Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Определение понятия доходов бюджета



Теоретические основы доходов бюджета

Бюджет является центральным звеном финансовой системы. В настоящее время бюджет необходим каждому государству для удовлетворения государственных и общественных потребностей в денежных средствах.

В юридической и экономической литературе бюджет рассматривается в разных аспектах.

1. Как экономическая категория бюджет обусловлен тем, что выполнение функций государства объективно требует финансовых ресурсов. В данном аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов.

Сущность бюджета как экономической категории реализуется через ряд функций: распределительную (регулирующую), контрольную, фискальную и информационную.

Содержание распределительной функции бюджета характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом выступают почти все участники общественного производства. Содержание этой функции реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства.

Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через качественно-количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях национальной экономики.

Фискальная функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены. С другой стороны, необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности.

С информационной стороны бюджет - это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

2. В материальном смысле бюджет представляет централизованный денежный фонд, который формируется на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной власти. Материальное содержание бюджета имеет сложную организационную структуру и находится в постоянной динамике: изменяется объем аккумулируемых денежных средств, виды доходов и расходов.

3. Как правовой акт бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти и имеющий силу закона.

Бюджет – план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства. По своей природе бюджет – политический акт. Это план управления на будущий период, программа управления, предложенная исполнительной властью на ободрение парламента. В парламентарных государствах вотирование бюджета служит выражением доверия правительству со стороны большинства членов парламента, а отклонение бюджета есть наиболее резкое выражение недоверия парламента исполнительной власти.

Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны.

Главное значение бюджета состоит в том, что через него происходит мобилизация централизованных финансовых ресурсов государства и их расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов.

Бюджет, являясь формой образования и расходования денежных средств в целях обеспечения функций органов государственной власти, занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

В новых условиях изменяются приоритеты бюджетной политики. Бюджет, концентрируя финансовые ресурсы на нужных участках и направлениях, позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики.

Бюджет выступает мощным рычагом воздействия на социально-экономическое развитие страны. Он призван обеспечивать не только создание общегосударственного фонда денежных средств, но и эффективное его использование в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики. Это значит, что в бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется. Тем самым реализуется распределительная функция этого звена финансовой системы.

Республиканские и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между органами управления. Через движение бюджетных ресурсов контролируется формирование доходной части бюджета и эффективность использования его расходной части (контрольная функция этого звена финансовой системы).

Государственный бюджет для выполнения своей роли в процессе общественного воспроизводства должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть доходов юридических и физических лиц. Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней.

Материальной основой доходов государственного бюджета является национальный доход, т. е. та часть, которая централизуется в основном фонде денежных средств государства и его регионов. В бюджете аккумулируется основная часть государственных финансовых ресурсов (более 2/3 всего объема), принимающих форму доходов бюджета. Исполнить бюджет по доходам – это, значит, мобилизовать все предусмотренные законодательством ресурсы: налоги, сборы, неналоговые платежи и отчисления и распределить их по уровням бюджетной системы.

Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом и иными актами бюджетного законодательства источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд.

Как экономическая категория доходы бюджета – это денежные отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Государство для образования доходов своего бюджета вступает в финансовые взаимоотношения с отдельными звеньями хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные и региональные нужды часть созданного или полученного ими национального дохода. Все источники доходов делятся на две основные группы – внутренние и внешние. К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для осуществления своих функций; к внешним – национальный доход другой страны, заимствованный в форме внешних займов, а в исключительных случаях – национальное богатство.

Формы и методы образования доходов бюджета трансформируются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди которых первостепенное значение имеют уровень развития производительных сил и производственных отношений, финансовой науки. Значительное влияние на доходы оказывают также сложившаяся экономическая и социальная ситуация, политика и приоритеты развития общества на данном этапе, стратегия и тактика достижения намечаемых целей и др. Однако в любом случае главным назначением мобилизационных доходов является формирование устойчивой финансовой базы, позволяющей органам государственной власти всех уровней осуществлять исполнение своих функций, удовлетворять общегосударственные и региональные потребности. Назначение доходов – покрытие расходов бюджета. Вместе с тем следует найти такие формы финансовых взаимоотношений с хозяйствующими субъектами и населением, методы изъятия в доходную часть бюджета, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование ресурсов, и как следствие — увеличение поступлений. В этом заключается как фискальная, так и стимулирующая функции доходов, обеспечивающие расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета.

Таким образом, доходы бюджета формируются за счет денежных поступлений (налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений) находящихся в распоряжении государственных органов, и являются центральным показателем бюджета, что позволяет определить сумму расходов государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровень благосостояния народа.

Местные налоги и сборы выступают только как регулирующие доходы местных бюджетов. Однако согласно ст. 121 Конституции, к исключительной компетенции местных Советов депутатов (от сельского до областного) относится право установления в соответствии с законом местных налогов и сборов. Следовательно, налог или сбор, установленный сельским или районным Советом депутатов, будет собственным доходом сельского бюджета.

По всей вероятности, данное положение в отношении местных налогов и сборов должно относиться к установлению этих налогов и сборов местными Советами депутатов областного и базового уровня. В настоящее время в соответствии с нормами закона о республиканском бюджете право на установление местных налогов и сборов в значительной мере предоставлено Советам депутатов областного уровня, и весьма незначительно - базового уровня. При установлении этих местных налогов и сборов будет произведено это нормативное отчисление в нижестоящие (районные, городские городов областного подчинения, сельские и поселковые) бюджеты.

