Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 11. Размножение и развитие человека

Тема: Размножение в органическом мире,
размножение и развитие человека.

Задание 11.1. Заполните таблицу, ответьте на вопросы:

Таблица 41. Бесполое размножение.

Размножение Примеры Особенности
Бесполое      
Половое          
  1. Какие наследственные признаки имеют дочерние организмы при бесполом размножении?
  2. Какие наследственные признаки имеют дочерние организмы при половом размножении?
  3. Какая форма размножения позволяет приспособиться к изменяющимся условиям среды?

 

Задание 11.2. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.

Рисунок 44. Строение мужской половой системы.

 

 
 

 

 


1. Что обозначено цифрами 1 — 7?

2. Как называются мужские половые железы?

3. Что кроме половых клеток образуется в мужских половых железах?

4. Сколько хромосом в сперматозоидах человека?

5. Какие половые хромосомы содержат сперматозоиды, сколько их в одном сперматозоиде?

 

 

Задание 11.3. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.

Рисунок 45. Схема строения женской половой системы.

 

 
 

 


1. Что обозначено цифрами 1 — 7?

2. Где образуются яйцеклетки?

3. Как яйцеклетка попадает в матку?

4. Где образуются женские половые гормоны?

5. Сколько хромосом в яйцеклетках человека?

6. Какие половые хромосомы находятся в яйцеклетках, сколько их в одной яйцеклетке?

 

 

**Задание 11.4. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.

Рисунок 46. Овуляция, оплодотворение, начальные этапы развития эмбриона.

 
 

 


1. Что обозначено цифрами 1 — 10;

2. За счет чего яйцеклетка продвигается по маточным трубам по направлению к матке?

3. Через какое время яйцеклетка попадает в полость матки?

Задание 11.5. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.

Рисунок 47. Развитие фолликулов в яичнике и слизистой матки на протяжении менструального цикла.

 

 
 

 

 


  1. Сколько дней продолжаются месячные?
  2. На какой день цикла происходит овуляция — выход яйцеклетки из яичника?
  3. Какое время после овуляции яйцеклетка сохраняет способность к оплодотворению?
  4. Какое время сперматозоиды сохраняют оплодотворяющую способность в половых путях женщины?

Задание 11.6. Дайте положительный (+) или отрицательный (–) ответ на данные утверждения:

Оплодотворение и развитие эмбриона.

 

  1. Бесполое размножение приводит к образованию генетически идентичных потомков.
  2. У человека в клетках тела 23 хромосомы отцовские, 23 хромосомы материнские.
  3. У мужчины в клетках тела две половые хромосомы — Х и У.
  4. У человека Y-хромосома передается от отца к дочери.
  5. Яйцеклетка в фолликуле развивается около 14 дней.
  6. Выход яйцеклетки из яичника (овуляция) происходит на 14-е сутки после начала месячных.
  7. Овуляция яйцеклеток происходит сразу после месячных, каждый день до следующих месячных овулирует одна яйцеклетка.
  8. Способность к оплодотворению яйцеклетка сохраняет после овуляции около семи дней.
  9. После оплодотворения зигота подвергается дроблению и в полость матки попадает зародыш, состоящий из 30 — 32 клеток.
  10. Эмбрион получает из материнского организма кислород и питательные вещества через плаценту.
  11. В плаценте кровь матери и эмбриона смешивается.

Задание 11.7 Заполните в тетради таблицу:

Таблица 42. Периоды онтогенеза человека.

Название периода Возраст Характерные признаки
1. Новорожденный 2. Грудной 3. Детский: девочки — мальчики 4. Подростковый: девочки — мальчики 5. Юношеский: девушки — юноши 6. Зрелый возраст: женщины — мужчины 7. Пожилой возраст: женщины — мужчины 8. Старческий 9. Долгожители 1 — 10 дней 11 дней — 1 год 1 год — 11 лет 1 год — 12 лет 12 — 15 лет 13 — 16 лет 16 — 20 лет 17 — 21 год 21 — 55 лет 22 — 60 лет 56 — 74 года 61 — 74 года 75 — 90 лет свыше 90 лет  

Задание 11.8. Вопросы к зачету:

 

Тестовое задание.

 

  1. Каков набор хромосом сперматозоида и яйцеклетки?
  2. Какие половые хромосомы в яйцеклетках человека? В сперматозоидах?
  3. За какие функции отвечают семенники? Яичники?
  4. Сколько времени развивается фолликул в яичнике женщины?
  5. На какой день месячного цикла происходит овуляция яйцеклетки?
  6. **Сколько времени функционирует желтое тело как временная железа внутренней секреции?
  7. Какое время яйцеклетка сохраняет способность к оплодотворению?
  8. Какое время сперматозоиды сохраняют оплодотворяющую способность?
  9. Через какой орган развивающийся зародыш получает из матки питательные вещества и кислород?
  10. Каким образом алкоголь, никотин, лекарства влияют на развитие эмбриона?

 

Теоретические вопросы.

 

1. Особенности полового размножения.

2. Месячный цикл развития яйцеклетки.

3. Оплодотворение, развитие зародыша.

Ответы

Тема: Размножение в органическом мире,
размножение и развитие человека.

Задание 11.1.

Таблица 41. Бесполое размножение.

