается вверх сразу, резко, внушительно

- хоры подняты очень высоко

Софийский собор в Новгороде - пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. В западной галерее южнее входа размещена лестничная башня. Столбы храма крестчатые, во всех внутренних и наружных стенах им отвечают плоские лопатки. Хоры имеют большую площадь, занимая западное членение центрального нефа, 2 членения средних нефов и целиком крайние боковые. В центральном нефе и трансепте хоры открываются в подкупольное пространство двойными арками, опирающимися на промежуточные столбы (круглый в центральном нефе и граненые в трансепте). Во втором ярусе у промежуточных столбов квадратное сечение, а столбы, поддерживающие своды над юго-западной и северо-западной частями хор, граненые. Все своды, на которые опираются хоры, цилиндрические, повернутые осями по линии север-юг. В первом ярусе галерей в средней части западного и южного фасадов проемы были открытыми, а на остальных участках, так же как и на всем периметре второго яруса галерей, закрытыми. Вход на хоры идет из юго-западной части собора через лестничную башню на западную галерею второго яруса, а оттуда внутрь храма. Каменная лестница несколько раз обвивает круглый столб, размещенный в центре. Ступени лестницы имеют большую ширину, между ними часто встречаются площадки. Минуя проход на хоры, лестница продолжается до верха башни, откуда имеется выход на крышу собора.
Восточные членения первого яруса галерей заняты приделами-часовнями, имеющими большие самостоятельные полукруглые апсиды. Придел в южной галерее - Рождества Богородицы, в северной - Иоанна Богослова. Западные стены этих приделов не совпадают с общей разбивкой столбов храма, а сдвинуты к западу аналогично стенам над ними во втором ярусе, выделяющим в восточных концах галерей замкнутые помещения. Замкнутые помещения образует также угловое юго-западное членение галерей в обоих ярусах. Западное членение северной галереи в первом ярусе представляет собой еще один придел - Усекновения главы Иоанна Предтечи - с очень плоской дугообразной апсидой, размещенной западнее входного пролета. Средняя часть южной галереи называется Мартирьевской папертью, а западной - Корсунской папертью. В восточном членении южного нефа был сделан придел Иоакима и Анны.
Центральная часть собора перекрыта крестообразно расположенными цилиндрическими сводами; над их перекрестьем и в диагональных членениях возвышается 5 глав. Кроме того, еще одна глава венчает башню. Крайние северный и южный нефы, так же как и западный поперечный, перекрыты чередующимися цилиндрическими сводами и сводами треугольного сечения; в северном и южном нефах они повернуты осями в направлении север-юг; в западном поперечном нефе так повернут только крайний с юга свод, а остальные - по линии В-3. Первый ярус галерей (кроме северной) перекрыт цилиндрическими сводами, опирающимися на аркбутаны. Во втором ярусе южной галереи своды полуцилиндрические, в западной - цилиндрические.
Кровля собора имеет посводное двуступенчатое покрытие. Одни своды округлые - закомары, другие двускатные - щипцы. На золоченом кресте центрального золоченого купола покоится свинцовый голубь. Когда-то голубь был символом Святого Духа, а позже возникло поверие: "Как голубь слетит с креста, тут и Новгороду конец". Маковицам глав придан вид древнерусских шлемов.
Декоративные элементы фасадов собора очень скромны: они ограничиваются зубчатым поясом в архивольтах закомар и участками декоративной кладки. Все барабаны глав завершаются поясом, украшенным полосками зубцом, без горизонтального карниза. Центральная апсида оформлена тонкими полуколонками, не доходящими до земли. Обрамление входов в Софию, а также отделка больших окон над входами наличниками являются поздними привнесениями (XVI - XVII вв.)
Первоначальный пол был ниже современного на 130 см, отсутствовали большие окна над входами, остальные окна были более узкими. До конца XIV века не было высоких иконостасов. С хор открывался вид на главный алтарь. Оттуда хорошо можно было наблюдать за богослужением.
Внутреннее пространство Софии из-за массивных столбов, а также из-за узких межстолпных сводов, кажется несколько стесненным и не гармонирующим со строгой простотой внешних форм здания. Но достаточно немного присмотреться, чтобы изменить первое ошибочное впечатление. Оказывается, и внутри, так же, как и снаружи, нет ничего лишнего, не оправданного конструктивными надобностями. Единственным декоративным элементом во всем внутреннем архитектурном убранстве можно назвать лишь прокладные плиты столбов, установленные через промежутки в три ряда. Арки хор, кажущиеся снизу легкими, не являются декоративными, а несут тяжесть сводов второго этажа.
В архитектуре Софийского собора выявлено ощущение монолитности здания, чувство упругости объемов, нарастания вверх массы главного четверика, барабана и куполов. Здесь выражено восприятие архитектурной постройки как монумента, что станет характерной особенностью дальнейшего развития русской архитектуры.

