Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Возникновение фольварочно-барщинной системы



Наиболее динамично процесс развития крупного феодального землевладения проходил в Галичине и на Волыни. Основными его источниками были королевские и великокняжеские пожалования, захват общинных земель, покупка имений у других собственников. В XV в. в Галичине исчезает темин “панский двор” как признак собственного хозяйства феодала, а взамен для обозначения многоотраслевого феодального хозяйства, основанного на барщинном труде, появляется термин «фольварк».

Одновременно с ростом фольварков увеличивалась и барщина. Так, если в начале XV в. в Галичине крестьяне отрабатывали 14 дней барщины в год, то в конце столетия – 2 дня в неделю, т. е. 104 дня в год.

В Галичине, на Волыни и Подолье интенсивному росту фольварочной системы хозяйствования способствовали повышение спроса горожан на продукты питания и сырье для ремесленного производства, а также постоянное увеличение товарооборота со странами Западной Европы. В фольварках сырье не только производили, но частично и перерабатывали на мельницах, винокурнях и т. д. В Центральной и Восточной Украине к середине XVI в. фольварки распространения не получили.

Начало юридического оформления крепостного права

В процессе роста феодального землевладения происходило сближение между различными категориями крестьянства, а его феодальная зависимость постепенно перерастала и юридически оформлялась в зависимость крепостную. Все более ограничивалась личная свобода хлебороба, он прикреплялся к земле и становился «непохожим» (в отличие от «похожего» – лично свободного).

На украинских землях в составе Польши процесс юридического оформления крепостного права проходил несколько быстрей. С 1435 г. галицкий крестьянин имел право уйти от феодала только раз в году, на Рождество, уплатив солидную по тому времени сумму и найдя себе замену. В 1496 г. это право было ограничено одним хозяйством в селе. Польские сеймы 1505 и 1520 гг. запретили крестьянам покидать свой надел без согласия пана и узаконили двухдневную барщину.

Привилей 1447 г. Казимира IV ограничил прием феодалами ВКЛ беглых крестьян и одновременно пожаловал им право вотчинного суда. Панам коронных земель такое право было подтверждено Нешавскими статутами 1454 г. Статут Великого княжества Литовского 1529 г. не позволял зависимому крестьянину при переходе к другому землевладельцу забирать с собой имущество, скот, орудия труда. Беглых крестьян разрешалось возвращать на протяжении 10 лет. «Устава на волоки» 1557 г., называя формы землевладения, уже не упоминает о крестьянской земельной собственности.

Города

Украинские города и местечки по своему юридическому статусу делились на великокняжеские (королевские), частновладельческие и церковные. Частновладельческие города продавались, покупались, сдавались в аренду. В XIII – XV вв. в частной собственности феодалов находилось около 80 % всех городов и местечек Украины. Часто феодальные собственники владели отдельными городскими территориями, так называемыми «юридиками», население которых платило подати в пользу своего владельца. Но со временем все больше городов добивалось права на самоуправление.

Южнорусские города в составе Короны и ВКЛ различались по национальному составу населения, хозяйственной деятельности жителей. В Галицкой Руси первоначально основную массу колонистов составляли немцы. Но как чехи и венгры они довольно быстро полонизировались благодаря общей религии и смешанным бракам с колонистами-поляками. Важной по влиянию и численности этнической группой городского населения были армяне, которые со второй половины XIV в. образовали отдельную церковную общность во главе с епископом, подчиненным католикосу. Со времен Казимира Великого покровительством Короны пользовались евреи. Поскольку в большинстве городов они не имели права заниматься ремеслами, а отчасти и торговлей, в их руках оказалось ростовщичество, и накопились немалые капиталы. Евреи и армяне совершенно не растворялись в славянском мире как, например, немцы.

В отличие от пестрых в этническом отношении городов Галичины, в поселениях городского типа на Волыни и Киевщине, как правило, преобладало русское население. Прирост городских жителей происходил в основном за счет окрестных сел, а отчасти и за счет миграции из других регионов ВКЛ. Так, в Житомире по данным ревизии 1552 г. проживали выходцы из Киевщины, Волыни, а также из Беларуси (Бобруйска, Копыля, Слуцка и Турова). Кроме того, на Киевщине городское население традиционно пополнялось за счет степняков, а в больших городах Волыни существовали еврейские общины.

