Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Положение православной церкви в Великом княжестве Литовском.



Православная церковь на землях, подвластных ВКЛ, по сравнению с Галичиной находилась в лучшем положении. В свое время православие приняли сыновья Гедемина Любарт, Кориат, Наримонт, Ольгерд и почти все дети последнего. Правда, запланированные первоначально брак Ягайлы с дочерью Дмитрия Донского, а значит и принятие им православия, не состоялись.

Ход исторического развития Литовско-Русского государства был изменен Кревской унией 1385 г. С этого времени прекратилась христианизация Литвы православной церковью. Литовцы-язычники начали принимать католичество, а православные – переходить на католический обряд.

Несмотря на то, что законодательных актов, которые ставили бы православную церковь в угнетенное положение, еще не было, дарование государственной властью ряда привилегий католической шляхте ограничивало права православной. Городельский привилей 1413 г. уравнял в правах литовских шляхтичей-католиков с польской шляхтой, а православных («схизматиков») приравнял к литовцам-язычникам. Этот акт стал предвестником грядущей религиозной нетерпимости, могучим фактором пропаганды западного христианства. Высшие слои общества переходили в католицизм ради тех прав и привилегий, которые давались только шляхте католического вероисповедания.

В связи с усложнением внутриполитической обстановки в ВКЛ привилеями 1432 и 1434 гг. была сделана попытка уравнять положение православных и католических верхов населения. Однако почти через столетие, в 1529 г., действие Городельского акта было подтверждено, чему предшествовал протест литовских панов против назначения трокским воеводой православного князя Константина Острожского (1522).

Характерной чертой политики великих князей литовских в отношении к православной церкви было стремление ввести отдельную от Москвы митрополию. Однако еще в первой половине XV в. большинство митрополитов были общими для Московского государства и ВКЛ. Окончательное разделение митрополии произошло во второй половине XV в. В Москве последним митрополитом, который еще носил титул «Киевского и всея Руси» был Иона (1448-1461), избранный без согласия константинопольского патриарха. Преемник его, митрополит Феодосий, назывался уже митрополитом «Московским и всея Руси».

Отдельным, привнесенным извне, эпизодом церковно-политической жизни Украины стала Флорентийская уния. Епархии ВКЛ своих представителей на Ферраро-Флорентийский собор не посылали из-за противодействия великого князя Сигизмунда Кейстутовича и виленского католического епископа. Видимо, не получили разрешения Короны на поездку в Италию и церковные иерархи Галичины. Правда, в соборе принимали участие представители львовской православной общины армян, которые представляли там и интересы армян каменец-подольских. Митрополит Исидор, подписав договор об унии восточной и западной церквей (1439), возвращаясь в Москву, посетил в 1440-1441 гг. Краков, Перемышль, Львов, Галич, Холм, Вильно, Киев и другие церковные центры. Католические иерархи и светские владельцы Польши не выступили открыто против унии церквей. Запрет на провозглашение унии Исидор получил в Вильно. Тот факт, что Исидор практически беспрепятственно официально провозгласил унию в Луцке, Владимире-Волынском и Киеве объясняется тем, что здесь, в отличие от Польши, его воспринимали не как кардинала и папского легата, а как митрополита-грека, представителя константинопольского патриарха.

В целом отношение украинского населения к миссии Исидора было довольно сдержанным. Среди мещанства существовало недовольство его богослужебной практикой – поминанием имени папы на литургиях, обрядовой мешаниной. Пребывание Исидора на землях ВКЛ и Польши после бегства весной из Москвы через Тверь в 1442 г. было практически незамеченным большинством современников. В 1443 г. он окончательно оставил русские земли. В 1451 г. Казимир IV дал согласие на подчинение всех епархий Киевской митрополии в ВКЛ митрополиту Ионе, пребывавшему в Москве, что подтверждало отсутствие унии как таковой на южнорусских землях.

В 1458 г. по распоряжению римского папы в противовес Ионе в сан митрополита для ВКЛ в Риме константинопольским экс-патриархом (униатским) Григорием Маммой был посвящен ученик Исидора Григорий Болгарин. Он был принят Казимиром IV и признан белорусскими и украинскими епархиями. Только черниговский митрополит не признал Григория Болгарина и отъехал в Москву. Таким образом, в 1458 г. было окончательно ликвидировано единство общерусской митрополии.

Первоначально Киевская митрополия находилась под верховенством римского папы и охватывала белорусские и украинские земли вместе с Галичиной. Уже в XVI в. к Москве отошли черниговская и смоленская епархии.

Однако церковная уния на землях ВКЛ до самого конца XVI в. осуществлена не была. Со временем Киевская митрополия вновь оказалась под контролем Константинополя, где Флорентийская уния была осуждена. Правда, зависимость от патриарха, в конце концов, превратилась в простую формальность: он давал благословение выбранному королем по рекомендации «князей и панов греческого закона» кандидату в митрополиты.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.