Археологические находки многочисленных берестяных грамот и граффити показывают, что грамотность на Руси в XI-XII вв. охватывала все слои населения, а потому можно вполне объективно считать, что по этому критерию образованности древнерусское государство приближалось к Византии опережало Западную Европу.
Обучение грамоте на Руси осуществлялось модифицированным Кирил-лом и Мефодием буквослагательным методом, широко применяемым в византийских школах и уходящим своими корнями в античную образовательную практику. Универсальной учебной книгой долгое время была Псалтирь, служившая первоосновой для толкования библейских текстов. Кроме того, по ней изучались грамматика, риторика и философия. В качестве учебных пособий так же использовались вышеупомянутые переводные сборники, в которых содержались сведения по истории, географии, астрономии, минералогии и др.[7]
Что касается математики, то, начиная с XII в., ее изучали по произведению Кирика Новгородца. Благодаря этому научно-методическому трактату российские и зарубежные ученые впоследствии называли Кирика и первым русским математиком, ни в чем не уступавшим лучшим византийским и западноевропейским ученым средневековья, и основоположником русской научной теории календаря и хронологии, и древнерусским астрономом, и талантливым литератором. С полным правом его можно назвать и замечательным педагогом, задолго до В. Ратке и Я.А.Коменского предугадавшим основные принципы современной дидактики: системность, последовательность, наглядность и прочность. Это явно прослеживается в структуре и содержании «Учения о числах», имеющего четкую, дидактически выверенную логику построения и обучающую направленность изложения, ориентированную на практическое применение полученных знаний в реальной жизни.
Как и в средневековой Европе, большое влияние на развитие педагогической теории и практики в древнерусском государстве оказывала церковь. При подготовке к занятию желательно познакомиться с опытом монастырского образования на Руси и взглядами видных его представителей (Сергей Радонежский, Нил Сорский).
С упадком Византийской империи русская культура, а с ней и образование все больше и больше открывались для диалога с Западной Европой. На русский язык переводились популярные там научные и учебные труды Везалия, Гевелиуса, Майера, Меркатора и др. Наряду с теоретическими знаниями приходили сведения и о западноевропейской практике обучения и воспитания.
К середине XVII в. начинается постепенная "латинизация" отечественного образования на западный манер, с внедрением соответствующих схоластических методов. Примером этому могут служить Киево-Могилянская (основатель П.Могила, 1632 г.) и Московская славяно-греко-латинская академии (основатель С.Полоцкий, 1687 г.).
В противовес этому в стране поднимается движение старообрядцев, ратующих за чистоту русского православия. Их лидер протопоп Аввакум требует отказаться от изучения «внешних наук» и мертвых (греческого и латинского) языков и следовать традициям старинного «учения книжного».
Среднее положение между этими крайними позициями занимали сторонники так называемого греко-фильского направления (Е.Славинецкий, К.Истомин, Ф.Ртищев, И. и С.Лихуды), опиравшиеся на византийский педагогический опыт и призывавшие сочетать европейское школьное образование со сложившимися в веках на Руси образовательными традициями. В конечном итоге на рубеже XVII-XVIII вв. приоритетной для России окончательно становится ориентация на культуру и образование Западной Европы.
Зарождение педагогической мысли на земле Новгородской восходит к языческой культуре восточных славян и некоторых прибалтийско-финских народов, тесно переплетается с пришедшей из Античности через Византию христианской культурой и отражает исторические реалии общественно-политической, религиозной и хозяйственной жизни новгородцев.
Общая культура древнего Новгорода весьма демократична и педагогична. Педагогические идеи и воспитательный опыт многих поколений присутствуют в новгородском фольклоре, поучениях, посланиях и трактатах видных религиозных деятелей (Лука Жидята, Иоанн, Кирик Новгородец, Геннадий, Макарий), а также в житиях и других литературных памятниках (Великие Минеи Четии, «Домострой»). В них представлены общепедагогические и определена основная структура дидактических принципов, не потерявших своей актуальности и в наши дни.[8]
Совпадающая по времени с европейским предренессансом эпоха расцвета новгородского искусства стимулирует повышение внимания к человеческой индивидуальности, психологическим переживаниям личности, на-полняя реальной жизнью религиозные сюжеты и сея тем самым в душах людей зерна гуманизма и вольнодумства. Ростки этих зерен вскоре проявляются в движении новгородских еретиков, ставших первыми на Руси носителями нового гуманистического мировоззрения и предвестниками зарождения гуманистической традиции в отечественном образовании.
Воссоединившись с Москвой, Великий Новгород передает все свое культурное и педагогическое наследие единому Русскому государству и, постепенно теряя некоторые характерные черты, тем не менее, сохраняет сложившиеся в веках базовые педагогические традиции демократизма, открытости, уважительного отношения к книге, знаниям и образованным людям.
Дальнейшее развитие и содержательное наполнение педагогической теории и практики происходит в масштабе всей страны, однако, по-прежнему, роль новгородского образования, новгородских педагогов и мыслителей в этом процессе остается весьма заметной.