Пунктом 2 ст. 28 Бюджетного кодекса предусмотрено, что нормативы отчислений от регулирующих доходов (в процентах) из республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска определяются ежегодно при утверждении республиканского бюджета.

Такой же процесс предусмотрен и в отношении нормативов отчисления от регулирующих доходов для консолидированных районных бюджетов и бюджетов городов областного подчинения. Так, при утверждении Минского областного бюджета решением Минского Совета депутатов устанавливаются нормативы отчисления за счет регулирующих доходов во все районные бюджеты Минской области и бюджеты городов областного подчинения: Борисов, Молодечно, Слуцк.

Пункт 4 ст. 28 Бюджетного кодекса определяет порядок бюджетного регулирования бюджетов Советов депутатов первичного уровня. Нормативы отчисления от регулирующих доходов утверждаются при принятии решений об утверждении районного бюджета.

Специалисты в области финансового права разделяют мнение большинства научных исследований о том, что один и тот же источник доходов по отношению к одному бюджету является собственным доходом, одновременно этот источник по отношению к нижестоящему бюджету может быть регулирующим.

Бюджетный кодекс определяет, что доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы нашего государства формируются за счет четырех групп доходов, установленных ст. 24 Кодекса. Кроме того, источники доходов могут устанавливаться и иными законодательными актами и прежде всего решениями Президента Республики Беларусь.

В соответствии с п. 2 ст. 29 Бюджетного кодекса доходы республиканского бюджета формируются за счет собственных доходов, регулирующих доходов, часть которых не передается в нижестоящие консолидированные областные бюджеты и бюджет г. Минска. Кроме того, к собственным источникам республиканского бюджета относятся межбюджетные трансферты.

Таким образом, к доходам республиканского бюджета, по мнению законодателя, относятся:

1) собственные (постоянно закрепленные);

2) регулирующие;

3) трансферты.

Собственными доходами республиканского бюджета являются налоговые доходы, предусмотренные ст. 30 Бюджетного кодекса, так как одни налоги и сборы зачисляются в республиканский бюджет в полном объеме, другие - частично, но постоянно, из года в год. Полностью поступают в республиканский бюджет неналоговые доходы, за редким исключением.

В теоретическом плане регулирующие доходы в принципе не могут быть у республиканского бюджета. Это обуславливается самим их названием, которое определяет цель этих доходов — бюджетное регулирование. Это подтверждается пп. 148 ст. 2 Бюджетного кодекса, где прямо установлено, что регулирующие доходы - это те доходы, которые распределяются между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования. Следовательно, регулирующие доходы - это те доходы, которые передаются из вышестоящего бюджета в нижестоящий. У республиканского бюджета нет вышестоящего бюджета. Кроме того, поскольку регулирующие доходы необходимы для бюджетного регулирования, республиканский бюджет не подлежит бюджетному регулированию. Таким образом, он полностью обеспечен собственными доходами и за счет собственных доходов республиканского бюджета происходит бюджетное регулирование бюджетов областей и г. Минска.

Задачей бюджетных трансфертов является регулирование сбалансированности нижестоящих бюджетов. В таком случае они являются регулирующими доходами в виде субвенций и дотаций, которые и призваны окончательно сбалансировать нижестоящие бюджеты.

В составе бюджетов всех уровней могут создаваться государственные целевые фонды, которые должны формироваться для определенных целей, в том числе в соответствии с бюджетными программами.

В отличие от государственных внебюджетных фондов целевые фонды формируются в составе бюджетов. Их суммы денежных средств входят в объем каждого бюджета и формируется за счет до­ ходов, которые определены для каждого звена бюджетной системы (ст. 30-37, п. 3 ст. 29 Бюджетного кодекса). В соответствии с п. 1.29 ст. 2 Бюджетного кодекса целевые бюджетные фонды могут формироваться и за счет определенных доходов и иных источников. Это коллизионная норма Бюджетного кодекса.

В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты. Местные бюджеты делятся на:

-бюджеты первичного уровня;

-бюджеты базового уровня;

-бюджеты областного уровня.

Бюджеты первичного уровня включают в себя:

· бюджеты городов районного подчинения (14), средний объем бюджета составляет 2 млрд. рублей. Только 4 из них являются бездотационными;

· бюджеты поселковых советов (25), средний объем бюджета – 0,9 млрд. рублей, 5 являются бездотационными;

· бюджеты сельских советов (1180), средний объем бюджета составляет 0,7 млрд. рублей, 257 являются бездотационными.

Бюджеты базового уровня состоят из:

· бюджетов городов областного подчинения (10), средний объем бюджета составляет 1,7 трлн. рублей, 1 является бездотационным;

· районных бюджетов (118), средний объем бюджета составляет 0,4 трлн. рублей, 2 являются бездотационными.

Бюджеты областного уровня включают:

  • областные бюджеты (6), средний объем бюджета составляет 5,3 трлн. рублей, все бюджеты являются дотационными;
  • бюджет города Минска, объем бюджета составляет 30,1 трлн. рублей, бездотационный.

Местные бюджеты формируются за счет налоговых доходов (70%), собственных доходов, отчислений от общегосударственных налогов и доходов, дополнительных источников доходов, устанавливаемых самостоятельно местными Советами; дотаций и субсидий из вышестоящих бюджетов. Местные Советы не уполномочены увеличивать нормативы отчислений в свои бюджеты от общереспубликанских доходов и налогов. Бюджетным кодексом закреплены нормативы отчислений от доходов, формирующих преобладающую часть доходов местных бюджетов. В полном объеме в бюджеты регионов зачисляются такие крупные источники доходов, как подоходный налог, налог на прибыль коммунальных и негосударственных организаций, налоги на собственность.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.