Технические особенности

Размер основного объема собора (без галерей): длина 27 м, ширина 24.8 м; вместе с галереями: длина 34.5, ширина 39.3 м, азимут 120 градусов. Размер сторон подкупольного квадрата 6.19-6.28 м. Толщина стен собора 1.2 м. Высота от уровня древнего пола до голубя на кресте средней главы - 38 м. Стены собора сложены из камней. Использованы известняк различных пород и булыжники. Местами имеются пояса - прокладки нескольких рядов кирпичей в технике со скрытым рядом. Софийский собор сложен из волховского известняка голубоватого, сероватого, зеленоватого, желтого и коричневатого оттенков. Камни скреплены между собою известковым раствором с примесью толченого кирпича (цемянкой). Камни не обделаны, за исключением подтески сторон, выходящих на поверхность стен. Подтеска была необходима для получения отвесной линии стен. Разнообразная расцветка камня натолкнула исследователей на мысль, что первоначальная София не была покрыта снаружи цемяночным раствором, и камни в своей богатой красочной гамме оставались обнаженными. Эти известковые и валунные камни с гладкой затертой между ними цемянкой розовато-коричневого цвета придавали стенам собора, отличающегося простой и художественно лаконичной общей формой, исключительную живописную насыщенность. Переливающаяся прозрачная расцветка камней с подрезкой в виде фаски затирочного слоя цемянки вокруг каждого из них, как больших, так и самых малых, иногда доходящих до величины с грецкий орех, создает впечатление самоцветов, вставленных в оправу не менее колоритной цемянки. Но об этом можно говорить лишь по отношению прямолинейных в плане стен.
В арках и сводах уложено больше кирпичей в той же технике скрытого ряда. Кирпич был использован при кладке всех арок и арочных перемычек над оконными и дверными проемами, а также в кладке сводов. Своды куполов выложены из одного кирпича. Во внутренних сводах употреблен камень.
Внутренняя поверхность кладки забутована более мелкими камнями и кирпичами со значительным количеством раствора. Характер кладки в разных частях здания не вполне одинаков. Встречаются участки декоративной фигурной кирпичной кладки. Основной формат кирпичей 3.7- 4.5 X 24-26 X 38-40 см, но попадаются и другие размеры - 4 X 18 X 21, 4 X 24 X 31, 4 X 31 X 40, 4 X 26 X 43 см, а также лекальные кирпичи - трапециевидные и с полукруглым торцом. В стенах проходит несколько ярусов дубовых связей. В некоторых участках в кладке широко использованы горшки местного производства. Фундаменты собора ленточные, из валунов на растворе. Глубина их в западной части здания 1.6-1.8 м, в восточной - до 2.5 м. Под фундаментами имеются деревянные субструкции. Первоначальный цемяночный пол собора лежал на уровне более чем на 2 м ниже современного. Выше обнаружены остатки еще двух полов из каменных плит, относящихся к XI-XII вв. В центральной апсиде найдены остатки мозаичного пола, сделанного, по-видимому, в XII в., - небольшие фрагменты мозаичного набора в цемяночном грунте и обломки серых известняковых плит с мозаикой. Несколько каменных плит с мозаичной инкрустацией уцелело в облицовке нижней части стен апсиды вокруг горнего места. В центральной апсиде выявлены остатки престола, столбиков деревянного кивория, основы запрестольного креста. Первоначально горнее место было двухступенчатым с фресковой росписью; позднее оно переделано в трехступенчатое с облицовкой мозаикой. Встречены также следы деревянной алтарной преграды. В Рождественском приделе первый пол был из поливных плиток, а более поздний - мозаичный. В соборе сохранилось сравнительно немного древних фресковых росписей. Они отражают различные этапы украшения здания, возможно, середины XI в., 1108, 1144 и 1195-1196 гг.
Конструктивной особенностью Софии, не встречающейся в других русских памятниках XI века, является наличие четверть-циркульных арок (аркбутанов) в южном притворе (Мартирьевской паперти). Они были и в северном притворе, но исчезли при восстановлении северной стены в последней четверти XIII века. Аркбутаны, входившие в Софии в состав наружной галереи, хорошо известны в романской архитектуре.

 

50-60-е гг. СОБОР СВ. СОФИИ В ПОЛОЦКЕ

- Сохранилась только в нижней части, в подцерковье сейчас

- 5 нефов без галерей, без боковых апсид

- упрощение в рисунке аркад и деталях

- сильно развита восточная часть, вытянутость с запада на восток

- техника в Полоцком храме более тонкая, чем в Новгороде ,ближе к Киевской

 

После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. начинается новый период в развитии древнерусского государства – период феодальной раздробленности, когда формируется несколько художественных центров, которые наследуют сложившийся в Киеве тип храма, наследуют архитектурную традицию и продолжают её развивать.

Итак. К середине XI в. сложился тип 5-нефного храма с галереями, приделами (что было важно для информирования народа об основах христианского вероучения).

Важно, что таких сложных архитектурно богатых храмов больше не будет построено: это понятно – у удельных князей меньше средств, чем у великого киевского князя.

В самом Киеве долго ещё не будет крупного монументального каменного строительства (до 70-х гг.), когда дело Ярослава Мудрого наследовали его сыновья Изяслав, Святослав, Всеволод.

- Для этого периода (вторая половина 11 – начало 13 века) характерно утоньшение архитектурной мысли, архитекторы мыслили теперь не государственными масштабами, а менее значительными – вотчинными, удельными.