В целом городское население западных регионов росло значительно быстрей. Уже в начале XV в. по числу жителей (15 тыс.) резко выделялся Львов, в то время как в Киеве тогда проживало 3 тысячи человек. Горожане Галичины, Западного Подолья и отчасти Волыни заметно превращались в новую общность открытого типа.

Если города Западной Руси становились центрами ремесла и торговли, то городские поселения Южной Руси в целом сохраняли феодально-аграрный характер. Их жители занимались земледелием, скотоводством, промыслами и только частично ремеслом и торговлей; пребывали в феодальной зависимости и подобно крестьянам выполняли различные повинности, платили подати. Так, например, «чистое» торгово-ремесленное население Ковеля составляло лишь треть его жителей.

В связи с тем, что Южная Волынь, Киевщина и Брацлавщина жили под постоянной угрозой татарских нападений, городам отводилась важная роль в защите окрестного населения. Оборонные функции накладывали свой отпечаток на весь уклад жизни мещан, консервировали архаичное деление жителей на десятки и сотни. Для жителей Киева, Черкасс, Белой Церкви, Корсуня и других городов уплата податей заменялась обязанностью нести сторожевую службу, выступать с оружием в руках на защиту своего города. Но и в городской жизни Южной Руси наблюдались новые явления и процессы. Получила распространение ярмарочная торговля. Постоянные ярмарки существовали в Киеве, Луцке и других городах. Углублялась специализация ремесленного производства.

Характерной чертой городской жизни была цеховая организация. Ремесленники одной или родственных специальностей объединялись в цехи, которые обеспечивали им хозяйственную независимость, монополию на занятие данным ремеслом в городе, регулировали закупку сырья и раздел его между членами цеха. Первое упоминание о цеховой организации на Украине датируется 1386 г. и относится к цеху сапожников Перемышля. В конце XV – начале XVI в. цеховые обьединения ремесленников получили распространение в городах Волыни и Киевщины. Во Львове, Луцке и Киеве действовало по 15 – 30 цехов в каждом.

Магдебургское право

С XIV в. в отдельных украинских городах начинает вводиться Магдебургское право, которое позволяло им создавать органы самоуправления. Первыми получили это право вместе с немецкими колонистами города Закарпатской Украины (с 1329 г. - Хуст), которые принадлежали Венгрии. В 1339 г. галицкий князь Болеслав-Юрий II даровал его городу Санок (сейчас на территории Польши). В 1356 г. Магдебургское право получил Львов.

С переходом украинских земель под власть Польши и Литвы жалованные грамоты на введение в украинских городах Магдебургского права давали короли и великие князья, видя в нем средство колонизации новых земель. В XV – XVI вв. оно стало основой жизни ряда городов Правобережной Украины. Так, в 1494-1497 гг. его получил Киев. С XVI в. Магдебургское право стали даровать своим городам и крупные феодалы.

Получение городом Магдебургского права означало ликвидацию власти и суда над горожанами со стороны феодалов, местной королевской и великокняжеской администрации. Кроме того, городское население освобождалось от натуральных повинностей и обкладывалось определенными налогами с торговли и промыслов. Функции управления городом переходили к магистрату. Он состоял из двух коллегий – лавы, которая ведала судом в криминальных вопросах, и рады, которая ведала гражданским судом, полицией, наблюдала за торговлей и т. п. Во главе магистрата стоял войт.

Степень городского самоуправления на Украины не была одинаковой: отдельные города имели полное Магдебургское право, другие – неполное. Из всех украинских городов, которые жили по магдебургскому образцу, только Киев самостоятельно выбирал войта. Право на самоуправление давалось в первую очередь иностранным колониям, даже нескольким для одного города. Так, в Каменце-Подольском существовало три магистрата – польский (с 1374 г.), украинский (с 1553 г.) и армянский (с 1565 г.). Они имели свои жилые кварталы, храмы, цехи, рынки.

Распространение на города Украины Магдебургского права – сложный и неоднозначный процесс. С одной стороны, оно содействовало освобождению горожан от своеволия королевских и великокняжеских наместников, злоупотреблений крупных землевладельцев, вело к европеизации городской жизни. С другой – Магдебургское право, открывая шлюзы для усиления немецкой и польской колонизации, вытесняло коренных жителей из органов местного самоуправления, тормозило развитие местных норм и традиций городской жизни. Поэтому М.С.Грушевский, например, давал ему негативную оценку, подчеркивая, что оно нарушало единство традиционного украинского общества.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.