Банковское дело стало неотъемлемой частью повседневной жизни. Как кампании, так и люди зависят от банковской системы, при помощи которой они оплачивают ежедневные затраты на ведение бизнеса друг с другом. Угроза краха системы увеличивает значение бесперебойной работы банковской системы, и как сказал Буш (2009): «безопасность банковских депозитов стала делом наивысшей политической и экономической важности и государства делают все возможное, чтобы обеспечить безопасность». (стр. 23)
Начало глобального финансового кризиса в 2008 было встречено совместными планами бороться против него вместе. Однако, за прошедшие четыре года, возникло множество кризисов (финансовые, государственные долги и банковские кризисы). Медленная и неохотная реакция Европейского Союза на кризис и угрозы иностранных государств отечественным рынкам, вынудили государства – члены применить собственные меры, которые отличаются в каждом государстве. (Аллен и др. 2011). С изменением в структуре отечественных банков, возрос и риск того, что эти меры окажутся противоконкурентными и противоречивыми для единого рынка (Аллен и др. 2011) из – за благосклонности к отечественным банкам или противостояния иностранной конкуренции в отечественных банках. (Клифт и Волл 2012)
Согласно Фельстеру (2009) определение экономического национализма применимо тогда, когда экономический национализм «защищает интересы их страны и приветствует интервенцию в отечественную экономику, в целях преследования собственных интересов». (стр. 14) Однако в настоящее время это определение кажется устаревшим и не охватывает различные формы экономического национализма после создания Европейского Союза и единого рынка. Трансграничные характеристики и меняющаяся картина банковской отрасли привели к скрытым тенденциям в экономическом национализме, а именно к пагубному экономическому национализму, начинающемуся экономическому национализму и либеральному экономическому национализму.
На эти новые формы экономического национализма может пролить свет тематическое исследование. Предметом исследования была выбрана Германия в силу специфики ее мнения по вопросам о банковском союзе, связанных с кризисом, а также с мнением о кризисе государственного долга (среди других), что не может не привлечь внимания к исследованию национализма в этом, кажущемся таким могущественным, государстве – члене. В Германии отечественная банковская отрасль является значительной частью всей банковской системы. Банковский сектор Германии, являясь крупнейшей экономической системой Европы, достаточно обширен и с первого взгляда кажется хорошо управляемым. Главной угрозой для немецкого финансового рынка является банкротство иностранных банков и государств, и неудачные вложения в иностранные активы. Трансграничная характеристика финансового рынка сделала его чрезвычайно уязвимым, и требует внесения изменений в правила управления банком, что также относится к новым формам экономического национализма. В связи с этим возникает вопрос:
‘Является ли экономический национализм существенным фактором, и какова его природа в государственных мерах и идеях Германии с начала кризиса в середине 2008 года?’
Теория
Важность экономического национализма, судя по всему, возросла за последние несколько лет. Литература, в сущности, является подтверждением того, что в Евросоюзе существуют некоторые формы экономического национализма, однако тщательные исследования отдельных действий и идей государства-члена не проводились со времен финансового кризиса.
В целях исследования этих факторов, в данной диссертации будут рассмотрены развитие экономического национализма в финансовой сфере по отношению к экономическому либерализму, патриотизму, государственному интервенционизму и протекционизму. Исследования Клифта и Волла (2012) послужит основой для теоретической базы, так как они достаточно детально описали эти явления. Эти авторы выделяют две основные формы экономического национализма: классический протекционизм и либеральный экономический национализм. Разница между ними определяется содержанием либеральной и протекционистской политики экономического национализма. Государственный интервенционизм не является определяющим фактором экономического национализма, так как интервенционизм проявляется и в либеральном рынке.
Однако для этого тезиса, в работах Клифта и Волла (2012) не достает одной важной концепции. Из – за того, что эти авторы в основном рассуждают о связи экономического патриотизма по отношению к остальному, важная взаимосвязь между экономическим национализмом и наднациональной системой упущена. Теория Коэна (1991) о злокачественном и доброкачественном экономическим национализмом дает возможность реализовать эту концепцию. Там, где “доброкачественный национализм признает связь между личным интересом и системным; злокачественный национализм не придает ему значения или отрицает его.” (Леви Фор 1997, стр. 367) Злокачественный экономический национализм в этой диссертации будет объединен с классическим протекционизмом, в целях определения формы протекционизма. Либеральный экономический национализм и доброкачественный экономический национализм довольно – таки трудно объединить, так как доброкачественный экономический национализм усилит регулирование, но не либерализирует его. Кроме того, либеральный экономический национализм и доброкачественный экономический национализм отличаются от злокачественного экономического национализма, так как последний принимает во внимание интересы системы.