- происходит упрощение планов и всей пространственной структуры сооружений

 

К грандиозным пятинефным композициям типа Софийских соборов зодчие больше не возвращались даже в самых крупных постройках. Кладка применялась такая же, как в памят­никах первой половины XI в., - из плинфы со скрытым рядом и поясами цветных необработанных камней. Неиз­менной была и система декоративного убранства фасада - двухуступчатые ниши, полосы меандра, выложенного из плинфы, и пр. Казалось бы, что такая живописная кладка должна была быть открытой для обозрения, однако иссле­дование памятников зодчества XI в. показало, что поверх­ности стен иногда сразу же после их возведения затирали снаружи раствором, оставляя незакрытыми лишь полосы меандра и другие декоративные элементы. К сожалению, пока еще неясно, являлось ли это общим правилом, или же данный прием не всегда применялся. Весьма вероятно, что побелка стен вызывалась как эстетическими представле­ниями той эпохи, так и практическими нуждами - слу­жила защитой кирпичной кладки от разрушения (вывет­ривания). Композиционные решения в памятниках второй половины XI в. становятся более лаконичными, особенно в интерьере, где перестают применять внутренние аркады, что сразу же значительно упрощает облик внутреннего пространства храма. Церкви этой поры по плановым схемам довольно близки друг другу, хотя среди них встре­чаются и очень крупные (например, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде длиной 42 м), и совсем незначитель­ные (церковь на усадьбе Художественного института дли­ной 20 м). Но, несмотря на некоторую стандартность реше­ний, зодчие свободно использовали различные компози­ционные варианты. Так, иногда к западному фасаду храма примыкает крещальня в виде небольшой двухэтажной часовни, а иногда она включена в основной объем здания. Башня для подъема на хоры порой расположена рядом с храмом, но нередко частично или даже полностью вклю­чена в его объем. В зависимости от изменения планового решения несомненно по-разному должны были решаться и верхние части храмов, о чем, к сожалению, сейчас далеко не всегда можно судить.

В самом Киеве сохранились и то не полностью только 4 сооружения второй половины 11 века, среди которых наиболее важное место занимает

 

1073-1089 гг. УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ

Заложен в 1073 году по инициативе Феодосия Печерского и построен за три года на деньги князя Святослава и Изяслава Ярославичей. Его возведение было овеяно легендами. Постройку и украшение церкви Киево-Печерский патерик связывает с греческими мастерами, пришедшими в Киев из Константинополя по указанию явившейся им во сне с образом храма Богородицы: «Меру же Я послала — пояс Сына Моего».

Д. С. Лихачёв связывал с возведением Успенского храма начало распространения на Руси почитания Богородицы.

П. А. Раппопорт отмечает, что образ Печерской церкви воспринимался на Руси как своего рода канон храмоздательства: «Освященный традицией и легендой о чудесном построении Успенский собор Печерского монастыря стал как бы эталоном храма, и церковные власти несомненно требовали, чтобы общий типологический принцип построения этого собора неуко­снительно сохранялся».

Традиция почитания Богоматери на Руси, сложение особого Её культа именно во второй половине 11 века.

В "Повесть временных лет" есть датированное 1051 г. упоминание про его основание монахами поблизости Киева. Первым насельником обители был Антоний (в миру Антипа) из города Любеча, что поблизости Чернигова. Он принял постриг в Есфигменском монастыре на Афоне (Греция). Придя в Киев, Антоний поселился в пещере, выкопанной ранее Илларионом (священником Спасской церкви, что стояла в близлежащем княжеском селе Берестово), который в 1051 г. был назначен киевским митрополитом. О подвижнической жизни Антония узнали люди и приходили к нему за благословением, приносили необходимое для жизни, а некотрые просились в его пещеру на поселение. Вскоре вокруг Антония сплотились 12 единомышленников, которые расширили пещеры, обустроили кельи и построили в одной из них храм.

При преподобном Феодосии подземная обитель уже не стала вмещать братию, и тогда появились первые надземные постройки - церковь Божией Матери Рождества и кельи.

Позднее, когда монастырская жизнь была перенесена из пещер на поверхность, в подземных лабиринтах начали хоронить усопших насельников монастыря. Захоронения в пещерах проводились более семи столетий.

Именно от пещер происходит название монастыря - Печерский. Как большой и влиятельнейший православный мужской монастырь, он с домонгольских времён получил статус Лавры. Лаврой обычно называют крупные общежительные монастыри, которые напоминают своими размерами и постройками небольшие городки, имеющие свои улицы («лавра» с греческого языка буквально означает «улица»). И жизнь в этих монашеских городках подчинена четким законам и порядкам, без которых невозможна полноценная монастырская жизнь.

1073 год стал знаменательным для Печерского монастыря: по благословению преподобных Антония и Феодосия было начато строительство дивного храма Успения Богородицы, а в 1089 году в праздник Успения "Небеси подобная церковь" была освящена со многими сопутствующими знамениями и чудесами.

С 70-х гг. XI в. в Печерском монастыре началось интенсивное строительство, был возведён Успенский собор.

-вероятно, к северо-западному углу храма примыкала маленькая крещальня

- константинопольские мастера, рафинированное сооружение византийской традиции

- 3-нефный, 5-купольный, 3-апсидный, с нартексом (6-столпный)

-апсиды гранённые с полуколонками, стройные, утонченные

- тонкие стены, необыкновенно прозрачный план, большая воздушность – большой подкупольный квадрат,

-столпы с маленьким выносом лопаток

-стены ажурные, кружевные, благодаря многочисленным окнам и нишам

-фасады разбиты на 2 регистра, подчёркнутые кирпичным меандром, в каждом регистре – окна в 2 ряда, горизонтальными рядами окна опоясывают храм

- геометрическая чёткость форм

- центральная ветвь подкупольного креста выделена тройной композицией окон

 

Очень большое значение для развития русского зод­чества имел Успенский собор киевского Печерского мона­стыря, заложенный в 1073 г. В “Печерском Патерике” сказано, что для строительства этого здания из Константи­нополя приехали зодчие - “мастери церковнии 4 мужи”. Очевидно, они возглавили местную киевскую строитель­ную артель.