Размножение Примеры Особенности
Бесполое   У бактерий (деление пополам); дрожжей (почкование); растений (вегетативное размножение, размножение спорами); простейших (деление пополам); кишечнополостных (почкование); плоских червей (фрагментация) и др. Дочерние организмы содержат генетическую информацию только одного, материнского организма. Если условия среды неизменные, позволяет увеличить количество особей с имеющимся генотипом.
Половое   У растений — двойное оплодотворение цветковых, у голосеменных, у папоротникообразных, моховидных, водорослей происходит образование и слияние половых клеток — гамет. Дочерние организмы получают генетическую информацию от двух организмов, отцовского и материнского. Потомство попадает под контроль естественного отбора, выживают наиболее приспособленные.

 

1. Такие же как и материнский организм. 2. Уникальную комбинацию генов, полученных от родителей. 3. Половое размножение.

Задание 11.2.

Рисунок 44. Строение мужской половой системы.

 

 

1. 1. Половой член. 2 Мошонка. 3. Семенник. 4. Семявыводящие протоки. 5. Мочеиспускательный канал. 6. Мочевой пузырь.

2. Семенники.

3. Половые гормоны.

4. 23 хромосомы.

5. Половина сперматозоидов несет Х-хромосому, половина У-хромосому. Половая хромосома одна.

Задание 11.3.

Рисунок 45. Схема строения женской половой системы.

 

1. 1. Влагалище. 2. Шейка матки. 3. Матка. 4. Яичник. 5. Маточные трубы. 6. Мочевой пузырь. 7. Мочеиспускательный канал.

2. В яичниках.

3. По маточным трубам.

4. Гормоны образуют яичники, фолликулы, желтое тело.

5. 23 хромосомы.

6. Одна половая хромосома, всегда Х-хромосома.

Задание 11.4.

Рисунок 46. Овуляция, оплодотворение, начальные этапы развития эмбриона.

 

1. 1. Яичник с развивающимися фолликулами. 2. Овуляция яйцеклетки. 3. Воронка маточной трубы. 4. Оплодотворение яйцеклетки. 5. Зигота. 6. Дробление зиготы. 7. Зародыш в полости матки (стадия бластоцисты). 8. Трофобласт. 9. Эмбриобласт. 10. Шейка матки.

2. За счет реснитчатого эпителия.

3. Через 4 — 5 дней.

Задание 11.5.

Рисунок 47. Развитие фолликулов в яичнике и слизистой матки на протяжении менструального цикла.

 

1. 4-5 дней. 2. На 14-15. 3. 24 часа. 4. До 2 суток.

Задание 11.6.

Оплодотворение и развитие эмбриона.

 

1. В большинстве случаев. 2. Да. 3. Да. 4. Нет. 5. Да. 6. Да. 7. Нет. 8. Нет. 9. Да. 10. Да. 11. Нет.

Задание 11.7

Таблица 42. Периоды онтогенеза человека.

Название периода Возраст Характерные признаки
1. Новорожденный 2. Грудной     3. Детский: девочки — мальчики   4. Подростковый: девочки — мальчики   5. Юношеский: девушки — юноши   6. Зрелый возраст: женщины — мужчины 7. Пожилой возраст: женщины — мужчины 8. Старческий 9. Долгожители 1 — 10 дней 11 дней — 1 год   1 год — 11 лет 1 год — 12 лет   12 — 15 лет 13 — 16 лет   16 — 20 лет 17 — 21 год   21 — 55 лет 22 — 60 лет 56 — 74 года 61 — 74 года 75 — 90 лет свыше 90 лет Спит большую часть времени, просыпается лишь для кормления. В конце первого месяца пытается распрямлять ножки; на 6 неделе поднимает и удерживает головку, на 6 месяце сидит, в конце года пытается делать первые шаги. Раннее детство (1 — 3 года). Ребенок начинает ходить, играть, говорить. Позже — период вопросов. Продолжает расти головной мозг. Дошкольный период (от 3 до 7 лет): речь, игры, труд, воспитание — закладывают основы будущего мышления и поведения. Школьный период (от 7 до 17 лет). Серьезный, напряженный труд, жизнь по требованиям строгой школьной дисциплины. Формируются навыки жизни в большом коллективе. Глубокая перестройка деятельности физиологических систем, половое созревание. Формирование вторичных половых признаков у девочек и у мальчиков. Увеличивается возбудимость, возникает повышенная раздражительность. Необходимы занятия различными видами спорта, участие в интересных общественных делах, кружках самодеятельности. В основном заканчиваются процессы роста и формирования организма, он достигает предельной величины, наступает психическая, физическая и половая зрелость. Строение и функции организма относительно постоянны. В организме происходит закономерный процесс возрастных изменений. Нарушается деятельность его физиологических систем, особенно желез внутренней секреции. Появляется необходимость в лекарственных препаратах. С течением времени они становятся все более выраженными.

Задание 11.8.

 

Тестовое задание.

 

1. 23 хромосомы, одинарный. 2. Яйцеклетки содержат одну Х-хромосома, половина сперматозоидов несут Х-хромосому, половина — У-хромосому. 3. Образование половых клеток и половых гормонов. 4 14 дней. 5. На 14-15 день. 6. 14 дней. 7. Около суток. 8. До двух суток. 9. Через плаценту. 10. Вызывают мутации.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.