Методология
В данной диссертации будут использоваться качественные методы и данные, полученные в основном из газет, рабочих докладов, журнальных статей и других документов из баз данных научной информации и специализированных институтов и организаций. Обзор литературы и теоретической основы послужат фоном для изучения данной темы на примере Германии.
После определения теоретического материала, исследование внесет некоторую ясность в ситуацию экономического национализма в немецкой банковской системе. В Германии, по всей видимости, правильная банковская система сложилась исторически, однако, после возникновения кризиса, сформировался целый ряд действий и идей, направленный на защиту внутреннего рынка. Кроме того, размеры страны и точки зрения на спасение Греции, меры жесткой экономии в Греции и мнение Германии о банковском союзе, делает ее интересным объектом исследования.
Хотя некоторые ученые отмечают, что экономический национализм не может определяться ее конкретным политическим содержанием (т. е. Клифт и Волл 2012), важно выделить националистические структуры в отдельных политических системах, для определения экономического национализма финансовой индустрии в целом. Особенно если учитывать, что временные рамки, указанные в данной диссертации достаточно короткие (от 2008, затем немецкое правительство приступило к осуществлению мер в ответ на кризис), конкретные меры по преодолению кризиса составляют основу, определяющую экономический национализм.
В целях исследования, для начала последует описание немецкой банковской индустрии, а затем последует точка зрения Германии на антикризисные меры. Для того, чтобы иметь полное представление об антикризисных мерах и идеях Германии, национальная ответная реакция будет отнесена к кризису (в том числе акты финансовой стабилизации), вместе с реакцией Германии на создание банковского союза на наднациональном уровне. График будет использоваться в целях идентификации этих событий на банковском рынке в Германии с начала кризиса. Дополнительные данные будут извлечены из цитат и речей инспекторов, политических партий и правительств. Сюда также будет включена правительственная реакция Германии на инициативы, угрожающие внутреннему финансовому рынку (т. е. инициативы банковского Союза), и политические инициативы в Германии, с помощью которых правительство пытается защитить отечественный финансовый рынок. Все действия немецкого правительства, направленные на экономический национализм, будут сведены к трем пунктам. Первые два пункта будут по отдельности относиться к реакции Германии на кризис, в то время как в третьем пункте будет сформирован вывод о степени экономического национализма в Германии:
1. Определение ситуации посредством идей, интересов и институтов (правило трех «И»);
2. Исследование и применение этих трех «И» к форме экономического национализма;
3. Определение серьезности экономического национализма, посредством противопоставления и сравнения националистических действий и идей друг с другом.
Такой вид исследования был выбран потому, что он объединяет общие и специализированные вопросы, путем оценки положения, формы, степени серьезности и последствий. Это исключит вероятность упущения важных аспектов действий и идей экономического национализма.
Обзор выводов
Нет никакого сомнения в том, что в настоящее время в Германии присутствует форма экономического национализма. Хотя отдельные меры в основном указывают на доброкачественный экономический национализм, который поддерживает многоуровневое сотрудничество, укрепляет регулирование и предпочитает отечественные банки, учитывая все эти факторы можно увидеть, что солидная финансовая нормативная база была сформирована.
Идеи о сотрудничестве на наднациональном уровне в значительной степени поддерживаются Германией, однако только при условии применения предпочтений Германии на наднациональном уровне. Отказ от банковского Союза предполагает зарождение форм злокачественного экономического национализма, где идея наднационального сотрудничества отвергается в целях защиты немецкого финансового рынка.
Границы исследования
Несмотря на прошедшие годы, экономический кризис все еще в силе и нет ни малейшего намека на преодоление финансового кризиса. Таким образом, это означает, что стабильность мер, которые были представлены на национальных и наднациональных уровнях, не может быть оценена по достоинству. В то время как краткосрочные меры могут быть исследованы и в определенной степени способны предсказать долгосрочные последствия, долгосрочные последствия не столь ясны и могут оказать влияние на форму экономического национализма, а также на выводы данного исследования.
Дополнением в этой диссертации будет анализ экономических националистических мер в других государствах - членах (не являющимися членами еврозоны), сравнить и сопоставить эти данные с ситуацией в Германии. Измерение степени экономического национализма в нескольких государствах – членах в нашей диссертации приобретают особый смысл и служат фундаментом для более обоснованных выводов. Измерение экономического национализма на основе импорта и экспорта в Германии также выходят за рамки исследования, проведенного в данной диссертации, как и сравнение инвестиций, вложенные в национальные компании, расположенные в иностранных государствах.
Помимо заглавия (тема диссертационной работы), экономический национализм проявляется в товарах, услугах и труде, и в ограничениях, распространенных на них. Однако обсуждение этих сфер стоит краткого упоминания в обзоре литературы для того, чтобы обрисовать ситуацию и масштабы экономического национализма, но не будет основной темой исследования данной диссертации.