Собор Печерского монастыря был очень сильно пере­строен в XVII в., а во время Великой Отечественной войны взорван. Обмеры, сделанные до войны, а также исследо­вание руин позволили все же с достаточной полнотой установить его первоначальные формы. Собор явно про­должал традицию, наметившуюся в киевском строитель­стве в предшествующие годы и в значительной степени восходившую к древнейшему памятнику Киева - Десятинной церкви. Это был трехнефный шестистолпный храм. Западное членение его четко выделено в качестве самостоя­тельного нартекса, к которому с севера примыкала не­большая двухэтажная церковь-крещальня. Собор завер­шался одной главой, а вторая возвышалась над крещальней. Очень вероятно, что для уравновешенности компо­зиции над юго-западным углом храма была возведена третья глава, как это делали позднее в церквах Новгорода. Таким образом, собор представлял собой сложную живо­писную композицию. Основными декоративными эле­ментами фасадов являлись двухуступчатые ниши и окна, полосы кирпичного меандрового орнамента. Внутри собор был некогда богато украшен мозаичной и фресковой жи­вописью, мраморными деталями, имел мозаичный пол. Неподалеку от собора раскопками удалось вскрыть остатки мастерской, где изготовляли смальту для мозаик. Обра­щают на себя внимание чрезвычайная четкость разбивки плана, крупные размеры здания (примерно 35 х 24 м) и очень значительное подкупольное пространство - более 8.6 м, т. е. больше, чем в Софийском соборе. Византийские зодчие, возводившие Печерский собор, по-видимому, вы­нуждены были считаться с требованиями заказчиков, желавших, чтобы здание отвечало тем композиционным формам, которые уже сложились в киевской архитектуре.

 

Успенский собор был первым каменным храмом на территории монастыря. До его сооружения монахи совершали службы в деревянной церкви во имя Успения Божьей Матери, которая находилась над пещерами.
По данными "Патерика Печерского" строительству храма предшествовали многие знамения.
Заложение собора состоялось в 1073 г. в торжественной обстановке, в присутствии прп.Феодосия и всех печерских монахов. Князь Святослав не только подарил землю под церковь и 1000 гривен золотом, но и собственноручно копал ров под фундаменты.
В июле 1077 г. строительные работы в храме были завершены. Но отделочные работы продолжались. Освящение Великой лаврской церкви состоялось в 1089 г. и было приурочено к празднику Успения Пресвятой Богородицы.
В образе Успенского собора Киево-Печерского монастыря сложился новый тип храма. Небольшие его размеры, суровые архитектурные формы, быстрый рост авторитета Киево-Печерского монастыря привели к тому, что он стал образцом для построения аналогичных культовых сооружений во многих городах Киевской Руси. Летопись свидетельствует, что князь Владимир Мономах по образцу Успенского собора построил храм в Ростове, его сын Георгий - в Суздале. В Киеве этот архитектурный тип позаимствовали при строительстве главной церкви Михайловского Золотоверхого монастыря.
В конце XI ст. около северной стены Успенского собора, на расстоянии 1,5 м, на средства боярского сына Захария была построена церковь Иоанна Предтечи.
По своему архитектурному типу Успенский собор относился к крестовокупольным культовым постройкам.
Стены древнерусской части собора были выложены плинфой.
Особое внимание было уделено декорированию интерьера собора.

 

1108-СОБОР МИХАЙЛОВСКОГО ЗЛАТОВЕРХОГО МОНАСТЫРЯ В КИЕВЕ

-1935 г. – разрушен до основания

- по плану похож на Успенский собор Лавры, но более массивные пропорции

-1 купольное сооружение, барабан декорирован нишами, которые располагаются над окнами ниже, свободный ритм

- проще конструкция, но более обильно – декорация: тройная композиция центрального прясла

 

Следующий по времени возведения крупный киевский храм - собор Михайловского Златоверхого монастыря (1108 г.) - продолжал ту линию развития архитектуры, которую представлял Успенский собор Печерского монастыря. Сильно перестроенное здание Михайловского собора достояло до 30-х гг. XX в. Судя по чертежам и опи­саниям, храм сохранял все основные особенности киев­ских памятников второй половины XI в. Как и в Печерском соборе, здесь к западному членению примыкала (но не с севера, а с юга) маленькая церковь, вероятно крещальня. Лестничная башня не выступала наружу, а размещалась в северном членении нартекса. Храм имел одну главу, хотя у башни и крещальни, видимо, были самостоятельные главы. Собор отличался богатым внутренним убранством: апсиду его украшала мозаичная живопись, а остальные части - фрески. При разборке здания большая часть мо­заик и фресок была снята со стен и перенесена в музеи.

 

 

1113-1125 гг. ЦЕРКОВЬ СПАСА НА БЕРЕСТОВЕ

Располагается в пригородной княжеской резиденции, построен Владимиром Мономахом

-византийские зодчие с русскими помощниками

-с трёх сторон у входов в храм – притворы, перекрытые трёхлопастными сводами, они придают композиции храма устойчивость

- лучше всего сохранился западный фасад: широкий, остатки трёхлопастного завершения пристройки с запада – это будет очень актуальный приём, выше – ярус ниш

- обилие архитектурного декора – ниши, кресты в нишах и на лопатках.

- Это первое здание, построенное без камня, не смешанная кладка, а только кирпич.

В дальнейшем – равнослойная кирпичная кладка будет характерна для всех киевских построек

 

Завершает серию киевских памятников дан­ной строительно-технической и художественной традиции церковь Спаса на Берестове. Годы ее постройки не отме­чены в летописях, но связь храма с родом Мономаха позволяет считать, что здание возведено в тот период, когда Владимир Мономах был киевским князем, т. е. между 1113 и 1125 гг. Западная часть церкви сохранилась до наших дней почти на полную высоту, включенная в состав более поздней постройки. Остальные участки древнего здания уничтожены и известны по результатам раскопок их фундаментов. Церковь была шестистолпной, трехнефной; ее западная часть отделялась от остального поме­щения, четко формируя нартекс, к которому примыкали с юга лестничная башня, а с севера - крещальня. Башня и крещальня значительно выступали наружу от боковых стен основного корпуса храма. Наряду с традиционными чертами, сближавшими Спасскую церковь с предшествую­щими киевскими памятниками, она имела особенности, свидетельствующие о новых тенденциях. Так, перед всеми тремя ее порталами находились притворы. Уцелевшие на западной стене храма следы примыкания притвора позво­ляют определить, что он был перекрыт сводом трехло­пастного очертания. В местах перелома кривизны свод этот опирался на деревянные балки. Наличие трехлопаст­ного свода над притвором, как и ряд косвенных признаков, заставляют предполагать, что и завершение фасадов зда­ния могло иметь усложненные очертания, быть может тоже трехлопастной формы. В стенах церкви в отличие от остальных киевских памятников камни были использованы только в забутовке и нигде не выходили на фасады, сло­женные исключительно из кирпичей в технике со скрытым рядом. Стены храма декорированы двух- и трехуступчатыми нишами, кирпичными полосами меандра, крестами.

 

 

В XII в. Киев теряет своё лидирующее значение как художественный центр, зона активной архитектурной деятельности сильно расширяется, строительство ведётся в других южно-русских городах – Галич, Полоцк, Чернигов…

За основу строительства теперь берётся тип Успенского собора Киево-Печерского монастыря и собора Михайловского Златоверхого монастыря:

Тип вписанного креста 3-нефного, 6-столпного (с нартексом), 1-купольного, 3-апсидного храма.

- облик храма становится более статичным, компактным, нет лестничных башен, хоры только над нартексом, ясный единый интерьер

- отсутствие галерей. Храмы приобретаю кубический объём, массивность, простоту форм и декора

- эта типология не имеет прямых параллелей в византийской архитектуре, это чисто русская вариация

 

Развитие русской архитектуры в XII в.происходило совер­шенно по-иному, чем в XI в. В это время вся Русь уже была охвачена процессом феодального дробления. Этот процесс начался еще во второй половине XI в., но на рубеже XI - XII вв. был несколько приостановлен в связи с трагической обстановкой, сложившейся в Южной Руси в условиях половецких набегов. С 20 - 30-х гг. XII в. дробление страны пошло более ускоренными темпами. Рост политического значения крупных русских городов, ставших центрами самостоятельных княжеств, и укрепле­ние экономики создали необходимые предпосылки для сложения в них кадров собственных мастеров-строителей.
Следует отметить, что объекты монументального строи­тельства той поры создавались исключительно по заказу князей или церкви. Лишь со второй половины XII в. в некоторых центрах к ним постепенно присоединились крупные бояре или корпорации ремесленников и торгов­цев. Таким образом, памятники монументального зодчества возводились, как правило, по заказам светских или духовных властей определенной территории - княжества. Естественно, что в тех случаях, когда в княжестве не было собственных строителей, приглашали мастеров из той земли, с которой данное княжество находилось в наиболее тесных политических или церковных отношениях. Поэтому архитектурные связи различных русских земель оказыва­лись зависимыми от военно-политических или династиче­ских союзов княжеских родов. В результате картина расчленения более или менее единой киевской архитек­туры на различные архитектурные школы очень близко соответствовала политической обстановке, сложившейся в то время на Руси. Там, где политические связи продол­жали оставаться достаточно прочными, расхождение между архитектурными школами шло медленно. Разрыв этих связей и установление враждебных отношений между княжествами почти всегда отражались и на архитектуре.
Многие русские земли в течение всего XII в. продол­жали в архитектурном отношении следовать за Киевом. Обаяние киевских традиций было настолько большим, что продолжало сказываться даже и тогда, когда сам Киев практически потерял значение руководящего политиче­ского центра. Поэтому, несмотря на наличие собственных мастеров-строителей, некоторые центры княжеств продол­жали развивать архитектуру, почти полностью аналогич­ную киевской. Зодчество ряда княжеств (Киевское, Черни­говское, Рязанское, Смоленское, Волынское) не раздели­лось на самостоятельные школы. В других землях процесс этот шел совсем по-иному, и здесь к середине XII в. сло­жились собственные архитектурные школы, существенно отличавшиеся от киевской. При этом во всех русских землях происходило интенсивное сложение новых форм. Русская архитектура вступала в новый этап своего разви­тия.
Новый этап в развитии русской архитектуры доста­точно четко сформировался уже в первой половине XII в., когда начали возводить здания, очень сильно отличавшиеся от построек эпохи Киевской Руси. На смену сложным сооружениям с лестничными башнями, галереями, боль­шим количеством глав, обладавшим живописной и дина­мичной композицией, пришли крайне простые здания с четко ограниченными плоскостями фасадов. Даже в том случае, когда постройки имели наружные галереи, общий характер простоты объема не нарушался. Торжественные и пышные многоглавые композиции отошли в прошлое. Их заменили лаконичные уравновешенные памятники, увенчанные одной массивной главой. Старая крестовокупольная система сводов сохранилась, но основным типом становятся трехнефные храмы без промежуточных аркад между столбами и с хорами, расположенными лишь в западном членении. Стремление к простому и компактному объему привело к отказу от лестничных башен и замене их узкими лестницами в толще стены. Если в храмах эпохи Киевской Руси зодчий стремился сделать интерьер по возможности более живописным и многообразным, с большим количеством различных аспектов, то в памят­никах XII в. интерьеры делали такими четкими и ясными, чтобы их можно было охватить взглядом сразу из одной точки. Наибольшую законченность они получали в четырехстолпных храмах, где почти квадратный в плане интерьер был строго подчинен центральному подкупольному пространству. Четкость и центричность интерьера сохранялись, однако, и в шестистолпных храмах, по­скольку их вытянутость ощущалась главным образом сна­ружи, в то время как интерьер по существу совпадал с интерьером четырехстолпных церквей, а западное членение отделялось от основного пространства широкой аркой и служило отдельным помещением - нартексом, над кото­рым размещались хоры.
Однако если таков был общий характер изменений, происходивших в русской архитектуре в первой поло­вине XII в., то формы, в которых эти изменения проявля­лись, в каждой архитектурной школе были иными, имели свой особый характер. Следует отметить, что основной принцип русской архитектуры XI в. - полное соответ­ствие плановой схемы и конструкции здания его внеш­нему облику - сохранился в полной мере и в XII в. То же можно сказать о соответствии строительной техники и декоративных элементов: конструкция, строительные материалы, формы декоративного убранства были для зодчего XII в. так же нерасчленимы, как и для зодчего XI в. Поэтому изменения в технике или переход к применению других строительных материалов сейчас же меняли и всю декоративную систему здания.

Очень существенные изменения произошли в зодчестве Киева. Уже во второй половине XI в. там постепенно слагались новые приемы, новые эстетические принципы. По памятникам этого времени можно проследить тен­денцию к созданию четких и простых объемов, к упрощению структуры интерьера. Наиболее ярким примером проявления данной тенденции был Успенский собор Печерского монастыря. Однако переход от памятников типа Успенского собора к новому типу храма произошел все же не постепенно, а скачком - резко изменились как общий облик и архитектурные формы сооружений, так и их строительная техника. При этом технические и художест­венные изменения были безусловно тесно взаимосвя­заны.
Новый тип киевского храма - очень простая по объем­ному решению четырехстолпная церковь. На первых порах она имела с запада нартекс, который обычно был открыт в основное помещение, отделяясь от него широкой аркой. Поэтому по плану храм носил характер шестистолпного. Позднее, во второй половине XII в., чаще стали строить храмы сокращенного варианта, т. е. без нартекса, четырехстолпные. На хоры, занимавшие западное членение, вела лестница, размещенная в толще стены; полностью отказа­лись от лестничных башен. Храмы завершаются зако­марами, основания которых расположены на одной высоте и венчаются одной массивной главой. В целом храмы XII в. уравновешены и статичны, сложная живописность компо­зиции памятников XI в. полностью отсутствует. Измени­лась и строительная техника: на смену кладке со скрытым рядом пришла равнослойная техника, при которой все ряды плинф выходят на поверхность стены. Стали широко использовать не применявшиеся ранее крестовые своды. Перешли к другой технике формовки кирпичей. Очень существенно изменились, вернее - сменились, декоратив­ные элементы фасадов. Равнослойная техника кладки не давала таких богатых декоративных возможностей, как кладка со скрытым рядом; и как бы компенсируя этот недостаток, на фасадах появляются новые элементы - аркатурные пояски, полосы поребрика, двух- и трехуступчатые амбразуры порталов. На углах храмов сохраняются плоские лопатки, но промежуточные лопатки фасадов приобретают характер мощных полуколонн, придающих фасадам пластичность. Поверхности стен часто оставляли открытыми, хотя во многих случаях они были затерты раствором. На некоторых памятниках (черниговские Елец­кий и Борисоглебский соборы) отмечено наличие затирки фасадов, по которой произведена разбивка, имитирующая квадры белокаменной кладки.
Таким образом, в новых храмах резко изменились все компоненты, традиционной осталась лишь типологическая схема здания. Но именно типологическая схема зависит не столько от зодчего, сколько от заказчика. Освященный традицией и легендой о чудесном построении Успенский собор Печерского монастыря стал как бы эталоном храма, и церковные власти несомненно требовали, чтобы общий типологический принцип построения этого собора неуко­снительно сохранялся. Резкие же различия во всех осталь­ных компонентах здания - в строительной технике (особенно в системе кирпичной кладки) и в архитектурных формах - свидетельствуют о смене архитектурно-строи­тельной традиции, т. е. смене мастеров. Следовательно, перелом в киевском зодчестве, очевидно, был связан с переходом строительства в руки другой организации.
Когда же произошла эта смена строительной традиции? Наиболее поздним сохранившимся памятником, в котором еще господствуют старые приемы, является церковь Спаса на Берестове, построенная между 1113 и 1125 гг.

Наиболее ран­ним, очевидно, является собор Елецкого монастыря.

1120-е гг. УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ЕЛЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В ЧЕРНИГОВЕ

Его типологическая схема несомненно восходит к Печерскому собору; о преемственной связи с последним говорит даже название елецкого собора - Успенский. Однако все харак­терные особенности нового архитектурного направления, нового типа храмов выражены здесь с предельной чистотой и отчетливостью. Об этом можно судить вполне уверенно, поскольку здание сохранилось практически целиком, хотя сильно перестроено и не реконструировано в первоначаль­ных формах.
Наружный облик собора Елецкого монастыря лаконич­ный и четкий. Перед каждым его порталом, т. е. с трех сторон, некогда имелись небольшие притворы - тамбуры (или, может быть, галереи). В юго-западный угол здания встроена маленькая часовня с собственной апсидкой, никак не выраженная на фасаде. Время возведения собора неизвестно. Большинство исследователей относят его к началу XII в., хотя есть предположения и о более ранней дате - конце XI в. Несомненно лишь, что он был построен князем Олегом Святославичем или его братом Давидом после того, как Чернигов был закреплен за их родом решением Любечского съезда (1097 г.). Косвенные данные позволяют уточнить дату возведения храма: ве­роятно, вскоре после 1113 г.

-сохранились резные капители полуколонн храма, из белого известняка со звериными мотивами

 

1120-е гг. БОРИСОГЛЕБСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ЧЕРНИГОВЕ

-тип храма с позакомарным покрытием

Несколько позже, видимо в 20-х гг. XII в., в Чернигове была построена Борисоглебская церковь, тоже почти пол­ностью сохранившаяся и в недавние годы восстановленная в первоначальном облике. Этой церкви, так же как и Елецкому собору, свойственны все характерные особен­ности храмов нового типа. Церковь имела галереи, которые не были восстановлены при реставрации, ибо их формы не удалось выяснить. При раскопках Борисоглебской церкви найдено несколько белокаменных капителей, по­крытых великолепной резьбой; их место в здании не опре­делено. Очень вероятно, что к началу XII в. относится и черниговская Ильинская церковь, сохранившаяся цели­ком, хотя и в сильно искаженном виде. Она небольшая, бесстолпная, с одной апсидой и примыкающим с запада нартексом. Барабан купола здесь поддерживают подпружные арки, опирающиеся не на столбы, а на пилоны в углах здания. Бесстолпное решение храмов применялось для наименьших по размеру церквей, а также для приделов, примыкающих к большим храмам. Ильинская церковь - единственный во всей русской архитектуре домонгольского периода бесстолпный храм, своды и глава которого сохранились до наших дней. Возможно, что к той же поре относится и терем - небольшая квадратная по­стройка, остатки которой были вскрыты раскопками близ Спасского собора. Терем, видимо, входил в комплекс зданий княжеского двора.
Таким образом, очевидно, что в начале XII в. в Черни­гове работала какая-то новая, не киевская строительная артель, происхождение которой пока не поддается точному определению. Вопрос о происхождении этой несомненно приезжей артели осложняется тем обстоятельством, что наряду с византийскими традициями (плинфа, раствор с цемянкой) здесь отчетливо проявляются и романские элементы (аркатурные пояса, белокаменная резьба и пр.).

 

 

НОВГОРОД

Есть особая интонация новгородской архитектуры, отличающаяся от архитектуры южно-русских киевских земель.

-особенная напряжённость, возможно являющаяся отражением идеи необходимости напряжения духовных сил для достижения благодати, вопросы домостроительства спасения

- особая строгость, величие, экспрессия

- В XI в. в новгороде не было других сооружений кроме Софийского собора.

- В начале - первой половине XII в. Новгород даёт своеобразный отклик на киевскую архитектурную традицию

- В XII в. – культура Новгорода – княжеская, торжественная, масштабная, родственная культуре Киева 11 в. Три самых значительных храма – по заказу князя, они демонстрируют зрелищную картину его могущества

- В первой трети 12 в. архитектура Новгорода близка традиции киевского искусства 11 – начала 12 века, русской культуре до распада на уделы

 

- местных мастеров не было, они – пришлые из Киева или Переяславля

- на юге к этому времени выработан тип храма – кубовидного, с позакомарным завершением фасадов

- первые храмы восходят к византийской схеме типа вписанного креста с широкими нефами, нартексом, обширными хорами, с крестчатыми столпами

- но они проще, скупее по выразительности, чем киевские, строже, обладают иной эмоциональностью, более сдержанной, монументальной

 

В Новгородской земле можно видеть пример того, как разработка новых архитектурных форм и сложение само­стоятельной архитектурной школы происходят в соответст­вии с требованиями, которые диктовались местными усло­виями и строительными материалами.
После завершения Софийского собора в течение всей второй половины XI в. в Новгороде не было возведено ни одного монументального здания. Условия для строитель­ства созрели лишь к началу XII в., когда подряд было создано несколько больших шестистолпных соборов. Есте­ственно, что в процессе такого интенсивного строитель­ства должны были сложиться местные кадры и сооружение целой серии крупных храмов нельзя целиком относить за счет работы приезжих, киевских мастеров. И все же самостоятельных черт в этих постройках еще мало. Ко­нечно, здесь гораздо шире, чем в Киеве, использовали местный известняк, но ведь и в новгородской Софии, строительство которой явно выполнялось киевскими зод­чими, тоже в большом количестве применялся местный камень. Более того, в Софийском соборе этого камня даже больше, чем в постройках начала XII в. Однако, как бы широко ни использовали мастера начала XII в. местную плиту, все наиболее ответственные в конструктивном отно­шении участки (своды, арочные перемычки) делались в основном из плинфы в технике кладки со скрытым рядом, т. е. вполне по-киевски. Применяемая в строи­тельстве волховская известняковая плита легко выветривается, и для предохранения стен от разрушения поверх­ность фасадов затирали розовым известковым раствором, тогда как арочные перемычки окон и порталов, сложенные из кирпича, раствором не закрывали.
В 1103 г. в княжеской резиденции Городище близ Новгорода построили церковь Благовещения. Позднее она была разрушена и на ее месте поставлена другая церковь. Остатки первоначальной постройки обнаружены при рас­копках. Выяснилось, что это был шестистолпный храм с крестчатыми в плане столбами. Западное его членение представляло собой четко отделенный от остального поме­щения нартекс, а к северо-западному углу храма примы­кала прямоугольная в плане лестничная башня.
Следующая по времени новгородская постройка - Ни­кольский собор на Ярославовом дворище (обычно его называют Николо-Дворищенским собором) - возведена в 1113 г. Храм этот очень близок по схеме плана таким киевским памятникам, как соборы Печерского и Михай­ловского Златоверхого монастырей (последний, кстати, был сооружен всего за несколько лет до новгородского). Никольский собор был связан с ансамблем княжеского дворца, и на его хоры попадали по переходу, ведущему из собора во дворец. В конце XII в., когда деревянный дворец перестал функционировать, в южное членение нартекса собора встроили лестничную башню. Сохранив­шийся почти полностью Никольский собор в настоящее время имеет одну главу, но на его чердаке, т. е. под более поздней крышей, сохранились основания еще четырех барабанов: первоначально собор был пятиглавым. Такое необычное для XII в. решение вызвано, вероятно, опреде­ленным заказом, связанным с изменением социальной обстановки в Новгороде. Князь здесь постепенно терял свои прерогативы в пользу совета крупных бояр во главе с епископом, и княжеский Никольский собор, очевидно, хотели противопоставить епископскому Софийскому со­бору.

 

Ярославово дворище получило своё название по имени князя Ярослава, прозванного позже Мудрым. В период новгородской независимости употреблялось слово «двор» впервые слово «Дворище» употреблено в Псковской II летописи под 1477 годом в связи с откровенным намерением Ивана III упразднить новгородский вечевой строй, начиная с Московского периода употреблением слова «Дворище» сделалось постоянным. Судя по названию, возникновение этого двора относится ещё к рубежу X—XI веков. Впервые словосочетание «Ярославль двор» упоминается ещё в Ипатьевской летописи под 1149 годом, что исключает вероятность возникновения данного топонима в связи с именем другого русского князя. Сравнительно поздняя, но сохранившая фрагменты древненовгородского летописания Новгородская III летопись (под 1208 годом), так объясняет происхождение название урочища «Ярославово дворище» тем, что

великий князь Ярослав жил на Торговой стороне близ реки Волхова, где ныне церковь каменна Николая чудотворца, яже и доныне словет Ярославле дворище.

 

1113 г. НИКОЛЬСКИЙ СОБОР НА ДВОРИЩЕ В НОВГОРОДЕ

-храм княжеский, возвышенный, торжественный образ

- закомарный храм с 5 куполами, киевский тип, но по-новому переосмысленный

-высокое, гармоничное по пропорциям сооружение, стремится вверх

-стремительность линий, подчёркнутый вертикализм

- иная композиция декора фасадов – в центральном прясле не тройная композиция, как в Киеве, а 4 окна, по 2 в 2 яруса

-аркатура на барабане – крупный ритм

-в кладке меньше кирпича, больше камня, что даёт более живописную поверхность, с меньшей графической выразительностью, но звучит иная тема – ощущение рукотворности храма, чувство человеческой руки, мягкая светотень

Интерьер

-высокий, хорошо освещённый

- хоры очень высокие, т.к. находятся на одной высоте с хорами Софийского собора

 

Типологически близким сооружением, видимо, выстроенным той же артелью мастеров, является

1119 г. ГЕОРГИЕВСКИЙ СОБОР ЮРЬЕВА МОНАСТЫРЯ

-даёт наиболее развитый типкняжеского новгородского храма

-тот же сплав – киевская традиция + подражание Святой Софии

- схема, структура храма в целом повторяет киевскую, но появляются новые акценты – высотность, монументальность, пластика

-ясность пространственной композиции, структурность, убедительность форм

- 3-купольный храм, 2 дополнительных купола в западной части – над башней, ведущей на хоры, и симметричная ей

- высота стен около 20 метров

- очень узкое восточное прясло

-изобилие однообразных окон, ниш, расположенных ярусами

ИНТЕРЬЕР

-внутри храм продолжает мыслиться как центрическое пространство

-материальная весомость форм, грандиозность

- это завершение развития княжеской архитектуры Новгорода, вершина эволюции

 

Среди новгородских памятников начала XII в. не­сколько особняком стоит собор Антониева монастыря. В нём уже намечается зарождение новых черт архитектуры

 

1117 г. СОБОР РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ АНТОНИЕВА МОНАСТЫРЯ В НОВГОРОДЕ

- меньше по размеру, чем предыдущие

- Антоний приплыл на камне из Рима

-узкое и высокое здание, выпуклость апсид и окружность башни, объёмы башни роднят её с романской архитектурой запада

- скупое простое оформление фасадов

ИНТЕРЬЕР

- западные столпы восьмигранные, восточные столпы – Т-образные

Основателем и первым настоятелем монастыря был преподобный Антоний Римлянин. Обстоятельства его появления в Новгороде описываются в составленном в XVI веке житии и имеют легендарный характер. Согласно житию, Антоний происходил из Рима и попал в Новгород чудесным способом. Во

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.